четверг, 27 апреля 2023 г.

«Тwang». Дуэйн Эдди родился 26 апреля 1938 года.

Дорогие друзья! 26 апреля 1938 года родился американский гитарист, лауреат премии «Грэмми», который наряду с Чаком Берри является одним из главных популяризаторов электрогитары, а также, пожалуй, самым известным героем инструментального рок-н-ролла, – Дуэйн Эдди (Duane Eddy). Его фирменный стиль, созданный в примитивных студийных условиях, называется «твэнг»* и отличается басовым, реверберационно* –«мокрым» саундом.

Duane Eddy  - «Movin' N' Groovin» (2009)

Твэнг* (тwang) — английская ономатопея* звука вибрирующей струны. В современной музыке используется как характеристика звучания электрических гитар, характерная для продукции Gretsch и Fender, а также как особенность пения исполнителей кантри.

Реверберация* — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.

Oноматопея* — это звукоподражание, слова или комбинация слов, образованных с целью имитирования природных звуков (например, грома, ветра, воды), звуков, порождаемых различными неодушевленными предметами (машинами, оборудованием, инструментами), животными и людьми.

С гитарой Эдди познакомился в пять лет, а в шестнадцать начал профессиональную музыкальную карьеру. К тому времени его успели выгнать из школы, но зато парень был обладателем модели Чета Эткинса, "Gretch". В 1955-м Эдди подрядился в группу местного рок-н-рольщика Эпа Кейси, в которой и пришёл к «твэнгу», играя партии лидер-гитары на струнах нижнего регистра. Работал Эдди и в некоторых других ансамблях, однако выйти в люди музыканту помогла встреча с радиоведущим Бартоном Ли Хезлвудом (Lee Hazlewood). Тот сразу заметил незаурядные способности молодого гитариста и помог ему избавиться от ранних влияний Эткинса, а основную ставку сделать на "твэнг". Первым совместным творением Эдди и Хезлвуда стала инструментальная пьеса «Moovin' 'N' Groovin'», которая вошла в «Billboard» под номером 72, а спустя пять лет его открывающий рифф скопировали музыканты рок- группы «Beach Boys» для пьесы «Surfin' U.S.A».

Duane Eddy – «Movin' N Groovin» (1958)

Однако «Moovin' 'N' Groovin'» была лишь началом, а общенациональный успех Эдди принесла пьеса «Rebel Rouser». Эта насыщенная гитарным эхо и обильно сдобренная саксофоном композиция прорвалась в горячую десятку и стала визитной карточкой музыканта.

Duane Eddy – «Rebel Rouser» (1958)

С 1958 по 1963 годы для Эдди наступила золотая пора — он «штамповал» хит за хитом и практически не вылезал из чартов. И хотя его стиль, в который он добавлял и другие ингредиенты типа джаза, кантри или госпела, по большому счёту не был таким инновационным, как у другого влиятельного американского гитариста Линки Рэя (Link Wray), популярность Эдди была гораздо выше чем у его коллеги. Одна только первая полнометражка - «Have Twangy Guitar — Will Travel» - дала музыканту целых пять хитов и при этом провела в чартах 82 недели. Кстати, диск этот был далеко не единственным, в названии которого употреблялось словечко «твэнг» — оно присутствовало и на многих других альбомах гитариста.

В 1963 году Эдди перешёл с «Jamie Records» на более крупный лейбл «RCA», однако альбом «Dance With The Guitar Man», где звучал нетипичный для гитариста женский бэк-вокал, стал его последним попаданием в «Топ 20». Нахлынувшее вскоре британское вторжение отодвинуло подобных Эдди сёрферов-инструментальщиков на второй план, однако гитарист продолжал «держаться на плаву», пробуя себя в пограничных жанрах.

Он то играл кантри («Twang A Country Song»), то делал каверы на Боба Дилана («Duane Eddy Does Bob Dylan»), а в середине 60-х писал темы для кино и телевидения, и даже пробовал сниматься в кино. 70-е годы дались музыканту трудновато — он помогал продюсировать альбомы Филу Эверли и Уэйлону Дженнингсу, а из собственных достижений мог похвастать только небольшим кантри-хитом под названием «You Are My Sunshine».

Duane Eddy – «You Are My Sunshine» (1977)

Возвращение к широкой публике состоялось в 1986-м, когда Эдди вместе с электронщиками из «Art Of Noise» исполнил свой давний шлягер «Peter Gunn». На волне успеха этой композиции музыкант записал альбом «Duane Eddy», в работе над которым ему помогало множество приглашенных музыкантов, в том числе Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Рай Кудер и Джефф Линн. В 1994-м композиция «Rebel Rouser» вошла в саундтрек к фильму «Forrest Gump», и в том же году Эдди попал в «ЗалСлавы Рок-н-Ролла». Спустя десять лет заслуги музыканта оценил и журнал «Guitar Player»", вручивший ему премию «Legend Award» (вторую после Леса Пола).

The Art of Noise featuring Duane Eddy – «Peter Gunn» (Official Video)

И хотя последние годы о деятельности гитариста было мало слышно, уже по окончании нулевых Дуэйн показал, что его ещё рано списывать со счетов. Так, в 2010-м он в лёгкую устроил аншлаг в лондонском «Royal Festival Hall» (причём до начала выступления публика аплодировала ему стоя целых 10 минут), а в 2011-м выпустил новый твэнговый альбом «Road Trip».

По материалам http://rockfaces.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий