Дорогие друзья! 23 апреля 1925 года в Курске родился Вадим Николаевич Людвиковский — джазовый композитор, аранжировщик и руководитель оркестра, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Судьбе
Вадима Людвиковского не позавидуешь: с одной стороны, он много
работал, купался в лучах славы, но было в его жизни и немало печальных событий,
инициируемых его завистниками. Сын военного дирижёра, он чуть ли не с пелёнок
присутствовал на репетициях отцовского оркестра, к пяти годам он уже сочинял
музыку, а к восьми уже неплохо играл на рояле, кларнете и гобое. Юный гений,
советский джазовый Моцарт.
Окончив
перед самой войной Курское музыкальное училище, Людвиковский в 1943 году ушёл
на фронт и выступал с ансамблем Минского военного округа, делая для него свои
первые аранжировки. Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном
джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза,
один из пионеров джаза в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой
профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались
связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.
После
ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947, Людвиковский
был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Утесова, где
работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и
пианиста.
В 1949
Вадим Николаевич поступил в ленинградскую консерваторию на композиторское
отделение к Венедикту Пушкову, композитору еще старой закалки, автору как
академических произведений, так и популярных песен. Консерваторию Людвиковский
закончил в год смерти Сталина, и первой его большой работой стала серия записей
танцевальной и популярной музыки советских композиторов-песенников на радио. Их
песни, оркестрованные Людвиковским, предстали в ярком, модном, американистом
виде, это понравилось и авторам, и слушателям. В своих аранжировках,
впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский
ориентировался на свинг и симфоджаз. Он проявил себя как первоклассный дирижер
и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Лундстремом, традиционный
оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку.
Он создал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и
всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956),
«Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание
утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие
эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя
оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем
временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского
варьете в гостинице «Советская» в 1955 году и исполнение Концерта для кларнета
и джаз-оркестра Арти Шо. Блестящий бэнд играл самый модный репертуар в
загримированном под западный найт-клуб ресторане гостиницы «Советская»,
праздном оазисе оттепели с привкусом распутства. Бэнд был составлен из
утесовцев, пока шеф лежал в больнице. Людвиковский был на вершине творчества и
успеха.
Ещё до
начала официальной работы на Всесоюзном радио Людвиковский много делал для
музыкального эфира: он сочинял и, условно выражаясь, адаптировал для радио
эстрадный оркестровый репертуар. В зависимости от художественной концепции
менялась оркестровая партитура – где надо, усиливалось звучание медных духовых,
а когда вступал голос, оркестровый фон ретушировался, но не исчезал вовсе.
Фирменный стиль Людвиковского – его взвешенные, как писали критики, аккорды,
«внешняя скупость приёмов», оркестровые сюрпризы и программность,
изобразительность, картинность его партитур. И обязательно смысловая точка в
конце композиций – торжественная, или тихая. В середине 1950-х годов
Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и
танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких
композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров.
В 1960 Людвиковского приняли в Союз композиторов.
1966-й
год – один из самых счастливых в жизни Вадима Николаевича. Гостелерадио
предложило ему создать оркестр для исполнения произведений советских
композиторов. Так возник Концертно-эстрадный ансамбль Радио и ТВ, ставший не
только мощным официальным форпостом джаза, но и образцом, которому подражали, а
порой и завидовали. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть
которых впервые заявила о себе в 1950-х годах в джаз-оркестрах Юрия Саульского,
Иосифа Вайнштейна, РЭО, успела поработать с Олегом Лундстремом и Эдди Рознером.
Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий
Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин
Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист
Борис Фрумкин, барабанщик Александр Гореткин и басист Адольф Сатановский.
Фрагмент
программы «Февраль встречает март», Центральное телевидение, 1968 г. Две пьесы в исполнении Концертного эстрадного
оркестра Всесоюзного телевидения и радио п/у Вадима Людвиковского –
"Акварель" Вадима Людвиковского и "Весенний репортаж"
Богдана Троцюка.
Оркестр
обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой и был настоящей
творческой лабораторией, записав на пластинки произведения мастеров советской
джазовой и эстрадной музыки (включая авторские сочинения Людвиковского),
гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве
(1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучивании фильма
«Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», музыка в
исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну,
погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Весёлые
гости». В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз-оркестром
Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных
авторов.
Однако в
начале 1970-х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе
вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными
предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг-бэнд,
которым руководил Людвиковский в Москве, был распущен приказом руководства
Гостелерадио, а сам Людвиковский соответственно уволен. Причем со скандалом.
Вот что
вспоминал об этом советский и российский композитор и музыкант Теодор Ефимов:
«...Лапин приложил руку к расформированию оркестра Людвиковского. Мало того,
что оркестр был распущен, так ещё было приказано все записи размагнитить.
Записи этого оркестра остались только у тех композиторов, которые писали для
этого оркестра.»
Поводом к
роспуску оркестра послужил национальный «изъян»: в его составе работали шестеро
музыкантов еврейской национальности. Учитывая тогдашние «напряги» СССР и
Израиля, а также предвзятое отношение к евреям со стороны председателя
Гостелерадио СССР Сергея Лапина (когда в одной из телепередач музыкантов
оркестра Людвиковского для пущего эффекта посадили на специальные кубы, Лапин
страшно возмутился: «Вы бы еще посадили оркестр на шестиконечные звезды!..»),
то участь оркестра была, по сути, предрешена.
Однако,
как гласит легенда, чашу терпения Лапина переполнил другой случай: Людвиковского
угораздило вляпаться в «аморалку» (то ли выпил лишнего, то ли еще что-то
подобное), и председатель Гостелерадио с ходу подписал приказ о роспуске
оркестра. Даже заступничество известных людей, которые бросились на помощь
коллективу, не помогло. Когда известный композитор Матвей Блантер, чей шлягер
«Березовый сок» в том году побил все рекорды популярности, при личной аудиенции
с Лапиным сказал: «Это же самый лучший оркестр Европы! Его даже Би-би-си
крутит!», Лапин в ответ парировал: «Именно поэтому такой оркестр нам и не
нужен».
Из
остатков оркестра Вадима Людвиковского был собран ансамбль «Мелодия»
(руководителями в разное время были Чижик, Гаранян и Фрумкин), при одноименной
звукозаписывающей фирме. Некоторые музыканты ушли в Эстрадно-симфонический
оркестр к Юрию Силантьеву.
Сам же
Людвиковский после роспуска своего оркестра оказался не у дел и стал фактически
безработным. Будучи полным творческих сил, быть 22 года невостребованным в
собственной стране, ясно сознавая свое профессиональное превосходство над теми,
кого жизнь ласкает своим вниманием, вынести трудно. Заказов - даже на переписку
нот - ему никто не давал.
Людвиковский
медленно умирал. Его семидесятилетие встретили молчанием. Награждение вдогонку
званием Заслуженного деятеля искусств России летом последнего года его жизни
уже ничего не меняло. И впереди, кроме тишины и темноты, у него не было ничего.
Оставалось ждать конца. И он наступил. 8 декабря 1995 года его нашли замёрзшим
на одной из московских улиц. Выдающему музыканту стало плохо, а помощь никто не
оказал.
На
похоронах было немного народу. Кремация состоялась на Донском. А прах по его
желанию развеян над любимой Москвой.
Из
Википедии и материалов, найденных в Интернете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий