суббота, 22 апреля 2023 г.

Звезды русской эстрады начала ХХ века. Настя Полякова (1877 - 1947).


Русский романс.

Анастасия Алексеевна Полякова родилась в 1877 году в Туле в прославленной династии русских хоровых цыган. Двенадцати лет отроду Настя поступила в цыганский хор Н.И. Хлебникова. Вместе с братьями Егором и Дмитрием выступала в знаменитом московском "Яре", будучи молодой хористкой перенимала манеру пения у старых цыганских певиц.

Анастасия, Егор и Дмитрий Поляковы.

Но еще до поступления в хор Настя знала по памяти все песни и романсы, которые слышала в исполнении родни. Никогда не училась музыке, но песня стала ее стихией, способом изливать свою душу, открывать ее самые затаенные уголки. Голос Поляковой специалисты определяли как свежее меццо-сопрано с металлом в нижнем и среднем регистрах, другие как сочное контральто, возможно, с годами его звучание менялось, он становился насыщенней и глубже. Пение Анастасии Алекссевны отличалось изысканной манерой интонирования, фразировки, которую она, безусловно, переняла у своей современницы и соплеменницы, еще при ней певшей в ресторане «Яръ», у великой Вари Паниной. Настоящий фурор произвело выступление Поляковой в сборном концерте в московском опереточном театре «Парадиз», в котором приняли участие лучшие исполнители цыганского репертуара — Р. Раисова, А. Давыдов (Карапетян) и др. Настя исполнила старинные романсы «Я пленился твоей красотой», «Мой костер», «Я в степях Молдавии родилась». С этого выступления начинается карьера юной артистки (14-15 лет), которой еще многому предстояло учиться. Благотворное влияние на Настю Полякову оказала графиня Т.К. Толстая, большая любительница цыганского пения и автор ряда известных романсов.

Настя Полякова – «Сирени запах, трели соловья»

Она составила для Поляковой концертную программу, в которую входили романсы: «Я люблю тебя, как солнце», «Я так хочу, чтобы ты был со мной», «Баюшки-баю», «Ветерочек», «Я гордо в мире шел», «В час роковой», «Сирени запах, трели соловья», «Вчера ожидала я друга», «Верная, манерная», «Валенки» и др. Толстая несколько изменила и имидж Поляковой, стремившейся во всем подражать Паниной. Ее основной темой становится не столько трагическая жертвенная любовь женщины, сколько светлое чувство юной девушки, впервые встретившей свою судьбу. В 21 год Полякова вышла замуж и покинула хор. На несколько лет прервалась так блистательно начавшаяся карьера. Возвращению на сцену способствовала Панина. Однажды Полякова случайно появилась на ее концерте (в Охотничьем клубе Москвы) в качестве зрительницы. Панина почти насильно вывела ее на сцену. Без предварительной подготовки они дуэтом спели несколько романсов («Скажи душою откровенной», «О, не гляди», «В темной алее заглохшего сада»), чем привели в неописуемый восторг собравшуюся публику. Этим жестом Панина как бы сделала П. своей преемницей, больше никогда не покидавшей эстраду.

В 1911 году Настя Полякова выступила в Малом зале Московской консерватории, а в 1912 году - в зале Дворянского собрания в Петербурге, затем посетила с гастролями несколько российских регионов.

Настя Полякова – «Валенки» (1913)

В 1915 Полякова имела большой успех у казанской публики, в этом же году состоялся большой концерт всего цыганского хора из "Яра" во главе с Настей Поляковой в зале Благородного собрания в Москве. Цыгане давали концерт в пользу раненых на Первой мировой войне солдат и офицеров, лежавших в московских госпиталях.

С начала 1910-ых годов Настя Полякова уже начала записываться на граммофонные пластинки. Перед Революцией 1917-го выступала в различных кафешантанах, на сценах театров миниатюр.

 В 1920 году вместе с семьёй эмигрировала в Константинополь, выступала сначала в ресторане "Стелла" известного ресторатора Федора Федоровича Томаса, позже в кабарэ "Черная роза".

В начале 20-ых годов вместе с Юрием Морфесси открыла русский ресторан "Стрельна", который спустя короткое время пришлось закрыть из-за претензий, которые возникли у турецких налоговых служб.

В связи с этим Поляковым и Юрию Морфесси пришлось довольно срочно перебраться в Венецию, немного позже Настя переезжает в Вену, потом в Прагу, а затем в 1923-ем в Париж. Работала в составе цыганских хоров и соло в престижных парижских ресторанах.

Нередко выступала в общих программах вместе с виднейшими представителями русской артистической эмиграции - А.Вертинским, Ю.Морфесси, Н.Плевицкой.

В начале 20-х выступала в Париже с цыганским хором (уже менее большим чем в Москве, но очень хорошим), пела в дорогом ночном парижском ресторане "Щехерезада" и в "Эрмитаже". В эмиграции хором управлял её брат Дмитрий Поляков.

В этот период соло в хоре Поляковых пела не только Настя Полякова, но и знаменитые певицы-цыганки — Нюра Массальская, Ганна Мархаленко, племянник Насти Владимир Поляков, а так же цыгане Димитриевичи.

В 20-ые годы Анастасия Полякова концертировала во Франции и Германии.

В 1926 году, в Париже торжественно отметила тридцатилетие своей артистической деятельности, на торжествах председательствовал великий русский писатель А.И. Куприн.

В 1933-м году состоялось одно из последних концертных выступлений Насти Поляковой в Европе. Она принимала участие в известном концерте "Ночи безумные", который был организован популярным певцом Александром Михайловичем Давыдовым.

Затем вскоре эмигрировала в США.

А.А. Полякова (30-ые годы)

Будучи в Америке, в конце 30-х Насте Поляковой довелось выступать в Белом доме перед американским президентом Франклином Рузвельтом, любившим цыганское пение и очарованным выступлением артистки. 14 мая 1945 года в США состоялся большой "прощальный" концерт певицы, как он был объявлен по желанию Насти Поляковой. Он прошел в «Клаб хаузе» (Club House) и собрал целое созвездие эмигрантских артистов: Люда Бокал, Сара Горби, Маруся Сава, Ю.Василевский, Ф.Заркевич, А.Кузнецов, Л.Кальбус, М.Мишон, В.Фомин, Н.Маттей, Г.Елин (рояль) и С.Караваев (конферанс).

Настя Полякова – «Гори-Гори Любовь Цыганки» (1938)

А 19 ноября 1945 года состоялся последний небольшой полузакрытый «интимный концерт» Насти Поляковой «с участием друзей-артистов»; в концерте приняли участие Вася Фомин, бывшая участница парижского ансамбля Насти Поляковой Люда Бокал, Сеня Караваев, Адя Кузнецов, Лёня Кальбус, Миша Цыганов, Маруся Сава и Сара Горби (в то время выступавшая в нью-йоркском ресторане «Корчма»).

Анастасия Алексеевна Полякова скончалась в Нью-Йорке 17 октября 1947 года после продолжительной болезни.

 (с) по материалам книги М. И.Близнюка "Прекрасная Маруся Сава"

Комментариев нет:

Отправить комментарий