«Larks’ Tongues
in Aspic» (с англ. — «Заливное из язычков жаворонков») — пятый студийный альбом группы King Crimson, выпущенный 23 марта в 1973 году. Это дебютный альбом третьей инкарнации King
Crimson в составе основателя группы и гитариста Роберта Фриппа, а также новых
участников: Джона Уэттона (вокал, бас), Дэвида Кросса (скрипка, меллотрон),
Джеймса Мюира (перкуссия, ударные) и Билла Бруфорда (ударные). Тексты песен
написаны Ричардом Палмером-Джеймсом.
Альбом
занимает 14 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии
Progarchives.com и 25 место в списке «25 лучших классических альбомов
прогрессивного рока» по версии PopMatters.
К
привычному звуку группы на альбоме добавлены скрипка и различные экзотические
перкуссии, включая лист металла и мбиру.
Название
пластинки было придумано перкуссионистом Джеми Мюиром и отражает то, что он
услышал в музыке этого альбома: нечто хрупкое и изысканное, покрытое чем-то
«коррозийным» и «кислотным».
Альбом
открывает длинная экспериментальная инструментальная пьеса «Larks’ Tongues in
Aspic, Part One». Далее следуют три вокальных пьесы: «Book of Saturday»,
«Exiles» и «Easy Money». А завершается диск двумя инструментальными: «The
Talking Drum» и «Larks’ Tongues in Aspic, Part Two». Инструментальные пьесы на этом
альбоме подвержены сильному влиянию джаз-фьюжн, а некоторые части близки к
хэви-метал.
Яростный,
угловатый характер альбома приписывается влиянию венгерского композитора Бела
Бартока.
Название инструментальной композиции «Larks’ Tongues in Aspic», давшей название альбому, придумал Мюир. Существует легенда, что когда во время репетиции кто-то спросил, как же назвать эту вещь, Мюир не задумываясь ответил: «Заливное из язычков жаворонков, конечно, как же иначе»
После
некоторого перерыва Роберт Фрипп возродил группу и на этот раз он нашел наконец
музыкантов, которые оказались наиболее ему под стать. Ими стали басист и
вокалист Джон Уэттон из группы Family и замечательный ударник Билл Бруфорд из
Yes, а также скрипач и клавишник Дэвид Кросс. Прибегнул Фрипп также к услугам
нового поэта - Роберта Палмера-Джонса, чья лирика не столь наворочена, как у
Синфилда (хотя по-своему интересна), и, может быть, поэтому группа стала более
инструментальной, а лирика присутствует лишь в некоторых композициях. Именно
этот костяк выпустил один за другим три сильных альбома, которые можно считать
лучшими в творчестве группы за все время ее существования. Нужно также
упомянуть, что на данном альбоме в состав группы входил также замечательный
перкуссионист Джейми Мьюир, но он получил травму во время одного из выступлений
и решил отправиться не куда-нибудь, а в буддистский монастырь.
1)
«Larks' Tongues in Aspic, Part One». Авангардный инструментал на целых 13,5
минут, в течение которых мы успеваем услышать различные музыкальные жанры от
«нью-эйджа» до жесткого рока и джаза. Вся композиция звучит довольно
эклектично, и создается впечатление, что в ней объединили несколько разных
вещей, однако впечатление все равно остается сильным. Начало весьма тихое -
звучат различные перкуссии, напоминающие колокольчики, звоночки и много чего
другого и создающие прямо-таки идиллию, однако постепенно нарастает напряжение,
поскольку звуки становятся тревожнее и громче, а тут еще подключаются
постанывающая скрипка и подвывающая гитара. Несмотря на жесткую гитару мы
совершенно не ожидаем, что будет дальше, и после шизофренического прохода
перкуссий внезапно воздух разрывается, вероятно, одним из наиболее
металлических, воистину крышесносящих риффов в истории прог-рока, и так
повторяется еще раз. Следующая часть - более быстрая, с интересной
ритм-секцией, в которой атонально солирующая гитара, бас и ударные эффектно
дополняют друг друга. После небольшого хаоса и наступления паузы звучит
грустная скрипка, иногда опять что-то тихо звенит, слышны какие-то восточные
мотивы. Вновь наступает пауза, после чего к нам постепенно приближается скрипка
и бас-гитара, а также какие-то вокальные сэмплы. После очередной порции
звоночков мы переходим к следующей композиции.
2) «Book
of Saturday». Короткая фолк-роковая баллада с джазовыми мотивами, повествующая
о любовных отношениях, привносящих в жизнь грусть. Под грустные гитарные
аккорды и бас появляется вокал. Атмосферу прекрасно дополняет скрипка и хоровая
подпевка. Кстати, ударных здесь нет вообще.
3)
«Exiles». Слышны низкие тревожные звуки, подошедшие бы к саундтреку к фильму о
постъядерном апокалипсисе. Гудит бас, повизгивает скрипка, трещат перкуссии.
Наконец скрипка начинает солировать под бас, акустическую гитару и вокал.
Позднее звучит и фортепьяно и, кажется, флейта. Здесь вновь присутствуют
восточные мотивы, а также запоминающееся гитарное соло. Что касается текста
данной баллады, то он представляет собой монолог солдата, размышляющего на
войне о своем положении и о том, что было до этого.
4) «Easy
Money». Звучит жесткий гитарный риффинг под размеренные ударные, пульсирующий
бас и прикольные вокализы (что-то вроде «ту-ту-тира-дам»). Вокальная часть
начинается под редкие гитарные аккорды и разные странные перкуссии. В тексте
повествуется, видимо, о проститутке, однако в то же время в ее образе можно
представить представителей шоу-бизнеса, которым нужны только деньги. Появляется
медленный ритм, задаваемый ударными и басом, а на заднем плане звучит скрипка.
После окончания вокальной части идет отличный инструментал с блюзовым гитарным
соло под запоминающиеся перкуссии. Иногда слышны вокализы Уэттона. Музыка
становится все громче и эмоциональнее. Вновь появляется «ту-ту-тира-дам» и последняя
вокальная часть - на этот раз под выходящие на передний план струнные. В конце
слышится продолжительный смех, напоминающий карканье.
5) «The
Talking Drum». Очень долго ничего не слышно, кроме странных и очень тихих
звуков. Появляется барабанный стук, который вскоре исчезает. Затем далеко
начинает слышаться размеренный ритм, задаваемый бас-гитарой, ударными и
перкуссиями. С появлением скрипки, к которой присоединяется гитара Фриппа,
музыка начинает нарастать и постепенно звучит жестче и эмоциональнее. С таким
названием ребята вполне могли бы добавить в композицию нечто африканское, но
почему-то не добавили.
6)
«Larks' Tongues in Aspic, Part Two». Пищит гитара, возникает жесткий гитарный
риффинг и под энергичную ритм-секцию идет завершающий альбом инструментал. С
появлением скрипки музыка чуть замедляется, однако лиричность сохраняется
недолго. В основном все достаточно жестко и, можно сказать, шизофренично.
Кстати, Мьюир здесь стучит металлическими цепями по гонгам и тарелкам.
Заканчивается все всеобщим инструментальным хаосом и долгим эхом.
Альбом,
возможно, имеет некоторые недочеты, однако звучание его настолько интересно,
что хочется слушать его еще и еще, чтобы находить то, чего раньше не замечал.
Музыкальный талант ребят не подвергается сомнению - Фрипп явно нравится
экспериментировать в околометаллических областях (вот где можно искать корни
альтернативного металла 90-х), Бруфорд играет, наверное, так, как ему не
удавалось в Yes, а бас-гитара Уэттона даст сто очков вперед всем басистам,
которые были в команде до него. Что касается вокала, то, может быть, Уэттон не
так силен, как Грег Лейк, однако его слегка грубоватый голос прекрасно
иллюстрирует те немногие вещи, в которых он поет. В общем, настоятельно советую
послушать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий