вторник, 18 апреля 2023 г.

«Jazz und Deutschland» (Джаз и Германия): От начала XX века до 2-й Мировой войны. Часть 2. Cамый американский биг-бэнд Рейха

«Jazz und Deutschland» (Джаз и Германия). Тедди Штауффер и его «The Original Teddies» - самый американский биг-бэнд Рейха (1936 – 1941 гг.).

После краха американского фондового рынка 1929 года и с началом Великой депрессии для бизнеса, связанного с джазом, настали трудные времена. Обострившаяся конкуренция вытолкнула с американского и европейского музыкальных рынков большинство чернокожих музыкантов, оставив лишь тех, кто проявил наибольший талант и виртуозность. В США наступила эра белых танцевальных биг-бэндов. Бенни Гудмен (Benny Goodman), известный кларнетист, в 1920-е годы игравший в разных группах, создал свой собственный биг-бэнд, который приобрел феноменальную популярность у публики. Вскоре примеру Гудмена последовали другие белые джазовые музыканты, например пианист и аранжировщик Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), кларнетист Арти Шоу (Artie Shaw) тромбонисты Томми Дорси (Tommy Dorsey) и Глен Миллер (Glenn Miller). Хотя на джазовой сцене и продолжали с успехом выступать знаменитые черные группы, возглавляемые Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и Луи Армстронгом (Louis Armstrong), свинг, пользующийся огромным спросом в депрессивной Америке и эскапистской Европе, стал в основном белым.
"Jeepers Creepers" - Teddy Stauffer (1939).
В европейских странах появилось множество талантливых джазовых соло-музыкантов, но, как и в США, популярность свинга не оставила им места на большой сцене, где безраздельно царствовали биг-бэнды.  Музыкальная модель Бенни Гудмена, основанная на симбиозе джаза и классических стилей игры, была ориентирована прежде всего на мелодичность и технику исполнения, а не на виртуозность игры и импровизацию. Более того в Европе не хватало клубов для выступлений отдельных джазовых виртуозов, в то время как свинг-группы, благодаря постоянной потребности в танцевальной музыке, могли рассчитывать на гораздо более широкую аудиторию. 
Тедди Штауфер (1909 - 1991 гг.).
Германский «король свинга» Тедди Штауффер (Teddy Stauffer), основавший свою группу «The Original Teddies» в 1929 году, перенял стиль биг-бэнда в середине 1930-х годов. Группа стала довольно известной как в Швейцарии, так и в Германии, достигнув пика своей популярности в 1936 году, выпуском шлягера «Goody Goody». Популярность «The Original Teddies» в Германии пришлась на сложное время запрета джазовой музыки нацистами.

«Goody Goody» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies (Berlin, July 14, 1936).

В годы нацизма джазменов с презрением называли «Свингхайни», чтобы подчеркнуть, что красота и величие истинной немецкой музыки не имеет к этому чуждому германской культуре явлению ни малейшего отношения. И швейцарский биг-бэнд Тедди Штауффера стал лучшим «Свингхайни» в Рейхе. В 1930-х годах группа записала более 300 песен и всегда была на вершине хит-парада.

«Robins And Roses» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies (1936).

В интервью с доктором Вольфгангом Штоком (опубликовано в официальном блоге журналиста) Тедди Штауффер рассказывал: «В 1936 году мы играли в Лейпциге, в подвале, где на сцене и перед танцполом висели большие плакаты: «Свинг-танцы запрещены – Министерство Культуры Рейха». Во время паузы на сцене внезапно появились люди в форме и приказали прекратить концерт. Их начальник очень уверенно заявил: «Утверждают, что здесь играют свинговую музыку». На что я спросил: «А что это такое, свинговая музыка?», и он, конечно, ничего не смог нам объяснить... «Что это вы совсем не играете немецких песен?» - спросил тогда гестаповец. И я приказал своим музыкантам играть «Номер 43-й», под которым значилась песенка «Bei mir bist Du Schön» -  звучит прекрасно, по-немецки, но это стопроцентная еврейская песня. «Нет,» - говорит гестаповец, - «это все еще американская негритянская музыка». Мы заиграли рэгтайм «Bugle Call», но в маршевом ритме. В соло на кларнете Эрнст Хеллерхаген симпровизировал «Horst Wessel Lied» - неофициальный нацистский гимн. Требование гестапо было удовлетворено. Так начались наши выступления в Германии».

«Bugle Call Rag» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies.

Тедди Штауффер заключил четырехмесячный контракт с Эльфридой Шейбель, владелицей берлинского «Delphi Palace», главной свинговой сцены Берлина. В состав группы вошли берлинский тромбонист Вальтер Добшинский (Walter Dobschinski), штутгарский трубач Курт Хоэнбергер (Kurt Hohenberger), а также швейцарские трубачи Боб Э. Хубер (Bob E. Huber) и Руди Дюмон (Rudi Dumont). На кларнете играл Франц Тон (Franz Thon), в 1937 году отправленный на пенсию, так как требуемая им зарплата в 1000 RM (сейчас 4000 Euro) была выше, чем та, которую получал сам Штауффер. В 1937 году к оркестру присоединились он кларнетисты Франц Кляйндин (Franz Kleindin) и Эрнст Хеллерхаген (Ernst Höllerhagen) из «Kurt Hohenberger Orchester».

Выступление «The Original Teddies» в Англии обеспечило группе международное признание. Из Лондона Штауффер привез с собой певицу Бетти Тумбс (Betty Toombs), с которой в 1938 году группа записывалась для Telefunken. Несмотря на усиленные занятия немецким языком с вокалистом группы Билли Тофелем (Billy Toffel) Бетти пела, не понимая ни слова по-немецки.

«Say si, si» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies (1938).

Подражание музыке чернокожих и безоговорочное следование американским стандартам не могло понравиться коричневому руководству немецкой культурой, которое не желало иметь никакого понятия о музыке, не вписывающейся в его мировоззрение. Социальная эстетика национализма, основанная на переходящей в чванство гордости за немецкое искусство вообще, и музыку в частности, сделали развитие джаза в Германии невозможным.  Тем не менее «The Original Teddies» продолжали гастролировать по Европе до самого начала 2-й мировой войны. 

«Hurry Home» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies (1939).

Когда началась война, группа находилась в Швейцарии, и все немецкие участники «The Original Teddies» были вынуждены покинуть страну и вернуться в Рейх. Тедди Штауффер остался на родине, где в 1940 году принял участие в сьемках фильма «s’Margritli und d’ Soldate», песню «Margritli-Lied» из которого в исполнении группы «Geschwister Schmid» ждал большой успех.

«Margritli-Lied» - Geschwister Schmid und Teddy Stauffer (1940).

После ухода Штауффера из «The Original Teddies» группу возглавил Эдди Брюннер (Eddie Brunner). Несмотря на то, что аранжировки для Teddies писал известный швейцарский певец и композитор Хази Остервальд (Hazy Osterwald,), группа уже не смогла достичь прежнего успеха.

«Everybody Sing !» - Teddy Stauffer Mit Seinen Original Teddies (1938).

В 1941 году Тедди Штауффер уехал в США, где поселился сначала в Нью-Йорке, а затем попытал удачи в качестве композитора в Голливуде. Из-за трудностей с получением вида на жительство в 1944 году артист вынужден был уехать в Мексику, которая стала его вторым домом. В Акапулько он основал ночной клуб и стал менеджером нескольких известных отелей, среди которых были «Hyatt Regency» и «Villa Vera». «Господин Акапулько», как прозвали высокого светловолосого швейцарца мексиканцы, помог привлечь в Акапулько голливудских знаменитостей и сделать эту небольшую рыбацкую деревню, где проживало тогда около восьми тысяч жителей, всемирно известным курортом.

Тедди Штауффер и Хеди Ламарр.

Тедди был женат и разводился пять раз. В числе его жен побывали знаменитые голливудские актрисы Фейт Домердж (Faith Domergue) и Хеди Ламарр (Hedy Lamarr). От брака с Патрисией Морган у Тедди есть дочь: Мелинда Морган Штауффер, которая живет в Калифорнии.

Тедди Штауффер умер в 1991 году в Акапулько. Согласно последней воле умершего, его прах был развеян над Тихим океаном.

«Oh Johnny, Oh Johnny» - Teddy Stauffer, Grosses Tanzorchester vom Palace-Hotel St. Moritz.

На вопрос Вольфганга Штока: «Что отличало вашу музыку от музыки других?» - Тедди Штауффер ответил: «Это – свинг! До сих пор никто так и не смог объяснить, что такое свинг. Но это, прежде всего, хороший ритм и особое отношение к музыке. Ты не можешь научиться свинговать – у тебя это либо есть, либо нет. Есть фантастические инструменталисты, которые не умеют свинговать. У нас всегда был хороший ритм, даже если мы играли плохо. «The Original Teddies» была самой американской группой в Германии. Я скопировал нашу концепцию в Нью-Йорке, в Гарлеме. В 1935 году я увидел Дюка Эллингтона и Глена Грея, чьи аранжировки и техника игры произвели на меня неизгладимое впечатление. Благодаря оперативности мы всегда получали самые последние хиты из США, и мы всегда были первыми, кто записывал их в Европе».

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий