пятница, 28 апреля 2023 г.

История одной песни. Наутилус Помпилиус – «Шар цвета хаки» (1986).


Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.

«Шар цвета хаки» – песня группы «Наутилус Помпилиус» из альбома «Разлука». Автор музыки и текста – Вячеслав Бутусов. В другой аранжировке композиция также входит в альбом «Князь Тишины». В настоящее время периодически исполняется на концертах группы «Ю-Питер», которой в 2008 году была перезаписана заново для трибьюта «Нау Бум».

Наутилус Помпилиус – «Шар цвета хаки» (Разлука - 1986).

Бытует мнение, что эта песня антивоенная. Афганистан, интернациональная помощь, грузы 200...

А что на самом деле?

Большинство людей, отслуживших в армии, считает, что этот путь должен пройти каждый настоящий мужчина. С другой стороны, почти все, кто в рядах вооруженных сил не был, ни капли не сожалеют о таком упущении. Отечественные рок-музыканты, как правило, в солдаты шли неохотно. Наверное, даже не потому, что Леннон не велел, а просто от нежелания безрадостно проводить два-три года в ожидании «дембеля».

Вячеслава Бутусова подобная перспектива тоже не радовала. Причем настолько, что в 1986 году он сочинил песню «Шар цвета хаки». Как он сам выразился: «Это была… также одна из тех крайностей, в которые я впадал в то время по отношению к армии».

Другими словами, боялся лидер рок-группы Nautilus Pompilius оказаться в «кирзачах» где-нибудь на границе с Монголией. Но служить Вячеславу не пришлось. Для него знакомство с армией ограничилось военными сборами во время учебы в Свердловском архитектурном институте.

Наутилус Помпилиус – «Шар цвета хаки» (Князь тишины - 1989).

По словам Вячеслава Бутусова песня группы «Наутилус» «Шар цвета хаки» была написана им в паническом страхе, вызванном возможностью попасть на службу в армию. Он также отмечал, что произведение было попыткой «опровергнуть идею агрессии в образе армии». Причем он считал, что попытка вышла не самой удачной, и несдержанность, проявленная в композиции, со временем стала ему чуждой.

Шар цвета хаки – текст песни

Был бесцветным,

Был безупречно чистым.

Был прозрачным,

Стал абсолютно белым.

Видно кто-то решил, что зима,

И покрыл меня мелом.

 

Был бы белым,

Но все же был бы чистым.

Пусть холодным,

Но все же с ясным взором.

Но кто-то решил, что война,

И покрыл меня черным.

 

Я вижу цвет,

Но я здесь не был.

Я слышу цвет, я чувствую цвет,

Я знать не хочу всех тех,

Кто уже красит небо.

 

Я вижу песню вдали,

Но я слышу лишь:

«Марш, марш левой,

Марш, марш правой.»

Я не видел людей страшней,

Чем людей цвета хаки.

 

Был бы черным,

Да пусть хоть самым чертом.

Но кто-то главный,

Кто вечно рвет в атаку,

Приказал наступать на лето

И втоптал меня в хаки.

 

Я вижу дым,

Там, где я не был.

Я чувствую гарь,

Я знать не хочу ту тварь,

Кто спалит это небо.

 

Не трогайте небо!

 

Я знать не хочу,

Кто поет песню:

«Марш, марш левой,

Марш, марш правой.»

Я не видел картины дурней,

Чем шар цвета хаки.

 

Марш, марш левой,

Марш, марш правой.

Марш, марш левой,

Марш, марш правой.

В воспоминаниях музыкантов остались и забавные истории, связанные с композицией.

Во время первых гастролей «Наутилуса Помпилиуса» в Ленинграде в 1987 года с этой песней случилась занятная история.

Как это нередко случалось с Бутусовым, после первого куплета он напрочь забыл слова. Когда ему стало понятно «Шар цвета хаки» он не допоёт, Вячеслав подошёл к микрофону и лаконично сказал: «Дальше нельзя».

Воспалённый мозг слушателей уже сам дорисовал страшную нелегальность забытого текста, и группа стала героями дня.

Ю-Питер – «Шар цвета хаки» (Легенды Российского рока, 2012)

Вячеслав Бутусов вспомнил еще одну веселую историю под кодовым названием «Масла с хлебом»:

"Недавно меня дети угощали заморским десертом, и пошутили: «Марш-маршмэллоу!». А я вспомнил, как лет сорок тому назад, в свердловский архитектурный институт, к одному нашему студенческому товарищу (звукооператору Андрею Макарову, прим.) приехал из Грузии приятель.

Приехал с трёхлитровой банкой чачи. Чтобы было компактнее, чачу взял самую концентрированную – семидесятиградусную. Собрались в общаге, из еды только хлеб. Крепкое вино, сколько смогли – осилили днём, а вечером дружно отправились на фестиваль в ДК Железнодорожников.

Грузинского друга посадили на почётное место рядом с пультом, где он благополучно уснул. Наутилусы выступали последними и пели на закуску песню «Шар цвета хаки», где рефреном звучал незамысловатый припев: – Марш, марш левой!

Вечером возобновили угощение кавказскими дарами, и с коварным умыслом спросили у проспавшегося гостя, дескать какая песня ему больше всего понравилась? На что генацвале спокойно ответил: – Та, в которой вы кричали: «Масла с хлебом!».

Но на этом забавные истории, связанные с песней, не заканчиваются. Вот еще одна.

Об одной непредвиденной паузе вспоминает клавишник группы «Наутилус Помпилиус» Виктор Комаров:

"Как-то ночью к нам в подвал Дима Тарик принес сделанный им первый в Свердловске радиомикрофон. Он был без шнура, только маленькая пипка-антенна болталась. Мы как раз тогда репетировали "Шар цвета хаки". Бутусов начал орать в этот микрофон "Марш, марш левой!"

Где-то через полчаса раздался требовательный стук в дверь. Открываем – менты из расположенного по соседству кировского РОВД. Оказывается, микрофон работал на их частоте. Они сидели в дежурке, ни о чем плохом не думали, и вдруг из всех динамиков жуткий вопль "Марш, марш левой!". Пока они поняли, что происходит, Славины вопли выслушали раз восемь".

Команды «марш правой» не существует, хотя не исключено, что Бутусов об этом знал и добавил ее в песню специально.

В песне «Шар цвета хаки» можно уловить отдаленное сходство с композицией I Don’t Mind рок-группы Slade.

Кстати.

Как только "Шар цвета хаки" стал популярен, на него появилось невероятное количество пародий. Например, одной из коронок раннего "Несчастного случая" была композиция "Фарш, фарш с мясом". На плёнку она зафиксирована, правда, не была, а авторство её принадлежит Михаилу Зуеву - музыкальному руководителю команды КВН Новосибирского университета и создателю группы "Иван Кайф".

Комментариев нет:

Отправить комментарий