Иногда
нас завораживают тёмные, волнующие морские глубины, а иногда – сверкающие лучи
солнца, бесхитростно играющие на безмятежной водной глади.
Такие лучи – ласковые, живые, тёплые – каждой своей песней дарила Элла Фицджеральд – великая джазовая певица, которая родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюсе (штат Вирджиния) и практически не нуждается в представлении.
«Первая
леди песен», или «Первая леди джаза», как её часто называют, Элла Фицджеральд
очень-очень многими считается лучшей джазовой певицей всех времён. Конечно,
найдется множество готовых поспорить с этим поклонников Сары Вон и Билли
Холидей. Но спорить о талантах – дело бессмысленное, лучше просто порадоваться
тому, что они существуют и дарят нам свои прекрасные музыкальные «истории».
Никто бы
никогда не догадался из пения Эллы Фицджеральд, которую иногда упрекали в
недостаточной глубине и драматизме, что её юность была не менее мрачной, чем,
например, у Билли Холидей. Она выросла в бедности, в Нью-Йорке, куда её мать
переехала почти сразу после рождения Эллы и разрыва с её отцом, которого
девочка в результате никогда не знала. Но Элла была счастлива, она очень любила
и петь, и танцевать и легко заводила друзей. Однако в 1932 году ее мать умерла,
и 15-летняя Элла осталась несовершеннолетней сиротой. Она переходила из одной
программы опеки в другую, бросила школу, попала даже в некое исправительное
учреждение для подростков, а потом, сбежав отовсюду, какое-то время просто была
бездомной – и все это в разгар Великой депрессии. Однако девушка не сдавалась,
и в 1934 году ей выпал шанс выступить на любительском конкурсе талантов на
сцене "Apollo Theater" в Гарлеме. Изначально Элла планировала
танцевать, но, оценив конкуренцию, в последний момент передумала и решила
спеть. Она исполнила одну из буквально трех песен, какие знала, –
"Judy" в стиле Connee Boswell, которая была её кумиром. Стеснительная
и скромная, неуверенная в себе, на сцене Элла почувствовала себя совсем иначе и
поняла тогда, что все, что она хочет делать в жизни, это продолжать петь перед
публикой.
Бенни
Картер, присутствовавший на том выступлении, был очень вдохновлен искренностью
и природным талантом Эллы и потом представил девушку, помимо прочих
"важных персон", Флетчеру Хендерсону. Тот, однако, не спешил с
предложениями. И начинающая певица сама продолжала участвовать в различных
конкурсах, искать работу и в 1935-м добилась своего первого ангажемента –
недельного выступления за 50 долларов в "Harlem Opera House", где
играл оркестр Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw). И уже после того как Элла быстро
покорила свою новую публику, ее представили Чику Уэббу.
Знаменитый
барабанщик, оркестр которого тогда становился одним из самых популярных в
Гарлеме, был доволен своим вокалистом и, несмотря на уговоры Брэдшо, его конферансье
Барду Али и рекомендации вновь вовремя появившегося Бенни Картера, Уэбб вообще
не хотел рассматривать вариант девушки-певицы. Эллу буквально пришлось спрятать
в его гримёрке, чтобы заставить его её "посмотреть". И даже послушав
три песни, Чик не был покорён её талантом, и ещё меньше был впечатлен её
внешностью, однако всё же предложил разовую работу на следующий вечер. Добрый
Тайни и девушки из его оркестра помогли Элле найти красивое платье, и уже этого
вечера хватило, чтобы Чик Уэбб осознал музыкальный и коммерческий потенциал
будущей звезды. Однако он всё-таки не сразу доверил молодой певице весь
репертуар. Большая часть баллад по-прежнему уходила вокалисту, что часто
заставляло Эллу рыдать от обиды и разочарования. Тем не менее начиная с 1935 года
Фицджеральд постоянно записывалась с оркестром Чика, и к 1937 году уже более
чем на половине записей бэнда можно было услышать её голос. В 1938 году
настоящим суперхитом стала композиция "A-Tisket, A-Tasket", 18 недель
продержавшись на вершине чартов, и вскоре последовала не менее успешная
"Undecided".
По сути,
«A-Tisket, A-Tasket», с её интонациями детской песенки стала отправным пунктом
для развития характерного стиля Фицджеральд – с той самой простотой и
бесхитростностью, которая отличала её от глубокой сексуальности и порой
"тёмных" тонов Бесси Смит или Билли Холидей. Привнося какую-то
наивную непосредственность в интерпретацию любых слов, Фицджеральд
транслировала что-то очень радостное, светлое, ликующее, приправленное лёгким
юмором, что часто напоминало раннего Армстронга, с котором она успешно
сотрудничала впоследствии. Армстронг, безусловно, оказал влияние практически на
всех певцов того поколения, фактически создав новые основы вокального стиля.
Его вокал, как и соло на трубе, изучала Билли Холидей. Тем же занималась и
Элла. Подруга её детства, Annette Miller, вспоминала, как ещё совсем юной Элла
пыталась воспроизводить все нюансы армстронговского исполнения композиции
“Ain’t Misbehavin” 1929 года – что потом повлияло на развитие её собственного
чувства фразировки, ритма, подачу и даже выбор песен.
Работая с
Чиком, Фицджеральд создала себе репутацию превосходной поп- и свинг-певицы. У
неё уже был прекрасный голос, но она ещё не много импровизировала и не
использовала скэт. В 1939 году, когда Уэбб умер от туберкулёза, было решено,
что оркестр возглавит Элла, хотя она мало что знала об организации репертуара и
работы музыкантов. Так или иначе, она сумела удерживать популярность коллектива
в течение еще двух лет и распустила бэнд только в 1941 году, решив начать
сольную карьеру. И забавно, что второй человек, который стал так же важен для
неё, как и Чик Уэбб, точно так же, как и Чик Уэбб, и слышать сначала не хотел о
работе с ней. И был этим человеком будущий знаменитый продюсер Норман Гранц.
Уже с начала 40-х он занимался тем, что вечно заманивал музыкантов из чужих
групп, и в том числе из оркестра Фицджеральд, поиграть за лишние 6 баксов за
ночь на джемах, которые организовывал в местом клубе, но самой Эллой не
заинтересовался ни разу. А спустя несколько лет, когда Гранц «перешёл» на
концертные залы, а в его дорожном шоу выступал басист Рэй Браун, Элла пришла
посмотреть на Брауна на одном из концертов. Кто-то среди публики узнал певицу,
и ее попросили выйти спеть что-нибудь, и Гранц буквально скрипя зубами, нехотя
дал согласие… А спустя несколько часов он предложил ей контракт, став ей с того
самого дня своего рода творческим опекуном.
С 1946
года Элла Фицджеральд начала регулярно работать на знаменитых концертах “Jazz
at the Philharmonic”, которые организовывал Гранц. Причём ему ещё много лет
приходилось вырезать её выступления из записей, поскольку певица была связана
контрактом с "Decca". У него заняло где-то почти 10 лет перевести
Эллу на собственный лейбл. Тогда же произошёл и большой сдвиг в манере
исполнения Фицджеральд. Она участвовала в туре с биг-бэндом Диззи Гиллеспи,
переняла его боп-идеи и органично воплотила их в своём стиле, начав включать в
репертуар быстрые техничные композиции и восхитительные скэт-пассажи. Её записи
"Lady Be Good", "How High the Moon" и "Flying
Home", сделанные в течение 1945-1947 годов, принесли ей статус крупнейшей
звезды в мире джазового вокала.
Некоторое
время певица старалась совместить карьеру с попытками устроить личную жизнь:
она была замужем (1947-1953 годы) за тем самым известным басистом Рэем Брауном,
и его трио аккомпанировало ей на выступлениях. А в 1950-м она стала выступать в
дуэте с пианистом Эллисом Ларкинсом (их сотрудничество потом возобновилось в
1954-м), исполняя песни Гершвина, которые вскоре принесли ей ещё больший успех
в серии записей “Songbooks”.
После
появления в фильме «Блюз Пита Келли» («Pete Kelly’s Blues») 1955 года
Фицджеральд наконец смогла – благодаря помощи Гранца – уйти с “Decca” и
подписать контракт с его лейблом “Verve”. И под чутким неусыпным руководством
Гранца в течение следующих нескольких лет она записывала «Songbooks» – «книги
песен» различных авторов – Коула Портера, братьев Гершвиных, Rodgers &
Hart, Дюка Эллингтона, Гарольда Арлена, Джерома Керна и Джонни Мерсера. За исключением
эллингтоновского сборника, эти альбомы не были её самыми «джазовыми» работами –
Элла в основном просто следовала мелодии, обычно под аккомпанемент струнных
оркестров. Однако престиж и популярность этих проектов ещё больше возвысили её
и без того звёздный статус. И как раз тогда сам Коул Портер был особенно
впечатлен альбомом “Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook”, сказав:
«Боже, что за изумительная дикция у этой девушки!»
В тот же
период были записаны и три самые знаменитые пластинки с Луи Армстронгом.
Сначала вышла “Ella & Louis” (1956) и почти сразу – её продолжение, “Ella
& Louis Again” (1957). Норман Гранц “направлял” и это сотрудничество, как
всегда, лично отбирая материал для записей. И он «обеспечил» певцов блестящим
аккомпанементом: на первой записи солистам аккомпанировали Оскар Питерсон на
фортепиано, Рэй Браун на контрабасе, Хёрб Эллис на гитаре, Бадди Рич на
ударных, на второй записи Бадди Рича заменил Луиджи Беллсон. А затем была
создана одна из самых знаменитых интерпретаций великой гершвинской оперы –
альбом “Porgy and Bess” (1957) с 16 ариями и дуэтами, исполненными Фицджеральд
и Армстронгом. Рычащий голос Луи и очень мягкая, струящаяся и при этом полная,
казалось бы, не свойственного ей обычно драматизма подача Эллы создали удивительно
живой музыкальный сплав ярких эмоций, текстур и нюансов. Этот альбом собрал
огромное количество наград, а в 2001 году был введён в Зал славы «Грэмми».
Пиком
исполнительской карьеры Эллы Фицджеральд считают 60-е годы, когда она в Берлине
выдала вживую совершенно невероятную интерпретацию "Mack the Knife" –
композиции, которую традиционно исполняли мужчины. Певица забыла слова песни,
но тут же заменила их собственной импровизацией, за что потом получила
очередную «Грэмми». Эта и все другие записи с того концерта вошли в альбом
“Ella in Berlin”, который стал золотой классикой и её творчества, и лейбла
“Verve”.
После
продажи “Verve” записи Фицджеральд на “Capitol” и “Reprise” в конце 60-х уже не
были такими успешными. Элла пыталась осовременить свой стиль, но не все
поп-хиты звучали в её исполнении достаточно естественно. Ситуацию спасло
создание Ранцем в 1973 году нового лейбла “Pablo”. Несмотря на очевидное
увлечение публики роком, он собрал вокруг себя и активно продвигал состав из
«старых» проверенных музыкантов традиционного джаза, включая Дюка Эллингтона,
Оскара Питерсона, саму Эллу, Каунта Бейси, Милта Джексона, Зута Симса, а также
Джо Пасса и других. Организовывались новые записи и концерты, и Гранцу всякий
раз удавалось доказать, что джазовые мастера всё еще могут собирать полные
клубы и концертные залы. Элла успела выступить на многих из тех успешных шоу –
особенно заметны были её работы с Каунтом Бейси, Томми Флэнэганом, Полом Смитом
и Джо Пассом и, конечно, одно её первых выступлений того периода – “Santa
Monica Civic concert” в 1972 году.
К
сожалению, постепенно голос певицы начинал слабеть, и проблемы с глазами и
сердцем заставляли её периодически прекращать выступления, но в те моменты,
когда Элла возвращалась, она по-прежнему сохраняла своё чувства свинга и то
особенное, приподнятое настроение. В 1994 году певица окончательно отказалась
от выступлений. В самом конце жизни из-за осложнений от диабета она стала
инвалидом – лишилась обеих ног. Несмотря на столь тяжелое состояние, Элла Фицджеральд,
как писали ее родные, и в последние годы находила силы радоваться тому, что ее
окружает – возможности проводить время с близкими, смотреть, как растут её
внуки. Умерла великая певица 15 июня 1996 года – у себя дома, в Беверли Хиллс,
в окружении семьи.
Элла
Фицджеральд вошла в историю джаза благодаря своему удивительно прекрасному
голосу с диапазоном в три октавы, совершенной дикции, непревзойдённому
мастерству скэт-вокала и невероятно богатой и плодотворной творческой карьере.
И она очень запомнилась тем, кто её знал, своей внутренней ранимостью,
неспособностью вести публичную жизнь, неуверенностью и сомнениями в себе –
наверно, поразительными для звезды её уровня. Элла, например, больше всех своих
аншлагов и феерически успешных выступлений запомнила чуть ли не одно
единственное выступление в клубе “Lafayette”, на котором её освистали – еще до
того, как она попала к Чику Уэббу. И для неё также стало ужасным ударом, когда
Фрэнк Синатра, который долгие годы говорил ей, что восхищается её талантом,
сказал в интервью журналу “LIFE”, что у Эллы совершенно неправильное дыхание и
фразировки – она неделю после этого не могла петь. Это случилось на самом пике
её успеха, но никто не мог убедить её в том, что мнение одного человека не
может перевесить всю её фантастическую карьеру и всеобщее признание. Сама же
Элла с большим теплом отзывалась и о своих коллегах, и о молодых певицах,
которые приходили ей на смену. И она всегда помнила и с любовью вспоминала о
тех, кто когда бы то ни было помогал ей в её жизни и карьере – будь то впервые
представивший её большой публике Тайни Брэдшо, никому не известные
аранжировщики, которые позволяли ей максимально красиво раскрыть возможности
голоса, или такие звезды, как Норман Гранц или её хорошая подруга Мерилин Монро,
благодаря своему звездному статусу лично устроившая Элле ангажемент в
знаменитом клубе «Mocambo» в Голливуде, в котором не разрешалось выступать
черным.
Наверно,
можно согласиться, что зачастую Элла даже самые грустные мелодии исполняла
недостаточно драматично и глубоко. Как будто слишком сложно ей было скрыть
какую-то свою наивную детскую радость… Но, может быть, именно этим она нам так
и нравится? Умением во всем находить светлую сторону, ценить все хорошее, что
есть в жизни, и дарить немножко надежды, радости и чистоты.
Найдено в
сети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий