«Bad» —
седьмой студийный альбом американского певца Майкла Джексона. Он
был выпущен 31 августа 1987 года на лейбле «Epic Records», почти через пять лет
после предыдущего альбома Джексона «Thriller» (1982). Написанный и записанный
между январем 1985 года и июлем 1987 года, «Bad» был третьим и последним
совместным проектом между Джексоном и продюсером Куинси Джонсом, при этом
Джексон был сопродюсером и композитором всех треков, кроме двух. Джексон
перенял острый внешний вид и звучание с «Bad», отойдя от своего раннего фирменного
стиля, основанного на груве и пронзительном вокале. Альбом включает в себя композиции
в стилях поп, рок, фанк, R&B, дэнс, соул и хард-рок.
При записи альбома Джексон активно экспериментировал с новыми технологиями записи, включая цифровые синтезаторы и драм-машины, что привело к более агрессивному звучанию. Музыкант написал девять из одиннадцати песен альбома. Лирические темы на альбоме описывают предвзятость СМИ, паранойю, расовое профилирование, романтику, самосовершенствование и мир во всем мире. В записи альбома приняли участие Сида Гарретт и Стиви Уандер.
Один из
самых ожидаемых альбомов своего времени, «Bad» дебютировал на первом месте в
чарте Billboard Top Pop Albums, продав более 2,25 миллиона копий за первую
неделю в Соединенных Штатах, и оставался на вершине в течение шести недель
подряд. Он также достиг первого места в 24 других странах, включая Великобританию,
где было продано 350 000 копий за первую неделю и стал самым продаваемым
альбомом страны в 1987 году. Девять песен с альбома были выпущены в качестве
официальных синглов и одна в качестве промосингла. Шесть синглов попали в
первую десятку американского чарта Billboard Hot 100 (у «Thriller» было семь
синглов в первой десятке), а «Another Part of Me» занял #11 место, включая
рекордные пять синглов: «I Just Can't Stop Loving You», «Bad», «The Way You
Make Me Feel», «Man in the Mirror» и «Dirty Diana». Альбом также был
прорекламирован фильмом «Moonwalker» (1988), в который вошли видеоклипы на
песни с альбома, в том числе «Speed Demon», «Leave Me Alone», «Man in the
Mirror» и «Smooth Criminal».
Критики
часто сравнивали альбом с «Триллером» после его выхода, но вокальное мастерство
Джексона и богатое, более отполированное продюсирование оказались на большей
высоте. Оглядываясь назад, можно сказать, что альбом был высоко Альбом стал
самым продаваемым блокбастером во всем мире в 1987 и 1988 годах. К 1991 году он
стал вторым самым продаваемым альбомом всех времен после «Thriller», с
реализованными 25 миллионами копий по всему миру. Этот подвиг сделал Джексона
первым артистом, который удерживал два самых продаваемых альбома одновременно. «Тур
The Bad», который стал первым сольным мировым туром Джексона, собрал 125
миллионов долларов (эквивалент 309 миллионов долларов в 2022 году), что сделало
его самым кассовым сольным концертным туром 1980-х годов. Джексон дал 123
концерта в 15 странах перед аудиторией в 4,4 миллиона человек. Это также был
последний тур Джексона, в котором он выступал на материковой части Соединенных
Штатов.
С более
чем 35 миллионами копий, проданных по всему миру, «Bad» является одним из самых
продаваемых альбомов всех времен. В 2021 году он был сертифицирован 11-платиновым
Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний (RIAA) в США. Альбом был
назван несколькими изданиями одним из величайших альбомов всех времен. Он был
номинирован на шесть премий «Грэмми», включая «Альбом года», и выиграл в
категориях «Лучшая звукоинженерная запись — неклассическая музыка» и «Лучшее
музыкальное видео» (за песню «Leave Me Alone»).
Предыстория.
Шестой
сольный альбом Майкла Джексона «Thriller» был выпущен в 1982 году, а к 1984
году он был сертифицирован 20 раз платиновым за продажи в 20 миллионов копий только
в Соединенных Штатах. Джексон считался самым влиятельным афроамериканцем в истории
индустрии развлечений, чья популярность была сравнима только с Элвисом Пресли в
1950-х годах и The Beatles в 1960-х.
В 1984
году артист, казалось, был повсюду: на MTV и в рекламе Pepsi, на церемонии
Грэмми и в Белом Доме, на обложках журналов Rolling Stone и Time, а также
объехал всю Америку с туром Victory. Однако в течение следующего года, если не
считать краткого появления в «We Are the World», его нигде не видели. Годы,
последовавшие за «Триллером», были омрачены разладом Джексона с семьей и
Свидетелями Иеговы, разрывом дружбы со знаменитостями и давлением
знаменитостей. «1985 год был черной дырой для людей, наблюдающих за Майклом -
писала Герри Хирши для Rolling Stone – Они стали свидетелями самого
впечатляющего исчезновения с тех пор, как комета Галлея отправилась в другой
конец Солнечной системы в 1910-м». Это был стратегический ход – артист понимал
силу предвкушения и загадочности. 1986-й был почти таким же. Джексона называли
«прячущимся» затворником и едва ли видели на публике.
В
отсутствие певца в СМИ хлынул поток фантастических историй о святилищах,
барокамерах и костях Человека-слона. Большинство этих баек были безобидны (и
даже забавляли Джексона), но у медийной реакции была и более мрачная сторона.
Джексон стал самым влиятельным афроамериканцем в истории шоу-бизнеса. Он не
только выстроил империю из своих собственных рекордных альбомов, видеоклипов и выступлений,
но и воскресил прибыльность CBS/Epic Records, вдохнул жизнь в MTV и установил
новый стандарт живых выступлений. Он также предусмотрительно сохранил за собой
права на все свои мастер-записи и при помощи юриста Джона Бранки активно
приобретал права на издание чужой музыки, включая песни «Sly and the Family
Stone», Рея Чарльза и, конечно, венец популярной музыки - каталог ATV/Beatles.
Неудивительно,
что именно в этот период общественное мнение о нем изменилось. Теперь и у СМИ,
и у авторитетов музыкальной индустрии появились подозрения, возмущение и
ревность. Было ясно, что Джексон – не просто наивный взрослый ребенок (каким
его часто изображали) или артист, который знает свое место и покорен своей роли
статического «исполнителя». Джексон оказался умнее некоторых самых влиятельных
фигур в бизнесе. Его творческий и финансовый потенциал все увеличивался. И он
постепенно учился использовать свою власть и культурное влияние в социальных и
политических целях.
«Ему не
простят то, что он перевернул столько устоявшихся стереотипов – ведь он без
сомнения отхватил куш, да такой, что счастливчику, сорвавшему банк в
Монте-Карло, далеко до Майкла, - писал Джеймс Балдвин в 1985 году. – Весь этот
шум на самом деле – об Америке, о том, как она нечестно присвоила себе жизни и
богатство черных; о самих черных – в особенности о черных мужчинах – в Америке;
и о жгучем глубоко похороненном чувстве вины американцев; о сексе, сексуальных
ролях и сексуальной панике; об успехе и отчаянии».
То есть
негативная реакция была вызвана не только видимой эксцентричностью Джексона.
Неприязнь к нему спровоцировали также власть, деньги и менее явные формы
общественного и культурного доминирования. Многие десятилетия до прихода
Джексона чернокожие артисты были, как выразился Джеймс Браун, «в шоу, но не в
шоу-бизнесе». А Джексон обладал финансовой силой, с которой приходилось
считаться. Но его статус в то же время сделал его легкой мишенью.
Начиная с
1985 года, СМИ относились к артисту все более безжалостно. «Им нужна наша
кровь, а не наша боль», - написал Джексон в письме в 1987 году. Желтая пресса
вскоре стала систематично унижать его прозвищем «Wacko Jacko» (которое Джексон
ненавидел). Впервые это прозвище по отношению к артисту употребил британский
таблоид The Sun в 1985 году, но этимология выражения гораздо более старая.
Jacko Macacco - так звали знаменитую обезьяну, участвовавшую в боях с собаками
на лондонской арене Westminster Pit в начале 19-го столетия. Позже слэнговый
термин «Jacco» или «Jacco Macacco» использовался английскими кокни для
обозначения обезьян вообще. Термин перешел и в 20-й век: в 50-е годы в
Великобритании еще выпускали популярные детские игрушки «Jacko Monkeys»
(«Обезьянки Jacko»). Они были распространены в английских домах вплоть до 80-х
годов, и их до сих пор можно найти на ebay.
То есть
термин «Jacko» не был придуман безосновательно, и, конечно, не являлся
ласковым. В последующие годы и желтая, и серьезная пресса использовала его с
презрением, не оставлявшим сомнений в намерениях авторов. Даже в глазах людей,
не знавших о происхождении и расистском значении этих слов, они очевидно
обесчеловечивали и унижали того, кому предназначались. Подобно сцене состязания
в новелле Ральфа Эллисона «Invisible man», это был способ умалить достоинства
Майкла Джексона как артиста и человека, свести его к «Jacko», комическому
спектаклю ради увеселения ненасытной публики. Стоит отметить, что, хотя это
прозвище широко использовалось среди белых медиа, его практически не
употребляли черные журналисты.
Этот
зловещий водоворот, закрутившийся вокруг Джексона, повлиял и на его собственную
психику, и на умы публики (особенно в США). Противопоставление концепций
контроля и освобождения/побега прослеживается во всем альбоме Bad и
сопутствующих видеоклипах. В музыкальном видео «Leave Me Alone», например,
Джексон убедительно передает карнавальную реальность своей жизни – жизни
исполнителя, ставшего продуктом потребления. В этом клипе, вдохновленном книгой
Свифта «Путешествия Гулливера», гигантский Джексон пригвожден к земле в парке
развлечений, и собаки в деловых костюмах забивают колышки в землю, чтобы
удержать его на месте. Позже в видео он поет со страниц газет, из долларовых
купюр и постановок таблоидных историй. Это работа о несвободе, эксплуатировании
и раздвоенном сознании постмодернистской эпохи демонстрирует тонкое понимание
артистом психологии общества и своего места в нем.
Поэтому
«исчезновение» Джексона отчасти было вызвано и реалиями его собственной жизни.
Он просто нигде в мире не мог больше появиться свободно - без того, чтобы его
затолкали, начали разглядывать и препарировать.
Отдушиной
ему служило искусство. С 1985 по 87 годы вдали от взора публики он плодотворно
писал и записывал музыку. В процессе сессий «Bad» было создано более 60-ти
песен в разной степени завершенности. В какой-то момент Джексон даже хотел
выпустить их тройным альбомом.
Свою
домашнюю студию в Хейвенхерст Джексон называл «лабораторией». Здесь, при участи
небольшой команды музыкантов, включавшей Мэтта Форджера, Джона Барнса, Криса
Каррелла и Билла Боттрелла (их часто называли «командой Б»), творилось
волшебство. История о том, как Джексон написал на зеркале в ванной «100
миллионов» - ожидаемый объем продаж альбома Bad, - стала уже легендой. Это
цифра почти вдвое превышала тираж, которым на тот момент был продан Thriller.
Таков был размах амбиций Джексона.
Однако он
гнался не только за коммерческим успехом. Джексон хотел сказать новое слово в
музыке. Он говорил своим партнерам, что желает создать звучание, которого еще
никто не слышал. В то время только-только появились замечательные новые
синтезаторы, в том числе Fairlight CMI и Synclavier PSMT. «Они словно открыли
новое творческое изменение, - вспоминает звукоинженер Мэтт Форджер. – У
Fairlight было световое перо, которое рисовало волны на экране, позволяя менять
их форму. Synclavier расширял эти возможности. Мы часто в итоге соединяли
элементы с двух синтезаторов вместе, чтобы получить уникальный характер звука.
Это можно было сделать в Synclavier, а кроме того он позволял настроить уровень
атаки каждого звука очень точно. И таким образом можно было смоделировать
именно нужное звучание. Мы много сэмплировали и создавали новые звуковые
характеры, а потом порождали комбинации сэмпловых звуков, смешанные с
FM-синтезом».
Джексона
захватывали новые технологии, и он постоянно искал свежее звучание. Открывающий
звук в «Dirty Diana», например, был создан Дэнни Джагером, конструктором и
специалистом по Synclavier из Калифорнии. Когда Джексон услышал о Джагере и его
библиотеке звуковых характеров и ландшафтов, он связался с ним и нанял его для
работы над Bad. Звучание Джагера в итоге появилось в «Dirty Diana» и «Smooth
Criminal». «Майкл всегда искал что-то новое, - вспоминает Форджер. – Что можно
изобрести самостоятельно? Что можно найти, если хорошенько поискать? Этим мы
занимались очень много. Для этого и была создана лаборатория».
Однако
бессмертным альбом «Bad» получился потому, что Джексон сумел дополнить эту
технологическую новизну органичным душевным звучанием. В «The Way You Make Me
Feel», например, неутомимый ритм сочетается со всевозможными естественными
импровизационными приемами, которые придают песне шарм: вокальными экспромтами,
щелчками пальцами, блюзовыми гармониями, перкуссионными вздохами и стонами,
восклицаниями. Звукоинженер Брюс Свиден рассказывает о том, как оставлял все
вокальные приемы Джексона в «общей звуковой картине» песни. Он не хотел делать
песню «антисептически чистой», потому что это лишило бы ее природной
привлекательности.
Во многом
«Bad» ознаменовал для Джексона творческое совершеннолетие. Куинси Джонс самого
начала поставил перед артистом задачу написать весь материал самостоятельно, и
Джексон в итоге создал девять из одиннадцати песен, вошедших в альбом, и
десятки других, оставшихся неизданными. «Изучай великих и превзойди их», -
писал он в записке самому себе. Он говорил об «анатомии» музыки, о там, как
разбирает ее на части. Он также очень много читал, в том числе работы
американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла. Он хотел понять, какие
символы, мифы и мотивы вызывали отклик у людей на протяжении веков и почему.
К тому
моменту, когда он принес демо-записи песен в студию «Westlake» для работы над
ними вместе с Куинси Джонсом и Брюсом Свиденом, большинство ключевых элементов
песен были уже готовы. Оставались детали – раскрашивание тонкой кистью,
полировка, дополнения и, к огорчению Джексона, сокращения. Ассистент
звукорежиссера Расс Рагсдейл вспоминает, что на создание Bad потребовалось
более 800 мультитрековых пленок – немыслимое число. Зал звукозаписи был занят
стойками синтезаторов, на которых Джексон часто работал с программистом Джоном
Барнсом. Вокал перезаписывался снова и снова, пока артист не был удовлетворен.
Джексон, Куинси Джонс и Брюс Свиден продолжали дорабатывать и обсуждать песни
до самой последнем минуты перед сдачей альбома.
Песни.
«Bad»
Песня
«Bad» была написана и записана Джексоном в октябре 1986 года. В ней звучат
барабаны, на которых играет Джон Робинсон, который ранее работал с Джексоном и
Джонсом над альбомом «Off the Wall» (1979). По словам Джексона, он был
вдохновлен реальной историей, о мальчике, который «был из гетто» и пошел в
частную школу в северной части штата Нью-Йорк. Когда он вернулся, его друзья
так завидовали ему, что убили его; Джексон заявил, что смерть студента не была
включена в музыкальное видео.
Различные
биографы Джексона пришли к выводу, что история, на которую он ссылался, была
историей Эдмунда Перри. Тем не менее, Перри не был убит детьми по соседству; Он
был убит полицейским в штатском, когда Перри и его брат якобы напали на офицера
и жестоко избили его при попытке ограбления. Первоначально планировалось, что
это будет дуэт между Джексоном и Принсом, после того, как продюсер Джонс
предложил им записать песню вместе. Тем не менее, Принс сказал в интервью Крису
Року, что он отклонил приглашение из-за разногласий, которые у него были с
первой строкой песни, которая содержала слова «Your butt is mine». Вместо этого
он предложил Джексону песню «Wouldn't You Love To Love Me», которую он написал,
но Джексон отклонил её. В «Bad» Джексон выбрал более резкое, жесткое и
необычное звучание.
«The Way
You Make Me Feel»
Песня
«The Way You Make Me Feel» была написана Джексоном в 1985 году под другим
названием — «Hot Fever». Она включает в себя духовые аранжировки Джерри Хея и
других членов группы «Seawind», которые работали над альбомами Джексона «Off
the Wall» и «Thriller».
«Speed
Demon»
«Speed
Demon» была написана и спродюсирована Джексоном в 1986 году во время сессий
записи «Bad». По словам Джонса, Майкл написал песню после того, как получил
штраф за нарушение правил дорожного движения, из-за чего он опоздал на сессию
студии звукозаписи. Песня начинается с интро гоночного автомобиля, которое было
предложено Кристофером Карреллом. Ему приписывают и другие звуковые эффекты.
«Liberian
Girl»
Джексон
написал песню «Liberian Girl» еще в 1983 году, и первоначально она должна была
быть включена в альбом «The Jackson» 1984 года, но этого не произошло. Джексон
записал песню для альбома «Bad» в 1986 году. В 1987 году, вскоре после выхода
альбома Джексон заявил в интервью журналу Jet, , что песня пришла ему в голову,
когда он был занят «игрой в пинбол», а затем он «быстро поднялся наверх», чтобы
записать ее на магнитофон, как он всегда делал с песнями, которые написал.
В песне
звучит синтезатор, на котором играет Майкл Боддикер (Michael Boddicker),
который принимал участие в записях нескольких песен на альбоме «Thriller» и
благотворительном сингле «We Are the World». Участники «The Toto» Дэвид Пейч и
Стив Поркаро, которые также ранее работали над «Thriller», занимались
программированием синтезатора. В песне также присутствует песнопение на суахили
южноафриканской джазовой певицы Летты Мбулу.
«Just
Good Friends»
«Just
Good Friends» — одна из двух песен на альбоме, которая не была написана самим
Джексоном. Песня была создана Терри Бриттеном и Грэмом Лайлом при участии Стиви
Уандера и записана в 1987 году. Ранее Уандер работал с Джексоном над альбомом
«Off the Wall», написав песню «I Can't Help It». Уандер также играет соло на
синтезаторе в песне. Майкл Джексон ответил комплиментом Стиви Уандеру, записав
песню «Get It» для альбома Уандера 1987 года «Characters».
«Another
Part of Me»
Песня
«Another Part of Me» была написана Джексоном в 1985 году для
научно-фантастического 3D-короткометражного фильма «Капитан ЭО» режиссера
Фрэнсиса Форда Копполы, который был выпущен в 1986 году. «Another Part of Me»
можно услышать в конце эпизода «Captain EO», когда главный герой и его команда
триумфально выходят и улетают в космос. Джексон перезаписал песню в 1986 году,
и было решено включить её в альбом «Bad».
«Man in
the Mirror»
«Man in
the Mirror» также является одной из двух песен на альбоме «Bad», которая не
была написана Джексоном. Песня была написана Сидой Гарретт и Гленом Баллардом в
1987 году, после того, как Джонс пригласил группу авторов песен на ужин к себе
домой, попросив их «написать хиты» для нового альбома Джексона. Гаррет придумала
строчку о человеке, смотрящемся в зеркало, а Баллард придумал мелодию; Затем в
течение недели они записали демо.
Песня была
записана вместе с «I Just Can't Stop Loving You» в мае 1987 года. Взволнованный
Гарретт позвонил Джонсу, когда тот был на встрече, сказав ему, что они
придумали хорошую песню, которая идеально подошла бы для альбома. Для записи
госпел-вокала Джонс привлек хор Андре Крауча.
«I Just
Can't Stop Loving You»
«I Just
Can't Stop Loving You» — песня в стиле баллады, написанная Джексоном и
записанная в мае 1987 года. Гарретт изначально хотел, чтобы с Джексоном дуэтом пела
Уитни Хьюстон или Барбра Стрейзанд. Стрейзанд приняла приглашение. Лейбл
Хьюстон, «Arista Records», посчитал, что для нее было «слишком рискованно»
делать коллаборацию, так как она была в процессе продвижения своего нового
альбома «Whitney». Это был первый раз со времен альбома 1979 года, когда
Джексон сотрудничал с артисткой в дуэте с Патти Остин.
«Dirty
Diana»
«Dirty
Diana» — песня в стиле хард-рок, написанная и записанная Джексоном в 1986 году.
Последний раз, когда Джексон написал рок-песню, был альбом 1982 года «Thriller»
с песней «Beat It». «Dirty Diana» была отмечена тем, что в ней есть лирические
темы, такие как у Билли Джин. Джексон поет о женщине, которой «нравятся
мальчики в группе», что может быть отсылкой к «поклонницам», которые, по его
словам, ранее любили тусоваться вокруг него и его братьев в ранние дни «Jackson
Five». В песне три куплета. Кроме того, в нем есть гитарное соло гитариста
Билли Айдола, Стива Стивенса. Концовка песни заканчивается тем, что Джексон
поет «come on» в затухание с «hey baby wontcha» в импровизации.
Видеоклипам
было уделено столь же пристальное внимание. В своих записках к видео «Bad»
Джексон отметил, что так и не был до конца доволен танцем. С движениями надо
было свыкнуться настолько, чтобы о них вообще не требовалось думать. Он должен
был раствориться в музыке, в хореографии, почувствовать их интуитивно.
Многие до
сих пор не осознают того, насколько Джексон руководил каждой мелочью в своей
работе, от хореографии и костюмов до сюжетных ходов. Во время репетиций для
видео «Smooth Criminal» он выразительно объясняет режиссеру Колину Чиверсу и
хореографу Винсенту Патерсону, какого напряжения и разрядки надеется достичь в
бридже. «Мы наращиваем напряжение до вершины, а потом низводим обратно, -
инструктировал он. – Тогда на вершине [имитирует голосом звуковой эффект,
который нужно передать] высокие струнные. Что-нибудь такое, чтобы сыграть
эмоцию, которую мы вложили [имитирует звуковой эффект]. Труба или что-нибудь
такое… Чтобы обыграть это ощущение. Я хочу, чтобы музыка передавала то, что мы
ощущаем. Она должна диктовать эмоцию, диктовать наше настроение. Мы выражаем
то, что чувствуем. Это бунт, понимаете, что я имею в виду? Мы выпускаем из себя
то, что всегда хотели сказать миру. Страсть, и гнев, и огонь!»
Много лет спустя результаты говорят сами за себя. Видеоклипы «Bad» и «Smooth
Criminal» - лучшие представители своего жанра. Песни «Man in the Mirror», «The
Way You Make Me Feel», «Dirty Diana», и «Another Part of Me» остаются
выдающимися в богатом каталоге Джексона. Услышать ремастер Bad, который будет
выпущен 18 сентября, это настоящее удовольствие и еще одно напоминание об
исключительности этого альбома. Вслушайтесь в движение его басовых линий, в его
слои ритма, в вокальные эксперименты, в образные истории, характерные
восклицания и выдуманную лексику, в его чистую энергию и радость. Это образец
динамичной поп-музыки и, наряду с работами Принса, один из лучших дисков 80-х.
«Bad» –
портрет артиста на пике возможностей: смелого, вдохновенного, уверенного. И теперь,
как и тогда, «весь мир должен держать ответ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий