воскресенье, 23 апреля 2023 г.

Вадим Людвиковский родился 23 апреля 1925 года.

Советский джаз

Дорогие друзья! 23 апреля 1925 года в Курске родился Вадим Николаевич Людвиковский — джазовый композитор, аранжировщик и руководитель оркестра, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Судьбе Вадима Людвиковского не позавидуешь: с одной стороны, он много работал, купался в лучах славы, но было в его жизни и немало печальных событий, инициируемых его завистниками. Сын военного дирижёра, он чуть ли не с пелёнок присутствовал на репетициях отцовского оркестра, к пяти годам он уже сочинял музыку, а к восьми уже неплохо играл на рояле, кларнете и гобое. Юный гений, советский джазовый Моцарт.

Окончив перед самой войной Курское музыкальное училище, Людвиковский в 1943 году ушёл на фронт и выступал с ансамблем Минского военного округа, делая для него свои первые аранжировки. Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров джаза в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.

После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947, Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Утесова, где работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста.

Леонид Утёсов в фильме «Весёлые звёзды» 
(за роялем Вадим Людвиковский, 1956 год).

В 1949 Вадим Николаевич поступил в ленинградскую консерваторию на композиторское отделение к Венедикту Пушкову, композитору еще старой закалки, автору как академических произведений, так и популярных песен. Консерваторию Людвиковский закончил в год смерти Сталина, и первой его большой работой стала серия записей танцевальной и популярной музыки советских композиторов-песенников на радио. Их песни, оркестрованные Людвиковским, предстали в ярком, модном, американистом виде, это понравилось и авторам, и слушателям. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинг и симфоджаз. Он проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Лундстремом, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку.

«Марш (музыка для танцев)» - Вадим Людвиковский (1955).

Он создал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете в гостинице «Советская» в 1955 году и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шо. Блестящий бэнд играл самый модный репертуар в загримированном под западный найт-клуб ресторане гостиницы «Советская», праздном оазисе оттепели с привкусом распутства. Бэнд был составлен из утесовцев, пока шеф лежал в больнице. Людвиковский был на вершине творчества и успеха.

«Знойный полдень» - Вадим Людвиковский.

Ещё до начала официальной работы на Всесоюзном радио Людвиковский много делал для музыкального эфира: он сочинял и, условно выражаясь, адаптировал для радио эстрадный оркестровый репертуар. В зависимости от художественной концепции менялась оркестровая партитура – где надо, усиливалось звучание медных духовых, а когда вступал голос, оркестровый фон ретушировался, но не исчезал вовсе. Фирменный стиль Людвиковского – его взвешенные, как писали критики, аккорды, «внешняя скупость приёмов», оркестровые сюрпризы и программность, изобразительность, картинность его партитур. И обязательно смысловая точка в конце композиций – торжественная, или тихая. В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В 1960 Людвиковского приняли в Союз композиторов.

«Вальс для Наташи» - Вадим Людвиковский.

1966-й год – один из самых счастливых в жизни Вадима Николаевича. Гостелерадио предложило ему создать оркестр для исполнения произведений советских композиторов. Так возник Концертно-эстрадный ансамбль Радио и ТВ, ставший не только мощным официальным форпостом джаза, но и образцом, которому подражали, а порой и завидовали. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950-х годах в джаз-оркестрах Юрия Саульского, Иосифа Вайнштейна, РЭО, успела поработать с Олегом Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин, барабанщик Александр Гореткин и басист Адольф Сатановский.

Фрагмент программы «Февраль встречает март», Центральное телевидение, 1968 г.  Две пьесы в исполнении Концертного эстрадного оркестра Всесоюзного телевидения и радио п/у Вадима Людвиковского – "Акварель" Вадима Людвиковского и "Весенний репортаж" Богдана Троцюка.

Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой и был настоящей творческой лабораторией, записав на пластинки произведения мастеров советской джазовой и эстрадной музыки (включая авторские сочинения Людвиковского), гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве (1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучивании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну, погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Весёлые гости». В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз-оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов.

«Твист в ресторане» - Оркестр Гостелерадио СССР. 
Руководитель Вадим Людвиковский.

Однако в начале 1970-х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг-бэнд, которым руководил Людвиковский в Москве, был распущен приказом руководства Гостелерадио, а сам Людвиковский соответственно уволен. Причем со скандалом.

Оркестр Гостелерадио СССР. 
Руководитель Вадим Людвиковский (1970).

Вот что вспоминал об этом советский и российский композитор и музыкант Теодор Ефимов: «...Лапин приложил руку к расформированию оркестра Людвиковского. Мало того, что оркестр был распущен, так ещё было приказано все записи размагнитить. Записи этого оркестра остались только у тех композиторов, которые писали для этого оркестра.»

Поводом к роспуску оркестра послужил национальный «изъян»: в его составе работали шестеро музыкантов еврейской национальности. Учитывая тогдашние «напряги» СССР и Израиля, а также предвзятое отношение к евреям со стороны председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина (когда в одной из телепередач музыкантов оркестра Людвиковского для пущего эффекта посадили на специальные кубы, Лапин страшно возмутился: «Вы бы еще посадили оркестр на шестиконечные звезды!..»), то участь оркестра была, по сути, предрешена.

Оркестр Гостелерадио СССР. 
Руководитель Вадим Людвиковский.

Однако, как гласит легенда, чашу терпения Лапина переполнил другой случай: Людвиковского угораздило вляпаться в «аморалку» (то ли выпил лишнего, то ли еще что-то подобное), и председатель Гостелерадио с ходу подписал приказ о роспуске оркестра. Даже заступничество известных людей, которые бросились на помощь коллективу, не помогло. Когда известный композитор Матвей Блантер, чей шлягер «Березовый сок» в том году побил все рекорды популярности, при личной аудиенции с Лапиным сказал: «Это же самый лучший оркестр Европы! Его даже Би-би-си крутит!», Лапин в ответ парировал: «Именно поэтому такой оркестр нам и не нужен».

«Карнавал» - В. Ободзинский и Оркестр Гостелерадио СССР. 
Руководитель Вадим Людвиковский.

Из остатков оркестра Вадима Людвиковского был собран ансамбль «Мелодия» (руководителями в разное время были Чижик, Гаранян и Фрумкин), при одноименной звукозаписывающей фирме. Некоторые музыканты ушли в Эстрадно-симфонический оркестр к Юрию Силантьеву.

Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра оказался не у дел и стал фактически безработным. Будучи полным творческих сил, быть 22 года невостребованным в собственной стране, ясно сознавая свое профессиональное превосходство над теми, кого жизнь ласкает своим вниманием, вынести трудно. Заказов - даже на переписку нот - ему никто не давал.

Людвиковский медленно умирал. Его семидесятилетие встретили молчанием. Награждение вдогонку званием Заслуженного деятеля искусств России летом последнего года его жизни уже ничего не меняло. И впереди, кроме тишины и темноты, у него не было ничего. Оставалось ждать конца. И он наступил. 8 декабря 1995 года его нашли замёрзшим на одной из московских улиц. Выдающему музыканту стало плохо, а помощь никто не оказал.

На похоронах было немного народу. Кремация состоялась на Донском. А прах по его желанию развеян над любимой Москвой.

Из Википедии и материалов, найденных в Интернете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий