Популярная музыка — это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать популярную музыку как жанр, как особое течение в человеческой культуре, то фактическая популярность не будет определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев — расчет на успех у массового слушателя. Расчет этот, конечно, далеко не всегда меркантилен: когда 16-летняя Консуэло Веласкез сочиняла «Бесаме мучо» («Bessame mucho»), она, как утверждала впоследствии, совсем не надеялась на то, что эта песня станет столь известной. Но в то же время эта девушка изначально сочиняла песню в жанре популярной музыки, придумывая короткую лирическую песню с яркой, запоминающейся мелодией. Такие характеристики — идеальные составляющие популярной музыки.
Истоки популярной музыки.
В основе
всякой популярной музыки лежат народные песни и танцы. С древних времен в
различных частях света музыкальное творчество постепенно разделялась на
различные виды: простонародная музыка и музыка для знати, церковная, или
сакральная музыка, праздничные танцы и военные марши, свадебные, земледельческие,
похоронные песни и т.д.
Популярная
музыка сформировалась на основе, прежде всего, развлекательных жанров. Те
песни, которые бродячие музыканты в Средние века исполняли для увеселения
публики на ярмарках, празднествах, всевозможные любовные куплеты и танцевальные
мелодии можно считать ранними формами популярной музыки. Более серьезные жанры,
такие как духовная музыка или всевозможные церемониальные сочинения, стали
основой того, что теперь называется классической музыкой.
В
Западной Европе развилась форма песни, называвшаяся балладой. Чаще всего это был
последовательный рассказ: история жизни какого-нибудь человека, война, описание
битвы или трагической любви. Часто эти баллады соединялись с театральными
представлениями, были частью какого-нибудь спектакля.
Краткая
история популярной музыки.
Европа. В
Европе в 16-17 вв. большое распространение получили «баллады-листовки», т. е.
напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа. Это уже были
первые шаги шоу-бизнеса, массового распространения музыки. Народная музыка
распространяется как бы «сама»: кто-то слышит песню, запоминает ее и поет,
затем еще кто-то слышит поющего и запоминает и т.д. Это неконтролируемый
процесс. А вот тиражирование нот — это уже попытка осознанного, контролируемого
распространения музыки.
Современная
поп-музыка принадлежит целой индустрии — множеству производственных структур,
через которые проходит музыкальная идея, чтобы в итоге стать конкретным
продуктом и быть проданной миллионам людей. И «баллады-листовки» были началом
складывания этой сложной системы.
В 1650 в
Лондоне был выпущен сборник «The English Dancing Master» («Учитель танцев»),
составленный Джоном Плейфордом (1623-1686), в котором были собраны ноты
разнообразных сельских танцевальных мелодий Англии, снабженные пояснениями к
танцевальным фигурам и движениям. Плейфорд с друзьями много ездил по стране и
собирал фольклор. Сборник оказался очень популярен, и за ним последовало множество
других.
Эффектность
народных мелодий, веками выверенная точность балладной формы привлекли внимание
серьезных композиторов. Так, именно «Учитель танцев» лег в основу «Оперы нищего»,
одного из ранних произведений т. н. балладной оперы. Композитор Джон Пепуш
(1667-1752) и драматург Джон Гей (1685-1732) представили свое произведение
лондонской публике в конце января 1728 года. Успех был настолько велик, что
поставил под угрозу популярность Г.Ф. Генделя, чьи оперы доминировали в то
время на английской сцене.
С конца
18 в. широко распространяется любительское музицирование и, как один из его
главных инструментов, - фортепиано. Хорошие фортепиано стоили недешево, но
продавались и недорогие невзыскательные образцы. Важно, что само музицирование
стало очень популярным. В моду входят фортепьянные пьесы, простые и
сентиментальные, которые не трудно было выучить любому желающему. Эти пьесы
были густо украшены различными нехитрыми, но эффектными музыкальными приемами,
что делало их на первый взгляд крайне изящными. Похожие приемы использует и
современная популярная музыка.
Обеспеченная
публика Европы развлекалась салонным музицированием. Появился особый жанр
салонной баллады, который был упрощенным подражанием оперному искусству.
Для
бедных же людей одним из немногочисленных развлечений стала шарманка,
изобретенная в конце 18 в. в Швейцарии. Шарманка могла воспроизвести одну или
несколько популярных мелодий, и бродячие шарманщики исполняли различные песни:
от сатирических куплетов до печальных баллад.
Росло
число музыкальных издательств, выпускавших нотные листовки и книги. К концу 19
в. многомиллионные тиражи нотных листов уже не были чем-то удивительным.
Продолжается издание сборников народных песен: сборники песен менестрелей, и
такие крупные издания, как «Собрание национальных английских мелодий» и «Популярная
музыка нашей старины».
С
середины 19 в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии
развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными
по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную
музыку. В Европе и США возникают так называемые увеселительные парки, в которых
постоянно даются различного рода представления и играет музыка. В Англии первый
такой парк, «Воксхолл», был основан еще в 1660. Характер музыки, исполнявшейся
в увеселительных парках, например, в знаменитом копенгагенском «Тиволи»,
открытом в 1840 году, был исключительно развлекательный, увеселительный.
Репертуар парков состоял из шуточных песен, комических номеров, фольклорных
баллад.
Америка.
«Менестрели».
Как и в
Европе, в Америке также существовали бродячие цирки и труппы актеров и
музыкантов, развлекавшие народ различными представлениями, состоявшими из
спектаклей, сценок и песен. С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический
жанр сатирических представлений, которые стали называть «шоу менестрелей», хотя
связи с европейской менестрельной традиции практически не наблюдалось.
Специфичным было то, что в этих шоу белые артисты изображали жизнь и нравы
чернокожего населения Америки (большая часть которого до 1863 года находилась в
рабстве), пародируя афроамериканский фольклор. Подчас эти шоу были откровенно
расистскими. Артисты красили свои лица сажей. Центральным в таких
представлениях был персонаж, называвшийся «куном» (coon): плутоватый
афроамериканец, крайне похотливый и склонный к воровству.
Интересно,
что со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие
уже из настоящих афроамериканцев. Они также развлекали публику сценами из
афроамериканской жизни, а некоторые, соблюдая традицию, поверх своей «черноты»
дополнительно красили лица сажей. Но сатира черных менестрелей не была такой
грубой и часто направлялась уже на самодовольных белых плантаторов. Из таких
трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие замечательные блюзовые
и джазовые музыканты: композитор Уильям Хенди, певица Гертруда Ма’Рейни и
многие другие. Музыка, которая традиционно сопровождала менестрельные шоу,
легла в основу танцевального стиля рэгтайм.
Рэгтайм
был популярен на рубеже 19-20 вв., а самым известным композитором, работавшим в
этом жанре, был Скотт Джоплин, сочинивший огромное количество танцевальных
мелодий, в том числе знаменитый «Рэг кленового листа» («Maple Leaf Rag»). Это
была энергичная танцевальная музыка с подчеркнутым использованием
синкопированного ритма. Главным инструментом рэгтайма было фортепиано.
Музыкальный
театр.
Развитие
музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и
мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не
столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами
оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается
отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на
диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным
содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем
классические, — фактически они могли существовать в виде отдельных популярных
песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.
Жак
Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных
родоначальников жанра оперетты. Ему принадлежат такие известные произведения,
как «Прекрасная Елена» и «Парижская жизнь». Вскоре театры оперетт возникают и в
других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена,
где работают такие композиторы, как Ференц Легар, Франц фон Зуппе и Иоганн
Штраус-сын (автор знаменитой «Летучей мыши»). Главными именами английской
оперетты были У. Гилберт и А. Салливен, чья популярность вскоре
распространилась и на США.
Другим
видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Возникавшие
повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только
теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком
с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название
«варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко
распространился.
Музыкальные
залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать
профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных
номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте,
только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному
состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся
запасом «звезд» и «легенд».
Мюзик-холлы
вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения
горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных
театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из
обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально
так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) — «комедия положений», включавшая
в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма
резким и эротичным.
Этот
термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими,
а то и большими темпами, чем в Европе.
28-ая
улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода
штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее
«Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который
стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда
речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже
была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса
в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки.
В первых
десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной
музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, — эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл,
вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру:
мюзикл.
Джаз в
сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и
установкой на эффектную зрелищность, - вот на этом и строился мюзикл. Особенно
свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза.
К середине
20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор
остается главной музыкальной улицей Америки.
Россия.
Городской
романс и эстрада.
Традиции
русской народной песни уходят в глубь веков. Как популярная, так и академическая
музыка России основывается на народных традициях. Выразительный диапазон
русского фольклора очень широк — от глубоких, печальных песен, выражающих тоску
и отчаяние, до крайне «скоромных» (неприличных) частушек.
В 19 в.
большое распространение получает жанр романса (от исп. romance) — лирической
песни, исполняемой в сопровождении фортепиано или гитары. Несмотря на сословные
барьеры, романс стал достоянием всего русского общества: бывало и так, что одну
и ту же песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской
усадьбе. Народные песни становились основной для романсов, и наоборот —
романсы, написанные на стихи вполне определенных поэтов (Пушкина, Лермонтова,
Апухтина) становились народными песнями. Таких примеров множество: «Вот мчится
тройка удалая» — слегка измененный отрывок их стихотворения Ф.Глинки Венера, а «Я
вновь пред тобою стою очарован» - переработка стихотворения В.Красова «Стансы»,
«Что ты жадно глядишь на дорогу?» (песня на стихи Н. Некрасова), «Когда я на
почте служил ямщиком» (переработка стихотворения Л.Трефолева Ямщик), «Степь да
степь кругом» (переложение стихотворения В.Сурикова «В степи», которое, в свою
очередь, является переработкой народной песни «Степь Моздокская») и др.
Цыганский
романс, русские песни, влияние западноевропейской музыки, все вместе это легло
в основу т. н. городского романса, который начал развиваться в России
приблизительно с середины 19 в. Одним из первых и наиболее ярких примеров
является романс «Две гитары за стеной…» («Эх, раз, еще раз») на стихи Аполлона
Григорьева.
Среди
других замечательных исполнителей городского романса 20 в.- Изабелла Юрьева и
Петр Лещенко, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской
популярной музыки 20 века.
Популярная
музыка 20 – начала 21 веков.
Большинством
направлений популярной музыки 20 и начала 21 в. мы обязаны Новому Свету. Этот
бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном
отношении — прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур.
Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже
культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые
удивительные стили.
Латинская
Америка дала миру танго, самбу, босса-нову, Карибский бассейн — калипсо, ска и
рэгги, Северная Америка - блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-роллл и т.д. У всех этих
направлений была одна общая черта: они родились в «простонародье», бедных слоях
общества, и высшие сословия первое время смотрели на эту музыку с презрением,
называя ее вульгарной, — привычное обвинение популярной музыки. Но проходило
немного времени, и музыка простых людей и бедных кварталов покоряла буквально
всех, сметая сословные границы. Характерный пример — история танго. Этот танец,
считавшийся в начале 20 в. слишком грубым и чувственным, через некоторое время
стал рассматриваться как высокое искусство.
Латиноамериканская
популярная музыка основывалась на африканских и средиземноморских ритмах и была
очень пестрой в своей мелодике: тут были элементы и французских баллад, и
фольклора Пиренейского региона, и африканские, и индейские мелодические линии.
В Латинской Америке потомки вывезенных из Африки рабов, местного индейского
населения и европейских завоевателей часто смешивались между собой, образуя
уникальный этнический сплав. В Северной Америке нравы были жестче, и
рабовладельцы старались искоренить всякие африканские традиции в среде рабов.
Но музыка выжила, хотя и заметно трансформировалась на Американской земле.
Блюз.
Так, в
конце 19 в. в сельских районах Юга США появился блюз, который вскоре стал самой
популярной музыкой черного населения страны. Услышав сельский блюз (blues),
музыкант и композитор Уильям Хенди, до этого работавший в афроамериканских
«менестрельных» оркестрах, пришел в восторг и решил использовать этот стиль в
популярных мелодиях, которые он сочинял.
Так
появился, например, знаменитый «Сент Луис блюз» («St. Louis Blues») и мн. др.
композиции, стоявшие у истоков нового направления, которое получило название
джаз (jazz).
Джаз.
Джаз
развивался в Новом Орлеане в первые десятилетия 20 в., и вскоре затмил по
популярности рэгтайм. Белые американцы были абсолютно невосприимчивы к блюзу, а
вот джаз они подхватили мгновенно. Это была жизнерадостная танцевальная музыка,
точно соответствовавшая темпу жизни, который начал резко ускоряться после
Первой мировой войны.
Главным
инструментом рэгтайма было фортепиано, сельского блюза — шестиструнная гитара.
Джаз же предполагал наличие целого оркестра музыкантов: духовая секция,
ударные, иногда банджо, скрипка и др. Нью-орлеанские оркестры Джо Оливера и
Кида Ори были очень популярными коллективами эпохи раннего джаза.
В 1920-е
начинают распространяться так называемые биг-бенды, т. е. большие, укрупненные
оркестры. Джаз, который они исполняли, называют свингом. Собственно, свинг
(swing) — это музыкальный прием, особый вид синкопы (так же, как и «rag» в
слове «рэгтайм» означает синкопу). Синкопа — харктерная составляющая черной
музыки. Классиками свинга являются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, а
также белые исполнители — Бикс Бейдербек, Бенни Гудмен и др.
В 1930-е
свинг становится самой популярной музыкой в мире на тот период. С ним
соперничает только эстрадная лирическая песня. У каждой страны есть свои
особенности эстрадного жанра, но в 20 в. явно происходит взаимопроникновение
фольклорных традиций: в европейские баллады входят элементы афроамериканской
музыки, джазовые эстрадные песни обогащаются даже восточноевропейскими,
русскими мотивами. Ирвинг Берлин — выходец из России и один из великих джазовых
композиторов, умел тонко вплести русские мелодии в джазовую ткань.
Гордость
американской культуры, Джордж Гершвин создает в 1935 оперу «Порги и Бесс»,
классику одновременно и популярной и оперной традиции. Гершвин был одним из
первых, кто обратил внимание на то, насколько расплывчаты границы популярной и
«серьезной» музыки. Он создавал симфонические и фортепьянные пьесы, основанные
на джазовой гармонии: «Рапсодия в голубом» («Rhapsody in blue», 1924), сюита «Американец
в Париже» («An American in Paris», 1928).
Россия и
русская музыка в эмиграции.
Говоря о
развитии российской популярной музыки, нельзя обойти вниманием такую уникальную
личность, как Александр Вертинский, певец и автор песен, чье творчество явилось
большим вкладом в русскую культуру 20 в. Эмигрировав после Октябрьской
революции, он вернулся в СССР в годы Великой Отечественной войны, добившись у
советских начальников разрешения находиться на Родине в эти тяжелые для страны
годы. Часто Вертинского неоправданно относят к развлекательному жанру, однако
это совсем не так, ведь многие песни Вертинского настолько глубокие и
трагические по своему содержанию, что их невозможно поставить в один ряд с
певцами, исполняющими легкие песенки. Он оказал огромное влияние на современную
российскую музыку, в частности, русский рок: Борис Гребенщиков в начале 1990-х
записал альбом песен А. Вертинского, подчеркивая связь своей музыки с музыкой
великого исполнителя.
Среди других замечательных исполнителей городского романса: Изабелла Юрьева, Петр Лещенко и Алеша Дмитриевич, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 в.
Прогресс
в звукозаписи.
Новый
этап в распространении популярной музыки. Огромную роль для развития популярной
музыки сыграло изобретение в конце 19 в. граммофона. Теперь сотни тысяч людей
получали возможность услышать знаменитых исполнителей, даже если эти
исполнители никогда не доберутся с концертами до их города или отдаленного
поселка. В 1910-х был установлен стандарт двусторонней грампластинки на 78
оборотов в минуту, а в конце 1940-х гг. появилась т. н. долгоиграющая пластинка
на 33,3 оборота и т.н. «сорокопятка» — небольшой диск, рассчитанный на скорость
45 оборотов в минуту.
Индустрия
распространения песен на нотных листах еще некоторое время конкурировала с
грамзаписью, но к середине века виниловые диски вытеснили нотные листы, как
впоследствии, в конце 20 в., компакт-диски вытеснили «винил».
Другим
важным каналом распространения популярной музыки стало радио. Это было
доступное для большинства удовольствие, а владельцы радиостанций быстро нашли
общую выгоду с хозяевами звукозаписывающих фирм, как только стало понятно, что
радиоэфир - это эффективный способ рекламировать пластинки, а также навязывать
публике музыку и вкусы. В 1920 в США открылась первая частная радиостанция, а в
1925 в Лондоне заработала Британская радиовещательная корпорация (ВВС), до сих
пор одна из крупнейших в мире.
С момента
изобретения звукового кино в конце 1920-х появилась возможность использовать
музыку в кино: создавать музыкальные фильмы или просто писать музыку для
кинокартин, тогда как ранее музыкальное сопровождение было делом личного вкуса
тапера.
Эстрада.
1950-е
годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции
появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель и Шарль Азнавур, а в
Америке «царит» Фрэнк Синатра. Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы
свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка.
Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции,
хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных
традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде
других стран существует жанр, который можно определить, как просто лирическая и
мелодичная песня.
В 1960-х
во французской музыке появляется много новых имен. Среди них — певец Сальваторе
Адамо и певица Мирей Матье. Мирей Матье сравнивают с великой Эдит Пиаф,
потрясавшей своим пением Европу в середине 20 в., но музыка Матье гораздо
мягче, и в ней нет той степени боли и отчаяния, которая выносит Пиаф за пределы
развлекательного искусства.
В 1970-х всемирную известность получает испанский певец Хулио Иглесиас. В юности он мечтал о карьере футболиста, но получив серьезную травму, которая не позволила ему продолжать заниматься футболом, решил попробовать себя в эстрадной песне. Так он стал одним из популярнейших в мире исполнителей. Одна из особенностей Х. Иглесиаса заключается в том, что он исполняет песни не только на испанском и английском, но и на многих других языках мира.
Эстрада в
СССР.
Современная
российская эстрада во многом обязана городскому романсу, как, впрочем, и
русской народной песне в целом. Но с приходом советской власти начинается
истребление всего «буржуазного» в музыке. На несколько десятилетий в культуре
воцаряется особый жанр: бодрой песни, помогающей «жить и строить». Но и в этом
жанре было создано много замечательных произведений. Они принадлежат
композиторам Исааку Дунаевскому, Оскару Фельцману, Василию Соловьеву-Седому и
др.
Благодаря
таким исполнителям, как Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Нина Дорда в советской
песне сохраняются и интимные, лирические интонации.
Несмотря
на негативное отношение власти, в стране развивается «советский джаз»,
центральные фигуры которого — Леонид Утесов, Олег Лундстрем.
В
1950-60-е годы, время расцвета лирического эстрадного жанра, появляется
множество замечательных популярных исполнителей: Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль,
Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Лидия
Клемент, Анна Герман, Эдита Пьеха, Маргарита Суворова.
В 1970-е
в официальной эстраде СССР наступает эпоха «вокально-инструментальных
ансамблей», или ВИА. Особенно популярен «народный уклон», стилизация под
фольклор: белорусские ВИА «Песняры», «Сябры», «Верасы», российские «Ариэль»,
узбекская «Ялла», азербайджанский «Гюнеш», а также «Самоцветы», «Цветы»,
«Пламя» и мн. др.
Одной из
наиболее популярных певиц страны становится Алла Пугачева. Очень удачным
оказывается ее сотрудничество с латышским композитором Раймондом Паулсом. Его
песни в исполнении Аллы Пугачевой — это прекрасный пример популярной музыки высокого
уровня.
Ритм-н-блюз
и рок-н-ролл.
Сельский
блюз американского Юга, перенесенный в черные городские кварталы, к 1940-х гг.
трансформировался в то, что теперь называют ритм-н-блюз (rhythm’n’blues, или
R&B). Поставленный на четкий танцевальный ритм, исполняемый группой
(«бэндом»), использовавшей электрические гитары, ритм-н-блюз часто довольно
далеко уходил от интимного, задумчивого настроения раннего блюза и превращался
в неистовую, сверхэмоциональную музыку городских вечеринок. Так, ритм-н-блюз
перерастает в рок-н-ролл, который буквально «взорвал» популярную культуру
второй половины 20 в.
Началом
эпохи рок-н-ролла (rock’n’roll) считается 1955, когда вышла пластинка «Рок
круглые сутки» («Rock Around the Clock») Била Хейли и его группы «Кометс», хотя
и до этого, с начала 50-х гг. его группа успела выпустить несколько дисков,
ставших впоследствии классикой рок-н-ролла. Билл Хейли был белым музыкантом,
как и Элвис Пресли, и Джерри ли Льюис и Бадди Холли, культовые фигуры
рок-н-ролла. Белой публике было привычнее слышать и видеть своих «белых
парней», хотя мода на рок-н-ролл позволила прорваться в большой шоу-бизнес и
тем черным ритм-н-блюзовым исполнителям, которые, собственно, и сформировали
этот сверхпопулярный стиль: Литттл Ричарду, Чаку Берри, Бо Дидли и Фэтсу
Домино.
Элвис
Пресли стал первой настоящей суперзвездой рок-н-ролла, образцом для подражания
для миллионов подростков. В Великобритании аналогом такого рок-героя стал Томми
Стил, а во Франции — Джонни Холлидей.
Англичане
оказались очень восприимчивыми к американской и афроамериканской музыке:
рок-н-роллу, ритм-н-блюзу и блюзу. Следствием этого явилось «британское
вторжение» начала 1960-х, когда английские группы, вдохновленные Элвисом
Пресли, Чаком Берри и другими американцами, буквально захватили американский и мировой
поп-рынок. Во главе этого вторжения стояли Битлз (The Beatles) и Роллинг стоунз
(Rolling Stones). Последние настаивали на том, что они играют именно
ритм-н-блюз, а не рок-н-ролл. Во «вторжении» участвовали и такие великие
группы, как «Ху» («The Who»), «Кинкс» («The Kinks»), «Энималз» («Animals») и
многие другие. Скоро их музыка вышла за рамки простого рок-н-ролла, и термин сократили
до одного слова «рок».
Эстрадная
песня в то время обогащается многими приемами рок-музыки: примером тому
является английский певец Том Джонс, привнесший в эстрадную песню
афроамериканскую чувственность и энергию рок-н-ролла. Во Франции с
рок-н-ролльными формами экспериментирует певец, композитор и поэт Серж Гензбур,
начинавший в конце 50-х как традиционный шансонье.
Рок
1960-х.
Вторая
половина 60-х — время больших социальных и культурных перемен. В популярной
музыке тоже необычайный расцвет. Пластинки, которые выпускали группы и
исполнители в конце 60-х - несут на себе особенный отпечаток свободы,
воодушевления и искренности.
Однако
индустрия шоу-бизнеса с готовностью включает в свой оборот всех, кто выглядит
коммерчески перспективным: от старых блюзменов, на волне моды вдруг вывезенных
из сельской глуши в крупные звукозаписывающие студии, до групп хард-рока.
Группы «Лед Зеппелин» и «Блэк Саббат» в 1970-х гг. собирают многотысячные
стадионы, их диски раскупаются миллионами, принося внушительную прибыль.
Но во
второй половине 1970-х наступает время, когда коммерческий потенциал любой
«стадионной» группы начинает сдавать свои позиции по сравнению с исполнителями
диско, даже довольно посредственными.
Диско.
Этот
стиль был создан на основе фанка (funk), но сильного упрощенного. На протяжении
десятилетия, с конца 1960-х фанк был наиболее популярной и прогрессивной
музыкой среди черного населения США. Джеймс Браун, Слай Стоун из группы «Слай
энд фэмили стоун» («Sly & The Family Stone») и Джордж Клинтон со своими
проектами «Фанкаделик энд Парламент» («Funkadelic & Parliament») были главными идеологами фанка.
Диско-бум
не только переориентировал популярную музыку и индустрию на сугубо танцевальное
направление, но и вынудил многих известных музыкантов заигрывать с диско, чтобы
«остаться на плаву», потому что радиостанции и фирмы грамзаписи одно время
требовали исключительно композиции в стиле диско. Но были группы, создававшие в
диско-ритмах поразительные вещи, как например, талантливый и невроятно
популярный шведский коллектив «АББА» (АВВА).
Хип-хоп.
Реакцией
на диско стал стиль хип-хоп (hip-hop), созданный ди-джеями черных нью-йоркских
дискотек, которые не могли смириться с тем, как быстро деградировала популярная
музыка в эпоху диско-истерии. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция
импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также
элементы ямайского стиля калипсо), и в середине1980-х оформилось доминирующее
направление современной черной музыки, которое называют рэп (rap, речитатив)
или хип-хоп. Волна хип-хопа вернула к популярности и фанк-музыку, ибо именно
фанк лежит в основе этого нового афроамериканского жанра.
Другой
реакцией на диско стало появление альтернативных танцевальных стилей, и среди
них наиболее известен эйсид-хаус (Acid House) — совмещение психоделической
культуры 1960-х и танцевального ритма.
Рэгги.
В
середине 1970-х во многом благодаря харизме Боба Марли, в мир популярной музыки
прочно вошел ямайский стиль рэгги (reggae). В 1960-х на Ямайке доминировала
музыка в стиле Ска (Ska), отличавшаяся упругим раскачивающимся танцевальным
ритмом. Рэгги представляет собой замедленный, размеренный вариант ска. Боб Марли
исполнял много популярных песен, но значительную часть его творчества
составляли также песни борьбы и протеста.
Политически
ориентированной была и другая известная ямайская групппа, «Блэк Ухуру» («Black
Uhuru»). Но танцевальная динамика, заложенная в ямайских ритмах, широко
используется в поп-музыке. Положив рэгги-ритм в основу своей музыки, большого
успеха добились такие европейские поп-исполнители, как Ю-Би 40 (UB40) и «Эйс оф
Бэйз» («Ace Of Base»). Среди известных черных исполнителей поп-рэгги 1990-х гг.
первым следует назвать Шэгги (Shaggy). В 1992-1993 кратковременный успех имела
ямайская поп-группа «Иннер Серкл» («Inner Circle»).
Поп-музыка
1980-х.
Особую
роль в развитии современной популярной музыки стало возникновение в начале
1980-х ряда музыкальных телеканалов, таких, как VH-1 и MTV. Последний
ориентируется исключительно на молодежную аудиторию. Собственно, музыкальное
телевидение — главная движущая сила современной популярной музыки. Видеоклипы
настойчиво рекламируют певца или группу. Настоящим детищем музыкального
телевидения стала певица Мадонна (Madonna). Весьма обязан MTV и Майкл Джексон
(Michael Jackson), также как Принс (Prince) и очень многие популярные певцы и
группы.
Популярная
музыка 1980-х строилась главным образом на совмещении черного стиля соул и
европейских баллад. Поэтому и возникло такое определение, как соул-баллады.
Хотя соул (soul) возник еще в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую
слушали преимущественно афроамериканцы. Такие музыканты, как Марайя Кэри
(Mariah Carey), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Пол Янг (Paul Young) и,
конечно же Тина Тернер (Tina Turner), выступающая на R&B и соул-сцене с
конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке.
Советская
и российская эстрада 1980-1990 годы.
В 1980-х
советскую эстраду украшают имена Валерия Леонтьева, Анне Вески, Яака Йоллы,
Евгения Мартынова, Валентины Легкоступовой, Александра Малинина, Александра
Серова, Владимира Кузьмина, Лаймы Вайкуле, Ирины Понаровской, Ларисы Долиной.
ВИА «Земляне» покоряют слушателей своей песней «Трава у дома».
«Перестройка»
конца 1980-х вносит изменения и в эстрадную музыку. Появляются имена Игоря
Талькова, Олега Газманова, группы «Любэ», «Кар-мен». В начале 1990-х
скандального успеха добивается коллектив «Мальчишник», из которого вышел
известный ныне Дельфин. Богдан Титомир, покинув «Кар-мен», также становится
одной из заметных фигур российский поп-музыки начала 1990-х гг. Успех имеет и
группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы
«Интеграл».
Во второй
половине 1990-х начинается деятельность таких популярных на территории СНГ
коллективов, как «Иванушки International» и «Руки вверх». Филипп Киркоров
собирает многотысячные концертные залы.
К началу
21 в. российский шоу-бизнес стал весьма мощной структурой: множество
звукозаписывающих фирм, два крупных музыкальных телеканала (МТВ и Муз-ТВ),
определенная система рекламы и распространения. Количество имен исполнителей,
на короткое время возникающих на телеэкранах, неизменно увеличивается, растет и
уровень внешнего качества музыкальной продукции при достаточно невысоком уровне
содержательной части.
Поп-музыка
в 90-х и начале 21 века.
В 1990-х
в соул-балладу был привнесен жесткий фанковый (или хип-хоповый) ритм. Его можно
услышать у таких певиц, как Тони Брэкстон, Кристина Агилера или Бритни Спирс,
групп «Ти-Эл-Си» («TLC»), «Дестиниз чайлд» («Destiny’s Child») и мн.др.
Отличительным
знаком середины 1990-х стало появление массы «мальчуковых» и «девичьих»
коллективов. Бойз-бенды (boys-bands) начала 1990-х из Британии: «Ист севентин»
(«East 17») и «Тэйк зет» («Take That») определили стандарт для сотен своих
последователей, таких как, «Бэкстрит бойз» («Backstreet Boys»), «Файв»
(«Five»), «Уэстлайф» («Westlife») и др., а старт девичьим квинтетам, квартетам
и трио дали в 1996 британские же «Спайс герлз» («Spice Girls»).
В конце
1990-х началась мода на латиноамериканскую музыку: сначала хит-парады сокрушил
Рики Мартин (Ricky Martin), затем знаменитый гитарист Карлос Сантана (Carlos
Santana), выпустив невероятно популярный альбом Сврхъестественный
(Supernatural) и получил за него 5 наград Американской музыкальной академии
«Грэмми», а затем главной фигурой стал Энрике Иглесисас (Enrique Eglesias), сын
всемирно известного певца Хулио Иглесиаса.
В 1990-е
годы и в начале нового века очень успешно развивается и электронная музыка.
Начавшись с техно (techno) и рэйва (rave), это десятилетие дало популярной
музыке такие направления, как джангл (jungle), драм’н’бэйс (drum’n’bass),
брэйкбит (breakbeat), гоа-транс (goa-trance), изи лисенинг (easy listening),
лаундж (lounge), даунтемпо (downtempo) и мн. др.
Большинство
пластинок прогрессивной электронной музыки выпускается на небольших фирмах
ограниченным тиражом, но есть немало электронщиков, добившихся мировой славы: «Фэтбой
Слим» («Fatboy Slim», Norman Cook), «Продиджи» («Prodigy»), «Кемикал бразерс»
(«Chemical Brothers»), «Ди-джей Санчес» («DJ Sanches»).
Отдельно
можно упомянуть исландскую певицу Бьорк (Bjork), немало сделавшую для
популяризации «странной» музыки, а также главных исполнителей направления
трип-хоп (trip-hop): «Massive Attack», «Portishead, Tricky», «Morcheeba»,
невероятно модного в середине 1990-х и по-прежнему притягательного. В начале 21
в. в популярной музыке по-прежнему преобладают направления, рожденные афро- и
латиноамериканцами. Имеют место также и азиатские мотивы, как, например, в
песнях певицы Шакиры (Shakira). Популярная музыка старается использовать любое
яркое достижение музыкальной традиции разных народов, в поисках таких форм,
которые могут заинтересовать массового слушателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий