воскресенье, 16 апреля 2023 г.

Советская психоделика. Миф или реальность?

Обложка журнала "Кругозор" (1974)

Советский рок.

Существовала ли в СССР психоделическая культура? В том смысле, как на "загнивающем Западе", вероятно, нет. Но отзвуки музыкальной революции, охватившей мир, хотя бы через записи популярных групп не могли не оставить след в коллективном бессознательном. И не воплотиться в потрясающих образцах советского песенного творчества. Turn on! Tune in! Drop out!

Юрий Антонов. У берез и сосен (1973)

Молодой Юрий Антонов мог позволить себе процитировать битловскую "A Day In The Life", как он сделал это в массивном шестиминутном поп-полотне "У берез и сосен". Запись была сделана с оркестром "Современник". Ближе к финалу песня перерастает в подлинный катарсис.

Юрий Антонов – «У берез и сосен» (1973)

ВИА "Веселые Ребята". Качели (1974)

В целом, эта ленивая баллада "Веселых ребят" не выходит за рамки традиционного репертуара ВИА, но в ней ощутим заряд хипповой рефлексии. И название группы, написанное шрифтом "Rubber Soul", как бы намекает. Сад, птичьи трели, река, ветер, качели. Герой ждет некую Таню и никуда не торопится: "Не одна пройдет неделя, не один прольется дождь. / Но однажды на качели покачаться ты придешь!" А когда все свершится, качели раскачаются между небом и землей! Хронометраж в пять минут тоже убеждает в серьезности намерений героя песни.

ВИА "Веселые Ребята" – «Качели» (1974)

"Ариэль". В деле любом и каждом (1976)

Юмористическая зарисовка об армейских буднях и устаревших методах уборки - но вслушайтесь в эту убийственно крутую аранжировку с перегруженными гитарами и жесткими пачками духовых! Довольно тяжелый джаз-рок-психодел. "Ариэль" часто удивляют нетривиальностью подхода. "В деле любом и каждом творческий поиск важен" - это не только про находчивых военнослужащих, но и про самих музыкантов, которым всегда было интересно выйти за рамки привычного.

"Ариэль" – «В деле любом и каждом» (1976)

"Дикие гитары" (1976)

Полторы минуты жесткого гитарного драйва из детской сказки. Музыкальный вкус нужно формировать с нежного возраста! Разумеется, самая крутая песня достается отрицательным персонажам! Вокальные партии берут на себя Михаил Боярский и Валентина Игнатьева. Барабанщик - просто бомба. Если бы нужно было скомпоновать советский аналог сборника "Nuggets", "Дикие гитары" получили бы в нем почетное место.

«Дикие гитары» / «Новогодние приключения Маши и Вити» (1976)

Михаил Боярский. «Бармалей» (1979)

Казалось бы, неприметная пластинка с песнями из фильма "Повар и певица". Что она может скрывать? Но работает правило: песня от имени злодея может оказаться любопытной. Здесь содержится психодел-боевик "Бармалей" в исполнении Михаила Боярского. Прямо слышно, как музыканты оторвались во время записи этого прыгающего бита, гитарного и саксофонного соло. Песня перерастает в джем с рефреном "Хей-хей!", во время которого главный д'Артаньян советского экрана уходит в полный фрик-аут.

Михаил Боярский - «Бармалей» (1979)

Александр Градский. Синий лес (1987)

До того, как стать эстрадным мэтром, Александр Градский пользовался репутацией нарушителя спокойствия, убежденного рокера и мастера на все руки и жанры. И исполнял весьма изощренную музыку на стыке культур и традиций. Вокальная сюита "Размышления шута" содержит записи первой половины 1970-х. "Синий лес" - философское размышление и разговор с природой. В расслабленном бите, гитарном переборе и бэк-вокалах явно присутствует отзвук Калифорнии времен Хейт-Эшбери.

Александр Градский – «Синий лес» (1987)

ВИА «Иверия» - «Песня о Грузии» (1975)

«Советская психоделика» охватывает практически все уголки соцлагеря, включая Прибалтику, Украину, Среднюю Азию, Польшу и Кавказ. Тбилисский коллектив «Иверия» представлен ранней композицией «Песня о Грузии». Полезно напомнить всем, что, помимо песни из «Аргонавтов», у этого коллектива есть и другие записи.

ВИА «Иверия» - «Песня о Грузии» (1975)

ВИА «Гунеш» - «Река Туни»

Туркменский ансамбль «Гунеш» использует для соло-проигрышей вместо гитары этнический струнный инструмент — дутар. Хотелось-бы чтобы дутар стал международным символом свободы и рок-н-ролла и его можно было-бы встретить на вывесках всех баров от Лос-Анджелеса до Камчатки. Вместо Вудстока все бы поехали на новый Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

ВИА «Гунеш» - «Река Туни»

То, что сегодня ассоциируется с западной цивилизацией, в самых причудливых формах пробивалось в страны соцлагеря с прямо-таки мистическим упорством. Кто-то считал, что рок-н-ролл — это секретное оружие Госдепа, а кто-то его в это время исполнял и вносил свой вклад в его развитие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий