воскресенье, 23 апреля 2023 г.

Выдающиеся джазовые музыканты. Джимми Нун (Jimmie Noone) (1895 - 1944).

                                                                      
                                                                                                                                        Зал славы джаза.

Талантливый джазовый кларнетист и бэнд-лидер Джимми Нун (Jimmie Noone) родился 23 апреля 1895 года на ферме Кат Офф, штат Луизиана, в семье Люсинды (урожденной Даггс) и Джеймса Нун. В 1910 году семья переехала в Новый Орлеан. Первым инструментом Джимми стала гитара, а играть на кларнете он начал лет в пятнадцать. Его учителями стали Лоренцо Тио и молодой Сидни Беше.

Уже в 1913 году Нун стал играть в оркестре Фредди Кеппарда, заменяя Сидни Беше.

В 1916 году, когда Кеппард отправился в турне, Джимми Нун и Бадди Пети сформировали ансамбль «Young Olympia Band», в составе кларнета, фортепиано и ударных, что было довольно необычным для того времени. В 1917 году Нун играл с Кидом Ори и Оскаром Селестином в одном из клубов Сторивилля, пока этот район не был окончательно закрыт.

Нун покинул Новый Орлеан и перебрался в Чикаго, где вместе с «Original Creole Orchestra» Кеппарда выступал до 1918 года, параллельно обучаясь у симфонического кларнетиста Франца Шоппа. В течение 2-х лет, с 1918 по 1920 годы Нун играл с Полом Барбарином, Кингом Оливером, Лотти Тейлором, Биллом Джонсоном и Эдди Винсоном в чикагском кафе «Royal Garden». В 1920 году Джимми присоединился к танцевальному оркестру Дока Кука, в котором он шесть лет играл на саксофоне и кларнете. К началу 20-х годов появляются первые записи Нуна.

Jimmie Noone's Apex Club Orchestra – «Wake Up! Chill'un, Wake Up!» (1929).

Осенью 1926-го в жизни музыканта начинается наиболее успешный творческий период: в Чикаго ему удаётся создать собственный оркестр «Эйпекс Клаб» (Jimmie Noone’s Apex Club Orchestra), названный в честь основной концертной площадки, на которой он выступал. В разное время участниками этого коллектива были известные джазовые музыканты, в том числе пианист Эрл Хайнс. Оркестр Джимми Нуна отличался своей необычной инструментальной системой, состоящей из кларнета и альт-саксофона (Джо Постон), фортепиано (Эрл Хайнс), ударных (Олли Пауэрс) и гитары (Бад Скотт).

В 1928 году Нун подписал контракт с «Brunswick Records» и провёл серию записей на дочернем лейбле компании «Vocalion». Первая же записанная сессия принесла оркестру большую известность. Композиции «Four or Five Times» и «Every Evening (I Miss You)» (Vocalion 1185) стали бестселлерами.

Jimmie Noone's Apex Club Orchestra – «Four Or Five Times» (1928).

«Квинтет, который Нун привел в «Vocalion», был уникален тем, что сохранил музыкальные концепции Нового Орлеана без использования духовых инструментов», - писал историк джаза Ричард Хэдлок в своих примечаниях к ремастерированному переизданию записей оркестра «Apex Club» 1928–1929 годов компанией «Decca» в 1994 году.

В клубе «Apex» того времени можно было часто увидеть подростка Бенни Гудмана, восхищенно наблюдавшего за игрой Джимми Нуна. Нат Кинг Коул, которому еще не исполнилось и десяти лет, слушал группу Нуна по радио. Десять лет спустя, когда один из клиентов уговорил Коула спеть, первой его песней была музыкальная тема Нуна «Sweet Lorraine».

Jimmie Noone's Apex Club Orch – «Sweet Lorraine» (1928)

Нун играл в клубе «Apex» до самого его закрытия в 1929 году, а затем, в течение следующего десятилетия, работал в различных клубах Чикаго. Он записывался как с группой Дока Кука, так и со своей собственной. В 1931 году Джимми месяц играл в «Savoy Ballroom», а в 1935 году ненадолго переехал в Нью-Йорк, чтобы основать группу и (недолговечный) клуб с Веллманом Браудом.

Нун записывался на «Brunswick» до 1935 года (в основном на «Vocalion», но также имел ряд записей, выпущенных на «Brunswick»), а затем в начале 1936 года подписал контракт с «Decca». Он также провел одну сессию для «Bluebird» в 1940 г.

The Savannah Syncopators (Jimmie Noone Orchestra) – «My Melancholy Baby» (1929).

Поскольку в джазе преобладало повальное увлечение свингом, Джимми Нун в 1937 году попытался возглавить биг-бэнд, но вернулся к своему формату малого ансамбля.

На протяжении 1930-х годов (кроме 1931 и 1935, когда он выступал с гастролями в Нью-Йорке) Нун жил в Чикаго, периодически играя с небольшими группами в различных клубах, а в начале 1940-х, увлёкшись идеей возрождения старого новоорлеанского джаза, вместе с тромбонистами Кидом Ори и Джеком Тигарденом, а также ударником Зутти Синглтоном, начал выступать в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. В 1943 году «Brunswick Collectors Series» переиздали его записи для «Vocalion» 1928 года в альбоме Decca (B-1006) под названием «Jimmie Noone, Dean of Modern Hot Clarinetists - Apex Club, Chicago 1928, Volume 1», что вызвало всплеск интереса к творчеству Джимми Нуна.

Jimmie Noone and his New Orleans Band – «Way Down Yonder In New Orleans».

Переехав в Лос-Анджелес, Нун столкнулся с огромной нехваткой жилья из-за переселенческого бума, связанного с развитием военной промышленности. 14 сентября 1943 года Тед Лебертон из «Los Angeles Daily News» написал колонку, в которой умолял кого-нибудь сдать или продать жилье знаменитому музыканту:

«Я заметил, что Бенни Гудман, Арти Шоу или Вуди Херман, три выдающихся белых джазовых кларнетиста и бэнд-лидеры, легко нашли бы дом, потому что им, белым, не пришлось бы ограничивать свои поиски определенной зоной. Кроме того, они зарабатывают гораздо больше из-за того, что они белые, и могут позволить себе платить гораздо более высокую арендную плату. Ситуация, стоит заметить, сложилась просто абсурдная. По мнению Юга Панасье, выдающегося французского музыкального критика, Джимми Нун является величайшим кларнетистом всех времен, обладателем более красивого, более пронзительного тона и музыкантом, способным выразить более тонкие нюансы игры на кларнете, чем любой другой. Покойный Морис Равель признал, что импровизации Джимми Нуна вдохновили его написать «Болеро». Но в Лос-Анджелесе не нашлось места Джимми и его прекрасной жене Рите…»

Эта заметка привела к увольнению Лебертона из «Daily News» после семи лет работы в газете.

Жена Нуна (урожденная Рита Мэри Матье, 1912–1980) и их трое детей были вынуждены вернуться в Чикаго, в то время как Нун продолжал искать место для проживания. Помимо обременительных расходов стресс, связанный с поисками жилья, усугубил сердечную болезнь, возникшую у Нуна в годы Великой депрессии. Однако к февралю 1944 года Нун смог найти дом в Лос-Анджелесе для своей семьи, и после некоторых задержек они воссоединились.

15 марта 1944 года Джимми Нун впервые выступил на радио CBS в «Альманахе Орсона Уэллса» с группой звезд, которая сыграла важную роль в возрождении интереса к традиционному джазу Нового Орлеана. Страстный и знающий поклонник традиционного джаза, Орсон Уэллс попросил Марили Морден из Голливудского магазина звукозаписи «Jazz Man» собрать для его радиошоу настоящий джазовый оркестр. В считанные минуты она собрала Матта Кэри (труба), Эда Гарланда (бас), Кида Ори (тромбон), Бада Скотта (гитара), Затти Синглтона (барабаны), Бастера Уилсона (фортепиано) и Джимми Нуна (кларнет). Помимо Синглтона, Нун был единственным участником группы, который регулярно работал все эти годы. Их выступления на шоу Уэллса были настолько популярны, что группа стала регулярной участницей и положила начало возвращению Кида Ори.

Jimmie Noone – «You Rascal you» (1934).

Нун принял участие в четырех передачах «Альманаха Орсона Уэллса». В день пятой передачи, 19 апреля 1944 года, Нун внезапно скончался дома от сердечного приступа в возрасте 48 лет. Уэллс позвонил Киду Ори и сообщил ему о смерти Нуна и попросил его написать блюз, который можно было бы исполнить для вечерней радиопрограммы. «Мы назовем это «Блюз для Джимми» - сказал Уэллс.

«Мне было очень грустно; Джимми был моим лучшим другом», - вспоминал Ори, - «Я сразу же собрал группу, попросил Уэйда Уэйли заменить Джимми на кларнете, и мы начали репетировать. В тот вечер на шоу мистера Уэллса мы играли «Блюз для Джимми», все музыканты в группе, и мистер Уэллс, и публика плакали».

В тот вечер в программе Уэллс в течение трех минут говорил о Нуне, в то время как Бастер Уилсон и Бад Скотт, член оркестра «Apex Club» Джимми Нуна, играли на заднем плане «Sweet Lorraine». «Это была его тема, помните?» - сказал Уэллс.

«Блюз для Джимми» стал постоянной темой «Kid Ory's Creole Jazz Band». Они записали его для «Crescent Records» в августе 1944 года.

Kid Ory with Alvin Alcorn & Albert Burbank – «Blues For jimmie Noone» (1954).

В марте 1944 года, за несколько дней до своей смерти Нун подписал контракт с «Capitol Records». Его последние записи вошли в альбом «New American Jazz», спродюсированный Дэйвом Декстером-младшим, который назвал Джимми Нуна «прославленным музыкантом, чья преданность раннему новоорлеанскому стилю была очевидна - и с его уходом джаз потерял еще одного своего первопроходца».

В августе 1944 года Конгресс музыкантов организовал в память Нуна мемориальный концерт в голливудском клубе «Трокадеро». Собранные средства пошли в пользу его семьи. Среди известных артистов, выступавших на концерте, были Кэлвин Джексон, Винги Манон, Джонни Мерсер, братья Николас, Эрл Робинсон, Рекс Стюарт, Джо Салливан и Дули Уилсон.

Наряду с Сидни Беше и Джонни Доддсом, Нун был одним из ярких представителей классической новоорлеанской школы джазового кларнета. Манера его игры не так блюзова, как у Доддса, и не такая яркая, как у Беше, но, более лирична и изысканна. Никто не оказал такого влияния на более поздних кларнетистов Арти Шоу, Ирвинга Фазолы и Бенни Гудмана, как Джимми Нун.

Комментариев нет:

Отправить комментарий