понедельник, 20 марта 2023 г.

Классика рока. Pink Floyd – «The Dark Side of the Moon» (1973).

                                                  Robert Dimery «1001 Albums You Must Hear Before You Die».

                                                                                       Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums».

                                                                                                                                Прогрессивный рок.

«The Dark Side of the Moon» ("Темная сторона Луны") - восьмой альбом группы Pink Floyd, выпущенный 1 марта 1973 года. Альбом знаменит своей совершенной звукорежиссурой Алана Парсонса, использованием реальных звуков из жизни и философскими текстами - все это в дальнейшем станет неотъемлемыми атрибутами музыки Pink Floyd. Альбом стал эпохальным событием в рок-музыке, а песни «Money», «Time», «Us and Them» по сей день не сходят с радиоэфира. Некоторые критики считают альбом межевой точкой при определении классического блюз-рока и тогда только зародившегося жанра электронной музыки.

В «The Dark Side of the Moon» исследуется природа человеческого опыта. Например, композиции «Speak to Me/Breathe» - о рождении и детстве, песня «On the Run» с ее ускоряющимся темпом - символизирует взросление, в «Time» неожиданно обнаруживается, как быстро пролетает молодость, мы стареем и приближаемся к смерти. «Great Gig in the Sky» - мысли о религии. «Money» - ироничные мысли о материализме. «Us and Them» - об этноцентризме, разделении на "мы" и "они", где "мы" обычно всегда "правы". «Brain Damage» - о старости и «Eclipse» - о смерти. Альбом записан сплошным звучанием, единственная пауза - между «The Great Gig in the Sky» и «Money» - при перевороте виниловой пластинки.

Все четыре музыканта Pink Floyd - гитарист Дэвид Гилмор, барабанщик Ник Мэйсон, басист и текстовик Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт - так или иначе участвовали в написании и производстве альбома, что практиковалось гораздо реже на последующих альбомах группы. В то же время это первый из пяти последовательно выпущенных альбомов, все тексты на которых написаны Роджером Уотерсом.

Любопытна история с названием альбома. Группа изначально планировала назвать его «The Dark Side of the Moon», как вдруг обнаружила, что группа Medicine Head собралась выпустить альбом под таким же названием, только годом раньше - в 1972-м. Тогда флойды переименовали альбом в «Eclipse: A Piece for Assorted Lunatics» ("Затмение: пьеса для соответствующих душевнобольных"). Однако альбом группы Medicine Head прошел незамеченным, поэтому флойды решили вернуть прежнее название, под которым он и обрел мировую знаменитость.

«The Dark Side of the Moon» был на 1 месте в США всего неделю, зато продержался в списке 200 лучших альбомов Billboard (США) рекордный срок - 591 неделю подряд (11,4 лет), и 741 неделю (14 лет) всего до 23 апреля 1988 г. В списке самых продаваемых альбомов всех времен и народов он занимает пятое место, продано более 40 миллионов экземпляров.

ЗАПИСЬ АЛЬБОМА

«The Dark Side of the Moon» записывался на 16-дорожечной аппаратуре в знаменитой студии Abbey Road с июня 1972 по январь 1973. При записи использовались самые последние доступные в то время технологии для записи музыки и спецэффектов. Помимо обычных для рок-групп инструментов флойды добавили изрядную дозу звучания синтезаторов. Алан Парсонс придумал и записал еще кучу всевозможных звуков, не принятых до того на записи музыки: помощника звукорежиссера, бегающего в студийной эхо-камере («On the Run»), несметное количество старинных часов, зазвеневших одновременно и четко попавших в тональность начала песни «Time», звук человеческого сердцебиения, искусно съимитированный с помощью специально оборудованного для этого барабана-бочки.

Ритмичная последовательность звуковых эффектов, записанных в «Speak to Me» и «Money», была достигнута кропотливой работой по склеиванию записей гремящих кассовых аппаратов, звона монет, разрывания бумаги и жужжания счетных машинок на двухдорожечную петлю ленты (а позже на четырехдорожечную петлю - для квадрофонической версии альбома). Звуковое экспериментаторство в отличие от нынешних времен, когда многое можно сделать одним щелчком компьютерной мышки, требовало в те времена определенных усилий. Например, все музыканты должны были на записи одновременно угашать звук фейдерами, чтобы правильно свести замысловатые многодорожечные записи нескольких песен (например, «On the Run»).

Парсонс усовершенствовал также применение другой студийной техники, например метод записи "дабл-треком" вокала и гитар (позволивший Гилмору безукоризненно поймать гармонию с самим собой), эффекты фленджера и сдвигов по фазе, реверберацию и поканальное панорамирование звучания. С тех пор, аудиофилы - любители высококачественного звучания - стали тестировать аудиоаппаратуру, прослушивая на ней «The Dark Side of the Moon». Даже по сегодняшним стандартам, это считается одной из высококачественнейших записей всех времен, несмотря на то, что она была смикширована с пленки третьего поколения с шумопонижением Dolby. Этот результат был достигнут благодаря высокому мастерству Алана Парсонса и огромному количеству времени, которое он потратил на работу над альбомом.

Парсонс смикшировал альбом также для квадрофонического прослушивания, чтобы был эффект "прохождения по комнате". Однако он так и не довел эту работу до собственной удовлетворенности за недостатком времени и многодорожечных магнитофонов. Это сведение было выпущено Harvest Records (Q4SHVL-804) в формате SQ и пролежало в забытье около 30 лет, пока кто-то неизвестный не достал мастер-пленку с Abbey Road и выпустил в 2003 году DVD-аудио бутлег, который сейчас циркулирует в интернете. В 1975 году Парсонс написал статью "Четыре стороны Луны" для журнала Studio Sound, где он обсуждает проблемы квадрафонического микширования. Несмотря на выдающийся вклад Парсонса в успех альбома, флойды пытались приуменьшить его роль, считая, что он просто сделал свою карьеру благодаря им.

Сразу после выпуска альбома, группа отправилась в турне, во время которого модель самолета Спитфайр почти в натуральную величину "пролетала" над ареной и с пламенем разбивалась на сцене в концовке «On the Run».

ЗАПИСЬ КОМПОЗИЦИЙ.

Первая cторона

«Speak to Me»

Композиция «Speak to Me», открывающая альбом, представляет собой увертюру, которая включает в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Черновой вариант увертюры Ник Мейсон записал у себя дома, окончательный вариант он собрал уже в студии. Сам автор назвал его «цветозвуковой монтаж» («colour sound montage»). Первоначально планировалось использовать в композиции больничную запись настоящего пульса, но от неё отказались из-за «слишком напряжённого» звучания. Вместо реальных записей в композицию решено было включить сердцебиение, сымитированное с помощью лёгкого боя по басовому барабану с мягкой подкладкой. При переходе от «Speak to Me» к следующей композиции использовался фортепианный аккорд длительностью порядка минуты, записанный в обратном порядкЕ. В композицию были включены фразы гастрольного менеджера Криса Адамсона («I’ve been mad for fucking years…») и служащего студии Эбби-Роуд Джерри О’Дрисколла («I’ve always been mad…»), а также смех Питера Уоттса. В качестве названия композиции были выбраны слова, с которыми звукоинженер Алан Парсонс обращался к находящимся в студии, чтобы настроить уровень записи

Pink Floyd - Speak To Me / Breathe (Studio Version)

«Breathe»

Изначально песня «Breathe» («Дыши»), или «Breathe In the Air» («Вдохни воздух»), была написана Роджером Уотерсом в 1970 году для звуковой дорожки к фильму «The Body». В 1972 году при записи «The Dark Side of the Moon» в песню были внесены некоторые изменения. Роджер Уотерс частично переписал стихи в соответствии с концепцией нового альбома (по замыслу музыкантов Pink Floyd текст песни должен был отразить «начало жизни в социальном плане»), Дэвид Гилмор и Ричард Райт написали новую музыку. Фрагмент из «Breathe» был использован в альбоме повторно — он появляется в качестве репризы после песни «Time».

«On the Run»

Инструментальная композиция «On the Run» («Бегство») в концертном варианте первоначально называлась «The Travel Sequence» («Композиция на тему путешествия») и представляла собой гитарную импровизацию с органными пассажами. Во время записи композицию переименовали и существенно переработали, сменив гитарную основу звучания трека на электронную и дополнив его разного рода звуковыми экспериментами. «On the Run» стала одной из самых последних композиций, добавленных в окончательную версию альбома. Это было связано с тем, что синтезатор EMS Synthi AKS[en] с клавиатурой и встроенным секвенсором, одно из последних достижений музыкальной технологии, появился в студийном оборудовании только к концу 1972 года, уже на завершающем этапе работы над альбомом.

Pink Floyd – «On The Run»

Изучением работы Synthi AKS первым занялся Дэвид Гилмор, затем к нему присоединился Роджер Уотерс. Музыканты ввели в синтезатор 8-нотную последовательность, включив генератор шума и осцилляторы, и затем ускорили получившийся звуковой ряд. Таким образом, была создана основная инструментальная часть композиции. Её дополнили различными звуковыми эффектами. В числе прочего добавили звуки, созданные с помощью аналогового синтезатора EMS VCS 3 с гитарным фрагментом, воспроизведённым с помощью микрофонной стойки, которую водили по гитарным струнам. Эти звуки проиграли назад с эхо-эффектом и развели по панораме, в результате чего получилась имитация шума взлетающего самолёта. Также с помощью синтезатора EMS VCS 3 были созданы футуристические звуки, имитирующие шум проезжающего мимо автомобиля с возникновением эффекта Доплера. Для создания состояния тревожности были добавлены звуки шагов и сердцебиение. По словам Ника Мейсона, для записи естественных шумов в «On the Run» использовалась фонотека звуковых эффектов EMI, а звуки шагов записывали, используя эхо-камеру позади Студии-3. Помимо звуковых эффектов композиция была дополнена фразой, взятой из анкеты-интервью одного из гастрольных рабочих Роджера по прозвищу Шляпа, сопровождаемые его смехом: «Live for today, gone tomorrow. That’s me» («Живи сегодня, умри завтра. Это по мне»).

«Time»

Для композиции «Time» («Время»), авторами которой стали все участники группы, было написано развёрнутое инструментальное вступление. В её начале представлено полифоническое звучание тиканья и боя многочисленных часов, а также звон будильников. Алан Парсонс, предложивший группе использовать этот звуковой фрагмент, записал его в антикварном часовом магазине для тестовой квадрафонической пластинки примерно за месяц до начала работы над альбомом «The Dark Side of the Moon». Для синхронизации звона часов с основным треком композиции использовалось большое число магнитофонов, плёнки с записями включались в нужное время по секундомеру.

Pink Floyd – «Time» (PULSE Restored & Re-Edited)

Интродукцию композиции «Time», по словам Ника Мейсона, сочинили благодаря тому, что «в студии нашёлся набор рототомов, и мы всего лишь за несколько проб её завершили. Рототомы состояли из барабанных кож, растянутых на раме, которая была установлена на оси с нарезкой. Путём изменения натяжения рототомы можно было настраивать совсем как тимпан, так что из них удавалось извлекать контролируемый ряд тонов». Первоначальная концертная версия песни звучала гораздо медленнее, чем на диске, Дэвид Гилмор и Ричард Райт пели одновременно низкими и напряжёнными голосами. В окончательном варианте композиции вокал Дэвида Гилмора чередуется с вокалом Ричарда Райта, первый спел куплеты, второй — переходы между куплетами. Кроме этого, «Time» была дополнена женским бэк-вокалом, впервые появляющемся в альбоме именно в этой композиции. Во время концертных выступлений, предшествовавших записям в студии, окончательно оформилось гитарное соло, сыгранное Дэвидом Гилмором. В конце композиции в качестве репризы была добавлена тема из песни «Breathe».

«The Great Gig in the Sky»

Концертная версия инструментальной композиции «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу в небесах») известна под названием «The Mortality Sequence» («Смертная череда»), она представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа (Malcolm Muggeridge). Идея записи женской вокальной партии поверх инструментальной секции пришла уже во время работы над композицией в студии. Ник Мейсон предложил на роль вокалистки Кэти Бербериан, но группа остановила свой выбор на варианте Алана Парсонса, предложившего Клэр Торри. Приглашая эту певицу, участники Pink Floyd надеялись добиться более «европейского звучания», отличного от стиля бэк-вокалисток, певших в других песнях альбома «The Dark Side of the Moon». Перед началом записи музыканты объяснили Клэр Торри концепцию своего будущего альбома и конкретно композиции «The Great Gig in the Sky», сообщив также, что текста в ней не будет, и попросили её просто поимпровизировать. Она спела несколько вариантов партии в разных вокальных позициях и с разным уровнем громкости, из частей которых затем скомпилировали окончательный вариант для записи трека.

Pink Floyd – «The Great Gig In The Sky» (2011 Remastered)

В дополнение к органу в этой композиции добавили партии фортепиано. Также был добавлен отрывок из интервью Джерри О’Дрисколла: «And I am not frightened of dying. Any time will do, I don’t mind. Why should I be frightened of dying? There’s no reason for it — you’ve got to go sometime» («А я не боюсь умереть, в любое мгновение, мне всё равно. Зачем мне бояться смерти?. Нет причины, ты должен когда-то уйти»).

Вторая cторона

«Money»

Песня «Money» («Деньги») открывает вторую сторону диска. Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом в их домашних студиях, после чего был доработан в студии Эбби-Роуд. Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше. Звук рвущейся бумаги был записан музыкантами в студии. Из фонотеки EMI был заимствован только звук открывающихся кассовых аппаратов. Каждый звуковой фрагмент на магнитофонных плёнках отмерялся линейкой, вырезался и затем склеивался таким образом, чтобы звуки точно совпадали с ритмом песни.

Pink Floyd – «Money» (Official Music Video)

Вокальная партия была исполнена Дэвидом Гилмором. Он же сыграл одно из двух соло в песне — на гитаре, второе соло — на саксофоне — сыграно Диком Пэрри. В финале звучит голос жены гастрольного менеджера Питера Уоттса «That geezer was cruisin’ for a bruisin’…» и гитариста Генри Маккалоу «I don’t know, I was drunk at the time».

«Us and Them»

Мелодия «Us and Them» («Мы и Они») была написана Райтом ещё во время работы Pink Floyd над музыкой для кинофильма «Забриски-пойнт» и представляла собой фортепианную пьесу с названием «The Violent Sequence» («Эпизод со сценами насилия»). Она должна была сопровождать кадры столкновения демонстрантов с полицией, но была отвергнута режиссёром картины Микеланджело Антониони как «слишком грустная».

Pink Floyd – «Us And Them» (Official Video)

Переписанная заново для альбома, песня была дополнена вокальными партиями в исполнении Дэвида Гилмора и Ричарда Райта, а также партиями саксофона, которые записал Дик Пэрри. В центральную часть композиции были включены фрагменты интервью Роджера Мэнифолда.

«Any Colour You Like»

Pink Floyd – «Any Colour You Like»

Инструментальная композиция «Any Colour You Like» («Любой цвет, какой захочешь») написана совместно Ником Мэйсоном, Ричардом Райтом и Дэвидом Гилмором. Название взято из слогана «Any colour you like, so long as it’s black» («Любой цвет, какой захочешь, если этот цвет чёрный»), звучавшего в рекламе автомобиля Форд-Т.

«Brain Damage»

Pink Floyd – «Brain Damage» (PULSE Restored & Re-Edited)

В песне «Brain Damage» («Повреждение мозга») вокальную партию исполнил Роджер Уотерс. Она была написана Роджером Уотерсом в 1971 году во время работы над альбомом «Meddle». В песню был включён смех Питера Уоттса, который звучит также в увертюре. «Eclipse»

В «Eclipse» («Затмение») ведущим вокалистом также стал Роджер Уотерс. Он использовал стиль написания текста «списком», позже, этот приём будет использован им в последующих альбомах Pink Floyd и в его сольных альбомах. В финале записано сердцебиение, на фоне которого звучит голос Джерри О’Дрисколла, произносящего фразу «There is no dark side of the Moon really, as a matter of fact it’s all dark» («На самом деле нет никакой тёмной стороны Луны — вообще-то она вся тёмная»).

Pink Floyd – «Eclipse» (PULSE Restored & Re-Edited)

По утверждению Ника Мейсона, эта песня в процессе концертных исполнений подверглась значительным преобразованиям. Первоначальный вариант был намного менее динамичным, но постепенно на концертах, когда «требовалось заканчивать эту вещь на все более величественной ноте, — она приобрела достаточную мощь для того, чтобы составить подходящий финал».

ГОЛОСА, РАЗГОВОРЫ

Алан Парсонс рекомендовал флойдам Клэр Торри (Clare Torry) в качестве приглашенной вокалистки. Она в то время была штатным сочинителем песен в EMI Records, но мечтала перейти в отделение вокала. Торри исполнила на альбоме свою знаменитую вокальную партию без слов в «The Great Gig in the Sky». Тогда она осталась очень довольна и работой, и оплатой. Никому в голову не могло прийти тогда, какие деньги принесет этот альбом авторам. Спустя годы, в 2004 году она подала в суд на компанию EMI и Пинк Флойд, требуя свою долю авторских отчислений. Она утверждает, что сочинила «The Great Gig in the Sky» в соавторстве с клавишником Ричардом Райтом, но получила только разовую выплату в размере 30 фунтов стерлингов. Это кстати, двойной тариф, поскольку работа была сделана в воскресенье. Суд признал Торри правой, но условия выплат еще до конца не обговорены. Тем не менее, на концертном DVD-диске Пинк Флойд 2006 года «P*U*L*S*E» Терри уже упоминается как автор вокальной партии в «The Great Gig in the Sky».

По всему альбому, в песнях и между ними звучат отрывки каких-то разговоров, которые с детства вызывали любопытство и казались нам такими многозначительными... Это Роджер Уотерс придумал идею взять интервью у разных людей с вопросами, касающимися центральных тем альбома, например, о сумасшествии, насилии, смерти и вставить их ответы в альбом. Участников интервью приглашали на Abbey Road, помещали в затемненную студию перед микрофоном и задавали всем одинаковые вопросы, типа:

"Боитесь ли Вы умереть?"

"Когда последний раз Вы выходили из себя? И были ли Вы вправе?"

"Что значит для Вас фраза "Темная сторона Луны"?"

Были опрошены гастрольные рабочие и менеджеры группы, любой, кто попадался в коридорах Abbey Road, в том числе швейцар, простой парень Джерри из Ирландии, Пол и Линда Маккартни и их музыканты. В альбом вошли самые спонтанные и непосредственные ответы. Ответы супругов Маккартни не включили, поскольку они были очень сдержанные. Зато гитарист Wings Генри Макколлач попал в концовку Money, где на вопрос "Почему кто-то что-то делает?", не задумываясь ответил: "Не знаю, я был пьян в то время."

"Why does anyone do anything?"

"I don't know, I was really drunk at the time!"

Гастрольный менеджер Роджер "Шляпа" Манифолд внес свой вклад в «Us and Them», на фоне инструментальной сюиты в середине включены его рассуждения на тему насилия "Я думаю, они не собираются убивать тебя, так что если дать им быстрый, короткий, резкий удар, они больше не полезут..." Вот полный его текст: "I mean, they're not gunna kill ya, so if you give 'em a quick short, sharp, shock, they won't do it again. Dig it? I mean he get off lightly, 'cos I would've given him a thrashing - I only hit him once! It was only a difference of opinion, but really...I mean good manners don't cost nothing do they, eh?"

В концовке «Money» на вопрос "Когда последний раз Вы выходили из себя? И были ли Вы вправе?" ответы - один за другим - звучат однозначно:

"HuHuh! I was in the right!"

"Yes, absolutely in the right!"

"I certainly was in the right!"

"You was definitely in the right. That geezer was cruising for a bruising!"

"Yeah!"

Другой "роуди" - то бишь гастрольный рабочий - Крис Адамсон звучит в самом начале альбома - под сердцебиение, вероятно отвечая на вопрос о сумасшествии: "Я всегда был сумасшедшим, я знаю, я - сумасшедший, как большинство из нас... Трудно объяснить, почему ты - сумасшедший, даже если ты не сумасшедший..."

"I've been mad for fucking years, absolutely years, been over the edge for yonks, been working me buns off for bands..."

"I've always been mad, I know I've been mad, like the most of us...very hard to explain why you're mad, even if you're not mad..."

Тот же Роджер "Шляпа" рассуждает в On the Run: "Сегодня ты живой, а завтра тебя нету, ха-ха-ха!"

"Live for today, gone tomorrow, that's me, HaHaHaaaaaa!"

Знаменитый смех в «Speak to Me» и «Brain Damage» исполняет главный гастрольный менеджер Питер Уоттс (кстати, отец знаменитой актрисы Наоми Уоттс), а его жена Мифанви говорит в «The Great Gig in the Sky»: "Я никогда не говорила, что боюсь умереть." "I never said I was frightened of dying."

Замечательны рассуждения ирландца Джерри, тогдашнего швейцара Abbey Road. В «The Great Gig in the Sky» о смерти: "И я не боюсь умереть, в любое время. Почему я должен бояться умереть? Для этого нет причины, ты должен когда-нибудь уйти." "And I am not frightened of dying, any time will do, I don't mind. Why should I be frightened of dying? There's no reason for it, you've gotta go sometime."

Ему же принадлежит веская фраза, завершающая альбом под звук сердцебиения:

"Нету никакой темной стороны Луны. На самом деле, она вся темная."

"There is no dark side of the moon really. Matter of fact it's all dark."

ОБЛОЖКА

Дизайн придумали давние друзья Pink Floyd Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл, представляющие собой арт-дизайн группу Hipgnosis, которым флойды еще в 1968 году заказывали обложку для своего второго альбома «A Saucerful of Secrets». Они предложили поместить на черном фоне внешней стороны обложки призму, которая напоминает об изобретательности группы при пользовании освещением на сцене. Треугольность символизирует безумные амбиции. Общая аскетичность оформления была предложена по просьбе Ричарда Райта создать что-нибудь не столько картинное, сколько иконографичное. Джордж Харди нарисовал эту знаменитую призму. Hipgnosis предложил группе на выбор несколько вариантов. По словам Торгерсона: "Совещание продолжалось не более трех секунд: именно столько времени понадобилось флойдам, чтобы бросить взгляд на эскизы, посмотреть друг на друга и сказать: "Вот этот", после чего музыканты покинули комнату".

С тех пор эта призма стала главным символом Pink Floyd. Наверняка многие из фанов группы, пройди мимо них на улице клавишник Рик Райт или ударник Ник Мэйсон, не узнали бы их, но покажи им эту призму, и любой скажет: "Это Пинк Флойд!" Вот примеры народной популярности этой обложки:

Дизайн внутреннего разворота обложки с изображением кардиограммы, перекликающийся с сердцебиением во вступлении и в коде альбома, был предложен Роджером Уотерсом. Все рисунки на конверте и на наклейках сделал Джордж Харди.

Hipgnosis предложили выпустить альбом в виде обложки-разворота с вставками двух постеров: один - для фанов (фотографии флойдов), другой - для искусства (фото египетских пирамид в Гизе), а также с двумя стикерами - "День" и "Ночь". И поместить все это в подарочную картонную коробку. EMI согласилась на все, кроме коробки, посчитав это излишними затратами. Фотографию египетских пирамид для плаката Сторм Торгерсон сделал около 2 часов ночи в инфракрасном свете, чтобы съимитировать "лунный" пейзаж.

Плакаты (постеры) в американском и британском изданиях отличаются друг от друга. Плакат с пирамидами в британском варианте имеет голубой цвет, три пирамиды крупным планом занимают всё пространство плаката. В американском варианте этот плакат имеет зелёный цвет и изображает довольно обширный пейзаж, напоминающий лунную поверхность, где три пирамиды сняты на отдалённом расстоянии. Плакат с фотографиями музыкантов Пинк Флойд в британском варианте размещён горизонтально (ориентация "пейзаж"), а в американском — вертикально (ориентация "портрет"), и фотографии музыкантов у них отличаются.

Журнал Rolling Stone в 1991 году поместил обложку «The Dark Side of the Moon» на 35-е место в своем списке 100 лучших альбомных обложек всех времен, а американский телеканал VH1 в 2003-м поставил ее на 4-е место в своем списке 50 самых-самых.

ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ

Аллюзии на название альбома присутствуют в названиях альбомов американской индастриал-метал-группой Ministry — «Dark Side of the Spoon», польской хардкор-группы Castet — «Punk Side of the Moon», германского электронного музыканта Клауса Шульце — серия альбомов «Dark Side of the Moog» (совместная работа с Pete Namlook), а также американской джазовой группы Richard Cheese and Lounge Against the Machine в названии их альбома-сборника «The Sunny Side of the Moon: The Best of Richard Cheese». Существует эмоциональный эффект Тёмная сторона радуги, создаваемый проигрыванием альбома одновременно с просмотром кинофильма 1939 года «Волшебник из страны Оз» и наблюдением множества совпадений между текстом и музыкой альбома и событиями фильма.

Анализу и процессу создания «The Dark Side of the Moon» посвящены книги и документальные фильмы. Джон Харрис в 2006 году издал книгу «The Dark Side of the Moon: The Making Of The Pink Floyd Masterpiece», в 2003 году компания Eagle Rock Entertainment выпустила документальный DVD из серии Classic Albums под названием «Classic Albums: Pink Floyd – The Making of The Dark Side of the Moon».

По материалам сайта OLDIES-GOLDIES.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий