Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.
Переломный
1992 год выдался тяжёлым для всей страны; для Шевчука он стал особенно
трагичным. В марте умерла от рака его жена Эльмира, ей было всего 24 года… В
ноябре вышел посвящённый ей альбом "Актриса Весна", самый лиричный и
светлый в дискографии ДДТ.
На группу
нахлынуло всенародное признание, половина песен из этой пластинки стали
суперхитами. Но ни мрачные мысли, ни гастрольно-алкогольный угар не давали
Шевчуку забыть о творчестве.
После
достигнутого успеха нельзя было топтаться на месте, Шевчук это понимал. И уже
тогда возникла идея рок-концерта не как набора песен, а как некой единой
программы, объединённой общей канвой, настроением…
Юрий
Шевчук:
"Черный
Пёс Петербург" — первая наша тематическая, концептуальная программа. Когда
мы ее делали, то понимали, что как музыканты мы должны подняться на новый, иной
уровень. Мы ставили перед собой задачи, которые никогда раньше не решали".
Главной
темой песни как и всей новой программы, объединившей как старые вещи, так и
совершенно новые, стал Петербург, непостижимый и многоликий. Сразу же сложился
очень яркий образ.
Юрий
Шевчук:
"Я
волею судеб был в Париже. И вот у меня родилась такая ассоциация: Париж —
веселая, жизнерадостная, тявкающая на прохожих болоночка. А Питер — страшный,
грязный, мудрый черный пес. Он смотрит на нас своими близорукими глазами, в
которых — вечность, боль, любовь… Он как судьба.
Поэтому в
нем живут художники, очень много художников. Это какой-то своеобразный
университет. В Питере ведь везде тени: тут — тень Ахматовой, там — Цветаевой… В
параднике — Федор Михайлович Достоевский смотрит на тебя своими глазами. Где-то
— осенние бакенбарды Пушкина… Вы понимаете, все, все, все — именно там. Это
планка, ниже которой, попадая в Питер, ты уже не можешь, не имеешь права
опуститься".
Неслучайно
и в заглавной песне, и в программе в целом встречается множество литературных
реминисценций. Есть отсылки и к Пушкину, и Мандельштаму. «В этой тёмной воде
отраженье начала / вижу я и, как он, не хочу умирать» — прямая отсылка к
знаменитому стихотворению «Ленинград» («Петербург! Я ещё не хочу умирать…»).
Что же
качается заглавной песни "Черный Пёс Петербург", то она особенно
долго и упорно не давалась. Музыканты перепробовали уйму аранжировок. «И Red
Hot Chilli Peppers были, и чуть ли не Pink Floyd.
Игорь
Доценко:
"А
потом Юра «барыню» сыграл. И вот оно, появилось!".
Юрий
Шевчук:
"Да,
я разъярился тогда, психанул. Ребята, говорю, на три аккорда, «барыню» в миноре
и все — будет настоящий русский блюз! И как-то покатило».
Альбом
"Черный Пёс Петербург" был издан на грампластинках, магнитофонных
кассетах и двойном CD. На первом виниловом издании отсутствуют треки «Post
интеллигент» и «Террорист». Пластинка была издана группой на собственные
средства, без помощи каких-либо лейблов.
Песня ДДТ
“Черный пес Петербург” была экранизирована. В 1992 году режиссёр Борис Деденёв
снял на неё клип. В качестве звуковой дорожки для этого ролика использовалась
студийная версия композиции, которая так и не вошла ни в один официальный
альбом ДДТ. Интересно, что в студийной версии песни, в отличие от концертной,
отсутствует продолжительный инструментальный проигрыш.
В феврале
2016 года издательство «Imagine Club» выпустило переиздание из двух LP с новым
мастерингом и другой полиграфией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий