Дорогие
друзья! 26 апреля 1938 года родился американский гитарист, лауреат премии
«Грэмми», который наряду с Чаком Берри является одним из главных
популяризаторов электрогитары, а также, пожалуй, самым известным героем
инструментального рок-н-ролла, – Дуэйн Эдди (Duane Eddy). Его фирменный стиль,
созданный в примитивных студийных условиях, называется «твэнг»* и отличается
басовым, реверберационно* –«мокрым» саундом.
Твэнг*
(тwang) — английская ономатопея* звука вибрирующей струны. В современной музыке
используется как характеристика звучания электрических гитар, характерная для
продукции Gretsch и Fender, а также как особенность пения исполнителей кантри.
Реверберация*
— это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных
отражениях.
Oноматопея* — это звукоподражание, слова или комбинация слов, образованных с целью имитирования природных звуков (например, грома, ветра, воды), звуков, порождаемых различными неодушевленными предметами (машинами, оборудованием, инструментами), животными и людьми.
С гитарой
Эдди познакомился в пять лет, а в шестнадцать начал профессиональную
музыкальную карьеру. К тому времени его успели выгнать из школы, но зато парень
был обладателем модели Чета Эткинса, "Gretch". В 1955-м Эдди
подрядился в группу местного рок-н-рольщика Эпа Кейси, в которой и пришёл к
«твэнгу», играя партии лидер-гитары на струнах нижнего регистра. Работал Эдди и
в некоторых других ансамблях, однако выйти в люди музыканту помогла встреча с
радиоведущим Бартоном Ли Хезлвудом (Lee Hazlewood). Тот сразу заметил
незаурядные способности молодого гитариста и помог ему избавиться от ранних
влияний Эткинса, а основную ставку сделать на "твэнг". Первым
совместным творением Эдди и Хезлвуда стала инструментальная пьеса «Moovin' 'N'
Groovin'», которая вошла в «Billboard» под номером 72, а спустя пять лет его
открывающий рифф скопировали музыканты рок- группы «Beach Boys» для пьесы
«Surfin' U.S.A».
Однако
«Moovin' 'N' Groovin'» была лишь началом, а общенациональный успех Эдди
принесла пьеса «Rebel Rouser». Эта насыщенная гитарным эхо и обильно сдобренная
саксофоном композиция прорвалась в горячую десятку и стала визитной карточкой
музыканта.
С 1958 по
1963 годы для Эдди наступила золотая пора — он «штамповал» хит за хитом и
практически не вылезал из чартов. И хотя его стиль, в который он добавлял и
другие ингредиенты типа джаза, кантри или госпела, по большому счёту не был таким
инновационным, как у другого влиятельного американского гитариста Линки Рэя (Link
Wray), популярность Эдди была гораздо выше чем у его коллеги. Одна только
первая полнометражка - «Have Twangy Guitar — Will Travel» - дала музыканту
целых пять хитов и при этом провела в чартах 82 недели. Кстати, диск этот был
далеко не единственным, в названии которого употреблялось словечко «твэнг» —
оно присутствовало и на многих других альбомах гитариста.
В 1963
году Эдди перешёл с «Jamie Records» на более крупный лейбл «RCA», однако альбом
«Dance With The Guitar Man», где звучал нетипичный для гитариста женский
бэк-вокал, стал его последним попаданием в «Топ 20». Нахлынувшее вскоре
британское вторжение отодвинуло подобных Эдди сёрферов-инструментальщиков на
второй план, однако гитарист продолжал «держаться на плаву», пробуя себя в
пограничных жанрах.
Он то
играл кантри («Twang A Country Song»), то делал каверы на Боба Дилана («Duane
Eddy Does Bob Dylan»), а в середине 60-х писал темы для кино и телевидения, и
даже пробовал сниматься в кино. 70-е годы дались музыканту трудновато — он
помогал продюсировать альбомы Филу Эверли и Уэйлону Дженнингсу, а из
собственных достижений мог похвастать только небольшим кантри-хитом под
названием «You Are My Sunshine».
Возвращение
к широкой публике состоялось в 1986-м, когда Эдди вместе с электронщиками из
«Art Of Noise» исполнил свой давний шлягер «Peter Gunn». На волне успеха этой
композиции музыкант записал альбом «Duane Eddy», в работе над которым ему
помогало множество приглашенных музыкантов, в том числе Пол Маккартни, Джордж
Харрисон, Рай Кудер и Джефф Линн. В 1994-м композиция «Rebel Rouser» вошла в
саундтрек к фильму «Forrest Gump», и в том же году Эдди попал в «ЗалСлавы
Рок-н-Ролла». Спустя десять лет заслуги музыканта оценил и журнал «Guitar
Player»", вручивший ему премию «Legend Award» (вторую после Леса Пола).
И хотя
последние годы о деятельности гитариста было мало слышно, уже по окончании
нулевых Дуэйн показал, что его ещё рано списывать со счетов. Так, в 2010-м он в
лёгкую устроил аншлаг в лондонском «Royal Festival Hall» (причём до начала
выступления публика аплодировала ему стоя целых 10 минут), а в 2011-м выпустил
новый твэнговый альбом «Road Trip».
По
материалам http://rockfaces.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий