вторник, 11 апреля 2023 г.

"Frau Luna" - шедевр берлинской оперетты, переживший две мировые войны (1899 год).


Последние десятилетия XIX века в Германии ознаменовались значительным промышленным и техническим прогрессом. Первые автомобили резво бегали по улицам, которые пока ещё не были приспособлены для этой цели, а под землей скрипели первые электрические железные дороги. Наступила эра смельчаков на летающих «этажерках», и пионеру авиации Отто Лилиенталю уже пришлось своей жизнью заплатить за смелость первого полета. 
Пауль Линке (1866 - 1946 гг.).
Это было время мечтаний о полетах на дальние расстояния и даже на Луну. Поэтому совсем не удивительно, что у европейской публики возник спрос на «лунные ревю», основанные на модных в то время фантастических романах Жюля Верна. В 1897 году молодой, но уже известный, немецкий композитор популярных песен и романсов Пауль Линке (Paul Lincke), отвечая на запросы берлинской публики, написал одноактную оперетту фантастически-пародийного содержания «Venus auf Erden» на либретто известного драматурга и поэта-лирика Генриха Болтен-Беккерса (Heinrich Bolten-Baeckers). Оперетта была поставлена в Berliner Apollo-Theater и благосклонно встречена публикой. После двух лет руководства оркестром знаменитого парижского варьете Folies Bergère Линке вернулся в Берлин со своими новыми композициями в жанре «лунных ревю», одно из которых ожидал головокружительный успех.
«Frau Luna» - Potpourri aus der Revue Operette.
Фантастическая одноактная оперетта «Frau Luna», написанная на либретто того же Генриха Болтен-Беккерса, покорила зрителей мелодической простотой, легкостью и изяществом оркестровых фрагментов и песен. Премьера оперетты состоялась 2 мая 1899 года в Berliner Apollo-Theater. Главные музыкальные темы произведения - «Das ist die Berliner Luft, Luft, Luft», «Schenk mir doch ein kleines bißchen Liebe» и «Schlösser, die im Monde liegen» - стали шлягерами и разошлись по Европе сотнями тысяч копий, что позволило говорить о Линке, как о главном представителе берлинской оперетты, подобно Оффенбаху в Париже или Иоганну Штраусу в Вене.
«Das ist die Berliner Luft, Luft, Luft» - Lizzi Waldmüller (1941). 

Либретто.


«Фриц Степпке - механик, делит квартиру на двоих с вдовой Пузебах. Он помолвлен с её племянницей Мари, интересуется авиацией и мастерит воздушный шар для лунного путешествия. Однажды ночью Степпке вместе со своими друзьями Леммермайстером и Паннеке поднимается в берлинское небо и нацеливает свой воздушный шар на Луну, причем остается неизвестным, реальное ли это путешествие или только сон Степпке. Луна оказывается огромным парком развлечений, где Венера, Марс и другие звездные боги звезд дают блестящие представления и сама королева Луны не прочь завести со Степпе любовную интрижку. Но, оказывается, на Луне не все то золото, что блестит. В конце своего сна Степпке признает, что «стоящие на Луне замки» приносят только горе, отворачивается от королевы Луны и возвращается на Землю, где женится на Мари и становится первым капитаном дирижабля графа Цеппелина». 
«Schlösser, die im Monde liegen» - Lucia Popp (1986).
К сожалению, первая версия «Frau Luna» из-за утери материала не может быть сегодня полностью реконструирована. Произведение неоднократно переписывалось, и его окончательный вариант был создан только в 1922 году. 
«Schenk mir doch ein kleines bisschen Liebe» - Berlin Comedian Harmonists. 
После 1-й мировой войны произведения Линке стали неотъемлемой частью музыкальных представлений в кабаре и других заведениях «лёгкой» музыки. В 1922 году Линке пересмотрел «Frau Luna», добавив воздушный балет и несколько музыкальных номеров, которые, по мнению автора, «отнюдь не являются случайным дополнением. Вставки существенно меняют смысл оригинальной драматургии, смягчая «эротический конфликт», бушующий в душе Степпа из-за необходимости выбора между Луной и Мари».
Grit van Jüten - Lasst den Kopf nicht hängen (1979).
Варьирующий от гармонично-консервативного до откровенно-шовинистического тон мелодий Линке явно импонировал национал-социалистическому руководству Имперского Министерства народного просвещения и пропаганды (Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda) III Рейха. В 1935 году была осуществлена помпезная постановка «Frau Luna» в Theater des Volkes, а на  следующий год были устроены официальные торжества по поводу 70-летия Линке.
«Frau Luna» (Instrumental Potpourri) - Paul Lincke (1941).
В 1941 году под руководством режиссера Тео Лингена (Theo Lingen) по сценарию Эрнста Маришки (Ernst Marischka) был снят ревью-фильм, в котором рассказывалось о событиях вокруг премьеры «Frau Luna» 1899 года. В фильме снимались звезды германского кинематографа Лиззи Вальдмюллер (Lizzi Waldmüller), Ирэн фон Мейендорф (Irene von Meyendorff) и Георг Александер (Georg Alexander).
«Frau Luna» - Lizzy Waldmüller (1941).
На премьере фильма в Ufa-Palast am Zoo Линке дирижировал оркестром, который исполнил увертюру из «Frau Luna». В том же году в честь своего 75-летия композитор получил звание почётного гражданина Берлина.
                                 Anna Maria Kaufmann & Christer Bladin - Frau Luna 1995
Версия, снятая в 1957 году Отто Шнайдрайтом (Otto Schneidereit), по мнению критиков, «несмотря на то, что впервые была обозначена ясная граница между вымыслом и реальностью, постановка страдает излишне ностальгическими, «кичевыми» воспоминаниями о старом Берлине и обилием драматически немотивированных музыкальных включений». 
«Frau Luna» - Thomas Engel (1964).
Существуют также две сокращенные телевизионные версии оперетты: 1964 года (режиссер Томас Энгель) и 1975 года (режиссер Юджин Йорк).
«Berliner Luft» - Edith Hancke & Harald Juhnke (1979). 
Пауль Линке считается основателем берлинской оперетты, «Frau Luna» - шедевром жанра и единственной работой Линке, которая пережила обе мировые войны. Как отметил исследователь творчества композитора, берлинский журналист Оливер Лющ (Oliver Lüsch): «В сравнении с другими произведениями подобного рода (Jacques Offenbachs «Voyagedans la lune») вклад Линке в жанр фантастической оперетты, несмотря на кажущуюся простоту его произведений, является более устойчивым и значительным». 
«Frau Luna» - Spielzeit (2013/14).
Линке так говорил о своем творчестве: «Своей музыкой я привнес на театральную сцену быстрые ритмы – свежий берлинский элемент, что-то вроде смелого берлинского предпринимательского духа (...) Однако, не надо думать, что «Фрау Луна» была результатом долгих размышлений и глубоких умозаключений. Я всегда старался записывать мелодии, приходящие мне в голову. Причина, по которой они воплотились в истинно берлинскую оперетту, это то, что я берлинец сердцем и душой».

Комментариев нет:

Отправить комментарий