«Хочу,
чтобы звук прямо выражал слово.
Хочу
правды»
А.С.
Даргомыжский
Великий русский композитор и музыкант, один из основоположников русской классической музыки Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, был крупным чиновником, мать, в девичестве княжна Марья Борисовна Козловская - образованная, талантливая женщина; её стихи печатались в альманахах и журналах.
В 1817 году семья Даргомыжского переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. До четырёхлетнего возраста Александр совсем не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения.
Родители
сумели дать своим шестерым детям отличное домашнее воспитание. Особенно большое
место в воспитании детей занимало искусство—поэзия, театр, музыка. Музыке
придавали у Даргомыжских большое значение и как началу, смягчающему нравы,
действующему на чувства, воспитывающему сердца.
Александр—наиболее
одарённый из детей—с шести лет учился игре на фортепино. Его учителями были:
Луиза Вильгеборн, А.Т. Данилевский, Ф. Шоберлехнер. Свои первые фортепианные
пьесы он написал в возрасте 11 лет. Мальчик также учился игре на скрипке у
крепостного музыканта П.Г. Воронцова и пению у певца «Немецкой оперы» Б.Л.
Цейбиха. Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и
своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе. Тем
не менее, к 17 – 18 годам юноша уже был автором многих сочинений в различных
жанрах. Это—рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и
Пушкина.
С начала 30-х годов Александр посещает лучшие литературно—художественные салоны
Петербурга. И везде юный Даргомыжский оказывался почитаемым гостем. Он много
играл на скрипке и фортепиано, участвовал в различных ансамблях, исполнял свои
романсы и фортепианные пьесы блестящего салонного стиля. В начале творческого
пути (рубеж 1830х-1840-х гг.) стиль композитора был весьма неоднородным. Ранние
сочинения Даргомыжского были схожи с произведениями А.Н. Верстовского, А.Л.
Гурилева, А.А. Алябьева, М.И. Глинки, А.Е. Варламова. Как многие творческие
люди, А.С. Даргомыжский общался с поэтами своего времени: М.Ю. Лермонтовым,
В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, очень любил оперу, особенно французскую, а
также, романтическую французскую литературу.
Важным моментом в творчестве и жизни А.С. Даргомыжского стало знакомство с М.И. Глинкой в 1835 году. Именно после этой встречи А.С. Даргомыжский впервые серьезно задумался о цели и смысле своего творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в её сценических репетициях и убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. После этого он совсем перестает выступать в салонах и начинает восполнять пробелы в музыкально-теоретических знаниях. Как верно отмечает советский музыковед, профессор Московской консерватории М.А. Пекелис: «В это время и определилось очень важное качество А.С. Даргомыжского: особое внимание к окружающему миру, к жизни искусства в его самых различных течениях. Ему совершенно чужда была аристократическая брезгливость по отношению к демократическим слоям городского творчества, к песенно-романсовой культуре, которую в дворянской среде Петербурга презрительно именовали «лакейской».
Проникая
в разнообразные слои и «высокого», и бытового искусства, А.С. Даргомыжский,
однако, не плыл по течению, а умно, избирательно, критически воспринимал все,
что до него доходило». Этому способствовал развивавшийся с раннего возраста
высокохудожественный вкус. Поэтому, какие бы мы ни находили в его ранних
сочинениях творческие воздействия, они не являются в виде пассивного
подражания, а активно преломляются в соответствии с индивидуальными замыслами
композитора. А.С. Даргомыжский использует некоторые композиционные приемы,
заимствованные у М.И. Глинки. Так же как и М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский
сочиняет разные по содержанию романсы. В его творчестве присутствуют испанские,
восточные, возвышенно-лирические романсы. Некоторые произведения написаны на те
же стихи А.С. Пушкина, которые в своем творчестве уже использовал М.И. Глинка.
Это романсы «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир» и другие. А.С. Даргомыжский, с
самого начала своего творчества, старался идти по пути углубления
реалистического отражения действительности. В историю русской музыки
Даргомыжский вошел как один из основоположников критического реализма в
искусстве.
При
этом он не забывал развивать заложенные М.И. Глинкой традиции русской музыки.
«Если М.И. Глинке отечественная музыка обязана развитием историко-героического,
эпического, лирико-эпического жанров, то направленность вокального творчества
А.С. Даргомыжского – это лирико-психологическая и народно-бытовая сфера» -
отмечает известная в своё время певица-любительница, автор интересных
воспоминаний о М. И. Глинке Л.И. Кармалина. А.С. Даргомыжский, в отличие от
М.И. Глинки не стремился показать народ как одно целое и воплощать идею Родины
в образе полулегендарных героев. Его задачей было показать глубокое различие
между людьми, разных социальных слоев
общества, и тем самым передать реалистичную картину жизни того времени. Для
того, чтобы создавать яркие и точные характеристики разных героев, показать их
жизнь в определенной среде, и сословии, А.С. Даргомыжский старался находить
наиболее убедительные средства музыкальной выразительности. Композитор старался
сохранить традиции речитатива, который был присущ произведениям М.И. Глинки –
его связь с народными темами, песенность. Речитативы А.С. Даргомыжского более
изменчивы и разнообразны, отражая всю суть характеров героев и чутко следуя за
изменениями психологических состояний. Они бывают бытовыми, комедийными,
драматичными, ироническими, полными горечи или сарказма. Как верно подметил
М.А. Пекелис: «От Глинки Даргомыжский унаследовал горячую любовь к народной
песне. Он часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел
сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных
мелодиях. При этом, воплощая образы окружавших его людей, он пользовался
преимущественно интонациями современной городской песни и бытового романса;
песни, восходящие к древности, например обрядовые, почти совсем не нашли
отражения в его творчестве». Творческий подход А.С. Даргомыжского к созданию
поэтичеcкого образа в корне отличался от глинкинского. Для последнего было
важным передать настроение всего стихотворения в целом, передать с помощью
музыки основной образ, а А.С. Даргомыжский старался, чтобы каждое слово в
тексте было отражено в музыке. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу
правды», – говорил композитор. Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его
вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся
декламационными. Композитор всегда с особенной тщательностью выбирал
поэтический текст для своих романсов. Он с особой любовью относился к творчеству
М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, но нередко сочинял на стихи других поэтов,
таких как: Н.В. Кукольник, В.С. Курочкин, А.В. Кольцов, В.А. Жуковский, Н.М.
Языков, П.И. Вейнберг, А.А. Дельвиг и другие.
С
самого начала своего творческого пути А.С. Даргомыжский старается создавать
очень разные по характеру и стилю произведения. На первый взгляд в кажущейся
пестроте вокальных сочинений, можно тонко уловить некие общие черты, которые
видны даже в первых произведениях. А к началу 40-х годов они раскрываются в
полной мере. Молодой композитор попадает под влияние салонной лирики. В
«салонных» сочинениях есть и завершенная мелодика и убаюкивающе танцевальная,
пластичная ритмика. Но мелодии зачастую наделены банальными интонациями,
сопровождающимися каденционными оборотами. Практически в половине «салонных»
песен и романсов ритмической основой служит вальс. В этих сочинениях А.С.
Даргомыжский обращался к произведениям французских поэтов начала XVIII века.
Примеры его романсов: «La sincere» на слова М. Деборд-Вальмор, «О, ma
charmante» на слова В.Гюго. Как утверждает русский музыковед-историк, и
музыкальный критик Н.Ф. Финдейзен: «Салонные черты можно рассмотреть и в ранних
романсах, но не все они целиком относятся к этой категории. В основном, в этих
романсах А.С. Даргомыжский старается передать живые чувства и эмоции, отсюда и
лирический характер произведений. К этой категории относятся: «Привет» (на
стихи И.Козлова), «Одалиска» или «Голубые глаза» (на стихи В.Туманского)».
Интерес
А.С. Даргомыжского к жанру водевиля демонстрирует одно из первых изданных
камерно-вокальных произведений – песня «Признание» (на слова А. Тимофеева).
Жанр водевиля пользовался в это время особой популярностью. Куплеты –
музыкальная «душа» жанра. Они были разнохарактерными. Особенно типична для
жанра водевиля яркая, стремительная песня, бойкая и самоутверждающая. Эта песня
исполнялась чаще веселым, не стеснительным, предприимчивым героем, который
становился основным двигателем веселого действия на сцене. Как раз в таком духе
написана песня А.С. Даргомыжского «Признание», в последующих изданиях
получившая другое название «Каюсь, дядя, черт попутал». В этой песне можно
разглядеть ростки характеристических, остро комических пьес, которые А.С.
Даргомыжский написал позднее. Вместе с «Каюсь, дядя, черт попутал» была издана
баллада «Ведьма», на создание которой Даргомыжского побудила повесть Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В этом сочинении многие интонации и мотивы взяты из цыганской народной музыки,
к которой А.С. Даргомыжский еще не раз обращался своем дальнейшем творчестве.
Важное
место в камерно-вокальном творчестве А.С. Даргомыжского занимали романсы,
написанные в жанре «русской песни». Среди романсов созданных композитором в
этом жанре следует отметить «Тучки небесные». До этого произведения композитор
ни разу не сочинял музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. М.А. Пекелис отмечает: «На
первый взгляд есть что-то неожиданное и художественно трудно объяснимое в
выборе Даргомыжским этого песенного жанра для такого текста. Стихотворение Лермонтова
«Тучи» пронизано скитальческой романтической темой. Поэт, с характерной ему
философской ноткой, поднимает произведение на уровень широкого жизненного
обобщения. Даргомыжский музыкально воплощает это стихотворение в форме так
называемой «сдвоенной» «русской песни», то есть композиции, состоящей из
медленной, протяжной и скорой, плясовой песни. Это целое как бы образует
широкий запев и столь же развитой припев. «Сдвоенная» песня является как бы
песенным аналогом концертной виртуозной арии с развитым медленным вступлением.
Тем более что скорая песня, как правило, обогащается колоратурной техникой».
«Сдвоенная»
«русская песня» появилась еще в первые десятилетия XIX века, но широкое
распространение она получила благодаря Варламову, который написал ряд произведений
в этом роде. В 1840 году была издана одна из наиболее популярных его
«сдвоенных» песен – «Ах ты, время, времечко» и «Что мне жить и тужить».
Сочинение А.С. Даргомыжского «Тучки небесные» скорее всего, возникли под
впечатлением варламовских песен. Синтез серьезного текста М.Ю. Лермонтова с
песенно-бытовым жанром показывает все особенности демократического вокального
творчества. Большое количество произведений выдающихся творцов русской поэзии,
таких как, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и др., воплотились в
музыкальном жанре бытовой песни. В этом жанре музыка не доносила всей чуткости
и глубины стихов, но она доносила до слушателей основной эмоциональный тон, на
доступном народу музыкальном языке. Романсы и песни на стихи величайших поэтов
того времени делали свое важное, общественно значимое дело. В «Тучках небесных»
А.С. Даргомыжский, основываясь на сформировавшуюся традицию, старается сочинить
бытовую песню на трагический, мрачный текст М.Ю. Лермонтова. Песня приобретает
элегическую, грустную эмоциональную окраску. Она выражается в двух разных
жанровых частях. Это первый и последний такой опыт композитора. Больше, А.С.
Даргомыжский к нему никогда не обращался.
Вслед
за увлечением жанром народно-бытовой песни А.С. Даргомыжский начинает сочинять
произведения в балладном жанре, но не традиционного склада. Баллада, насквозь
проникнутая светлой лирикой в сочетании с иногда пугающими образами – злой
ведьмы и «косматого, рогатого лешего» – «Мой суженый, мой ряженый». Главный
музыкальный образ, проходящий через все произведение композитора, –
лирико-романтическая, прекрасная мелодия, наполненная светом. Она развивается в
начале баллады и звучит в финале произведения. В среднем разделе А.С.
Даргомыжский «рисует» ведьму и рогатого, косматого лешего. Эти сказочные герои
охарактеризованы в манере сказочного повествования – точно и образно. Леший
представлен в острых устрашающих октавных интонациях в партии вокалиста и терциях
в партии фортепиано, которые сначала хроматически наступают. Образ ведьмы
очерчен жалобой-скороговоркой песенно-декламационного склада.
В
балладах Даргомыжский в большей степени развивает фактуру партии фортепиано,
которая становится более разнообразной, нежели в других романсах. Произведения
«Мой суженый, мой ряженый…» и «Баба старая» имеют особую, национальную окраску.
В мелодиях баллад переплетаются украинские и русские песенные интонации. Можно
сказать, что композитор создал своеобразную общеславянскую стилистическую
основу. Интерес представляет ряд двухчастных романсов, различных по трактовке
формы. Некоторые из них ясно очерчены, заключают в себе более или менее
отчетливые признаки репризности – мелодической или тональной. Другие лишены
признаков повторности, тяготеют к сквозному развитию. Среди первых романсов
двухчастной формы – «Вертоград», «Ты и вы», «Юноша и дева», «Владыко дней
моих», «В минуту жизни трудную», «Она придет».
Необходимо
особо отметить появление в романсовом творчестве Даргомыжского этого периода
формы рондо с двумя эпизодами – «Свадьба» и «Ночной зефир». Особый интерес
представляет баллада «Свадьба», которую А.С. Даргомыжский называет «фантазией».
Привлекает внимание, прежде всего, сюжет баллады – необычный, резко
выделяющийся из массы подобных текстов. Стихотворение А.В. Тимофеева «Свадьба»,
опубликованное в 1834-1835 гг., посвящено острой социальной теме, занимавшей
передовые умы в те годы и на Западе, и в России. Так русский советский
музыковед Г.Г. Соболева в своей книге «Русский романс» говорит о: «...свободе
человеческого чувства, о сковывающих и лицемерных брачных установлениях, которые
нередко коверкали жизнь людей, являлись причиной трагических человеческих
судеб. Уже в 1832 году вышел в Париже роман Жорж Санд «Индиана», посвященный
борьбе героини против уродующих основ буржуазного брака».
Лирические
произведения раннего периода творчества А.С. Даргомыжского представляют особый
интерес. В этих романсах ярко проявилась творческая индивидуальность молодого
композитора. Как отмечает М.А. Пекелис: «Вокальная лирика начала сороковых
годов дает образцы наивысшей зрелости молодого Даргомыжского». Новизна
художественного направления проявилась в том, что значительно обогатился,
расширился диапазон эмоционально-психологического содержания его романсов.
Оставаясь в основном в пределах любовной лирики, композитор вместе с тем
наполняет ее новыми красками, новыми оттенками, которые до того ей были
неведомы. Герой лирических романсов А.С. Даргомыжского предается уже не только
одним чувствительным настроениям и трогательным воспоминаниям, он уже не только
созерцатель. Он преисполнен действенных чувств, активного душевного состояния.
Даже жанр элегии А.С. Даргомыжский насыщает возбужденно-взволнованными
переживаниями. Такова его элегия «Она придет» на слова Языкова с ее многократными
взволнованными возгласами.
Примечательны
«аппассионатные» романсы Даргомыжского. В романсе «Скрой меня, бурная ночь» (на
слова А.А. Дельвига) передаются чувства влюбленного человека перед встречей с
любимой. «В крови горит огонь желанья» (на слова А.С. Пушкина), «Влюблен я,
дева-красота» (на слова Н.М. Языкова) – страстное, жаркое признание в любви. «Я
умер от счастья» (из Уланда) – радость взаимного чувства. В этих произведениях
быстрый темп, композитор по-разному ритмически разукрашивает романсы, музыка
наполнена мужественным напором и сильными порывами чувств.
Стремление
к ярким формам лирики у А.С. Даргомыжского проявилось особенно сильно в
романсах-серенадах: «Ночной зефир» (на слова А.С. Пушкина), «Оделась туманами
Сиерра-Невада» (на слова В. Ширкова), дуэт «Рыцари» (на слова А.С. Пушкина). В
эти романсы композитор внес нечто новое, ранее несвойственное серенадам,
превратившее песню любовного характера в песню-сценку, где каждый персонаж
очерчен своим собственным характером. Особенно выделяется среди этих романсов
«Ночной зефир».
Значительного
успеха А.С. Даргомыжский достигает в романсах лирического характера начала 40-х
годов. Первый такой романс – «Я вас любил» на слова А.С. Пушкина. М.А. Пекелис
отмечает: «Несмотря на то, что это куплетное произведение (две строфы
стихотворения звучат на одной и той же музыке), в нем с поразительной точностью
и последовательностью воспроизведен текст Пушкина». В этом произведении
присутствуют и обобщение идеи поэтического текста, и сдержанный эмоциональный
тон, и стилистическая цельность романса. А.С. Даргомыжский очень тонко следует
в музыке за образным содержанием стихотворения.
Среди
многообразия вокальных сочинений этого периода, прежде всего, сформировался
жанр лирического монолога. Его выдающийся образец был создан А.С. Даргомыжским
еще в 1845 году в Париже. Это - лермонтовское «И скучно, и грустно». Вскоре
после возвращения в Петербург, в 1846 году появился романс «Ты скоро меня
позабудешь». А в конце 1848 года родился истинный шедевр – «Мне грустно».
Черты
лирического монолога отчетливо сказались и в выдающихся романсах – «Не скажу
никому» и «Я помню глубоко». Конечно, сразу появиться на свет такие
законченные, зрелые образцы нового жанра не могли. Тип этот исподволь
подготовлялся в предыдущие годы вместе с кристаллизацией принципа
интонационного реализма. В обстановке стремительного развития реалистического
направления и в литературе, и в изобразительном искусстве мысль
А.С.Даргомыжского напряженно работала над углублением психологической
выразительности в музыке. Композитор стремился насытить лирику более сложной
гаммой чувствований, показать их в развитии, в драматическом столкновении.
Человеческая
психика предстает в лирическом жанре значительно обогащенной, сфера чувств –
интеллектуализированной. Усложненный и динамически представленный душевный мир
человека потребовал для своего выражения расширения музыкально-интонационного
языка романсов. Мелодика лирического монолога предстала значительно
обновленной. Изменилось отношение между поэтическим словом и музыкой. Оно стало
более тесным, органическим, тонко детализированным. Вместе с тем логика
смыслового развития словесного текста повлияла и на композиционные особенности
монологов. Структура их отходит от привычных романсных форм, становится более
целостной. Тесная связь музыки со словом в романсе «Мне грустно» очень ярко
выражена. Как и в романсе «Ты скоро меня позабудешь», композитор повторяет
только заключительную фразу стихотворения, подчеркивая этим главную мысль
пьесы. С удивительным мастерством развивает А.С. Даргомыжский основную линию
произведения.
Большое
значение в творчестве А.С. Даргомыжского имеет романс «Вертоград» на слова А.С.
Пушкина. Это первый ориентальный романс среди сочинений композитора. Он
восхищает своей свежестью и неожиданностью. Романс написан в восточной
тематике. Стихотворение «Вертоград» А.С. Пушкина входит в «Подражания Песне
Песней Соломона». Текст стихотворения рисует своеобразный пейзаж. Произведение
А.С. Даргомыжского наполнено светом, мягкостью, нежностью, как пейзаж,
изображенный в произведении А.С. Пушкина. Волшебной прозрачностью и чистотой
веет от «Вертограда». Выбранная А.С. Даргомыжским тема востока породила и
специфические средства музыкальной выразительности. Удивительна их новизна и
прелесть. Романс воздушен, легок, он излучает ласкающий свет. В нем сочетаются
ясность, простота и, вместе с тем, тонкая, одухотворенная красота, великолепная
грациозность.
Партия
фортепиано в песнях и романсах А.С. Даргомыжского всегда подчиняется общей
задаче – она последовательно воплощает смысл поэтического текста в музыке.
Очень часто в партии фортепиано присутствуют элементы живописи и
изобразительности, подчеркивающие психологическую выразительность текста.
Поздний период творчества А.С. Даргомыжского характеризуется расширением круга творческих
интересов композитора, а также активизацией его музыкально-общественной
деятельности. В общественной жизни России в конце 50-х годов наметились
серьезные изменения. В крепостнической системе был кризис, нарастало
освободительное движение крестьян. Революционное настроение в обществе побудило
правительство учредить крестьянскую реформу 1861 г. Как отмечает М.А.Пекелис:
«В эти годы невиданно возросла роль передовой русской литературы как
обличительницы пороков старого строя и горячей поборницы интересов угнетенного
народа. Рядом с органом революционной демократии – «Современником» Некрасова и
Чернышевского – возникали и другие журналы передового направления. В
деятельности одного из них довелось принять участие и Даргомыжскому». Через
своего родственникова, карикатуриста Н. Степанова композитор знакомится с
переводчиком, очень известным и талантливым поэтом В. Курочкиным. В 1859 году,
Н. Степановым и В. Курочкиным был основан журнал «Искра». А.С. Даргомыжского
пригласили работать в редакции этого журнала. Он принимал участие в отделах
журнала посвященных культуре и искусству. Будучи сотрудником редакции и
председателем Петербургского отделения Русского музыкального общества
Даргомыжский отражал в своей музыке социальные проблемы современной ему русской
жизни. В его творчестве находят отклик события, происходившие в художественных,
идейных, общественных областях того времени. Здесь присутствуют драматические,
лирические, скерцозные образы, бытовые сцены и картины природы, во многих
произведениях есть острая социальная сатира, в чем А.С. Даргомыжский явился
новатором. Глубоко и искренне выявляется в сочинениях душевное состояние
человека, его мысли, переживания, чувства. А.С. Даргомыжский старался передать
реальную картину жизни, показать различных людей из разных социальных кругов.
Внимание композитора привлекали образы простых людей, которых он мастерски
изобразил в виде мелких комических и сатирических музыкальных портретов.
Вершиной
творчества А.С. Даргомыжского этого периода стали три его романса: «Старый
капрал» – развитая драматическая сцена, «Червяк»– острый комический монолог и
«Титулярный советник» – колоритный бытовой рассказ. При всем различии жанровых
оттенков эти пьесы объединены общей обличительной тенденцией, несомненным
демократизмом, глубоким сочувствием к униженным и оскорбленным. Содержание этих
трех пьес сближает одна большая черта: в центре каждой из них тонко
обрисованный портрет «маленького» человека (подчеркнуто это и их заглавиями).
Следует отметить одну любопытную особенность этих произведений: именно в них и
только в них (за небольшим исключением) А.С. Даргомыжский применил вместо
привычных итальянских темповых и динамических обозначений обозначения на
русском языке и появление русских обозначений в рассматриваемых романсах А.С. Даргомыжского
несомненно отражает прежде всего стремление автора оттенить почвенный характер
этих сочинений, их органическую связь с русской действительностью.
Произведения
«Червяк» и «Титулярный советник» – беспощадная сатира, в которой
обличительность приобретает характерные для данного жанра преувеличенность и
заостренность. Ядро «Червяка» и «Титулярного советника» составляют музыкальные
характеристики противопоставленных в них персонажей. В первой пьесе это образ
мелкого чиновника и сановника, «его сиятельства», во второй – титулярного
советника и генеральской дочери. Все в них правдиво, типично и вместе с тем
остро сатирично. В каждой сжатой, краткой и вместе с тем зрительной характеристике
подчеркнута важнейшая для данного образа социально-психологическая черта:
подобострастие и рабская задавленность маленьких людей, с одной стороны, и
величавая непреклонность власть имущих – с другой. В двух-трех точных
интонациях, в небольших, но законченных мелодических оборотах А.С. Даргомыжский
обобщенно запечатлевает самые существенные признаки определенного социального
типа. Музыкальным образам «Червяка» и «Титулярного советника» свойственна еще
одна отличительная черта: они выступают в неразрывной связи друг с другом.
Образ «червяка» дан в тесном композиционном единстве с образом «его
сиятельства», а тема генеральской дочери – с портретом титулярного советника.
«Старый
капрал» – единственная пьеса из группы «гражданских песен», лишенная какой либо
тени усмешки. А.С. Даргомыжский назвал ее «драматической песней». Ее идейное и
психологическое значение очень велико. В монологической сцене возникает
необыкновенно правдивый, живой образ. Этот старый служака, испытавший многое на
своем веку, - человек большого сердца, доброты и отзывчивости: он строг,
мужествен, привык смотреть смерти в глаза. Силу и достоинства произведения
вполне оценили уже его современники. Вскоре после появления «драматической
песни» А. Н. Серов писал о ней: «Старик – наполеоновский капрал виновен в
преступлении против дисциплины. Его ведут расстреливать, а он – на походе
держит предсмертную речь к товарищам. Сюжет трагический, несмотря на мелкость
формы. Точно так и музыка А.С. Даргомыжского, сохраняя беззаботные,
беспритязательные повороты фраз куплетных, проникнута характером глубоко
трагическим». Действительно, и сюжет, и музыка пьесы глубоко трагичны, не
совсем только ясно, что имеет в виду А. Н. Серов, говоря о беззаботных
поворотах фраз. Беззаботности в репликах капрала найти невозможно. Вся его речь
проникнута глубокой серьезностью, полна драматической правды, которую сам А.
Серов в этой же заметке называет основной особенностью таланта А.С. Даргомыжского.
Уже в стихотворении Беранже-Курочкина А.С. Даргомыжский нашел чрезвычайно
живой, разносторонне очерченный образ капрала. Но без музыки он, напоминая
графический рисунок, был лишен многомерности, настоящей глубины. Именно
композитор и в целом, и в частностях придал герою пьесы тот трагический
характер, о котором говорил А.Н. Серов. Прежде всего, А.С. Даргомыжский усилил
драматический контраст между куплетами и рефреном. Богатая, тонко
дифференцированная, улавливающая едва заметные оттенки и интонационные переходы
речь капрала в куплетах противостоит жанровой элементарности походного марша,
выраженной в рефренах.
В
творчестве позднего периода большую роль приобретает роль выразительности
каждого отдельно взятого слова-отсюда декламационный тип мелодики А.С.
Даргомыжского, забота о каждой интонации, о малейшем оттенке речи. Появляется
новый способ высказывания, обличения современной жизни – с помощью яркой
комической сатиры («Мельник», «Титулярный советник») или сарказма («Червяк»).
Б.В. Асафьев говорил: «В акценте на всем, что характерно, что сильно или,
наоборот, что унижено, в юморе, иронии и даже сарказме, в гротескных
сопоставлениях как будто бы невинно-шутливого тона и простенькой фактуры с
острой фразировкой Даргомыжский талантлив и оригинален как никто до него...
…Он
предпочитает яркие характерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить
моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг
горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он
умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор
карикатуриста успел выделить. Ирония — и горькая и шутливая — его сфера…
…В
плане обогащения и освежения музыкального языка и в создании своего рода
музыкальной характерологии, Даргомыжский оказался смелее и разностороннее
Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её
отразившим в своих изумительных романсах».
Современник
А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, восторженный почитатель их творчества, друг М.И.
Глинки и А.Е. Варламова, старший коллега М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского,
А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи Даргомыжский является прочным
связующим звеном в цепочке стремительно развивающейся русской музыки.
Отечественная музыкальная классика уверенно формировалась от М.И. Глинки через
А.С. Даргомыжского к композиторам «Могучей кучки» и П.И. Чайковскому. Его
поздние произведения предвосхищают камерно-вокальное творчество Ц.А. Кюи, М.А.
Балакирева и М.П. Мусоргского. М.П. Мусоргский называл А.С. Даргомыжского
«великим учителем музыкальной правды».
Даргомыжский
«Романсы» (2017).
1.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Вертоград.mp3
2.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Дайте крылья мне.mp3
3.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Друг мой прелестный.mp3
4.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Душечка девица.mp3
5.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Как мила её головка.mp3
6.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Как часто слушаю.mp3
7.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Лихорадушка.mp3
8.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Мне всё равно.mp3
9.
Галина Писаренко, Вера Шубина - На раздольи небес.mp3
10.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Песня золотой рыбки.mp3
11.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Расстались гордо мы.mp3
12.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Скрой меня, бурная ночь.mp3
13.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Ты скоро меня позабудешь.mp3
14.
Галина Писаренко, Вера Шубина - У него ли русы кудри.mp3
15.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Чаруй меня.mp3
16.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Что в имени тебе моём.mp3
17.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Шестнадцать лет.mp3
18.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Юноша и дева.mp3
19.
Галина Писаренко, Вера Шубина - Я сказала, зачем.mp3
Скачать:
Комментариев нет:
Отправить комментарий