«Мильва
была одной из наиболее ярких исполнительниц итальянской песни. Ее голос вызывал
глубокие чувства у целых поколений. Великая итальянка, актриса, которая
выступала на международной сцене, сделав глобальным свой успех и высоко неся
имя своей страны».
Министр
культуры Италии Дарио Франческини.
За свою
более чем 50-летнюю карьеру итальянская певица, актриса и телевизионная ведущая
Мария Ильва Биолкати, более известная как Мильва (Milva), выпустила 173
студийных альбома и сборника, которые разошлись по миру тиражом более 80 млн.
экземпляров. В репертуаре Мильвы было не менее 1200 песен на множестве языков,
вплоть до японского и корейского. Их диапазон безграничен: диско, опера, джаз,
поп, итало-диско и так далее. Она работала с такими известными композиторами и
музыкантами, как Эннио Морриконе, Франсис Лей, Вангелис, Микис Теодоракис и
другие.
Её
артистический авторитет был официально признан во Франции и Германии, которые
удостоили певицу самых высоких наград. Мильва является единственной итальянской
актрисой, которая является кавалером Ордена искусств и литературы (Париж, 1995
г.), кавалером Ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германия
(Берлин, 2006 г.), кавалером ордена «За заслуги перед законом» Итальянской
республики (Рим, 2 июня 2007 г.) и кавалером ордена Почетного легиона
Французской Республики (Париж, 2009 г.).
Артистка
15 раз участвовала в Фестивалях итальянской песни в Сан-Ремо, на которых дважды
занимала 2-е место и четыре раза — 3-е.
За
пластичное контральто, способное воспроизводить своеобразные тембральные звуки,
а также твердое вибрато её прозвали Пантерой Горо. Вместе с Миной, Ивой Заникки
и Ориеттой Берти Мильва составила квартет великих итальянских певиц периода
шестидесятых-семидесятых годов.
Из-за цвета волос она была также известна как La Rossa (название известной песни, написанной для певицы Энцо Янначчи, которому она посвятила одноименный альбом «La Rossa», вышедший в 1980 году); цвет также характеризовал её левую политическую ориентацию, о чем неоднократно заявляла Мильва в своих многочисленных интервью.
Будущая
звезда итальянской эстрады родилась в местечке Горо в провинции Феррара.
Родители хотели назвать ее Мильвой по предложению акушерки, но приходской
священник Горо Дон Аппиано заставил их назвать девочку Марией Ильвой, поскольку
в противном случае у ребенка не было бы святого покровителя. Мария начала петь
в очень юном возрасте под сценическим псевдонимом Сабрина, и её необыкновенный
голос сразу же привлек внимание публики. Девушка пела на свадьбах, днях
рождения и на церковных службах. Одна из ее «детских песен» - «Un bel di
vedremo» из оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Когда Марии было 16 лет,
ее отец потерял все свои деньги из-за серьезной автомобильной аварии и плохих
деловых решений. Внезапно девушке пришлось содержать своим пением всю семью,
выступая вместе со своей сестрой в танцевальных залах Нижней Феррары.
Начало
блестящей карьеры было трудным и безрадостным. Мария Ильва даже возненавидела пение,
которое, казалось, было ей навязано судьбой. Переломный момент наступил в 1959 году,
когда итальянская радио- и телекомпания RAI объявила конкурс певцов. Было
получено более 7000 заявок, и зрителей попросили решить, кто лучший. Мария приняла
участие и победила с песнями «Acque Amer» Карлы Бони и «Dicembre m'ha portato
una canzone» Ниллы Пицци. RAI подписала с ней контракт, обеспечила ей
фиксированную ежемесячную зарплату и оплатила уроки пения и актерского
мастерства.
Тогда же
девушка выбрала себе новое сценическое имя – Мильва, под которым она записывается
для лейбла Cetra, и принимает участие в фестивале Сан-Ремо 1961 года, где
занимает третье место с песней «Il mare nel cassetto». Взрывной стиль
исполнения принес Мильве прозвище «La Pantera», а итальянские музыкальные
критики назвали ее «Лучшей певицей года».
В июне
того же года певица участвует в неаполитанском фестивале «Giugno della Canzone
Napoletana» и выигрывает первый приз с «Credere» в паре с Нунцио Галло и второй
приз с «Mare verde» в паре с Марио Треви.
В
следующем году её песня «Tango italiano» занимает первое место в национальном
хит-параде. В этот период певицей было записано много синглов, в том числе два
хита «Flamenco Rock» (1960) и «Blue spanish eyes» (1966). Мильва сразу же
завоевывает огромную популярность, и из-за мелодичной и традиционной линии,
которая характеризует ее песни, её с самого начала стали идентифицировать как
соперницу другой итальянской звезды - Мины. Соперничества на самом деле никогда
не существовало, что неоднократно подтверждалось самими певицами.
В 1961
году Мильва впервые снялась в кино. Судьба свела певицу с режиссером Маурицио
Корнати, который сыграл решающее значение в ее дальнейшей жизни. Он критиковал
ее, высмеивал и влюбился. Через несколько месяцев они оказались перед свадебным
алтарем, а в 1963 году у пары родилась дочь Мартина Корнати. Это была совершенно
немыслимая пара: Мильва была воплощением типичной провинциалки с зачесанными
назад волосами, глазами, подведенными черной тушью и сильно накрашенными
губами. Корнати же считался интеллектуалом и был, к тому же, значительно старше
своей жены. «Мой муж научил меня вкусу и чувству стиля. Но я должна признать,
что со временем захотела большего», - сказала она в интервью. Он играл для
своей жены классическую музыку и познакомил ее с французским шансоном, госпелом
и спиричуэлами. Это заложило основу для ее «второй карьеры». По предложению мужа
Мильва впервые спела Брехта. Мильва оставила Маурицио в 1969 году. В дальнейшем
у неё будут романтические отношения с актером Марио Пьяве, лириком Массимо
Галлерани, а затем с актером Луиджи Пистилли.
После
участия Мильвы в фестивале Сан-Ремо 1962 года, где она выступила с песнями
«Tango italiano» (2-е место) и «Stanotte al luna park», Бруно Кокватрикс,
патрон концертного зала «Олимпия» в Париже, предлагает певице дебют за
пределами Альп. В 1962 году Мильва стала первой итальянской певицей,
исполнившей репертуар Эдит Пиаф в «Олимпии». В 1983 году она снова выступала в
том же зале, и зрители и французская пресса снова приветствовали ее, удивляясь
тому, как нефранцузская певица может с таким чувством и энергией
интерпретировать песни Пиаф. Музыкальные критики назвали тогда Мильву певицей
года.
Вскоре
после этого Мильва выпустила пластинку «Milva canta per voi», студийный альбом,
в который вошли несколько песен, ранее изданных как синглы, а также кавер-версии
песен Эдит Пиаф, такие как «Non, je ne regrette rien», переведенная на
итальянский язык как «Nulla rimpiangerò», и «Et maintenant», написанная
композитором Жильбером Беко и лириком Пьером Деланоэ (песня, которая на
английском языке позже стала известна как «What Now, My Love?»).
В 1962
году Мильва вместе с Джиной Лоллобриджидой и Энрико Марией Салерно снялась в
комедийном фильме режиссера Джанкарло Загни «La bellezza di Ippolita», сыграв
роль Адрианы. Фильм стал участником 12-го Берлинского международного
кинофестиваля. В том же году она также снялась в фильме режиссера Стефано
Канцио «Canzoni a tempo di twist».
Вскоре
после этого Мильва выпустила свою третью пластинку «Da Il Cantatutto con Milva
e Villa», на которой была записана песня «Quattro Vestiti» знаменитого
итальянского композитора Эннио Морриконе. Певица также перепела свои песни на
испанском языке, выпустив испаноязычный EP «Milva canta en españo».
В 1963
году на лейбле Fonit Cetra вышел четвертый студийный альбом Мильвы «Le Canzoni
del Tabarin - Canzoni da Cortile», на котором были записаны кавер-версии
итальянских песен 1920-х и 1930-х годов в новых музыкальных аранжировках.
В январе
1965 года Мильва записала многоязычный студийный альбом «Canti della libertà»,
в котором она исполнила революционные песни, включая национальный гимн Франции
«Марсельезу» и «Карманьолу» - песню, написанную и ставшую популярной во время
Французской революции. Среди других песен, вошедших в альбом, были итальянские
версии американской маршевой песни «John Brown's Song», испанская песня
протеста «Los cuatro generales», «Fischia il vento», популярная итальянская
песня, основанная на музыке песни «Катюша», а также первая версия партизанской
песни «Bella ciao», ставшая со временем визитной карточкой певицы.
В 1965
году знакомство с итальянским режиссёром Джорджо Стрелером привело к изменениям
в карьере Мильвы: Стрелер помог ей развить сценические навыки, достаточные для
участия в постановках итальянских театров. Певица стала исполнять качественно
другой репертуар (песни итальянского сопротивления, песни из пьес Бертольта
Брехта и т. д.).
Мильва и
Брехт были своего рода «любовью с первого взгляда». Певица слишком хорошо знала
бедность, и никто лучше её не мог вдохнуть жизнь в брехтовских персонажей со
дна жизни. Она идентифицировала себя с его песнями, которые оживили в ней
частичку её молодости. Лотте Леня, вдова Курта Вайля, так оценила выступление
Мильвы: «Она является величайшим продолжателем лучших традиций Вайля».
В 1973
году Мильва сыграла главную роль в «Трёхгрошовой опере», поставленной
Стрелером, которая с успехом демонстрировалась в Швейцарии, Западной Германии и
Великобритании. Певица посвятила песням Бертольда Брехта четыре альбома и
бесчисленное количество театральных концертов (знаменитая программа «Milva
canta Brecht»). В Западной Германии «брехтовский цикл» Мильвы получил
платиновый статус. В то же время певица продолжает сотрудничество с Эннио
Морриконе (который посвящает ей целый альбом), Фрэнсисом Леем, Микисом
Теодракисом, Вангелисом, Энцо Янначчи и Франко Баттиато.
В 1975
году Milva выпустила студийный альбом «Libertà», состоящий из военных гимнов,
маршей и народных песен, центральной темой которых была борьба за свободу.
Среди песен, представленных на альбоме, была «Kälbermarsch», пародия Бертольда
Брехта на нацистский гимн «Horst Wessel Lied». Альбом был выпущен на лейбле
Ricordi в Италии, Германии и Японии.
В 1977
году Мильва выпустила свой очередной студийный альбом с одноименным названием
«Milva», в котором она исполнила песню Эндрю Ллойда Уэббера «Не плачь по мне,
Аргентина» из мюзикла «Evita» на итальянском языке под названием «Non pianger
più Argentina», которая была ведущим синглом альбома. «Milva» вышел в Италии,
Испании, Бельгии, Австрии и Японии.
В том же
году вышел альбом певицы под названием «Auf den Flügeln bunter Träume»,
составленный из популярных немецких песен и стандартов кабаре, включая версии
«Lili Marleen» и «Tango notturno». Альбом был выпущен в Америке, Канаде и
Германии, а в 1998 году был переиздан в Японии.
В 1978
году Мильва выпустила концертный альбом «Canzoni tra le due guerre»,
приправленный шансоном с элементами джаза, записанный в октябре 1977 года во
время музыкального шоу «Piccolo Teatro di Milano». Альбом вышел в Германии как
«Lieder Zwischen den Kriegen».
В 1978
году Мильва начала сотрудничество с греческим композитором Микисом
Теодоракисом, в результате которого появился альбом «La Mia Età», в котором
прозвучали песни, написанные Теодоракисом на стихи выдающихся греческих поэтов
20-го века, таких как Гиоргос Сеферис, лауреат Нобелевской премии по литературе
1963 года, Тасос Ливадитис, греческий поэт-коммунист, считающиеся одними из
самых выдающихся представителей своего поколения, Манос Элеутериу и Яковос
Камбанеллис. Альбом, выпущенный в Германии и Австрии под названием «Von Tag zu
Tag», стал самым продаваемым альбомом певицы в этих странах.
В 1979
году певица записала свой очередной студийный альбом на немецком языке «Wenn
wir uns Wiederseh'n», состоящий из песен австрийского композитора и музыканта
Роберта Штольца. Альбом также был выпущен под альтернативным названием «Schön
war's heute Abend (Milva singt Robert Штольц)».
В начале
1980-х годов Мильва приняла участие в театральных проектах режиссера Лучано
Берио в Миланском театре «Ла Скала» и «Театре Комунале ди Фиренце» во
Флоренции, а также в постановке режиссера Сильвена Камбрелинга в Национальной
опере Парижа.
В 1980
году также был выпущен студийный альбом «La Rossa», в который вошли песни,
написанные итальянским композитором Энцо Янначчи. Альбом был выпущен в Италии,
Германии и Аргентине. Заглавная песня «La Rossa» была выпущена как сингл «La
rossa / Quando il sipario» и стала фирменной песней Мильвы.
В том же
году в Германии вышел многоязычный сборник песен Мильвы под названием «Milva
International», в котором она пела на английском, французском, испанском,
итальянском и немецком языках.
В 1981
году Мильва в сотрудничестве с известным итальянским режиссером Франко Баттиато
выпустила альбом «Milva e dintorni», ставший самым большим коммерческим успехом
певицы. Песни из этого альбома вошли в постоянный концертный репертуар Мильвы и
попали во все сборники певицы, выпущенные в Италии, Германии и Японии. Французской
версия альбома называлась «Milva Alexander Platz». Также был записан немецкоязычный
вариант альбома «Menschen an der Macht».
Тогда же
началось и сотрудничество Мильвы с греческим композитором Вангелисом,
результатом которого стал выпуск альбома на французском и немецком языках. Заглавная
песня альбома «Ich hab 'keine Angst» была основана на композиции Вангелиса «To
the Unknown Man», песне, которая на французском языке станет названием
следующего альбома Мильвы «Moi, je n'ai pas peur», вышедшего во Франции в 1981
году.
29
сентября 1984 года Мильва выступила с аргентинским композитором и
аранжировщиком Астором Пьяццоллой в «Театре де Буфф дю Нор» в Париже. Запись
выступления стала основой следующего альбома Мильвы и положила начало серии совместных
работ с Пьяццоллой, в которых Мильва исполнила его композиции в стиле
нуэво-танго. Позже был выпущен концертный альбом «Milva & Ástor Piazzolla -
Live at the Bouffes du Nord», с композициями Пьяццоллы в музыкальном стиле,
сочетающем элементы джаза и классической музыки. Альбом был издан в Аргентине,
Японии, Франции, Германии и Италии.
1 января
1985 года Мильва выпустила студийный альбом «Mut zum Risiko», содержащий песни
в стиле Еuropop. Он был выпущен в Германии на лейблах Metronome и Bertelsmann
Club. В том же году вышел ещё один альбом певицы «Corpo a Corpo», с
композициями в жанрах итало-диско и синти-поп. Альбом был выпущен в Италии,
Японии и Германии. Итало-диско сингл «Marinero», выпущенный в различных
7-дюймовых и 12-дюймовых форматах, получил положительную оценку публики.
В апреле
1985 года Мильва приняла участие в итальянском проекте «Musicaitalia per
l'Etiopia», проведенном в рамках кампании по сбору средств в пользу
пострадавшей от голода Эфиопии. Певица
вместе с Доменико Модуньо исполнила песню «Volare (Nel blù di pinto di blù)»,
которая позже была выпущена как сингл.
В 1986
году, спустя пять лет после успеха шлягеров «Ich hab 'keine Angst» и «Moi, je
n'ai pas peur», Мильва вернулась к сотрудничеству с греческим композитором
Вангелисом. Это привело к выпуску двух новых студийных альбомов «Tra due sogni»
и «Geheimnisse», одного на итальянском и одного на немецком языках.
Студийный
альбом «Tra due sogni» был выпущен на лейбле Metronome в Германии, Греции,
Испании, Японии и Аргентине, на лейбле Dischi Ricordi в Италии, и на лейбле
Polydor во Франции. Альбом продвигали на рынке три сингла: макси-сингл «Canto a
Lloret», 7-дюймовый сингл «Canto a Lloret / Blue Notte», и 7-дюймовый сингл
«Canto a Lloret / Spring, Summer, Winter and Fall». В Японии альбом был выпущен
на лейбле Seven Seas в 1987 году и переиздан в 1992 году.
Вскоре
после выпуска «Tra due sogni» Мильва записала немецкую версию альбома под
названием «Geheimnisse», которая была выпущена на лейбле Metronome. Альбом
содержал немецкие версии песен, представленных на «Tra due sogni», а также одну
песню «Venedig im Winter», которая была исключена из итальянской версии.
Сочинение всех песен как для «Tra due sogni», так и для «Geheimnisse»,
приписывают Вангелису.
В 1989
году певица вернулась к сотрудничеству с композитором Франко Баттиато, выпустив
в общей сложности три студийных альбома, содержащих синти-поп аранжировки, в
которых Мильва поет на итальянском, испанском, французском и немецком языках.
Второй альбом Мильвы, спродюсированный Франко Баттиато назывался «Svegliando
l'amante che dorme». Диск имел большой успех и был издан, как в Италии, так и в
Германии, под названием «Eine erfundene Geschichte», в Испании под названием
«Una Historia Inventada». Именно «Una Storia Inventata», первый трек альбома,
вернул певицу на передовые позиции в поп-музыке, что стало вторым крупным
успехом Мильвы и Франко Баттиато.
В декабре
1989 года Мильва приняла участие в проекте по сбору средств для помощи
пострадавшим от землетрясения 1988 года в Армении, организованном и
возглавленном Шарлем Азнавуром. Певица исполнила песню «Per te, Armenia»,
которая была выпущен как сингл.
В 1990
году Мильва впервые с 1974 года приняла участие в фестивале Сан-Ремо. Певица
заняла 4-е место с песней «Sono felice», написанной Розалино Челламаре.
Выпуском
в 1994 году альбома «Volpe d'amore» началось сотрудничество певицы с греческим
композитором Таносом Микроуцикосом. Все песни альбома были спеты на итальянском
языке, за исключением песни «Thalassa», которую Мильва пела по-гречески. Альбом
был выпущен в Греции, Японии и Италии. Позже Мильва перезаписала альбом на
немецком языке, и он был выпущен в Германии под названием «Tausendundeine
Nacht», с той же оркестровкой Таноса Микроутсикоса.
В эти
годы репертуар певицы поражает своим разнообразием: от альбома «Mia bella
Napoli», посвященного неаполитанской песне, до аргентинского танго и
французского шансона. Мильва участвовала в создании промо-альбома «Milva in
Café Chantant» с песнями, записанными на итальянском и неаполитанском языках в
аранжировке итальянского композитора Натале Массара. Музыкальный релиз был
частью рекламной компании итальянского производителя кофе «Lavazza». Общей
темой альбома был кофе, а песни были аранжированы и представлены в стилях belle
époque и nuevo tango. В альбоме Мильва исполняет песню Эдит Пиаф «Les amants
d'un jour» 1956 года на итальянском языке как «Albergo an Ore» с текстом,
переведенным Гербертом Пагани. Альбом завершается песней «Im Schatten der
Träume», которую певица уже исполняла в 1991 году в альбоме «Gefühl und
Verstand».
В
сотрудничестве с немецким композитором и бэнд-лидером Джеймсом Ластом Мильва
записала альбом «Milva & James Last - Dein ist mein ganzes Herz», в котором
она исполнила ряд поп-баллад и классических произведений на немецком,
итальянском и французском языках. Ранее Ласт уже аранжировал для Мильвы кавер
на греческую народную песню Маноса Хаддидакиса «The Children of Piraeus»,
широко известную на английском языке как «Never on Sunday». Песня под названием
«Ein Schiff wird kommen» в исполнении Мильвы была включена в альбом Джеймса
Ласта «Nimm mich mit, Käpt. 'n James, auf die Reise» 1982 года. В альбоме «Dein
ist mein ganzes Herz» певица исполнила арии из произведений Франца Легара,
Жоржа Бизе, Хоакина Родриго, Георга Фридриха Генделя, Петра Ильича Чайковского
и Антонина Дворжака. Мильва также сделала кавер-версию на балладу итальянского
певца Лучо Далла, посвященную итальянскому тенору Энрико Карузо.
В 1999
году Мильва в дуэте с Аль Бано записала новую версию песни «Io di notte»,
ставшую особенно популярной в Германии под названием «Zuviele Nächte ohne
dich».
В 2001
году Мильва выпустила немецкий студийный альбом «Artisti», в котором исполнила
песни на немецком, итальянском, испанском и латыни. Альбом был выпущен и
распространен BMG Ariola. Певица исполнила кавер на песню Хулио Иглесиаса
«Abrázame», испанский поп-стандарт, переписанный с немецкими текстами и
названный «Komm halt mich Fest», а также итальянскую кавер-версию на песню
Джона Денвера «Возможно любовь». Она также перепела на немецком языке свой
старый шлягер «Da troppo tempo», с которым заняла 3-е место на Музыкальном
фестивале в Сан-Ремо в 1973 году. На испанском языке Мильва спела «Yo soy María»,
песню из танго-оперы Астора Пьяццолы. На латыни и итальянском языке она
исполнила классическую арию «Ave Maria», аранжировку, подаренную ей Астором
Пьяццолой перед смертью.
Последнее
участие Мильвы в фестивале Сан-Ремо состоялось в 2007 году с песней «The Show
Must Go On» композитора Джорджо Фалетти. В 2018 году звезде итальянской музыки
и театра присудили премию фестиваля «За карьеру», которую вручили ее дочери
Мартине Корньяти.
В 2010
году, после полувека сценической карьеры, Мильва выпустила третий альбом,
написанный и спродюсированный для нее Франко Баттиато под названием «Non
conosco nessun Patrizio», который сразу же попал в топ-20 самых продаваемых
альбомов Италии. Этим альбомом актриса объявила о своем прощании со сценой, по
крайней мере, это касалось её живых выступлений.
Мильва
так объяснила причины своего решения: «Я считаю, что моим самым ценным и
запоминающимся подарком публике было волшебное и трудное сочетание
способностей, разносторонности и страсти, которое, к сожалению, больше мне
недоступно. По этой причине, а также учитывая некоторые проблемы со здоровьем,
я решила навсегда покинуть сцену».
В мае
2020 года Мильва появилась в эпизодической роли в видеоклипе на песню «Domani è
Primavera» Дарио Гая, сделанного в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной с
COVID-19.
23 апреля
2021 года певица скончалась в возрасте 81 года в своем доме в Милане.
Комментариев нет:
Отправить комментарий