«Jazz und Deutschland» (Джаз и Германия). Джаз открывает Европу.
Несмотря
на то, что европейская музыкальная культура сыграла огромную роль в становлении
джаза, социально-культурные различия между Америкой и европейскими странами, а
также настроения большинства представителей европейской элиты в отношении США
не способствовали проникновению джаза в Старый Свет. Тем не менее модный жанр, уже
покоривший весь американский континент, в первые десятилетия XX века стал активно экспортироваться в Европу.
Наиболее
восприимчивыми к новой музыке оказались самые западные страны Европы - Франция,
Великобритания и Германия, где джаз появился очень рано. Как ни странно, но
именно классическая музыка поспособствовала распространению раннего джаза в
Европе. Еще в 1908 году, идеи джаза были восприняты музыкальным миром
западноевропейского искусства, примером чему может служить «Golliwogg's
Cake-walk» Клода Дебюсси.
«Golliwog's
Cakewalk» - Michelangeli - Debussy (1962).
Ритмы и
гармонический язык джаза повлияли на раннее творчество одного из самых
плодовитых французских композиторов XX
века
Дариюса Мийо (Darius Milhaud), немецкого композитора-экспрессиониста Пауля
Хиндемита (Paul Hindemith) и австрийского композитора Эрнста Кренека (Ernst
Krenek), создавшего первую европейскую джаз-оперу «Jonny spielt auf».
«La creation du monde» - Darius Milhaud (1923).
«Suite 1922, Op. 26: V. Ragtime» - Paul Hindemith
(1922).
Как
водится, сначала новые музыкальные идеи не были поняты и приняты европейской
аудиторией, вызвав ужасные отзывы критики. Причиной такого непонимания был
более демократический, по сравнению с европейским, характер американской музыки,
основанной не только на классической европейской модели, но и впитавшей в себя
этнические афроамериканские и индейские музыкальные традиции. Другими словами,
даже при наличии явного европейского влияния, в ранней джазовой музыке было
достаточно разницы, чтобы сбить с толку неподготовленного слушателя.
«Jonny spielt auf» - Ernst Krenek, Ludwig Hofmann Berlin
(1927).
Вторжение
джаза в Европу развивалось по двум основным направлениям: экспорт на звуковых и
бумажных носителях - цилиндры, грампластинки и ноты, а также гастроли
американских джазовых певцов и музыкантов. Почву для успеха нового направления в
музыке подготовили американские музыкальные ревю и шоу менестрелей, покорившие
Европу за пару десятков лет до появления джаза.
«Montmartre Rag» - Mitchell's Jazz Kings (1922).
В 1919 году джаз-бэнд барабанщика Луиса Митчелла («Louis Mitchell and his Jazz Kings»)
успешно выступил в Париже, а американский белый джазовый оркестр «Original Dixieland Jazz Band» гастролировал по Англии.
«Livery Stable Blues» - The Original Dixieland Jazz
Band (1917).
Вслед за
этими первопроходцами 2-летний тур по Европе совершил джазовый кларнетист и
сопрано-саксофонист, один из пионеров джаза, выдающийся исполнитель новоорлеанского
и чикагского стилей Сидней Беше (Sidney Bechet).
«Muskrat Ramble» - Sidney Bechet & His Band (1921).
Впервые
слово «джаз» появилось в июне 1919 года в немецком журнале для популярных
музыкантов «Artist». Первым же европейским джазовым альбомом принято считать немецкую
же версию «Tiger Rag», записанную 12 декабря 1919 года «Original Excentric Band»
под управлением Ф. Грандцеля (F. Groundzell) на берлинском лейбле Homokord
(B-557) и изданную 15 января 1920 года. Одна из первых книг со словом "джаз"
в названии (Paul Bernhard - «Jazz – eine musikalische Zeitfrage») также вышла
из Германии в 1927 году.
«A slippery place» - Original Excentric Band, Leitung
F Groundzell (1920).
В конце
концов европейская публика приняла новый музыкальный жанр, хотя не стоит
говорить о большой популярности джаза на европейской сцене до прихода эры
свинга. На протяжении большей части 1920-х годов джаз существовал в Европе без особенного
внимания со стороны главных таблоидов и музыкальных критиков, избегавших оценки
и рецензирования джазовых записей. Тем не менее именно в 1920-е годы в
европейских странах стали появляться собственные музыканты, профессионально
игравшие джаз. В Великобритании выдвинулись тромбонисты Тед Хит (Ted Heath) и
Джордж Чисхольм (George Chisholm), руководитель одного из первых европейских джаз-оркестров
Джек Хилтон (Jack Hilton), у которого в середине 30-х работал великий
саксофонист Колмэн Хокинс (Coleman Hawkins). В Чехословакии первыми
прокладывали дорогу к джазу Эмил Франтишек Буриан (Emil František Burian) и
Ярослав Ежек (Jaroslav Ježek), в Советском Союзе — Варламов, Цфасман, Утесов.
В
Германии, ещё в начале 1920-х годов немецкий пионер джаза, кларнетист,
саксофонист и лидер группы Эрик Борхард (Erich Borchardt) записал джазовую
музыку, сопоставимую с произведениями великих джазменов Америки.
Early German Jazz: Eric Borchard on Polyphon (1921).
После 1-й
Мировой войны Борхард какое-то время работал в США в качестве музыканта, и по
возвращении в 1919 году на родину, основал в Берлине свой первый танцевальный
оркестр: «Eric Concerto's Yankee Jazz Band». Группа сразу же завоевала
популярность, особенно в ночных клубах, посещаемых космополитической
аудиторией, так как по примеру североамериканских джазовых групп могла играть «Диксиленд».
«Runin wild» - Eric Borchard's Concerto's Yankee Jazz
Band (1922).
Борхард остался верен выбранному стилю и во главе своего второго танцевального оркестра: «The Eric Borchard's Atlantic Jazz Band», в составе которого играли лучшие джазмены Германии того времени, включая афроамериканского тромбониста Эрла Гран Тафа (Earl Gran Taff), тромбониста Эмиля Кристиана (Emile Christian), трубача Уилбура Курца (Wilbur Kurz) и вокалиста Остина Эгена (Austin Egen). Первая звукозаписывающая сессия оркестра
для компании «Полифон» состоялась в октябре 1920 года. Всего между 1920 и 1925
годами Борхард сделал в общей сложности около 150 записей. После перерыва в
несколько лет, в 1932 году он снова записал несколько песен для «Triton
Schallplatten GmbH» (лейблы: «Triva» и «Goldplatte»). Последние записи артиста датируются
1932 годом.
«June Night» - Eric Borchard's Jazzband (1924).
Творчество
Борхарда выделяется преобладающим в его музыке элементом импровизации, которого
так не хватало в Германии, где музыканты всегда играли по нотам. Поэтому оркестры
Эрика Борхарда игравшие оригинальный джаз по американскому образцу, стали своего
рода сенсацией для требовательной немецкой аудитории. В прессе Борхарда
называли «König des Deutschen Jazz» или «Dictator den Melodie», и его группе
были сделаны заманчивые предложения выступить на лучших танцевальных площадках
Берлина.
Однако в
1933 году, когда нацисты захватили власть в Германии, расцвет Эрика Борхарда
закончился, вызванный не только музыкой, которую он играл, но и его образом
жизни, включая секс и наркоскандалы. Когда в 1934 году немецкая пресса подняла
крик после того, как некоторые еврейские музыканты из его оркестра не вернулись
в Германию из тура по Нидерландам, Эрик Борхард покончил жизнь самоубийством,
возможно, из-за передозировки наркотиков.
«Oh Sister Ain't That Hot (Schwesterchen, da
staunste!)» - Eric Borchard's Jazzband.
Экономические
волнения и инфляция в период между 1920 и 1923 годами сделали большие джазовые
оркестры редким явлением на немецкой сцене. Более распространенным явлением
стали трио в составе пианиста, барабанщика и стоящего скрипача («Stehgeiger»)
который
иногда играл на саксофоне. Лишь после достижения экономической стабильности в
1924 году появилась экономическая база для более крупных танцевальных
оркестров, которые вскоре были основаны Вилли Беркингом (Willy Berking), Хансом
Берри (Hans Berry), Бернаром Этте (Bernard Etté), Дайошем Белой (Dajos Béla), Мареком
Вебером (Marek Weber), Штефаном Вайнтраубом (Stefan Weintraub) и Митей Никишем (Mitja
Nikisch).
«Tango neurasthenique» - Fred Bird Salon Symphonie Jazzband
(1926).
Жанровая
составляющая музыки этих оркестров была далеко не однородной: некоторые
музыканты, например, такие как Фрэд Бёрд (Fred Bird) скрупулезно концентрировались
на джазе; Марек Вебер (Marek Weber) демонстративно покидал сцену, когда его группа
играла джаз, а Эфим Шахмайстер (Efim Schachmeister) соединил в своей музыке
джаз и штетл.
«Ruck doch ran mein schatzchen» - Efim Schachmeister
(1923).
«Король танцевальной скрипки» Эфим
Шахмайстер (настоящее имя Хаим Хайсовский) в 1923 году основал свой собственный
танцевальный оркестр, получивший название «Sascha Elmo und Joan Florescu Orch.». После успешных гастролей по Германии
танцевальный оркестр Шахмайстера выступил в берлинском отеле Excelsior, за
которым последовали не менее престижные концерты во Palais de Danse, Barberina
и Pavillon Mascotte. На протяжении всех 1920-х
годов оркестр Эфима Шахмайстера считался одним из ведущих берлинских
танцевальных оркестров того времени, наравне с такими мастерами немецкого джаза
как Марек Вебер (Marek Weber), Поль Годвин (Paul Godwin), Дайош Бела (Dajos
Bela), Джулиан Фукс (Julian Fuhs) и Эрик Борхард (Eric Borchard).
Аранжировки
Шахмайстера представляли собой смесь салонной музыки и джазовых ритмов (в
Веймарской Республике этот стиль получил характерное название – «Джаз-симфония»).
В его оркестре работали в разное время лучшие музыканты Берлина, такие как трубач
Луи де Ври (Louis de Vries), тромбонист Анри ван ден Босше (Henri van den
Bossche) и банджоист "Майк" Данци ("Mike" Danzi). Стоит
подчеркнуть, что т.н. «берлинский» стиль раннего европейского белого джаза был
почти исключительно изобретением еврейских эмигрантов, переселившихся в Веймарскую
Республику из разрушенной царской России.
«Die Perle vom Lido» - Efim Schachmeister
Jazz-Symphonie Orch. (1928).
В 1933
году с приходом к власти нацистов почти все еврейские музыканты либо оказались
в концлагерях, либо образовали очередную волну еврейской эмиграции из Германии в
другие страны Европы или Америки. Эфим Шахмайстер эмигрировал из Германии в
Бельгию, а затем в Люксембург, где в 1936 году присоединился к оркестру Дайоша
Белы (Лео Гольцманн) и Сэма Баскини (Самюэль Баскинд). Несколько лет спустя, в
1944 году, он неожиданно умер в Буэнос-Айресе в возрасте 50 лет.
Скрипач Марек
Вебер (Marek Weber), успешно выступавший в Берлине в качестве руководителя
собственного танцевального оркестра, сделал его к 1926 году одним из самых
популярных музыкальных коллективов Европы. Репертуар оркестра был типичным
для своего времени (польки, вальсы, танго, фокстроты и т. п.). Хотя сам Вебер
недолюбливал современный ему джаз, в составе ансамбля работали лучшие
музыканты-джазмены берлинской сцены. Имя Вебера было на афишах почти всех
крупных отелей Берлина.
«Für dich, Rio Rita» - Marek Weber (15.11.1932).
Из-за
еврейского происхождения, а также из-за того, что многие исполняемые его
оркестром произведения попали в разряд «дегенеративной музыки», Вебер был
исключён из рядов Имперской музыкальной палаты и в 1933 году эмигрировал в США,
где выступал с оркестром и завоевал славу «короля вальсов».
Впервые
джаз прозвучал на немецком радио Vox-Haus Berlin в октябре 1923 года. В мае
1924 года вышла программа Radio München «Jazzmusik aus dem Regina-Palast-Hotel».
После
сенсационного успеха Поль Уайтмена в Берлине, появились регулярные
радиопередачи с исполнением джаза в прямом эфире.
Музыканты
различных музыкальных жанров и направлений, вплоть до исполнителей классической
концертной музыки, включили в свой музыкальный репертуар новый музыкальный жанр
из Америки. Для некоторых классических композиторов джаз стал синонимом современности
и рассматривался не только как модная и развлекательная музыка, но и как
настоящее искусство. Помимо упомянутых выше Пауля Хиндемита (Paul Hindemith) и Эрнста
Кренека (Ernst Krenek), джазовый инструментарий, тембр, синкопии и блюзовые
гармонии в своем творчестве использовали Курт Вайль (Kurt Weill) и Кароль
Ратаус (Karol Rathaus), заявивший в 1927 году о «джазовом рассвете».
«Berlin im Licht» - Kurt Weill.
В 1928
году, несмотря на жестокие протесты, немецкий композитор и педагог Бернхард
Секлес (Bernhard Sekles) инициировал первый в мире джазовый класс во
Франкфуртской консерватории имени д-ра Хоха (в США такие курсы появились только
в 1945 и 1947 годах). Концерты джазового оркестра консерватории под управлением
Матиаса Зайбера (Mátyás Seiber) несколько раз передавались по радио.
«Jazzolette
No.1» - Mátyás Seiber (1929).
Но, несмотря
на достижения, джаз в Германии 1920-х годов был прежде всего фантазией.
Салонные оркестры перешли на новый стиль, только потому, что этого требовали
танцующие. Для большинства европейских музыкантов и слушателей новая музыка
продолжала оставаться временным явлением, странной смесью музыкальных
пристрастий чернокожих, итальянцев и евреев, нездоровым поветрием, охватившим
Новый Свет. Она, по-прежнему оставалась, частью этнического декоративно-прикладного
искусства или, в лучшем случае, «коммерческой музыкой высшего класса».
Комментариев нет:
Отправить комментарий