суббота, 15 апреля 2023 г.

Классика рока. King Crimson – «Larks' Tongues In Aspic» (1973)

Прогрессивный рок

«Larks’ Tongues in Aspic» (с англ.«Заливное из язычков жаворонков») пятый студийный альбом группы King Crimson, выпущенный 23 марта в 1973 году. Это дебютный альбом третьей инкарнации King Crimson в составе основателя группы и гитариста Роберта Фриппа, а также новых участников: Джона Уэттона (вокал, бас), Дэвида Кросса (скрипка, меллотрон), Джеймса Мюира (перкуссия, ударные) и Билла Бруфорда (ударные). Тексты песен написаны Ричардом Палмером-Джеймсом.

Альбом занимает 14 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии Progarchives.com и 25 место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters.

К привычному звуку группы на альбоме добавлены скрипка и различные экзотические перкуссии, включая лист металла и мбиру.

Название пластинки было придумано перкуссионистом Джеми Мюиром и отражает то, что он услышал в музыке этого альбома: нечто хрупкое и изысканное, покрытое чем-то «коррозийным» и «кислотным».

King Crimson - Larks' Tongues in Aspic (1972)

Альбом открывает длинная экспериментальная инструментальная пьеса «Larks’ Tongues in Aspic, Part One». Далее следуют три вокальных пьесы: «Book of Saturday», «Exiles» и «Easy Money». А завершается диск двумя инструментальными: «The Talking Drum» и «Larks’ Tongues in Aspic, Part Two». Инструментальные пьесы на этом альбоме подвержены сильному влиянию джаз-фьюжн, а некоторые части близки к хэви-метал.

King Crimson – «Easy Money» (Live in 1973)

Яростный, угловатый характер альбома приписывается влиянию венгерского композитора Бела Бартока.

Название инструментальной композиции «Larks’ Tongues in Aspic», давшей название альбому, придумал Мюир. Существует легенда, что когда во время репетиции кто-то спросил, как же назвать эту вещь, Мюир не задумываясь ответил: «Заливное из язычков жаворонков, конечно, как же иначе»

После некоторого перерыва Роберт Фрипп возродил группу и на этот раз он нашел наконец музыкантов, которые оказались наиболее ему под стать. Ими стали басист и вокалист Джон Уэттон из группы Family и замечательный ударник Билл Бруфорд из Yes, а также скрипач и клавишник Дэвид Кросс. Прибегнул Фрипп также к услугам нового поэта - Роберта Палмера-Джонса, чья лирика не столь наворочена, как у Синфилда (хотя по-своему интересна), и, может быть, поэтому группа стала более инструментальной, а лирика присутствует лишь в некоторых композициях. Именно этот костяк выпустил один за другим три сильных альбома, которые можно считать лучшими в творчестве группы за все время ее существования. Нужно также упомянуть, что на данном альбоме в состав группы входил также замечательный перкуссионист Джейми Мьюир, но он получил травму во время одного из выступлений и решил отправиться не куда-нибудь, а в буддистский монастырь.

1) «Larks' Tongues in Aspic, Part One». Авангардный инструментал на целых 13,5 минут, в течение которых мы успеваем услышать различные музыкальные жанры от «нью-эйджа» до жесткого рока и джаза. Вся композиция звучит довольно эклектично, и создается впечатление, что в ней объединили несколько разных вещей, однако впечатление все равно остается сильным. Начало весьма тихое - звучат различные перкуссии, напоминающие колокольчики, звоночки и много чего другого и создающие прямо-таки идиллию, однако постепенно нарастает напряжение, поскольку звуки становятся тревожнее и громче, а тут еще подключаются постанывающая скрипка и подвывающая гитара. Несмотря на жесткую гитару мы совершенно не ожидаем, что будет дальше, и после шизофренического прохода перкуссий внезапно воздух разрывается, вероятно, одним из наиболее металлических, воистину крышесносящих риффов в истории прог-рока, и так повторяется еще раз. Следующая часть - более быстрая, с интересной ритм-секцией, в которой атонально солирующая гитара, бас и ударные эффектно дополняют друг друга. После небольшого хаоса и наступления паузы звучит грустная скрипка, иногда опять что-то тихо звенит, слышны какие-то восточные мотивы. Вновь наступает пауза, после чего к нам постепенно приближается скрипка и бас-гитара, а также какие-то вокальные сэмплы. После очередной порции звоночков мы переходим к следующей композиции.

King Crimson - «Larks' Tongues in Aspic, Part One»

2) «Book of Saturday». Короткая фолк-роковая баллада с джазовыми мотивами, повествующая о любовных отношениях, привносящих в жизнь грусть. Под грустные гитарные аккорды и бас появляется вокал. Атмосферу прекрасно дополняет скрипка и хоровая подпевка. Кстати, ударных здесь нет вообще.

King Crimson – «Book Of Saturday»

3) «Exiles». Слышны низкие тревожные звуки, подошедшие бы к саундтреку к фильму о постъядерном апокалипсисе. Гудит бас, повизгивает скрипка, трещат перкуссии. Наконец скрипка начинает солировать под бас, акустическую гитару и вокал. Позднее звучит и фортепьяно и, кажется, флейта. Здесь вновь присутствуют восточные мотивы, а также запоминающееся гитарное соло. Что касается текста данной баллады, то он представляет собой монолог солдата, размышляющего на войне о своем положении и о том, что было до этого.

King Crimson – «Exiles»

4) «Easy Money». Звучит жесткий гитарный риффинг под размеренные ударные, пульсирующий бас и прикольные вокализы (что-то вроде «ту-ту-тира-дам»). Вокальная часть начинается под редкие гитарные аккорды и разные странные перкуссии. В тексте повествуется, видимо, о проститутке, однако в то же время в ее образе можно представить представителей шоу-бизнеса, которым нужны только деньги. Появляется медленный ритм, задаваемый ударными и басом, а на заднем плане звучит скрипка. После окончания вокальной части идет отличный инструментал с блюзовым гитарным соло под запоминающиеся перкуссии. Иногда слышны вокализы Уэттона. Музыка становится все громче и эмоциональнее. Вновь появляется «ту-ту-тира-дам» и последняя вокальная часть - на этот раз под выходящие на передний план струнные. В конце слышится продолжительный смех, напоминающий карканье.

King Crimson – «Easy Money»

5) «The Talking Drum». Очень долго ничего не слышно, кроме странных и очень тихих звуков. Появляется барабанный стук, который вскоре исчезает. Затем далеко начинает слышаться размеренный ритм, задаваемый бас-гитарой, ударными и перкуссиями. С появлением скрипки, к которой присоединяется гитара Фриппа, музыка начинает нарастать и постепенно звучит жестче и эмоциональнее. С таким названием ребята вполне могли бы добавить в композицию нечто африканское, но почему-то не добавили.

King Crimson – «The Talking Drum»

6) «Larks' Tongues in Aspic, Part Two». Пищит гитара, возникает жесткий гитарный риффинг и под энергичную ритм-секцию идет завершающий альбом инструментал. С появлением скрипки музыка чуть замедляется, однако лиричность сохраняется недолго. В основном все достаточно жестко и, можно сказать, шизофренично. Кстати, Мьюир здесь стучит металлическими цепями по гонгам и тарелкам. Заканчивается все всеобщим инструментальным хаосом и долгим эхом.

King Crimson – «Larks' Tongues In Aspic, Part Two»

Альбом, возможно, имеет некоторые недочеты, однако звучание его настолько интересно, что хочется слушать его еще и еще, чтобы находить то, чего раньше не замечал. Музыкальный талант ребят не подвергается сомнению - Фрипп явно нравится экспериментировать в околометаллических областях (вот где можно искать корни альтернативного металла 90-х), Бруфорд играет, наверное, так, как ему не удавалось в Yes, а бас-гитара Уэттона даст сто очков вперед всем басистам, которые были в команде до него. Что касается вокала, то, может быть, Уэттон не так силен, как Грег Лейк, однако его слегка грубоватый голос прекрасно иллюстрирует те немногие вещи, в которых он поет. В общем, настоятельно советую послушать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий