Анастасия Алексеевна Полякова родилась в 1877 году в Туле в прославленной династии русских хоровых цыган. Двенадцати лет отроду Настя поступила в цыганский хор Н.И. Хлебникова. Вместе с братьями Егором и Дмитрием выступала в знаменитом московском "Яре", будучи молодой хористкой перенимала манеру пения у старых цыганских певиц.
Но еще до
поступления в хор Настя знала по памяти все песни и романсы, которые слышала в
исполнении родни. Никогда не училась музыке, но песня стала ее стихией,
способом изливать свою душу, открывать ее самые затаенные уголки. Голос
Поляковой специалисты определяли как свежее меццо-сопрано с металлом в нижнем и
среднем регистрах, другие как сочное контральто, возможно, с годами его
звучание менялось, он становился насыщенней и глубже. Пение Анастасии
Алекссевны отличалось изысканной манерой интонирования, фразировки, которую
она, безусловно, переняла у своей современницы и соплеменницы, еще при ней
певшей в ресторане «Яръ», у великой Вари Паниной. Настоящий фурор произвело
выступление Поляковой в сборном концерте в московском опереточном театре
«Парадиз», в котором приняли участие лучшие исполнители цыганского репертуара —
Р. Раисова, А. Давыдов (Карапетян) и др. Настя исполнила старинные романсы «Я
пленился твоей красотой», «Мой костер», «Я в степях Молдавии родилась». С этого
выступления начинается карьера юной артистки (14-15 лет), которой еще многому
предстояло учиться. Благотворное влияние на Настю Полякову оказала графиня Т.К.
Толстая, большая любительница цыганского пения и автор ряда известных романсов.
Она
составила для Поляковой концертную программу, в которую входили романсы: «Я
люблю тебя, как солнце», «Я так хочу, чтобы ты был со мной», «Баюшки-баю»,
«Ветерочек», «Я гордо в мире шел», «В час роковой», «Сирени запах, трели
соловья», «Вчера ожидала я друга», «Верная, манерная», «Валенки» и др. Толстая
несколько изменила и имидж Поляковой, стремившейся во всем подражать Паниной.
Ее основной темой становится не столько трагическая жертвенная любовь женщины,
сколько светлое чувство юной девушки, впервые встретившей свою судьбу. В 21 год
Полякова вышла замуж и покинула хор. На несколько лет прервалась так
блистательно начавшаяся карьера. Возвращению на сцену способствовала Панина.
Однажды Полякова случайно появилась на ее концерте (в Охотничьем клубе Москвы)
в качестве зрительницы. Панина почти насильно вывела ее на сцену. Без предварительной
подготовки они дуэтом спели несколько романсов («Скажи душою откровенной», «О,
не гляди», «В темной алее заглохшего сада»), чем привели в неописуемый восторг
собравшуюся публику. Этим жестом Панина как бы сделала П. своей преемницей,
больше никогда не покидавшей эстраду.
В 1911
году Настя Полякова выступила в Малом зале Московской консерватории, а в 1912
году - в зале Дворянского собрания в Петербурге, затем посетила с гастролями
несколько российских регионов.
В 1915 Полякова
имела большой успех у казанской публики, в этом же году состоялся большой
концерт всего цыганского хора из "Яра" во главе с Настей Поляковой в
зале Благородного собрания в Москве. Цыгане давали концерт в пользу раненых на
Первой мировой войне солдат и офицеров, лежавших в московских госпиталях.
С начала
1910-ых годов Настя Полякова уже начала записываться на граммофонные пластинки.
Перед Революцией 1917-го выступала в различных кафешантанах, на сценах театров
миниатюр.
В 1920 году вместе с семьёй эмигрировала в
Константинополь, выступала сначала в ресторане "Стелла" известного
ресторатора Федора Федоровича Томаса, позже в кабарэ "Черная роза".
В начале
20-ых годов вместе с Юрием Морфесси открыла русский ресторан
"Стрельна", который спустя короткое время пришлось закрыть из-за
претензий, которые возникли у турецких налоговых служб.
В связи с этим Поляковым и Юрию Морфесси пришлось довольно срочно перебраться в Венецию, немного позже Настя переезжает в Вену, потом в Прагу, а затем в 1923-ем в Париж. Работала в составе цыганских хоров и соло в престижных парижских ресторанах.
Нередко выступала в общих программах вместе с виднейшими представителями русской артистической эмиграции - А.Вертинским, Ю.Морфесси, Н.Плевицкой.
В начале
20-х выступала в Париже с цыганским хором (уже менее большим чем в Москве, но
очень хорошим), пела в дорогом ночном парижском ресторане
"Щехерезада" и в "Эрмитаже". В эмиграции хором управлял её
брат Дмитрий Поляков.
В этот
период соло в хоре Поляковых пела не только Настя Полякова, но и знаменитые
певицы-цыганки — Нюра Массальская, Ганна Мархаленко, племянник Насти Владимир
Поляков, а так же цыгане Димитриевичи.
В 20-ые
годы Анастасия Полякова концертировала во Франции и Германии.
В 1926
году, в Париже торжественно отметила тридцатилетие своей артистической
деятельности, на торжествах председательствовал великий русский писатель А.И. Куприн.
В 1933-м году
состоялось одно из последних концертных выступлений Насти Поляковой в Европе.
Она принимала участие в известном концерте "Ночи безумные", который
был организован популярным певцом Александром Михайловичем Давыдовым.
Затем вскоре эмигрировала в США.
Будучи в
Америке, в конце 30-х Насте Поляковой довелось выступать в Белом доме перед
американским президентом Франклином Рузвельтом, любившим цыганское пение и
очарованным выступлением артистки. 14 мая 1945 года в США состоялся большой
"прощальный" концерт певицы, как он был объявлен по желанию Насти
Поляковой. Он прошел в «Клаб хаузе» (Club House) и собрал целое созвездие
эмигрантских артистов: Люда Бокал, Сара Горби, Маруся Сава, Ю.Василевский,
Ф.Заркевич, А.Кузнецов, Л.Кальбус, М.Мишон, В.Фомин, Н.Маттей, Г.Елин (рояль) и
С.Караваев (конферанс).
А 19
ноября 1945 года состоялся последний небольшой полузакрытый «интимный концерт»
Насти Поляковой «с участием друзей-артистов»; в концерте приняли участие Вася
Фомин, бывшая участница парижского ансамбля Насти Поляковой Люда Бокал, Сеня
Караваев, Адя Кузнецов, Лёня Кальбус, Миша Цыганов, Маруся Сава и Сара Горби (в
то время выступавшая в нью-йоркском ресторане «Корчма»).
Анастасия
Алексеевна Полякова скончалась в Нью-Йорке 17 октября 1947 года после
продолжительной болезни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий