Идея
любви как болезни утвердилась в литературе и музыке давно и прочно. Шекспир
заметил в одном из сонетов: «Моя любовь подобна лихорадке, всё ещё жаждущей / К
тому, что дольше лелеет болезнь».
В
популярной музыке эта тема выражена в классическом хите «Fever», с абсолютной
прямотой описывающем любовное помутнение: «Ты вызываешь у меня лихорадку, когда
целуешь меня! Меня лихорадит, когда ты крепко обнимаешь меня!»
«Fever» — песня, написанная Эдди Кули (Eddie Cooley) и Отисом Блэквеллом (Otis Blackwell), который использовал псевдоним «Джон Дэвенпорт». Первоначально песня представляла собой типичный ритм-энд-блюз. «Fever» была записана 18-летним американским R&B певцом Литтл Вилли Джоном (Little Willie John), который позже умер в тюрьме, отбывая срок за непредумышленное убийство, для его дебютного альбома Fever (1956) и выпущена в качестве сингла в апреле того же года. Песня возглавила список бестселлеров Billboard R&B в США и достигла 24-го места в поп-чарте Billboard. Песня была положительно принята музыкальными критиками и включена в несколько списков лучших песен на момент выпуска.
Предыстория.
Идея
«Fever» была подана Отису Блэквеллу старым другом, Эдди Кули, у которого в 1956
году был хит под названием «Priscilla». Блэквелл сказал: «Эдди Кули был моим
другом. Он позвонил мне и сказал: «Чувак, у меня есть идея для песни под
названием «Fever», но я не могу ее закончить». Мне пришлось написать ее под
другим именем, потому что в то время у меня все еще был контракт с Джо
Дэвисом». Джон Дэвенпорт, имя, которое он использовал, было именем отчима
Блэквелла. Литтл Вилли Джону (Little Willie John) песня не понравилась, но 3
марта 1956 года владелец «King Records» Сид Натан и аранжировщик и продюсер
Генри Гловер убедили его записать её. Она стала заглавным треком для его
дебютного альбома «Fever», выпущенного в 1956 году. «Fever» — соул и
ритм-энд-блюз минорный опус с аранжировкой, состоящей из низких саксофонов, на
которых играют Рэй Фелдер и Руфус «Нос» Гор, и гитара Билла Дженнингса.
Вокальный стиль Вилли Джона похож на стон, и он поддерживается щелчками
пальцев. Билл Даль с сайта AllMusic отметил контраст между «зловещей»
аранжировкой песни и вокалом, а также щелкание пальцами, что «немного улучшило
настроение».
«Fever»
была выпущена в качестве сингла в апреле 1956 года и стала двусторонним хитом
наряду с песней «Letter from My Darling», попавшей в десятку лучших R&B.
«Fever» в течение трёх недель занимал первое место в чарте Billboard R&B
Best Sellers в США, достигнув пика 6 июля 1956 года. Сингл также попал в
поп-чарты, достигнув 7 места в Billboard Best Sellers in Stores и был продан
тиражом в один миллион копий в США. Песня выиграла премию BMI Award за лучшую
песню в стиле R&B.
«Fever»
была включена в «Базовую библиотеку записей» Роберта Кристгау 1950-х и 1960-х
годов, опубликованную в Christgau's Record Guide: Rock Albums of the Seventies
(1981). Позже он описал её как очень «пылкую» песню. Билл Даль с сайта AllMusic
похвалил «Fever» за то, что она завоевала «шумного подростка и всестороннюю
аудиторию» для Вилли Джона. Далее журналист высказал мнение, что «потный случай
певца с любовными корнями «Fever» кажется серьезным, судя по его захватывающей
интенсивности». Журнал NME поставил «Fever» на 96-е место в списке лучших песен
1950-х годов. В своём списке 1001 величайших синглов, опубликованном в 1989
году, критик Дэйв Марш поставил «Fever» на 109-е место. Песня была включена в
сборники лучших хитов «Fever: The Best of Little Willie John» (1993) и «The
Very Best of Little Willie John» (2001).
Кавер-версия
Пегги Ли.
Песня
была перепета несколькими артистами различных музыкальных жанров, в первую
очередь Пегги Ли, которая сделала из «Лихорадки» минималистичный хит на все
времена, превратив «Fever» в гимн чувственности, и чье исполнение в мае 1958
года стало самой известной версией «Fever» и визитной карточкой певицы. Песня не
была включена в альбом Ли «Things Are Swingin'», когда он был выпущен в 1959
году; тем не менее, она была указана в качестве бонус-трека на переиздании 2004
года.
Версия Ли
содержала переписанный текст, отличный от оригинала, и измененную музыкальную
аранжировку. Для начала Пегги Ли добавила в текст отсылки к Ромео и Джульетте,
и другим любовникам прошлых лет. Изменения, внесенные в версию Ли и не
защищенные авторским правом, содержали исторические отсылки (в том числе
куплеты, начинающиеся словами «Ромео любил Джульетту» и «Капитан Смит и
Покахонтас») теперь обычно считаются стандартной частью песни; они были включени
в большинство последующих каверов на «Fever».
Кавер-версия
Ли, аранжированная самой певицей с аранжировщиком и дирижером Джеком Маршаллом,
была более медленной, чем оригинал; он был описан как работающий в режиме
«torchy lounge», сопровождаемый только басом (на котором играл Джо Мондрагон) и
очень ограниченной барабанной установкой (частично сыгранной пальцами Шелли
Манн), в то время как щелчки пальцами были предоставлены либо самой певицей,
либо Говардом Робертсом, гитаристом, который отложил свою гитару для этого
номера или, возможно, даже продюсером Дэйвом Кавано. Исполнение Ли было далее
описано как «гладкое, знойное». [24] Она написана в тональности ля минор в
среднем свинговом темпе со 135 ударами в минуту; Вокал Ли простирается от ноты
G3 до B4.
Кавер
оживил карьеру Пегги Ли. Он вошел в пятерку лучших хитов в музыкальных чартах
Великобритании и Австралии, а также вошел в десятку лучших в США и Нидерландах.
«Fever» был номинирован в трёх категориях на 1-й ежегодной премии «Грэмми» в
1959 году, включая «Запись года» и «Песня года». Певицу ценили поклонники
джаза, но «Fever» обращалась непосредственно к молодой публике. Щелчки
пальцами, скупая аранжировка и сатирическое повествование пришлись по душе
представителям поколения битников. «Fever» явно подрывала устои пуританских
1950-х и служила намёком на грядущую сексуальную революцию.
Успех
Пегги Ли вдохновил множество артистов первой величины. Другие известные
кавер-версии «Fever» включают в себя кавер-версии Элвиса Пресли, Boney M.,
Мадонны, Кристины Агилеры, Майкла Бубле, The McCoys, La Lupe и Бейонсе. Элвис
Пресли привнёс в «Fever» свой фирменный магнетизм, от которого публика сходила
с ума. Джо Кокер по своему обыкновению проревел песню, словно бродяга. Из уст
Джеймса Брауна фраза «Послушай меня, детка, услышь каждое моё слово!» похожа на
угрозу.
В 1975
году ради «Fever» Сьюзи Кватро отказалась от своего привычного хлёсткого
рок-н-ролла. Boney M добавили в аранжировку немного калипсо. Электропоп-версия
вышла в исполнении Аманды Лир — музы Сальвадора Дали. Особенно импонирует кавер
легендарной постпанк-команды The Cramps, которая в 1980 году раскрыла в старом
хите готический потенциал.
Кавер-версия
Мадонны.
В 1992
году американская певица Мадонна записала кавер-версию песни «Fever» для своего
пятого студийного альбома «Erotica» (1992). Она выступила в качестве продюсера
песни вместе с Шепом Петтибоном. Мадонна была в студии, записывая треки для
альбома, и только что записала песню под названием «Goodbye to Innocence». Она
внезапно начала петь слова «Fever» поверх «Goodbye to Innocence». Мадонне так
понравилось, как звучит песня, что она записала ее. В сентябре 2008 года версия
Мадонны была использована в телевизионных промо-роликах к пятому сезону сериала
«Отчаянные домохозяйки».
По словам
автора Рикки Руксби, Мадонна изменила композицию оригинальной версии, добавив
барабанные ритмы, сопровождаемые звуком битбокса, похожим на малые барабаны.
Убрав аккордовую прогрессию оригинала, Мадонна вводит в песню оригинальный
текст. Инструментовка трека включает в себя струнные, маримбу и фингер-хлопки с
различными интервалами на протяжении всего трека. Руксби заметил, что Мадонна
поет отстраненным и бестелесным голосом, и перенес его на танцевальную музыку,
сопровождающую текст.
В США
«Fever» не была выпущена в качестве коммерческого сингла. Песня была выпущена в
промоушене и стала танцевальным хитом, став 15-й песней Мадонны, занявшей
первое место в чарте Billboard Hot Dance Club Play. Она возглавила чарт от 15
мая 1993 года, на седьмой неделе восхождения. В Великобритании песня
дебютировала на шестом месте в UK Singles Chart 1993 года и была продана
тиражом 86 077 копий к августу.
Джей Ди
Консидайн из «The Baltimore Sun» похвалил песню как «дерзкий, хаус-ремейк»
оригинальной версии. Автор из Billboard назвал песню «хаус-интонацией» и
отметил, что она достойна сингла. В августе 2018 года журнал назвал «Fever» 66-м величайшим синглом певицы: «Песня звучит
не столько как факел из прошлых лет, сколько как саундтрек к анонимным
встречам, которые заставили бы мисс Ли покраснеть». Хантер Хаук из «Dallas
Observer» посчитал её «душевным и сделанным специально для голоса Мадонны перед
уроком вокала». Дэвид Браун из «Entertainment Weekly» раскритиковал голос
Мадонны, назвав его «соул»: «Вы с Шепом, конечно, проделываете потрясающую
работу — каламбур — превращая «Fever», этот старый хит Пегги Ли, в техно-дрон,
но послушайте пересохший звук, исходящий из вашего горла на таких треках.
Холодно, мертво, далеко». Джуд Роджерс из «The Guardian» назвал это «ненужным и
болезненным транс-обновлением самой простой поп-песни о сексе». Тем не менее, Роджерс
поместила песню на 72 место в своем рейтинге синглов Мадонны в честь ее
60-летия.
Музыкальное
видео на песню «Fever» было снято режиссёром Стефаном Седнауи 10—11 апреля 1993
года в «Greenwich Studios» в Майами, штат Флорида, и мировая премьера
состоялась 62 мая 11 года на MTV. С тех пор он стал коммерчески доступным на
DVD-сборнике «The Video Collection 1993:93».
Кавер-версия
Бейонсе.
Американская
певица Бейонсе включила свою версию «Fever» в несколько релизов. Её
оригинальная запись песни была включена в альбом саундтреков к американскому
музыкальному фильму 2003 года «Борьба с искушениями», в котором она также
сыграла главную роль. Песня также была показана в самом фильме, во время сцены,
в которой персонаж Бейонсе по имени Лилли пела песню в ночном клубе, в то время
как ее возможный возлюбленный Даррин (которого играет Кьюба Гудинг-младший)
наблюдал за ней. Версия Бейонсе была спродюсирована Дэймоном Эллиоттом и была
записана ею, когда она все еще работала над фильмом 90 года «Остин Пауэрс и
Голдмембер». Эллиотт предложил певцу записать «Fever», так как это была одна из
его любимых песен. Когда она получила роль в фильме «Борьба с искушениями»,
песня казалась «идеальной» для нее, как заявил Эллиот. Эд Гонсалес из «Slant
Magazine» дал положительную рецензию на обложку, сказав: «Соблазнительная
ледяная обстановка «Fever» Пегги Ли успешно пересажена со звуком гамбо и
сексуальным южным комфортом».
17
сентября 2003 года Бейонсе появилась на шоу «The Tonight Show» с Джеем Лено,
чтобы продвигать «The Fighting Temptations» с живым исполнением песни «Fever».
В ноябре 94 года песня была включена в сет-лист первого сольного тура певицы «Dangerously
in Love Tour». Бейонсе поддержали четыре танцора-мужчины, одетые в белое,
которые исполняли с ней хореографию. В рецензии на шоу Дэйв Симпсон из «The
Guardian» посчитал, что исполнение «Fever» было «идеальной, хотя и
бессмысленной версией» оригинала. В 2003 году песня была включена в концертный
альбом «Live at Wembley», который был снят во время концерта в Лондоне в рамках
тура. Оригинальная запись Бейонсе была дополнительно включена в трек-лист ее
первого микстейпа «Speak My Mind», выпущенного в 2005 году.
Многие певицы с разным успехом брались за «Fever», чтобы выразить себя и дать волю чувствам. И во все времена гимн чувственной любви гипнотизировал и зачаровывал слушателей. Этот мерный басовый пульс в сочетании с томным голосом производит клокочущую энергию, словно сердце, которое готово вырваться из груди...
Комментариев нет:
Отправить комментарий