Авангард
Спейс-рок
Психоделический
рок
Экспериментальная
музыка
Двойной четвёртый альбом Pink Floyd, выпущенный 7 ноября 1969 года лейблом «EMI – Harvest» в Соединенном Королевстве и на «Capitol – Harvest» - в США. Первая пластинка - это концертный альбом с обычным репертуаром Пинк Флойд того времени. Вторая пластинка - студийный альбом, состоящий из индивидуальных композиций каждого члена группы.
«Ummagumma»
- единственный концертный альбом Пинк Флойд в их классическом составе,
следующий вышел больше 20 лет спустя - "Delicate Sound of Thunder",
но уже без Роджера Уотерса. Весь плодотворный период концертной деятельности
группы, в итоге оказался зафиксирован только на бутлег-альбомах. Концертную
часть «Ummagumma» продюссировала сама группа, а студийную - Норман Смит.
Кстати, Флойды задумали записать и больше не играть материал, записанный на
концертной пластинке, но композиции имели большой успех, публика хотела слышать
их вживую, так что они еще продержались в репертуаре Pink Floyd некоторое
время.
«Ummagumma» - первый релиз Пинк Флойд на лейбле Harvest, который в то время только создала EMI для продвижения исполнителей прогрессивной и экспериментальной музыки. Кроме Флойдов, Harvest занимался в то время Deep Purple и The Move.
НАЗВАНИЕ
Существует
предположение, будто Ummagumma означает "секс" на слэнге кембриджских
студентов той эпохи. Его обычно употреблял один из друзей Пинк Флойдов,
подрабатывавший у них роуди, Иэн "Эмо" Мур. Он обычно говаривал:
"Ну я пошел домой немножко "поаммагаммить"." Сами пинк
флойды утверждают, что Ummagumma -простая абракадабра и ничего не означает.
ИСТОРИЯ
Хотя на
конверте написано, что концертный материал записан в июне 1969, первая
пластинка была записана частично в клубе Mothers, г. Бирмингем, Англия 27
апреля 1969, частично - в манчестерском торговом колледже 2 мая 1969. В
студийную часть альбома изначально предполагалось поместить записанную на
концерте "Interstellar Overdrive" (из первого альбома The Piper at
the Gates of Dawn (1967). Пинк Флойды даже раздали многим друзьям, в том числе
Джону Пилу, тестовые штамповки этого варианта пластинки. Но в последний момент
список песен переиграли. Может потому что не влезала по времени. Скорее всего,
не желая иметь проблем с авторскими (весь первый альбом записывался с Сидом
Барретом, здесь итак была одна его вещь - "Astronomy Domine").
На
студийной части альбома Ричард Райт предложил дать простор для творчества
каждому из четырех членов команды. В итоге, на пластинке равномерно
распределились композиции Райта и Уотерса - на первой стороне, Гилмора и
Мэйсона - на второй. Хорошенькое название придумал для своей композиции Уотерс:
«Несколько
видов маленьких, покрытых мехом животных собрались вместе в пещере и балдеют с
пиктом".
Пикты -
одна из народностей, некельтского происхождения, окупировавшая Британские
острова в VIII-X веках. Странный хаотичный монолог, произносимый по ходу этой
пьесы, не имеет никакого отношения ни к парнокопытным животным, ни к пиктам.
Зато песня полна всевозможных тайных записей. Если прокрутить эпизод 4:32 -
4:33 в два раза медленнее, то в правой колонке слышится голос Дэвида: "Это
довольно авангардно, не так ли?" А если проиграть ее в дав раза быстрее,
вы услышите голос Роджера: "Принеси мою гитару". Кроме того, в песне
в разных местах записан женский голос, кашель Райта и прочие звуки.
Мэйсон
назвал свою пьесу "Вечер в саду Большого Визиря", прочитав светскую
хронику о торжественном вечере в саду, данном Королевой по какому-то случаю.
Мэйсон,
вспоминая про «Ummagumma»:
«Это
абсолютно не пинкфлойдовский альбом. Концертная часть звучит сегодня
удивительно антикварно, хотя сам факт выступления Пинк Флойд в бирмингемском
Mothers считался по тем временам большим событием. Мы тогда искали новые
способы конструирования альбома, хотя я думаю, что он прекрасно демонстрирует,
что вместе - мы гораздо лучше, чем по частям. EMI в то время была очень
замшелая контора, там всё ещё рулили парни в белых пальто. Когда я хотел
смонтировать сам свои пленки, один из студийных менеджеров не разрешил, заявив,
что я не член профсоюза».
ОБЛОЖКА
Над
обложкой работал Сторм Торгерсон из дизайн-группы Hipgnosis. На лицевой стороне
изображены члены группы и картина на стене, повторяющая эту сцену с эффектом
рекурсии. Только музыканты, вопреки эффекту, возникают при каждом повторе в
разных позах. После четырех повторов, в самой маленькой пятой сцене, вместо
этой картины, висит обложка предыдущего альбома «Pink Floyd - A Saucerful of
Secrets» (1968).
Лицевая
сторона обложки имела различия в британском, американско-канадском и
австралийском вариантах. Около сидящего на табурете Гилмора стоит, прислоненный
к стене конверт с пластинкой. В британском варианте - это обложка
альбома-мюзикла Gigi (1958). Ее поместили не потому, что кто-то из Флойдов был
большим поклонником этого мюзикла, а просто для отвода глаз. Просто чтобы
вызвать бессмысленные гадания: "Что это? Зачем и почему это?" В
американско-канадских версиях эту обложку закрасили белым, дабы избежать
копирайтных придирок. В Австралии поступили проще - закрасили эту пластинку
вовсе, так что от нее ничего не осталось.
На
обратной стороне изображены роуди Алан Стайлз и Питер Уоттс с оборудованием
группы по дороге в лондонский аэропорт Биггин Хилл. Эту идею предложил Ник
Мэйсон. Она как бы пародирует популярные в то время иллюстрации военных
самолетов, изображавшихся в полном боевом снаряжении. Этот самый Уоттс - отец
американской актрисы Наоми Уоттс. Его голос, кстати, можно услышать в «The Dark
Side of the Moon» - это он так заразительно смеется в песнях «Speak to Me» и «Brain
Damage».
Изображенное
на обложке оборудование оказалось разворовано после выступления Pink Floyd 16
мая 1970 в зале «The Warehouse» в Новом Орлеане, так что пришлось отменить все
остальные концерты в США. Если учесть, что 31 января 1970-го в этом же «Warehouse»
("Товарный склад") арестовали прямо в начале концерта музыкантов
группы Grateful Dead за хранение наркотиков, то понятно, что за Нью-Орлеаном
закрепилась дурная слава, и многие рок-группы саботировали приезжать туда всю
первую половину 1970-х. А Пинк Флойд и вовсе зареклись там появляться.
«Ummagumma»
стал первым для Флойдов альбомом, попавшим в первую сотню альбомов в США (№
74), у себя на родине альбом был популярнее и поднялся на 5-ое место.
КРИТИКА
После
релиза «Ummagumma» получил положительные отзывы. «International Times» была
особенно положительно настроена по отношению к концертному альбому, а рецензент
описал его как «вероятно, одну из лучших концертных записей, которые я
когда-либо слышал». Журнал «Stylus Magazine» был очень позитивно настроен по
отношению к альбому, заявив, что концертный альбом был «интуитивным документом
склонности раннего Флойда к атмосферному, энергичному джему», и что студийный
альбом «каким-то образом выходит за пределы своей раздробленной конструкции,
чтобы сделать заявление о полноценном альбоме».
Тем не менее, сама группа пренебрежительно и критически относилась к этой своей работе. Вспоминая альбом в более поздние годы, Уотерс сказал: «Ummagumma — какая катастрофа!», в то время как в 1995 году Гилмор описал альбом как «ужасный». В интервью 1984 года Мейсон сказал: «Я думал, что это было очень хорошее и интересное маленькое упражнение, в котором все поучаствовали понемногу. Но я по-прежнему считаю, что это довольно хороший пример того, что сумма оказалась больше, чем части ...» Позже он назвал это «неудачным экспериментом», добавив, что «самое главное то, что мы не сделали этого снова». Мало того, что группа была критически настроена по отношению к релизу, многие ретроспективные рецензенты дали ему смешанные или отрицательные оценки, такие как «Rolling Stone» и «MusicHound», которые присудили альбому оценку 2,5 из 5, в то время как «Paste», рецензируя переиздание 2011 года, описал альбом как «рок-избыток худшего рода». Роберт Кристгау предположил, что «гипнотические мелодии» альбома сделали его «восхитительной записью, под которую можно заснуть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий