воскресенье, 23 апреля 2023 г.

Классика рока. King Crimson – «In The Wake Of Poseidon» (1970)



«In the Wake of Poseidon» (с англ.«В кильватере за Посейдоном») второй студийный альбом британской группы King Crimson, вышедший 15 мая в 1970 году. В целом, стиль и общее настроение музыки остались почти такими же, как и на первом альбоме «In the Court of the Crimson King», но заметно возросло богатство аранжировок и техническое мастерство музыкантов.

King Crimson w Greg Lake – «Cat Food» (Top Of The Pops March 1970)

В 2010 году альбом был переиздан с многоканальным (5.1) звуком в формате DVD-Audio и добавлением дополнительных треков.

Как в предыдущем альбоме, музыка часто меняется от тихой и лирической до тяжелой и резкой. Альбом открывает короткая лирическая пьеса «Peace - A Beginning», парафразы которой повторяются в середине («Peace - A Theme») и в конце («Peace - An End») и придают альбому целостность и завершённость.

После короткого вступления «Peace - A Beginning» внезапно начинается тяжёлая композиция «Pictures of a City», в которой весьма органично сочетаются элементы джаза и тяжёлого рока. Это произведение представляет собой переделку концертной вещи «A Man. A City», исполняемой группой немного раньше. По духу и структуре композиция «Pictures of a City» весьма напоминает «21st Century Schizoid Man» с предыдущего альбома, принесшую группе известность и ставшую визитной карточкой King Crimson.

King Crimson – «Pictures Of A City» (выступление «KC» в студии «Summit» в Денвере, 1972)

За ней следует мелодичная акустическая «Cadence and Cascade» (гитара, флейта, фортепиано, вокал Хаскелла), перекликающаяся с «I Talk to the Wind». Следующая, чётвертая, композиция «In the Wake of Poseidon» является кульминационной и центральной для всего альбома, её содержание перекликается с двенадцатью сущностями, изображёнными на обложке.

King Crimson – «Cadence and Cascade» (Live, 1981)

Первая сторона диска завершается короткой инструментальной пьесой «Peace - A Theme», возвращающей слушателя к началу.

Вторая сторона открывается композицией «Cat Food», снова с элементами джазового звучания, особенно проявляющемся в партии фортепиано. Текст песни носит иронический характер и рассказывает о женщинах, которые не умеют готовить и предпочитают фастфуд.  Затем идёт самая длинная композиция альбома - трёхчастная инструментальная пьеса «The Devil's Triangle», в которой используются фрагменты сюиты «Марс, вестник войны» английского композитора Густава Хольста. King Crimson изначально хотели назвать её «Mars», как это было на концертных исполнениях во время тура 1969 года, но это было запрещено наследниками композитора.

Вторая сторона диска завершается короткой вокально-инструментальной пьесой «Peace - An End», которая снимает напряжение от тяжёлой «The Devil's Triangle» и снова возвращает к началу альбома. В 1971 году отрывок из «The Devil’s Triangle» прозвучал в сериале BBC «Doctor Who».

******************************

Второй альбом «Алого Короля» очень похож в музыкальном отношении на первый, но, к сожалению, не достиг уровня того сногсшибательного дебютника, оказавшего воздействие на большинство, если не на всех, слушателей своими новаторскими идеями, сразу же показавшими высший класс команды. Видно, что Роберт Фрипп по-прежнему экспериментирует, однако на этот раз у него не всегда это получается. Не последнюю роль в этом сыграло, по-видимому, и то, что состав группы на первых альбомах постоянно лихорадило. Ушли клавишник Иэн Макдональд (позднее он сформирует «Foreigner») и поющий басист Грег Лейк (этот, спев на всех композициях, кроме одной, удалился прямо посреди записи - догадайтесь, в какую группу), в результате чего клавишными занялся сам Фрипп, на бас-гитару он пригласил старого знакомца Питера Джайлза (теперь в группе были оба брата, записавшие когда-то с Фриппом шлягерный альбом «The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp»), а вокалистом (пока только на одну песню) стал Гордон Хаскелл. К сотрудничеству был также приглашен замечательный музыкант Мел Коллинз - здесь как сессионник, а впоследствии как один из полноправных участников коллектива.

1) «Peace - A Beginning». Мы слышим очень тихий голос Лейка без музыки, который звучит так, как будто он к нам постепенно приближается. Мило, но ничего выдающегося. Простыми словами подается идея единения с природой: «я - океан», «я - гора», «я - река».

2) «Pictures of a City». Тема, представляющая собой небольшую переделку концертной вещи «A Man. A City». Тихое пение предыдущей композиции внезапно прерывается жестким и энергичным тандемом гитары и саксофона (напоминает «21st Century Schizoid Man» с предыдущего альбома). Отлично также работает ударник Майкл Джайлз. Когда появляется вокал Лейка, гитара Фриппа выдает такой жесткий дисторшен, что просто диву даешься. Лирика представляет собой не совсем приятное описание большого города - бетонных джунглей, в которых теряются души людей. В середине темы звучит инструментал «42nd at Treadmill» (судя по названию, под городом подразумевается Нью-Йорк) - сначала соревнуются гитары и саксофон, а потом звучит нечто медленное и гипнотическое, тихо стучат ударные, где-то далеко слышны клавишные и гитара. Заканчивается песня настоящим сумбуром инструментов, неплохо подходящим для этой антиурбанистической темы.

3) «Cadence and Cascade». Акустическая баллада (гитара, флейта, фортепьяно), являющаяся переработкой композиции, написанной Макдональдом. Милая и красивая, но не особо впечатляющая и, что называется, несколько сладкая. Была избрана, кстати, для выпуска в качестве сингла. Явная попытка сделать что-то вроде «I Talk to the Wind». Вокалирует здесь уже Хаскелл. Лирика весьма смутная и вроде бы женоненавистническая - нам рассказывают об отношениях каких-то двух существ женского пола по имени Каденция и Каскад и мужчины Джейда.

4) «In the Wake of Poseidon». Эмоциональная вещь в лучших традициях раннего King Crimson, прекрасно спетая Лейком. Весьма напоминает «Epitaph», а также заглавный трек предыдущего альбома. Начинается она с впечатляющих звуков меллотрона, которые сопровождаются затем акустической гитарой и достаточно жестко звучащими ударными. В середине нашему вниманию предлагается инструментал «Libra’s Theme», лирический и все же достаточно хардовый (снова снимаю шляпу перед ударником). Получилась одна из лучших композиций King Crimson не только на этом альбоме, но и во всем их творчестве. В тексте перед нами предстает целая череда портретов: Платон, арлекины, плачущие дамы, короли, волхвы. Все они в количестве 12 изображены на обложке (передней и задней стороне) и показывают то, что все в мире взаимосвязано.

5) «Peace - A Theme». Инструментал, повторяющий мелодику вокала первой темы, но скорее не в романтическом, а в торжественном ключе. Здесь Фрипп вновь показывает свое мастерство владения акустической гитарой. Из всех трех частей «Peace» эту можно назвать самой интересной и запоминающейся.

6) «Cat Food». Странный какой-то блюз, явно несерьезный. Фрипп сочинил его вместе с покинувшим группу Макдональдом. Импровизации диссонирующего фортепьяно и гитары, фанковый бас, припев в стиле Фрэнка Заппы. Лирика описывает, насколько я понимаю, отвращение к фастфуду; нам показывают портреты нескольких дамочек: одна любит замороженную еду, поскольку у нее, видимо, нет времени готовить; вторая готовит нечто, что вполне может отравить соседа, ну а третья обожает нечто нетривиальное, однако всю ту же «кошачью еду». Как бы вы ни относились к этой вещи, звучит все равно прикольно.

7) «The Devil's Triangle». Длинный инструментал на 11,5 минут, разделенный на три части. Представляет собой не что иное, как наконец записанную на альбом вещь «Mars», которая уже давно игралась на концертах и являлась обработкой одноименной вещи Густава Холста, английского композитора начала XX в., написавшего сюиту «Планеты». Имя Холста (ударение на первый слог), кстати, упоминается в выходных данных. Первая часть, Merday Morn, начинается с того, что откуда-то издалека до нас постепенно доносится тревожный милитаристский драмминг на фоне мрачных звуков, издаваемых меллотроном и гитарными аккордами; постепенно музыка становится все громче, но повторение одной и той же музыкальной темы начинает вызывать скуку; в какой-то момент музыка начинает звучать еще в более агрессивном и пугающем ключе. Вторая часть, Hand of Sceiron, - это полминуты, в течение которых мы слышим завывания ветра и какие-то стуки; в названии упоминаются Сциронские скалы где-то в Греции, где ветер настолько сильный, что может сбить путника вниз. После небольшой паузы начинается третья часть, Garden of Worm; лучше бы ее не было - музыка становится более хаотической и какофонической, временами напоминая саундтрек к фильму с названием типа «Адские муки», а также что-нибудь из Pink Floyd раннего периода, и символизирует абсолютное разрушение. Ближе к концу можно услышать «а-а-а» из «In the Court of the Crimson King», а потом возникает спокойная мелодия флейты, переходящая в последнюю композицию. В целом, вещь получилась оригинальной, этаким сочетанием классики и психоделии, но не всегда такие авангардные штучки воздействуют на слушателя должным образом.

8) «Peace - An End». После разрушения все-таки должно идти восстановление. В третьем обращении к теме под названием «Мир» или «Спокойствие» вокал и музыка объединяются. Правда, сначала Лейк поет без музыкального сопровождения - поет о том, что такое мир («это слово моря и ветра», «это птица, поющая, когда ты улыбаешься» и т.д.) и что люди постоянно ищут друг друга, но не всегда им это удается. Кстати, нужно сказать, что попытка объединить композиции альбома вот таким образом (пролог, интерлюдия, эпилог) скорее всего провалилась. Ну да ладно!

Альбом получился явно неровным и неоднозначным, поскольку, помимо запоминающихся тем, есть здесь и много чего странного, хотя и оригинального. По сравнению с дебютником здесь большее приближение к классической музыке, поскольку меллотрон на редкость похоже воспроизводит скрипичные звуки, однако слишком большая схожесть некоторых вещей с тем, что было на первом альбоме, заставляет некоторых людей расценивать данный альбом как плагиат. (Кстати, довольно удивительной представляется эта самая схожесть, учитывая тот факт, что почти каждый альбом Фриппа и компании был не похож на предыдущий. Особенно это заметно, если брать альбомы разных десятилетий. Однако поскольку многие вещи были на самом деле переделкой старых, то уже не так удивительно.) В любом случае, я считаю, что большей частью Фрипп в очередной раз показал здесь свою непредсказуемость, и это замечательно, но лучшие альбомы были еще впереди.

Рецензент: Featus

На обложке альбома представлена картина «Двенадцать архетипов» или «Двенадцать лиц человечества», созданная художником-философом Tammo De Jongh (1967 год). На картине изображены двенадцать лиц, находящихся в некоторой связи с четырьмя мировыми стихиями (земля, вода, воздух, огонь).

Лицевая сторона

Дитя (Вода и Воздух) — девочка со слабой тонкой улыбкой и заколками в форме бабочек в длинных золотых волосах. На её шее надета цепочка, на которой висит маленький золотой ключик.

Чаровница (Вода и Земля) — печальная длинноволосая девушка, пристально вглядывающаяся в наблюдателя.

Дурак (Огонь и Вода) — смеющийся краснолицый мужчина с жидкой бородой и венком из цветов на голове.

Актриса (Вода и Огонь) — египетская девушка с жемчужным ожерельем и серьгами, со слезами на лице.

Воин (Огонь и Земля) — мощный воин в стальном шлеме с квадратным лицом и густой чёрной бородой.

Шутник (Огонь и Воздух) — арлекин в треугольной шляпе и характерной яркой одежде.


Задняя сторона

Логик (Воздух и Огонь) — длиннолицый человек с голубой бородой, похожий на учёного или волшебника, держащий палочку в правой руке. Изображен в окружении звёзд.

Патриарх (Воздух и Вода) — белобородый старик-философ.

Наблюдатель (Воздух и Земля) — задумчивый лысоватый мужчина, похожий на учёного, с очками на лбу.

Старуха (Земля и Воздух) — морщинистая старуха, завернутая в платок.

Мать-природа (Земля и Вода) — изображено в профиль лицо спящего в зелёной траве, в окружении цветов, улитки и бабочек.

Раб (Земля и Огонь) — африканец с большими золотыми серьгами и кольцом в носу.


King Crimson - In the Wake of Poseidon (1970)

01. Peace - A Beginning - 0:49

02. Pictures Of A City (including: 42nd At Treadmill) - 8:01

03. Cadence And Cascade - 4:35

04. In The Wake Of Poseidon (including: Libra's Theme) - 7:53

05. Peace - A Theme (Fripp) - 1:15

06. Cat Food (Fripp/Ian McDonald/Sinfield) - 4:50

07. The Devil's Triangle (Fripp/McDonald) - 11:27 including:

a). Merday Morn (Fripp/McDonald)

b). Hand Of Sceiron (Fripp)

c). Garden Of Worm (Fripp)

08. Peace - An End - 1:50

Bonuses on 30th Anniversary Edition:

09. Cat Food (single version) (Fripp/Ian McDonald/Sinfield) - 2:44

10. Groon (single B-side) (Fripp) - 3:30

Robert Fripp - guitars, Mellotron on "In The Wake of Poseidon" and "The Devil's Triangle", devices

Greg Lake - vocals (except on "Cadence and Cascade")

Peter Sinfield - words

+

Mel Collins - saxophones on "Pictures of a City" and "The Devil's Triangle", flute on "Cadence and Cascade"

Michael Giles - drums

Peter Giles - bass

Gordon Haskell - vocals on "Cadence and Cascade"

Keith Tippett - piano on "Cadence and Cascade", "Cat Food" and "The Devil's Triangle"

 

Released: 15 May 1970

Recorded: January–April 1970, Wessex Sound Studios, London

Recorded & Engineered by Tony Page & Robin Thompson

Produced by Robert Fripp, Peter Sinfield

Labels: Island (UK), Atlantic (USA), Vertigo (New Zealand), Polydor, E.G., Virgin, Discipline Global Mobile

Considered a poor cousin to In the Court of the Crimson King (DGM Live, 1969), 1970's In the Wake of Poseidon may possess superficial similarities to its groundbreaking predecessor, but as a 2005 All About Jazz review of an earlier edition suggested, ..."Poseidon also hints of changes in the wind." Part of the second round of 40th Anniversary Series CD/DVDA remasters/expansions of the King Crimson catalog along with 1971's Islands, Poseidon deserves reconsideration for its transitional music, Porcupine Tree founder Steven Wilson's remarkable remixes, and 50 minutes of bonus material which sheds light on the recording process.

Sure, the aggressive electricity of "Pictures of a City," pastoral, flute-driven "Cadence and Cascade," and symphonic expansiveness of the title track—sequenced as the original LP's first side—mirror the same side of In the Court. But side two's funk-tinged blues, "Cat Food," and, most importantly, the epic "The Devil's Triangle," assert a growing improvisational freedom that would expand further, later that year, on Lizard, and on Islands—thanks to the recruitment of British jazzers by Crimson's co-founder, now primary composer, and guitarist/mellotronist/effects man Robert Fripp; in this case, pianist Keith Tippett. Poseidon also marks the debut of saxophonist/flautist Mel Collins, the only member to survive numerous shakedowns to become part of the Islands touring band—Crim's first since the dissolution of its initial lineup in late 1969.

Co-founding Crim, Greg Lake—by this time gone to Emerson, Lake & Palmer—sings, but is replaced by fellow founder/drummer Michael Giles' brother Peter on bass to create a more consistently inventive improvising trio, especially on the four versions of "Groon" included on the DVDA—Fripp's free tune with a convoluted head, living in the same continuum as John McLaughlin's Extrapolation (Polydor, 1969), while still sounding like nobody but the emergent Fripp. Three versions of "Cadence and Cascade" demonstrate a recording studio process of building songs from the bottom up.

But it's the three-part, 12-minute "Devil's Triangle" that is Poseidon's greatest triumph. Using a 5/4 rework of Gustav Holst's "Mars, the Bringer of War" as its foundation, Fripp gradually deconstructs and reconstructs it over the course of nearly 12 minutes; its sometimes swirling, sometimes thundering mellotrons creating some of the most nightmarish music in progressive rock history, turned even more chaotic with Tippett's jagged, reckless abandon, and musique concrete devices including a snippet of "In the Court of the Crimson King." Swirling electric piano leads to a reprise of "Peace," a gentle miniature opening the album as an a capella vocal track; later, an acoustic guitar solo before "Cat Food"; and, finally, the two together at the album's conclusion.

Unable to locate the original multi-track tapes for "The Devil's Triangle," the original mix is retained, and and up-mixed to 5.1 Still, between Wilson's remastering, remixing of all but "The Devil's Triangle," and additional bonus material that includes a less instrument-dense rehearsal of "The Devil's Triangle, In the Wake of Poseidon: 40th Anniversary Series is the definitive version of King Crimson in flux.

---John Kelman, allabpoutjazz.com

download (mp3 @VBR kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий