26 апреля 1997 года в Москве скончался гениальный советский эстрадный певец Валерий Владимирович Ободзинский. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев...
Валерий родился в 1942 года в Одессе, на улице Петра Великого в
коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория. По утрам
за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители ушли на
фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.
Это было
время оккупации Одессы фашистами. Бабушка в то время работала дворником. На
руках у Домны Кузьминичны двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера, который
был всего на 2 года моложе своего дяди. Валера всегда называл бабушку на «вы»,
и обращался к ней «мама». Домна Кузьминична рассказывала случай, который чуть
было не стоил жизни обоим мальчикам.
Лёня
украл у немецкого офицера колбасу и съел. Немец в ярости поставил мальчиков к
стене, собираясь застрелить, но тут вмешалась бабушка. Она бросилась к офицеру
в ноги и стала целовать ему сапоги. Благодаря ей мальчики остались живы.
1949 год.
Голодное и нелёгкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Сам, про себя
он говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров
и карманников, но любил этих пацанов, и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у
них были клички. «Цуна» — так звали Валеру его дружки. Позже, вспоминая, он
говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов.
Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывать
так, что их можно было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с
неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда
был душой компании.
Валера пел с самого детства. Он пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время «чистили» карманы публики. Как он сам говорил, шутя, «каждый занимался своим делом». «Заработанное» делили пополам.
Ободзинский не имел музыкального
образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным
музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь. Валерий — певец самоучка.
О себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая
самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя,
свою творческую индивидуальность. Ещё он говорил, что гениями не рождаются. О
своем творческом пути говорил так: «Я из простой семьи, и помогать мне было
некому. Я сам шёл к цели». И путь его был не из лёгких, но благодаря
врождённому чувству юмора, страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он
добился того, чего хотел. В свои юные годы, прежде, чем полностью посвятить
себя искусству, Ободзинский работал кочегаром, «тянул» пружины на матрасах, а
также немного проработал в артели, делая замочки для мебели. Он с юмором
рассказывал о тех временах: «У меня был интересный, сложный процесс».
Началом,
его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов», куда
его взяли сразу после первого прослушивания. Затем он стал солистом Костромской
филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её
муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и
относились к Валерию как к сыну. Затем Ободзинский работал от Томской
филармонии, объездив с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй,
нет такого города, где бы он не был с концертом за всю свою творческую
деятельность. Первая пластинка Валерия Ободзинского вышла в конце 1960-х
годов тиражом 13 миллионов. По некоторым данным, доход государства составил
порядка 30 миллионов рублей, тогда как авторский гонорар певца - 150 рублей.
1967 год.
Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь пришли
к нему именно в эти годы, и Ободзинский по праву считал себя выходцем из этого
знаменитого оркестра. Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу
стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым,
который написал песню «Луна на солнечном берегу» и подарил её Ободзинскому. В
Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме
«Мелодия». Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один
за другим — знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным. Позже, в
сотрудничестве с Давидом Тухмановым родилась знаменитая «Восточная песня»,
которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться
популярностью и по сей день. После песни «Я у моря рождён» Ободзинского стали
считать певцом моря.
Наряду с
песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад»,
«Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о
первом прыжке», «Марш десантников»), Ободзинский знакомил советского слушателя
с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Карела Готта, Демиса
Руссоса, Битлз. Всё это, а также высокая трудоспособность, сделало Ободзинского
кумиром советской публики, особенно женщин.
Валерий
не был похож на певцов своего времени. Феномен Ободзинского заключался в
своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е
годы, он серьёзно не учился пению, по существу он самородок, с чрезвычайно
развитым от природы музыкальным чутьём и слухом. Голос Ободзинского — мягкий,
приятный, ласковый тенор, репертуар — в основном любовная лирика. Всё это, а
также высокая трудоспособность, сделало Ободзинского кумиром советской публики.
Власти не
одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски.
Считали его слащавым, несерьёзным певцом, поэтому его не допускали на
телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт —
аншлаг. Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе,
требовательным к себе и к другим. Он давал по 6-7 концертов в день, часто на
разных площадках, а однажды отработав 10 концертов он был близок к нервному и
физическому истощению.
«Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг,
плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него
была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40
рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше
секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть
- из „фондов“ местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому
вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской
АССР», - вспоминал администратор певца Павел Шахнарович.
Ободзинский
— певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни
под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негативные результаты:
«наверху» его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск
грампластинок. Но, несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел
сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.
Валерий
шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет
значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что
нет «глупой» публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску,
он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость.
Работа
солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером, наряду с
другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий Ромашков,
Нина Бродская, Раиса Неменова. Позже, в Донецкой филармонии, сделав сольную
программу и организовав свой коллектив, один из которых назывался «Верные
друзья», (руководителем ансамбля был — Юрий Щеглов) он параллельно продолжал
работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё 2-е отделение. Затем Валерий
выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко. Каждый год на
белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных
площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно
в январе, феврале, в театре Эстрады проходили его концерты с новой программой,
умышленно приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро
«Библиотека имени Ленина». А летом ежегодно, как традиция, были концерты в
Одессе. Туда он ездил вместе с семьёй. Вечерами работал, а днём отдыхал с
семьёй на море. В «Летнем театре», все его друзья детства, из шайки, после
концерта сопровождали его до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти
человек. Традиционны были концерты в Свердловске и его объявление в начале
выступления, что это Свердловск — родина его жены Нелли. Это была отправная
точка его турне по Сибири. Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой, Томской,
Костромской, Чечено-ингушской филармоний, Ободзинский часто выступал с
концертами на стадионах.
Впечатляет
список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид Тухманов, Леонид
Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай Добронравов,
Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин, Игорь Шаферан,
Игорь Кохановский и многие другие. И, несмотря на всенародную любовь, певец
долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он
стал после 2 месячной бесплатной работы — турне по республике. Он выступал в
деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в
коровниках.
Долгие
годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил
московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе 1970
года он со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с
этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца
весь день. Стремление обогатиться в то время не приветствовалось, более того,
пошли слухи, что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть
страну. Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из
концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также
оказалась неудачной.
В конце
жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. Он развёлся
с женой и жил в гражданском браке с поклонницей его таланта Анной Есениной.
Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не занимался.
Страдал алкоголизмом. В этот период он вообще не пел. Его перестали
интересовать слава, деньги, песни.
В начале
90-х годов стараниями своей гражданской жены Анны Есениной Ободзинский решает
возобновить творческую деятельность и записывает альбом песен Александра
Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое
выступление после многолетнего перерыва. Был аншлаг. После первой же песни зал
взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший
через пьянство и наркотики, сумел сохранить в чистоте свой голос.
В
последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность,
дал несколько концертов в разных городах России. В своем последнем выступлении
по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал:
«Очень часто меня спрашивают: почему вы так
надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я
достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед
всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего
резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски…
Прошло время».
Валерий
Владимирович Ободзинский скончался в Москве 26 апреля 1997 года. Похоронен на
Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10). Панихида состоялась в Центральном
доме работников искусств. Проститься с Ободзинским пришло около 300 человек, в
том числе и коллеги покойного: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин.
«На
гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с
Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография
в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом
разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера
прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес», - вспоминала вторая жена артиста
Анна Есенина. Во время отпевания в храме священник сказал: «Умереть так, как
он, мечтает каждый священнослужитель - он умер под Пасху. А это значит, что с
него сняты все грехи».
В память
о певце и признании его таланта состоялся концерт в концертном зале «Россия» и
состоялась церемония закладки звезды артиста, на площади звёзд.
Две
дочери Валерия Владимировича Анжела и Валерия, названная в честь отца, получили
в наследство любовь к музыке. Старшая, Анжела — профессиональная певица, она и
сегодня поёт песни своего отца, готовит в выпуску альбом его песен в собственном
исполнении. Младшая, Валерия — профессиональный звукорежиссёр на фирме
«Мелодия».
Комментариев нет:
Отправить комментарий