Джаз
появился в Париже во время 1-й Мировой Войны – его принесли с собой
американские солдаты, воевавшие на стороне Франции. В период между двумя мировыми
войнами, благодаря чернокожим исполнителям, таким как Жозефина Бейкер
(Josephine Baker), джаз сохранил свою популярность и стал, своего рода,
символом борьбы с колониализмом. В 1932 году гитарист Джанго Рейнхардт (Jean
Baptiste Reinhardt) и музыкальный критик Юг Панасье (Hugues Panassié) открыли в
Париже «Hot Club de France», а двумя годами позже совместно со скрипачом и
пианистом Стефаном Грапелли основал одноименный джазовый квинтет «Quintette du
Hot Club de France». В 1935 году появляется журнал «Revue Jazz Hot», пожалуй,
наиболее влиятельное джазовое издание своего времени и генеральный секретарь «Hot
Club de France» Шарль Делоне (Charles Delaunay) становится его редактором. В
журнале, который считался официальным органом «Hot Club de France», печатались
статьи о творчестве Бориса Виана (Boris Vian), Андре Клерже (André Clergeat),
Фрэнка Тено (Frank Ténot), Мориса Каллаза (Maurice Cullaz), Люсьена Мальсона (Lucien
Malson) и других музыкантов, чьи имена стали гордостью французского джаза.
Шарль
Делоне (1911 – 1988 гг.).
В
1937 году Делоне в сотрудничестве с «Hot Club» и «Pathé-Marconi» создал лейбл «Swing»,
для которого записывались, как французские джазмены Аликс Комбель (Alix
Combelle), Пьер Алье (Pierre Allier), аккордеонист Гус Визер (Gus Viseur), так и звезды американского джаза Колман
Хокинс (Coleman Hawkins), Эдди Саут (Eddie South), Бенни Картер (Benny Carter)
и Дики Уэллс (Dicky Wells).
С
началом войны в мире джазовой музыки наступило затишье. Многие известные
джазовые музыканты были призваны на фронт, но были и такие (например, Рей
Вентура и Жан Саблон), кто предпочел переждать время в безопасности – например,
в США. Грапелли и Рейнхардт после гастролей остались в Великобритании. Грапелли
решил переждать здесь войну, а Рейнхардт вернулся в Париж, но был вынужден
бежать из столицы после вторжения нацистов во Францию. Однако, когда 16 декабря
1940 года Шарль Делоне организовал джазовый фестиваль во Франции, чтобы
возродить французский джаз, билеты на него были раскуплены за 24 часа. Через
три дня джазовый концерт повторили. До освобождения Франции от нацистов было проведено
80 джазовых концертов.
Ray Ventura y su Orquesta de Jazz, Refrain chanté par
Coco Aslan - Ménilmontant, Fox-trot (Charles Trenet), (Odeon, 1941).
Нельзя
сказать, что джаз выжил без борьбы. Первое время нацисты относились крайне
подозрительно к этой музыке. Еще до прихода Гитлера к власти, консервативно
настроенные немцы запретили трансляцию всей иностранной музыки, и, в
особенности джаза, который был ее воплощением. В 1941 году, после того как
Америка вступила в войну, была запрещена вся американская музыка – хотя это было
трудно исполнить на практике и многие немецкие радиостанции продолжали
транслировать в эфире американские мелодии. В целом же можно сказать, что немцы
были достаточно терпимы по отношению к джазу, потому что считали, что
нацистская пропаганда будет восприниматься гораздо лучше на фоне популярных
музыкальных программ.
"Elle n'a pas très bon caractère!" (Swing)
... Jacques Météhen & son Orchestre(1941)
Французские
энтузиасты джаза поддерживали позитивное отношение к этому музыкальному жанру,
культивируя замысловатый миф о том, что джаз - это французское творение. Шарль
Делоне организовал конференцию, которая исследовала историю джаза во Франции и
нашла, что корни джазовой музыки лежат в творчестве Дебюсси. В 1940 году «Hot
Club de France» распространяет подтверждающие эту версию брошюры. В 1942 году
музыкальный критик Андре Керуа (André Coeuroy) публикует статью «Всеобщая
история джаза» (Histoire Genérale du Jazz), в которой утверждает, что джаз
имеет французские корни и объясняет, что это музыкальное направление может
дополнить культурную парадигму нацизма в качестве примера развития европейской
культуры под немецким влиянием. В 1943 году музыкальный критик и президент «Hot
Club de France» Юг Панасье, опираясь на статью «Под музыку джаза» (La Musique
de Jazz) опровергает опасения сторонников режима Виши, считавших, что
французский джаз не может нести патриотический смысл и утверждает, что до сих
пор джазовая музыка неправильно понималась. В своей книге Панасье ловко
компилирует цитаты из Библии, католические идиомы и высказывания Петена, для
того, чтобы сделать ее более понятной для сторонников режима Виши и, тем самым,
облегчить судьбу французского джаза.
Вишистская карикатура на французскую джазовую музыку (1940-е гг.).
Джазовые исполнители поддержали эту идею
по «франсификации» джаза, и внесли свою лепту, переведя на французский язык
американские названия джазовых стандартов. Например, «Сент-Луис Блюз» (St Louis
Blues) превратился в «Страдания Святого Луи» (Tristesses de St Louis), а
композиция «В настроении» стала называться «В атмосфере» (Dans l'Ambiance).
Имена композиторов не указывали вообще, либо заменяли на французские: так песни
Луи Армстронга были приписаны французскому певцу Жану Саблону (Jean Sablon).
Приняли немцы эту идею или нет - не так уж и важно, в любом случае,
деполитизация помогла французскому джазу выжить.
И
джаз процветал. К концу 1939 года более четверти репертуара музыкальных
программ на Радио-Париж составляли джазовые композиции, особенной популярностью
пользовался джазовый оркестр Раймонда Леграна: за период с августа 1940 по март
1942 года этот коллектив провел 520 выступлений в радиоэфире. Продажи пластинок
с джазовой музыкой возросли, например, по сравнению с 1937 годом было продано в
8 раз больше записей ансамбля Джанго Рейнхардта. Ощущается влияние джаза и на
эстрадную музыку. После подписания Перемирия в Париже открылось 125 новых
кабаре, и такие певцы, как Шарль Трене (Charles Trenet) и Ив Монтан (Yves
Montand) приобрели известность благодаря свойственному им свинговому стилю
исполнения.
Charles Trenet – «La Romance de Paris» pour le film
musical de Jean Boyer «Romance de Paris» (1941).
Джаз
звучал не только в больших городах Франции. Если Шарль Делоне заботился о
популяризации джаза в оккупированных районах, то энтузиасты джаза Мишель Эллиа
(Michel Ellia) и Поль де Рокка-Сэррра (Paul de Rocca-Serra) продвигали джазовую
музыку на территории, свободной от оккупации. Они организовывали официальные
джазовые клубы, устраивали конкурсы для поиска новых джазовых талантов и
оказывали поддержку начинающим музыкантам. Джаз появился даже в лагерях для
военнопленных: например, к апрелю 1942 года в «Hot Club», который
функционировал под руководством Клода Брийака в шталаге VIВ было 300 членов. Столичный
«Hot Club de France» отправил им джазовые пластинки, ноты и еду для музыкантов.
Только особые оккупационные зоны Франции, например Эльзас и Лотарингия, не
попали под всеобщее увлечение джазом. Но даже в некоторых из них, например, в
Страсбурге и Нанси появились подпольные джазовые клубы. Проблемы у любителей
джаза начались в 1942 году, когда нацисты захватили все французские территории.
В апреле 1943 года Рейнхардт обращается к членам «Hot Club de France» с
призывом скрываться от Службы Принудительного Труда (Service de Travail
Obligatoire – STO) и до особого сообщения избегать каких либо встреч друг с
другом.
Irène de Trébert, Pierre Mingand, et Raymond Legrand
et son Orchestre interprètent cette chanson emblématique de l'Occupation.
Tourné en 1941, le film "Mademoiselle Swing!" sort en juin 1942, et
passe la censure de Vichy.
В
действительности у джаза была «двойная» жизнь. Несмотря на то, что немцы не
видели в джазе ничего опасного для себя, многие французы смотрели на ситуацию с
другой точки зрения. В 1946 году в американском журнале «Даун бит» (Down Beat
magazine) появилась статья, в которой утверждалось что «джаз стал символом
свободного мира и последней связью с ним». Из-за своего необузданного,
непринужденного звучания и иностранного влияния, джазовая музыка была полной
противоположностью немецким ценностям. С одной стороны, джазовые музыканты были
убеждены, что они способствуют восстановлению гордости Франции и борются против
немецкого господства. С другой стороны джаз стал восприниматься как
завуалированный намек на Америку – особенно после того, как Соединённые Штаты
Америки вступили во 2-ю мировую войну. Олицетворением этого стало движение
«зазу» (zazou или za-zou – звукоподражание из джазового вокала; молодежная
субкультура, чем-то напоминающая советских «стиляг»).
Johnny Hess - Je suis swing (1938).
Истоки
этого слова неизвестны, но в 1938 году французский пианист и композитор Джонни
Хесс (Johnny Hess) исполнил песню «Я свингую» (Je suis swing). Считается, что
именно он первым во Франции прокричал со сцены эти загадочные буквосочетания: «za-zou
za-zou za-zou za-zou-zé». «Зазу» – так стали звать молодых людей, которые
отказывались соответствовать правилам, установленным во время нацистской
оккупации. Мужчины-зазу, как правило, носили мешковатые удлиненные пиджаки,
темные узкие брюки, тяжелые ботинки, широкие галстуки и толстые куртки. Девушки
предпочитали джемперы с высоким воротом, короткие плиссированные юбки,
полосатые чулки и всегда – в любую погоду – носили с собой большие складные
зонты. Термин «свинг», который обычно не использовали из-за его американизма, у
приверженцев «зазу»-культуры стал жаргонным словом, обозначающим что то
отличное, прекрасное, вызывающее положительные эмоции. В 1942 году, когда
фашисты обязали евреев носить на одежде желтую звезду, молодежь-зазу
демонстративно стала носить такую же звезду, только со словами «свинг» или
«зазу» в середине. Когда в 1943 году группа молодых людей с картонными звездами
на груди устроила в Сен-Жермене молчаливый протест, их арестовало гестапо. В
1942 году коллаборационисты организовали газетную травлю под названием «Охота
на зазу» (Chasse au zazou). Таким образом, свинг и «зазу» стали символами
Сопротивления.
Johnny Hess.... Il est Rythme ! (1941).
Джазовая
музыка воплощала протестные веяния также благодаря цыганским мотивам. Джанго
Рейнхардт стал своего рода первопроходцем, отважившимся сочетать в своей музыке
традиционные цыганские мелодии и ритмы американские джаза. Это было весьма
опасно, и то, что музыкант уцелел во время войны, является настоящим чудом. Рейнхардт
пережил войну невредимым, в отличие от сотен тысяч европейских цыган, погибших
в ходе цыганского геноцида. Музыкант хорошо понимал опасность, он и его семья
сделали несколько неудачных попыток бегства из оккупированной Франции. Когда
Джанго и всю его группу стали настойчиво приглашать на «гастроли по Германии»,
музыканты начали скрываться. Рейнхардт покинул Францию и попытался получить
убежище в нейтральной Швейцарии, но получил отказ. Джанго пришлось вновь
вернуться к кочевому образу жизни. Он странствовал по Франции в компании то
музыкантов, то цыган. В конце концов, Рейнхард вновь вернулся в Париж, где открыл
клуб «La Roulotte» («Фургончик»). Чудо его выживания частично объясняется тем,
что он пользовался тайной защитой любящих джаз нацистов, таких как офицер
люфтваффе Дитрих Шульц-Кён (Dietrich Schulz-Köhn), по прозвищу «Доктор Джаз».
Оркестр
Джанго Рейнхарда и Дитрих Шульц-Кён (1940-е гг.).
Джаз
стал замечательным прикрытием для движения Сопротивления. В 1941 году Шарль
Делоне связался с участниками Сопротивления, благодаря чему появилась сеть
«Карте», названная так в честь саксофониста Бенни Картера. Делоне использовал
псевдоним «Бенни» на встречах, которые он организовывал в качестве прикрытия
для передачи информации и документов. Наряду с другими участниками «Хот Клуба»,
он носил документы через демаркационную линию, а парижская штаб-квартира «Хот
Клуба» стала местом встречи участников Сопротивления. К сожалению, отсутствие
опыта подпольной работы у музыкантов привело к тому, что вскоре их встречи стали
рискованным мероприятием и поклонники перестали на них ходить. Некоторые
музыканты, например, скрипач Жорж Эфрос (Georges Effrosse), исчезли. Как потом
выяснилось, Эфроса депортировали в Дор, откуда он уже не вернулся. В октябре
1943 года сеть была раскрыта, и гестапо закрыло штаб-квартиру «Хот Клуба». Были
арестованы Делоне и еще несколько членов клуба, в том числе один из основателей
«Хот Клуба», радиотехник Жак Бюро (Jacques Bureau), сестры Жермен (Germaine) и Мадлен
Тамбор (Madeleine Tambour). Арестовали и нескольких британских агентов. Сестры
Тамбор погибли в газовой камере лагеря Ревенсбрюк в марте 1945 года, Жак Бюро
находился в тюрьме вплоть до освобождения Франции. Делоне был освобожден в
ноябре 1943 года, но, опасаясь за жизнь и свободу, до 1944 года провел в бегах.
Andrex - H.Martinet et Raymond Vincy orchestre Pierre
Chagnon - Y'a des Zazous (1944).
После
окончания войны многие джазовые исполнители, ранее вынужденные покинуть
Францию, вернулись в Париж. В 1946 году Делоне повторно запустил выпуск журнала
««Revue Jazz Hot»» и вместе с американским джазовым трубачом и бэнд-лидером
Майлзом Дэвисом (Miles Davis) стал у истоков Парижского международного
джазового фестиваля (Festival international de Jazz de Paris), открытие
которого состоялось в 1949 году. На протяжении нескольких послевоенных лет джаз
оставался во Франции доминирующим музыкальным стилем, создавая определенную
преемственность среди хаоса, возникшего после освобождения.
Трэклист:
CD 1.
1 Je Suis Swing - Hess,
Johnny
2 Y a des
Zazous - Andrex
3 Un, Deux,
Trois, Swing! - Bouillon, Jo et Son Orchestre
4 Rythme et Swing - Bizet, Marie
5 Ils Sont Zazous - Mingand, Pierre
6 Etes - Vous Swing? - Wraskoff, Raymond et Son
Orchestre
7 Mettez - Vous dans l'Ambiance - Hess, Johnny
8 Rythme - Hess, Johnny
9 Rythme - Chardon, Felix et Son Orchestre
10 Il Est Rythme - Hess, Johnny
11 Je Suis Jitterbug - Hess, Johnny
12 Mademoiselle Swing - DeTrebert, Irene
13 Swing Troubadour - Trenet, Charles
14 Swing Rêverie - DeTrebert, Irene
15 Le Swingalero - Fred Adison Et Son Orchestre
16 Le Swing à l'École - Fred Adison Et Son Orchestre
17 Ya du Swing au Village - Solar, Jean
18 La Poule Zazou - Trenet, Charles
19 Atchoum Swing - Rogers
20 Il Fait des... - Montand, Yves
21 Le Feutre Taupé - Roche, Pierre
22 Machine à
Écrire Swing - Metehen, Jacques et Son Orchestre
2CD
23 Bolero de Ravel en
Swing - Ventura, Ray & Son Orchestre
24 Définition of Swing - Wraskoff, Raymond et Son
Orchestre
25 Harlem Swing - Brun, Philippe & His Swing
Band
26 Swingin' at the Sugar Bowl - Hot Club Swing Stars
27 Swinging the Blues - Allier, Pierre et Son
Orchestre
28 Swing Obsession - Yatove, Jean et Son Grand Orchestre
de Radio Paris
29 Chez Moi à Six Heures - Reinhardt, Django
30 Cocktail - Hess, Johnny
31 Gout du Jour - Chiboust, Noel et Son Orchestre
32 Surprise Party - Quintett de Paris
33 Partie de Plaisir - Gus Viseur Et Son Orchestre
34 Ambiance - Jazz de Paris
35 In the Mood - Murena, Tony et Son Orchestre
36 Au revoir, pays de mes
amours - Maceo Jefferson et son orchestre
37 Dansez! - Wraskoff, Raymond et Son Orchestre
38 Tout ça - Noël Chiboust et son orchestre
39 Riff 41 - Chiboust, Noel et Son Orchestre
40 Festival Swing 1941 - Quintette du Hot Club de
France
41 Festival Swing 1942 - Rostaing, Hubert et Son
Orchestre
42 Tam Tam - Gus Viseur Et Son Orchestre
43 Gitan Swing - Murena, Tony et Son Orchestre
44 Valse Swing - Metehen, Jacques et Son Orchestre
dowload (mp3 @128kbs):
https://yadi.sk/d/AnLNvCI_5NNW7w
dowload (mp3 @128kbs):
https://yadi.sk/d/AnLNvCI_5NNW7w
Комментариев нет:
Отправить комментарий