Популярная
лирическая эстрадная певица (сопрано), яркая представительница ленинградской
эстрады Зоя Николаевна Рождественская родилась в Санкт-Петербурге, в семье
оперного солиста Императорских театров, тенора Николая Рождественского,
репрессированного и погибшего в 1935 году.
Первые уроки мастерства преподал Зое её отец, кстати, активный участник первых открытых джазовых концертов в Ленинграде. Певица закончила вокальное отделение Центрального музыкального техникума имени Мусоргского (дата окончания неизвестна: архив техникума сгорел во время бомбёжки в 1942 году).
В 1940
году Рождественская окончила Ленинградскую консерваторию в 1940 году и готовила
себя сугубо к классическому репертуару. Но однажды услышала с патефонной
пластинки зарубежный вальс “Под звуки гитары” и напела под него свою первую песню.
Позже по просьбе певицы поэтесса Добржанская сочинила стихи к инструментальной
пьесе музыканта утёсовского оркестра Альберта Триллинга. Так родилась песня
“Под весенней листвой” (она же “Над заливом”). Зоя Николаевна была не явным
соавтором и многих других песен.
Рождественская
стала известной и популярной певицей в годы войны, будучи солисткой ансамбля песни
и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников под руководством И. О.
Дунаевского, сформированного для выступлений перед фронтовиками. С этим
ансамблем в 1943 году она записала на радио песню «Моя Москва», которая сразу
(благодаря радиотрансляциям) получила широкое распространение.
После
Победы Рождественская солировала на ленинградском радио. “Кружевница Настя” в
ее исполнении под аккомпанемент пианиста-виртуоза Симона Кагана в конце 1940-х
звучала в эфире почти ежедневно. Есть легенда, документами, естественно, не
подтвержденная, о том, как высоко оценила дарование певицы знаменитая
американка Элла Фицджералд. Рассказывают также, что Клавдия Ивановна Шульженко
весьма ценила голос нашей героини и ее великолепное джазовое исполнение. Ведь
очень немногие певцы могут исполнять и оперные арии, и джазовые композиции. Зое
Рождественской было подвластно все.
Удивительно
светлое, легкое сопрано, инструментальная, если так можно выразиться, манера
пения, идеальная интонация, выразительность ставят ее в ряды лучших эстрадных
певиц того времени и приносят ей огромную популярность. Пение Рождественской
наполнено оптимизмом и чистотой. Исполнительское мастерство Зои Николаевны
отличает особая манера, когда ударными в словах неожиданно становятся согласные
звуки — «м», «н», «л», «р», придавая пению неповторимую выразительность.
Многие
композиторы доверяли ей первое исполнение и запись своих произведений. В ее
интерпретации впервые прозвучали песни В. Соловьева-Седого, Г. Носова, Д.
Прицкера. В сопровождении эстрадного оркестра были осуществлены записи песен
«На катке» А. Новикова, «Два моряка» Б. Терентьева. Композитор Н. Будашкин до
сих пор считает Рождественскую лучшей исполнительницей своей песни «За дальнею
околицей». Кроме того, 3. Рождественская напела много произведений зарубежных
авторов, в частности, ряд песен Д. Гершвина.
Певица
много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие
песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были
сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться
на пластинках. В фонотеке Ленинградского радио когда-то было около 150
фонограмм песен З. Рождественской, к настоящему времени не осталось и десятка
плёнок. Всего же дошедшие до наших дней записи выступлений певицы насчитывают
не более 25 произведений, среди них пользовавшиеся в своё время особой
популярностью «На катке» (музыка Анатолия Новикова, слова Льва Ошанина),
«Кружевница и кузнец» (музыка Зиновия Компанееца, слова Льва Кондыерва и Льва Ошанина),
«К нам в Саратов» (музыка Марка Фрадкина, слова Льва Ошанина), «Над заливом»
("Под весенней листвой") (музыка Альберта Триллинга, слова Натальи
Добржанской (Девяшиной)), «Моя родная сторона» (музыка Василия
Соловьёва-Седого, слова Соломона Фогельсона), «Весёлый май» (музыка Имре
Кальмана, русский текст В. Михайлова) из оперетты «Голландочка» и ряд других.
В конце
1940-х и в начале 1950-х годов Рождественская — солистка джаз-оркестра
Ленинградского радиокомитета под управлением Николая Григорьевича Минха. Многие
источники утверждают, что Зою Рождественскую сгубили «наркомовские сто
граммов», к которым певица пристрастилась в годы войны. Пристрастие к алкоголю
повлияло на голос: по этой причине после 1948 года она больше не делала
аудиозаписей, хотя до 1951 года формально оставалась солисткой джаз-оркестра
под управлением Николая Минха.
Личная
жизнь Зои Рождественской не задалась. Она была дважды замужем. Первый муж (его
имени история не сохранила) был художником. Он не хотел, чтобы в семье были
дети, которые могли мешать самовыражению. Она была вынуждена принимать меры,
пока однажды материнство не стало для неё невозможным. Это обстоятельство
перевернуло её жизнь (очень болезненно она переживала свою бездетность). Второй
муж — Николай Матвеевич Пчёлкин — был аэродромным механиком. «Мой летун», —
называла его Рождественская. Он был моложе Зои на 7 лет (родился 26 мая 1913) и
пережил её менее чем на год, уйдя в расцвете лет 12 июля 1954.
В
последние годы жизни Рождественская много и часто болела. После утомительной
гастрольной поездки зимой 1952—1953 года певица окончательно слегла и так и не
сумела восстановиться. Жила в это время звезда советской эстрады в Ленинграде в
многосемейной коммунальной квартире с общей кухней неподалеку от Финляндского
вокзала на проспекте Маркса, почти у самой Невы, (в 1991 проспект Маркса был
переименован в Большой Сампсониевский, а на месте дома, где жила Зоя, построен
элитный жилой корпус под названием Монблан). Комната певицы имела печное
отопление, в ней не было никаких излишеств.
Утомительные
гастроли подорвали здоровье певицы. Последним городом, где слышали её живое
пение, был Курск. Домой она вернулась разбитой. Судя по симптомам
(головокружение, слабость), у Зои во время гастролей мог случиться инсульт. Жизнь
Зои Николаевны оборвалась в 1953 году. Имя ее было бы совсем забыто, если бы
фирма «Мелодия» не разыскала в архивах и не выпустила в конце 70-х годов
пластинку «Поет Зоя Рождественская».
Похоронен Рождественская на 18 участке Богословского кладбища в Санкт-Петербурге, неподалеку от могилы певца Виктора Цоя. В простенькой металлической оградке — православный крест с единственным гуляющим по Интернету портретом Зои. Слева от могильного холмика певицы выросла березка. Справа — сваренная из металлических планок пирамида со звездой, напоминающей кленовый лист. Под пирамидой — прах Николая Пчёлкина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий