понедельник, 3 апреля 2023 г.

История одной песни. Крематорий – «Мусорный ветер» (1986).

Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.

История песни «Мусорный ветер» началась с прочтения Арменом Григоряном одноименного рассказа Андрея Платонова. По словам Максима Горького, этот рассказ «граничит с мрачным бредом».

Изначально песня сочинялась не для альбома «Кома», а для московского театра Спесивцева, где должен был ставиться спектакль «Барабаны в ночи» по Бертольду Брехту. Но неожиданно в театре возникли передряги, спектакль поставлен не был.

Армен Григорян:

"В свое время люди из театра Спесивцева долго меня домогались, и в конце концов я дал согласие написать пару песен для… По-моему, для Бертольда Брехта, “Барабаны в ночи”, если не изменяет память.

Я прочитал сценарий, и возникла эта песня. На меня повлиял «Мусорный ветер» Платонова: Бертольд Брехт и Платонов— трудносочетаемые писатели и драматурги, но здесь все получилось. Спектакль не состоялся, а композиция осталась.

Сначала мы даже не хотели вставлять песню «Мусорный ветер» в альбом - думали, что она будет исполняться в театре. Но в театре случились какие-то передряги, спектакль поставлен не был, а мы как раз собирались писать альбом “Кома”… Тоскливая такая. Никто не знал, что она потом откроет нам так много дверей.

Потом мой друг Житинский Александр Николаевич рассказывал мне, как, находясь в творческой командировке в Германии и зайдя в церковь, он вдруг услышал поющих детей.

И пели они “Мусорный ветер”. Он страшно удивился, подумал, что это я “содрал”, подошел к капеллану и спросил, откуда это. Капеллан засуетился, позвал другого капеллана.

Выяснилось, что кто-то - то ли из хора, то ли капельмейстер — услышал эту песню по радио. Потому что у нас тогда должны были состояться гастроли в Германии, и нас рекламировали… Естественно, мы, в конце концов, не поехали, а поехала группа из Росконцерта, с партбилетами…"

Крематорий - Мусорный ветер

Первый телевизионный эфир «Мусорного ветра» должен был состояться во время телемоста "Москва – Питер". В эфир по каким-то причинам он так и не вышел, зато группа «Крематорий» познакомилась с режиссерами Андреем Комаровым и Дмитрием Маматовым.

Через некоторое время Комаров и Моматов создали программу «Музыкальный лифт» и объявили конкурс видеоклипов. Увы, музыкальных роликов в России тогда почти не было, поэтому авторы программы сами их снимали и между собой соревновались. В какой-то момент режиссеры вспомнили и о «Крематории», и о «Мусорном ветре».

Армен Григорян:

"Они позвонили и предложили что-нибудь снять на эту песню, при этом рамки были очень ограниченными — было дня три. Поэтому я взял несколько кассет с западными художественными фильмами, позвонил Джону Давыдову, приятелю той девушки, дача которой была рядом с дачей Венечки Ерофеева. И мы поехали, по ходу придумывая сценарий.

У нас был старый фокус, который можно было применить, причем мой друг Джон Давыдов очень хорошо этим фокусом владеет, — намазываются руки мылом, опускаются в керосин, поджигаются и горят. Я не очень хорошо помню технологию, так что повторять этого не стоит.

По нашей идее, это должно было обозначать горящие руки автора «Мусорного ветра» Андрея Платонова, который почему-то ассоциировался — он все-таки был железнодорожником — с паровозом, поэтому выбрали натуру, паровоз.

С первого дубля не получилось, потому что Джон слишком быстро взмахнул горящими руками, камера за ним не успела, потом наоборот, камера взметнулась, Джон за ней не успел, и в третий раз все совместилось. Но у Джона, к сожалению, керосин проник под рукав и он получил ожог третьей степени."

В итоге Джон Давыдов получил за работу в клипе двадцать пять рублей и обожженную руку, а «Крематорий» — славу.

Клип был смонтирован в студии «Останкино» буквально за одну ночь. Правда, чтобы цензура пропустила видео в эфир, пришлось изменить название группы.

Чиновников всегда дико возмущало название "Крематорий". Действительно, как может советский музыкальный коллектив, звучащий на советском радио и на советском телевидении, называться «Крематорием» - от этого названия за версту несет мертвечиной и гробовым мраком. Музыканты пытались что-то придумать, чтобы разрулить эту проблему.

Армен Григорян:

"Среди вариантов были разные названия — "Омнибус", "Невероятный струнный оркестр". Но все-таки решили просто сократить название, как сокращаются имена людей, и поставить три точки."

Крематорий - Мусорный Ветер (LIVE @ Авторадио)

21 февраля 1987 года эта песня стала первой у «Крематория» композицией, которая прозвучала по радио.

Через пару недель Григоряну на квартиру доставили 6 мешков с письмами со всех уголков Советского Союза, и мама Армена, Аида Михайловна, сочла необходимым ответить на множество искренних и трогательных эпистолярных откровений, наладив долгое и плодотворное сотрудничество с почтой!

Начались гастроли и большие концерты. Квартирники в дальнейшем игрались уже крайне редко, исключительно ради сохранения традиций!

Кстати.

Самому Григоряну песня в итоге так и не понравилась.

Армен Григорян:

"Признаюсь, я ее не очень люблю потому, что она как красная тряпка действует на людей: некоторые идиоты считают, что эта песня разделяет творчество «Крематория» на две половинки. Хотя это совершенно не так."

Комментариев нет:

Отправить комментарий