Американский джазовый пианист и композитор, обладатель 14 премий Грэмми и один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века Херби Хэнкок (полное имя англ. Herbert Jeffrey Hancock — Херберт Джеффри Хэнкок) родился 12 апреля 1940 в Чикаго, штат Иллинойс, США.
Хэнкок
родился в Чикаго, в семье секретаря Винни Белль (Гриффин) и государственного
инспектора по мясу Уэймана Эдварда Хэнкока. Его родители назвали его в честь
певца и актера Херба Джеффриса. Он учился в средней школе Гайд-Парка. Как и
многие джазовые пианисты, Хэнкок начал с классического музыкального
образования. Он учился с семи лет, и его талант был признан рано. В 11 лет он
сыграл первую часть фортепианного концерта Моцарта № 26 ре мажор, K. 537
(Коронация) на концерте молодежи 5 февраля 1952 года с Чикагским симфоническим
оркестром (под управлением ассистента CSO). дирижер Джордж Шик).
В
подростковом возрасте у Хэнкока никогда не было учителя джаза; однако он развил
свой слух и чувство гармонии, первоначально находясь под влиянием Оскара
Питерсона и Билла Эванса. Также на него повлияли записи вокальной группы «Hi-Lo».
По его словам:
«... к тому времени, когда я действительно услышал «Hi-Lo», я начал выбирать эти вещи; у меня происходило ухо. Я мог слышать вещи, и именно тогда я действительно выучил некоторые гораздо более далекие голоса - например, гармонии, которые я использовал на «Говори, как ребенок» - надо просто уметь это делать. Я действительно получил это из аранжировок Клэр Фишер для «Hi-Lo». На мою гармоническую концепцию оказали большое влияние Клэр Фишер, Билл Эванс, Равель и Гил Эванс, наконец. Вот откуда это всё взялось».
Однажды в
1960 году Хэрби Хэнкок услышал, как играет Крис Андерсон, и умолял принять его
в ученики Хэнкок часто упоминает Андерсона как своего гуру гармонии.
Он также
имел страсть к электронике и получил два образования в колледже Grinnell: в
области музыки и электротехники. В то же время музыкант прослушал
курс в Университете Рузвельта. В 1972 году Grinnell присвоил Хэрби Хэнкоку
почетную степень доктора изящных искусств.
В 1960
Херби Хэнкок был замечен трубачом Дональдом Бёрдом, который в то время учился в
Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке. Бёрд редложил Хэнкоку изучать
композицию у Витторио Джаннини (что он и сделал в течение короткого времени в
1960 году). Пианист быстро заработал репутацию и на последующих сессиях играл с
Оливером Нельсоном и Филом Вудсом. После двух лет сессионной работы Хэнкок
подписал контракт с компанией «Blue Note Records» в качестве сольного
исполнителя.
Дебютный
альбом Хэнкока «Takin Off» (1963) имел мгновенный успех благодаря хиту «Watermelon
Man», который привлек внимание Майлза Дэвис, создававшего в то время новую
группу. Хэнкока познакомил с Дэвисом участник новой группы, молодой барабанщик
Тони Уильямс.
В 1962
году Майлз Дэвис пригласил Херби в «The Miles Davis Quintet», где Хэнкок помог
переосмыслить роль джазовой ритм-секции и стал одним из главных архитекторов
звука пост-бопа. Дэвис лично искал Хэнкока, которого считал одним из самых
многообещающих джазовых талантов. За пять лет работы с Майлзом Дэвисом Херби и
его коллеги Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Рон Картер (контрабас) и Тони Уильямс
(барабаны) записали много произведений, которые позже были отнесены к классике
джаза, в том числе «ESP», «Nefertiti» и «Sorcerer». Позже Херби выступал на
«новаторских» «In A Silent Way» и «Bitches Brew» Майлза Дэвиса, которые
возвестили о рождении джаз-фьюжн. По сегодняшний день этот квинтет остается
одним из лучших из когда-либо существовавших джазовых ансамблей.
Находясь
в группе Дэвиса, Хэнкок также нашел время, чтобы записать десятки сессий для
лейбла «Blue Note», как под своим именем, так и в качестве помощника с другими
музыкантами, такими как Шортер, Уильямс, Грант Грин, Бобби Хатчерсон, Риверс,
Берд, Кенни Дорхэм, Хэнк Мобли, Ли Морган, Фредди Хаббард, aи Эрик Долфи. Сольная
карьера Херби расцвела на «Blue Note», с классических альбомов «Maiden Voyage»,
«Empyrean Isles» и «Speak Like a Child».
Хэнкок
также записал несколько менее известных, но также получивших признание критиков
альбомов с более крупными ансамблями – «My Point of View» (1963), «Speak Like a
Child» (1968) и «The Prisoner» (1969), в инструментарий которых, в дополнение к
традиционным джазовым инструментам, вошли флюгельгорн, альт-флейта и
бас-тромбон. «Inventions and Dimensions» (1963) стал альбомом почти полностью
импровизированной музыки, которую Хэнкок создал с басистом Полом Чемберсом и
двумя латинскими перкуссионистами, Уилли Бобо и Освальдо «Чихуахуа» Мартинесом.
В 1966 он
написал партитуру «Blow Up» к фильму Микеланджело Антониони, что дало начало
успешной карьере Хэнкока в кино и телевизионной музыке. Помимо
саундтреков к художественным фильмам, Хэнкок записал ряд музыкальных тем,
которые использовались в американских телевизионных рекламных роликах для таких
хорошо известных продуктов, как «Pillsbury's Space Food Sticks», «Standard Oil»,
диетическая кола «Tab» и сигареты «Virginia Slims». Хэнкок также написал,
организовал и вел шпионскую тему для серии рекламных роликов Ф. Уильяма Фри для
сигарет «Silva Thins». Музыканту тема так понравилась, что он хотел записать ее
как песню, но рекламное агентство не позволило ему это сделать. Хэнкок
переписал гармонию, темп и тон и записал эту пьесу как трек «He Who Lives in
Fear» для своего альбома «The Prisoner» 1969 года.
К концу
пребывания Хэнкока в группе Майлз Дэвис начал включать в свои записи элементы
рока и популярной музыки. По настоянию Дэвиса Хэнкок начал использовать
электрические клавиатуры, в том числе электрическое пианино «Fender Rhodes»,
что вызвало у него неудовольствие и некоторое сопротивление, хотя Хэнкок быстро
адаптировался к новым инструментам, что оказалось важным в его будущих
творческих начинаниях. Тем не менее творческий конфликт не остался без
последствий. Под предлогом того, что Хэнкок поздно вернулся из медового месяца
в Бразилии, он был уволен из группы Дэвиса.
Летом
1968 года Хэрби Хэнкок сформировал собственный секстет. Однако, хотя Дэвис
вскоре распустил свой квинтет в поисках нового звучания, Хэнкок продолжал
появляться на записях Дэвиса в течение следующих нескольких лет несмотря на его
уход из рабочей группы. Эпизодические появления Хэнкока отражены в пьесах «In a Silent Way», «A Tribute to Jack Johnson» и «On
the Corner».
Хэнкок
покинул лейбл «Blue Note» в 1969 году, подписав контракт с «Warner Bros.
Records». В 1969 году музыкант сочинил саундтрек к анимационному телесериалу
Билла Косби «Hey, Hey, Hey, It's Fat Albert». Музыка из саундтрека позже была
включена в альбом «Fat Albert Rotunda» (1969), вдохновленный R&B с сильным
джазовым подтекстом. Одна из самых джазовых песен на пластинке, угрюмая баллада
«Tell Me a Bedtime Story», была позже переработана как более электронная песня
для альбома Куинси Джонса «Sounds ... and Stuff Like That !!» (1978).
После
ухода Майлза Дэвиса Херби Хэнкок собрал новую группу под названием «The
Headhunters» («Охотники за головами»), и в 1973 году записал альбом «Head
Hunters», который благодаря хиту «Chameleon» стал первым джазовым платиновым
альбомом. В 1970-х Хэнкок экспериментировал со стилями джаз-фьюжн, фанк и
электро. Музыка Хэнкока сочетает в себе элементы рока и соула наряду с вольными
элементами джаза. Джазовые импровизации музыканта включают в себя уникальную
смесь джаза, блюза и современной классической музыки. Некоторое время
проработав в группе Майлза Дэвиса, Хэнкок смог переопределить роль джазовой
ритм-группы и стал одним из первых архитекторов жанра пост-бибоп. Позднее он
выступил одним из первых джазменов, совместившим синтезаторы и фанк. Несмотря
на свою экспериментальность, его музыка мелодична и доступна для массового
слушателя, благодаря чему музыканту удалось снискать популярность у слушателей
поп-музыки.
Хэнкок
увлекся электронными музыкальными инструментами. Вместе с глубоким влиянием
«Bitches Brew» Дэвиса (1970) это увлечение завершилось серией альбомов, в
которых электронные инструменты были соединены с акустическими инструментами.
Первые
попытки Хэнкока в области электронной музыки начались с секстета, в который
вошли Хэнкок, басист Бастер Уильямс и барабанщик Билли Харт, а также трио
валторнистов: Эдди Хендерсон (труба), Джулиан Пристер (тромбон) и
мульти-издатель Бенни Мопин. В итоге к миксу был добавлен Патрик Глисон, чтобы
играть и программировать синтезаторы.
Секстет,
позже септет с добавлением Глисона, записал под именем Хэнкока три альбома: «Mwandishi»
(1971), «Crossings» (1972) (оба на Warner Bros. Records) и Sextant (1973)
(выпущены на Columbia Records); еще два, «Realization» и «Inside Out», были
записаны под именем Хендерсона практически с тем же составом. Музыка
демонстрирует сильный импровизационный аспект, выходящий за рамки мейнстрима
джаза, и демонстрирует влияние электронной музыки современных
композиторов-классиков.
Три
альбома Хэнкока, выпущенные в 1971–73 годах, позже известные как альбомы
«Mwandishi», были названы так в честь суахилийского имени, которое Хэнкок
иногда употреблял в то время («Mwandishi» на суахили означает «писатель»).
Среди инструментов, которые Хэнкок и Глисон использовали создавая эти альбомы,
были фортепиано Fender Rhodes, ARP Odyssey, ARP 2600, ARP Pro Soloist
Synthesizer, Mellotron и синтезатор Moog III.
Наиболее известными соло-работами Хэнкока являются музыкальные произведения «Cantaloupe Island», «Watermelon Man», «Maiden Voyage» и «Chameleon», а также синглы «I Thought It Was You» и «Rockit». Стивен Эрлевин в ретроспективе AllMusic сказал: ««Head Hunters» Хэрби Хэнкока по-прежнему звучат свежо и жизненно важно спустя три десятилетия после своего первого выпуска, и его изменение жанра оказало огромное влияние не только на джаз, но и многие другие музыкальные жанры».
В 1973
году Хэнкок написал саундтрек к скандальному фильму «The Spook Who Sat by the Door» («Ведьмак, который сидел у двери»). Затем в
1974 году он написал саундтрек к первому фильму «Death Wish» («Жажда смерти»). Одна из его незабываемых
песен, «Joanna's Theme», была перезаписана в 1997 году на его дуэте с «Shorter,
1 + 1».
В 1975
году «The Headhunters» выпустили еще один успешный альбом под названием «Survival
of the Fittest», но уже без Хэнкока. В то время музыкант начал делать еще
больше коммерческих альбомов, часто с участием членов группы, но больше не
называемых «The Headhunters».
В 1978
году Хэнкок записал дуэт с Чиком Кориа, который заменил его в группе Дэвиса
десятью годами ранее. Хэнкок также выпустил сольный альбом акустического
фортепиано «The Piano» (1979), который был выпущен только в Японии. (Альбом
вышел в США только в 2004 году). Только для японского рынка также были записаны
альбомы «Dedication» (1974),
«Tempest in the Colosseum» (1977) «V.S.O.P.» и «Direct Step» (1978).
С 1978 по
1982 год Хэнкок записал множество альбомов с джазовой, диско и поп-музыкой,
начиная с «Sunlight» (с участием приглашенных музыкантов Уильямса и Пасториуса)
(1978). Использовав вокодер, Хэнкок получил британский хит «Feets, Don't Fail
Me Now». И хотя критиков пьеса не впечатлила это привело к увеличению действия вокодера
на его следующем альбоме «Feets, Don't Fail Me Now» (1979), который принес ему
еще один британский хит с песней «You Bet Your Love».
В 1981
году Хэнкок гастролировал с Уильямсом и Картером, продвигая «Herbie Hancock
Trio» - альбом из пяти треков, выпущенный только в Японии. Месяц спустя он
записал квартет с трубачом Винтоном Марсалисом, выпущенный в США в следующем
году. Хэнкок, Уильямс и Картер гастролировали по всему миру с Винтоном
Марсалисом и его братом, саксофонистом Брэнфордом Марсалисом, в рамках тура
«VSOP II». Этот квинтет можно услышать на дебютном альбоме Винтона Марсалиса
(1981). В 1984 году «VSOP II» выступила на джазовом фестивале «Playboy» в
секстете с Хэнкоком, Уильямсом, Картером, братьями Марсалис и Бобби
Макферрином.
В 1982
году Хэнкок принял участие в создании альбома «New Gold Dream» группы «Simple
Minds», сыграв соло на синтезаторе в треке «Hunter and the Hunted».
В 1983
году у Хэнкока был поп-хит «Rockit» из альбома Future Shock, получивший премию
Грэмми. Это была первая джазовая хип-хоп песня, которая стала всемирным гимном
для брейкдансеров и хип-хопа в 1980-х. Это был первый мейнстримный сингл с
царапинами, а также с новаторским анимационным музыкальным видео, режиссером
которого выступили Годли и Крем, а также несколько роботизированных работ Джима
Уайтинга. Видео стало хитом на MTV и достигло 8 строчки в хит-параде
Великобритании, а также выиграло в пяти номинациях на первой церемонии вручения
наград MTV Video Music Awards. Этот сингл стал началом сотрудничества Хэрби
Хэнеока с известным басистом и продюсером Биллом Ласвеллом. Хэнкок
экспериментировал с электронной музыкой на трех пластинках, выпущенных Ласвеллом:
«Future Shock» (1983), «Sound-System», удостоенной премии Грэмми (1984), и «Perfect
Machine» (1988).
В этот
период музыкант появился на сцене на церемонии вручения премии «Грэмми» со
Стиви Уандером, Говардом Джонсом и Томасом Долби в синтезаторном джеме. Менее
известными произведениями Хэнкока 80-х годов являются концертный альбом «Jazz
Africa» (1987) и студийный альбом «Village Life» (1984), которые были записаны
с гамбийским исполнителем коры Фоде Муса Сусо. Кроме того, в 1985 году Хэнкок
выступил в качестве гостя на альбоме «So Red the Rose» (1985) дочерней группы «Duran
Duran» «Arcadia». Он также предоставил вводные и заключительные комментарии для
ретрансляции PBS в Соединенных Штатах образовательного сериала BBC середины
1980-х годов, «Rockschool» (не путать с самым последним сериалом «Rock School»
Джина Симмонса).
В 1986
году Хэнкок снялся в фильме «'Round Midnight», к которому написал партитуру и
саундтрек, получившие премию Оскар за оригинальную музыку. Его работа в кино
была плодотворной в течение 1980-х и включала саундтреки к таким фильмам, как
«A
Soldier's Story» (1984), «Jo Jo Dancer», «Your Life Is Calling» (1986), «Action
Jackson» (1988), «Colors» (1988) и комедии Эдди Мерфи «Harlem Nights» (1989).
Музыкант часто писал музыку для телевизионных рекламных роликов. Пьеса «Maiden
Voyage», по сути, появилась как реклама одеколона. В конце тура «Perfect
Machine» Хэнкок решил покинуть лейбл «Columbia Records» после 15 с лишним лет
отношений.
После ухода
из «Колумбии», Хэнкок вместе с Картером, Уильямсом, Шортером и поклонником Майлза
Дэвиса Уоллесом Рони записал альбом «A Tribute to Miles», который был выпущен в
1994 году. Альбом содержал две концертные записи и студийные записи песен с
Рони, где тот играет роль Дэвиса как трубач. Альбом получил премию Грэмми как
лучший групповой альбом. В 1990 году Хэнкок также гастролировал с Джеком
ДеДжонеттом, Дэйвом Холландом и Пэтом Метени в рамках их тура «Параллельные
реальности», который включал выступление на джазовом фестивале в Монтрё в июле
1990 года, и стал автором комедийного фильма 1991 года «Livin 'Large», в
котором снялся Терренс Карсон.
Следующий
альбом Хэнкока, «Dis Is da Drum», выпущенный в 1994 году, заставил его
вернуться к эйсид-джазу. Также в 1994 году музыкант появился на сборнике Red Hot Organization «Stolen Moments: Red Hot +
Cool». Альбом,
предназначенный для повышения осведомленности и финансовых средств в поддержку
эпидемии СПИДа среди афроамериканского сообщества, был объявлен журналом Time
«Альбомом года».
В 2001
году Хэнкок записал очередной альбом «Future2Future», при создании которого он
воссоединился с Ласвеллом и концертный DVD с другим составом, который также
включал музыкальное видео «Rockit». Также в 2001 году музыкант в партнерстве с
Брекером и Роем Харгроувом записал концертный альбом «Directions in Music», посвященный
творчеству Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна.
В 2005
году вышел дуэтный альбом Хэрби Хэнкока «Possibilities», в котором прозвучали
дуэты Хэрби Хэнкока с Карлосом Сантаной, Полом Саймоном, Энни Леннокс, Джоном
Майером, Кристиной Агилерой, Стингом и другими. В 2006 году «Possibilities» были
номинированы на премию «Грэмми» в двух номинациях: «Песня для тебя» (с участием
Агилеры) была номинирована на премию за лучшее инструментальное поп-исполнение,
а «Gelo No Montanha» (с участием Трея Анастасио на гитаре) - за лучшее
инструментальное исполнение, хотя ни одна из номинаций не принесла награды. Также
в 2005 году Хэнкок гастролировал по Европе с новым квартетом, в который входил
бенинский гитарист Лайонел Луке.
В 2007
году альбом «River: The Joni Letters», созданный при участии Леонарда Коэна,
Норы Джонс и Тины Тернер, получил премию Грэмми, как «Альбом года 2008», а
песня «Both Sides Now» была номинирована на «Лучшее инструментальное джазовое
соло». Это был второй случай в истории Грэмми, когда эти номинации
рассматривались на примере джазового альбома.
14 июня
2008 года Хэнкок выступил на винодельне Южного побережья в Темекуле,
Калифорния, в проекте «Rhythm on the Vine», призванном собрать средства для
детских больниц «Shriners». Мероприятие принесло 515 000 долларов.
18 января
2009 года Хэнкок выступила на концерте «We Are One», посвященном инаугурации
американского президента Барака Обамы. Музыкант также исполнил «Rhapsody in
Blue» на церемонии вручения награды Classical BRIT Awards 2009 вместе с
классическим пианистом.
С 2012
года Хэнкок работает профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе,
где он преподает в музыкальной школе им. Херба Альперта Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе. Он также является председателем Института джаза
Херби Хэнкока (известного до 2019 года, как Институт джаза Телониуса Монка).
8 декабря
2013 года Хэрби Хэнкок вместе с Snoop Dogg и Mixmaster Mike из «Beastie Boys»
был удостоен награды «Kennedy Center Honors Award» за достижения в
исполнительском искусстве.
Личная жизнь
У Хэнкока
более 50 лет состоит в браке с Джиджи Хэнкок, на которой он женился 31 августа
1968 года. У Херби и Джиджи есть дочь по имени Джессика.
С 1972 года Хэнкок, как член буддийской ассоциации «Soka Gakkai International» практиковал буддизм Нитирэн. В рамках духовной практики музыкант каждый день читает буддийское песнопение Нам Мьохо Ренге Кё. В 2013 году диалог Хэнкока с музыкантом Уэйном Шортером и президентом «Soka Gakkai International» Дайсаку Икеда о джазе, буддизме и жизни был опубликован на японском, английском, а затем и французском языках.
Herbie Hancock – Possibilities (2005).
1. Stitched Up featuring John Mayer
2. Safiatou featuring Santana and Angilique Kidjo
3. A Song For You featuring Christina Aguilera
4. I Do It For Your Love featuring Paul Simon
5. Hush, Hush, Hush featuring Annie Lennox
6. Sister Moon featuring Sting
7. When Love Comes To Town featuring Jonny Lang and
Joss Stone
8. Don't Explain featuring Damien Rice and Lisa
Hannigan
9. I Just Called To Say I Love You featuring Raul Midon
10. Gelo Na Montanha featuring Trey Anastacio
Christina Aguilera - Vocals
Trey Anastasio - Guitar, Vocals
Cyro Baptista - Percussion
Michael Bearden - Arranger, Keyboards
Teddy Campbell - Drums
Dennis Chambers - Drums
Nathan East - Bass, Bass Instrument
Shane Fitzsimons - Bass
Gina Gershon - Jew's-Harp
Jamey Haddad - Percussion
Herbie Hancock - Arranger, Keyboards, Organ, Piano
Lisa Hannigan - Vocals
James Harrah - Guitar (Acoustic)
Bashiri Johnson - Percussion
Steve Jordan - Drums
Angélique Kidjo - Vocals
Jonny Lang - Guitar (Electric), Vocals
Annie Lennox - Vocals
Peter Lewinson - Drums
Steve Lewinson - Bass
Vyvienne Long -Cello
Lionel Loueke - Arranger,
Guitar
John Mayer - Guitar, Vocals
Reggie McBride - Bass
Raul Midón - Guitar, Vocals
Pino Palladino - Bass
John Patitucci - Bass, Bass Instrument
Karl Perazzo - Percussion
Greg Phillinganes - Keyboards
John Phillinganes - Drums
Raul Rekow - Percussion
Tony Remy - Guitar
Damien Rice - Vocals
Benny Rietveld - Bass
Carlos Santana - Guitar
Paul Simon - Guitar, Vocals
Sting - Vocals
Joss Stone - Vocals
Chester Thompson - Organ
Tomo - Drums
Willie Weeks - Bass, Bass Instrument
Stevie
Wonder - Harmonica, Soloist
Possibilities is a Herbie Hancock adventure record. This ten-cut smorgasbord features the ever restless pianist, composer, and arranger in the company of literally dozens of artists, from pop singers like Christina Aguilera, Sting, and Annie Lennox to rock legends such as Santana and Paul Simon to relative newcomers like John Mayer, Jonny Lang, and Joss Stone, as well as some renowned international performers, such as Angélique Kidjo and Raul Midón in a wide range of songs, styles, and moods. Hancock cut the record in studios all over the world, all the collaborations were done face to face, not long distance. Session musicians here include everyone from Stevie Wonder (who plays the harmonica solo on the cover of his tune "I Just Called to Say I Love You"), to Santana to Cyro Baptista, Willie Weeks, John Pattitucci, Steven Jordan, and Gina Gershon (the actress)! The standout cuts are the sensual read of Leon Russell's "A Song for You," sung by Aguilera, Simon's jazzed-up revisioning of his "I Do It for Your Love," and Lennox's read of "Hush, Hush, Hush," written by Paula Cole (whatever happened to her?). Jazz fans may be disappointed, but pop fans will be delighted; there is a lot here to like. ---Thom Jurek, Rovi
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий