вторник, 25 апреля 2023 г.

Лучшая прелюдия к матчу. Матвей Блантер – «Футбольный марш» (1938).

Легендарный «Футбольный марш» был написан в 1938 году известным композитором Матвеем Блантером и впервые зазвучал на всех стадионах страны уже после Великой Отечественной войны.

 
Блантер – «Футбольный марш».

Инициатором создания марша выступил самый популярный в довоенное время радиокомментатор Вадим Синявский. В тридцатые годы прошлого века радио-репортажи с футбольных матчей начинались каким-то невнятным интершумом. А легендарному комментатору хотелось, чтобы все было красиво. Синявский мечтал о своего рода джингле, понятной и яркой заставке для своих репортажей.

 
Вадим Синявский.

Комментатор вращался в кругах творческой интеллигенции и был знаком со многими видными композиторами того времени. Сперва он обратился к страстному болельщику Дмитрию Шостаковичу. Композитор сначала болел за ленинградское «Динамо», но со временем его симпатии оказались на стороне «Сталинца», позже переименованного в «Зенит». Шостакович был не просто болельщиком, а любителем продвинутой статистики того времени. Он вел таблицы с составами команда, авторами голов и просто пометками о ходе встреч. Сохранилось более пятидесяти писем с его подробными разборами игр.

Еще Шостакович пробовал себя в качестве спортивного журналиста, он писал заметки о футболе в «Вечерней Москве» и «Красном спорте». Кроме того, композитор чтобы лучше понимать все нюансы правил окончил школу судей.

 
Дмитрий Шостакович.

В музыке у Шостаковича тоже к тому моменту уже были футбольные темы. Он создал балет о футболе – «Золотой век», который сначала назывался «Динамиада». По сюжеты в нем встречаются команды из капиталистической страны и СССР.

Точных сведений о разговоре Шостаковича и Синявского не сохранилось. Известен лишь итог, Шостакович сославшись на свою занятость отказался. А вместо себя предложил их общего знакомого композитора Матвея Блантера.

Шел 1938 год и по всей стране уже гремел хит Блантера «Катюша». К слову, и это произведение получили свою спортивную жизнь. Правда чуть позже и не футболе, а в хоккее. Во время суперсерии 1972 года клавишник матча на монреальском «Форуме» начал наигрывать эту мелодии. Традицию подхватили и на следующих матчах.

Синявский позвонил Блантеру, с которым они когда-то играли в одном оркестре и поинтересовался — нет ли у него желания написать музыку, которая будет звучать перед выходом игроков на поле?

По условиям Синявского, вещь должна была длиться ровно столько, сколько команды идут от трибун к центру поля. Блантер был страстным болельщиком ЦДКА (нынешний ЦСКА) и поэтому подошел к решению задачи нестандартно. Матвей Исаакович поехал на стадион, вооружившись секундомером. Блантер посчитал, сколько нужно футбольным командам, чтобы выйти к центру поля. Оказалось, 1 минута. Дальше Блантер спокойно досмотрел матч до конца и отправился с гурьбой болельщиков к станции метро «Динамо». Когда он ехал на эскалаторе вокруг него болельщики возбужденно обсуждали перипетии прошедшего матча. Этот гомон и стал катализатором в созданию мелодии. Основная тема гимна была готова, точнее она сформировалась в голове Блантера.

 
Матвей Блантер.

Приехав домой, музыкант исполнил на рояле только что написанную мелодию. Результат ему понравился, и он спокойно лег спать. Утро вечера мудренее, но не в данном случае, проснувшись Матвей Исаакович понял, что он не помнит абсолютно ничего из вчерашнего сочинения. На помощь пришел сын композитора Владимир (сам талантливый музыкант), который знал о забывчивости отца. Когда сын накануне услышал новое произведение, он решил на всякий случай записать ноты. И оказался прав.

Марш, написанный в тональности ми-бемоль мажор в двухчастной форме со вступлением, длится ровно одну минуту. Вступление составлено на материале основной темы и выполняется вибрафоном с отключенным мотором, это мелодия «спортивные позывные», некогда популярная на радио и телевидении. В СССР обычно исполнялся в двух вариантах: с «позывными» — при выходе футболистов на поле, без «позывных» и с изменённым окончанием — после завершения игры.

 
«Футбольный марш» М.И. Блантер (Оркестр под упр В Н Кнушевицкого, 1959)

Первым его слушателем стал тот же Дмитрий Шостакович. Именно ему, часто бывавшему на стадионе вместе с Блантером, приписывают высказывание: «Стадион — единственное место в стране, где можно громко говорить правду о том, что видишь». Более опытный композитор одобрил мелодию безоговорочно. Впоследствии, когда во время матчей звучали эти позывные Шостакович неизменно повторял всем болельщикам, сидящим рядом на трибуне: «Слышите? Это наш Мотя написал!». Шостакович очень гордилсмя своим другом.

Ныне марш исполняется на матчах первого, второго и третьего дивизионов чемпионата России, а также некоторых других футбольных турниров на территории бывшего СССР. Также иногда звучит на товарищеских и еврокубковых встречах с участием команд из бывшего СССР.

В 2009 году с футбольным маршем был связан конфликт между Российской футбольной премьер-лигой и Российским авторским обществом, которое потребовало от футбольной ассоциации за использование «Футбольного марша» 0,2 % от суммы, полученной от продажи билетов на матчи. По закону авторские отчисления должны поступать наследникам еще 70 лет после смерти автора (Матвей Блантер умер в 1990 году).

«Премьер-лига обязана заключить с нами договор по поводу всей музыки, которая звучит и в перерывах, и после окончания матчей. В прошлом году мы получили государственную аккредитацию и за это время заключили соглашения со множеством организаций, в том числе спортивных, – с ледовыми дворцами, катками, фитнес-клубами. Ни у кого из них вопросов не возникло: закон есть закон. Но РФПЛ на наше обращение не отреагировала», – отмечал тогда в одном из интервью заместитель генерального директора РАО Олег Патрин.

Премьер-лига  проигнорировала обращение авторского общества.

«Если бы мы устроили концерт и использовали на нем чужие песни – тогда вопросов нет. Но в данном случае мы прокручиваем лишь 15-секундный ролик и не преследуем при этом никакой коммерческой выгоды. Не станем же мы требовать деньги за исполнение марша, скажем, с обнищавшей «Томи». В общем, считаем требования РАО абсурдными: люди ведь ходят на стадион не ради музыки, а ради футбола», – парировал в своем интервью — спортивный директор РФПЛ Роман Леонтьев.

Эту ситуацию разрешила внучка Матвея Блантера Татьяна Бродская. Через своего официального представителя она подтвердила, что марш был написан в дар футбольному сообществу и, следовательно, его исполнение на матчах РФЛ является бесплатным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий