Американская джазовая пианистка, композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Тосико Акиёси (Toshiko Akiyoshi) получила четырнадцать номинаций на премию «Грэмми» и стала первой женщиной, получившей награды «Лучший аранжировщик» и «Композитор» в ежегодном опросе читателей журнала Down Beat. В 1984 году она стала героиней документального фильма «Джаз — мой родной язык», в 1996 году опубликовала свою автобиографию «Жизнь с джазом». В 1997 году Акиёси была награждена Медалью Почёта с пурпурной лентой, а в 2004 удостоилась ордена Восходящего солнца 4 степени. В 2007 году Национальным фондом искусств США Акиёси была признана NEA Jazz Master.
Биография
Тосико Акиёси
родилась в Ляояне, Маньчжурия, в семье японских колонистов, младшая из четырех
сестер. В 1945 году, после Второй мировой войны, семья Акиёси потеряла свой дом
и вернулась в Японию, поселившись в Беппу. В возрасте семи лет Тосико научилась
играть на пианино, а в 16 лет уже играла в клубах для американских солдат. Местный
коллекционер пластинок познакомил ее с джазом, включив пластинку с Тедди
Уилсоном, играющим «Sweet Lorraine». Девушке сразу понравилось звучание, и она
начала изучать джаз и импровизировать, слушая записи. В 1952 году Акиёси
сформировала свою собственную группу, в которой играл, в частности, Садао
Ватанабэ.
В 1952
году, во время гастролей по Японии, пианист Оскар Петерсон услышал игру Тосико в
клубе на Гиндзе. Петерсон был впечатлен игрой Акиёси и убедил своего продюсера
Нормана Гранца записать её. В 1954 году под руководством Гранца она записала
свой первый альбом с ритм-секцией Петерсона: Херб Эллис на гитаре, Рэй Браун на
контрабасе и Джей Си Херд на барабанах. Альбом был выпущен под названиями «Toshiko's
Piano» в США и «Amazing Toshiko Akiyoshi» в Японии.
Акиёси
изучала джаз в Музыкальной школе Беркли в Бостоне. В 1955 году она написала
письмо Лоуренсу Берку, попросив его дать ей шанс учиться в его школе. После
года препирательств с Госдепартаментом и японскими чиновниками Берк получил
разрешение на поступление Акиёси. Он предложил ей полную стипендию и отправил
ей по почте билет на самолет до Бостона. В январе 1956 года она стала первой японской
студенткой в Беркли. Вскоре после этого, 18 марта 1956 года, она появилась в
качестве участницы телевизионного шоу CBS «What's My Line?». В 1998 году Акиёси
была удостоена почетной степени доктора музыки в Беркли, к тому времени
известном как Музыкальный колледж Беркли.
После
приезда в Америку Акиёси столкнулась с некоторыми трудностями из-за своего
японского происхождения. Некоторые из ее слушателей видели в ней скорее
странность, чем талантливого музыканта, японскую девушку, играющую джаз в
Америке. По словам Акиёси, часть ее успеха была связана с тем, что она была
странной, сказав в интервью LA Times: «В те дни японская женщина, играющая как
Бад Пауэлл, была чем-то новым. Так что всё внимание прессы ко мне было не
потому, что я была настоящим музыкантом... а потому, что я была странной».
В то время
она играла в клубе Джорджа Уэйна «Storyville Club», записывалась с Роем
Хейнсом, Эдом Тигпеном, Полом Чемберсом и Оскаром Петтифордом и играла на
джазовом фестивале в Ньюпорте.
В 1959
году Акиёси вышла замуж за саксофониста Чарли Мариано, с которым играла в
нескольких группах (Toshiko-Mariano Quartet). У пары родилась дочь Мичиру. В
1962 году Акиёси играла с Чарльзом Мингусом («Town Hall Concert»), а затем
уехала в Японию на три года. Вернувшись в Нью-Йорк в 1965 году, она некоторое
время работала на радио.
Тосико и
Мариано развелись в 1967 году. В том же году она познакомилась с саксофонистом
Львом Табакиным, за которого вышла замуж в 1969 году. Акиёси, Табакин и Мичиру
переехали в Лос-Анджелес в 1972 году. В марте 1973 года Акиёси и Табакин
сформировали биг-бэнд из 16 человек, состоящий из студийных музыкантов. Акиёси
сочиняла и аранжировал музыку для группы, а Табакин играл на тенор-саксофоне и
флейте в качестве приглашенного солиста группы. В 1974 году группа записала
свой первый альбом «Kogun». Название, которое переводится как «армия одного
человека», было вдохновлено историей о японском солдате, потерянном на 30 лет в
джунглях, который верил, что Вторая мировая война все еще продолжается, и
поэтому остался верен императору. «Kogun» был коммерчески успешен в Японии, и
группа начала получать признание критиков.
В 1982
году пара переехала в Нью-Йорк и собрала джазовый оркестр «Toshiko Akiyoshi
Jazz Orchestra featuring Lew Tabackin». Акиёси гастролировала с небольшими
группами, чтобы собрать деньги для своего биг-бэнда. Годы спустя, «BMG»
продолжала выпускать записи биг-бэнда в Японии, но по-прежнему скептически
относилась к выпуску их музыки в Соединенных Штатах, хотя Акиёси смогла
выпустить несколько альбомов в сольном и небольшом комбо-исполнении в США.
В
понедельник, 29 декабря 2003 года, группа отыграла свой последний концерт в
Birdland в Нью-Йорке, где Акиёси регулярно выступала по понедельникам в течение
более семи лет. Тосико объяснила, что она распустила ансамбль, потому что была
расстроена своей неспособностью получить американские контракты на запись
биг-бэнда. Она также сказала, что хотела бы сосредоточиться на игре на фортепиано,
от которой она отвлекалась годами сочинения и аранжировки. 24 марта 2004 года «Warner
Japan» выпустила окончательную запись биг-бэнда Акиёси. Альбом под названием «Last
Live in Blue Note Tokyo» был записан 28—29 ноября 2003 года.
В 2007
году она записала свою барабанную конференцию (первоначально написанную для
японских барабанщиков) и свою песню «Let freedom swing» (основанную на текстах
Элеоноры Рузвельт).
Музыка
В музыке Акиёси
отчетливо присутствует Японское наследие, что отличает ее композиции от других
джазовых музыкантов. Когда в 1974 году умер Дюк Эллингтон, Нат Хентофф написал,
что музыка Эллингтона отражает его африканское наследие, чем вдохновил Акиёси на
изучение своего японского музыкального наследия. Она сочиняла музыку, используя
японские темы, гармонии и инструменты (коцудзуми, какко, утай, цугару сямисэн).
Но ее музыка прочно укоренилась в джазе, отражая влияние Дюка Эллингтона,
Чарльза Мингуса и Бада Пауэлла.
Один из
рецензентов концертного альбома «Road Time сказал», что музыка на альбомах
биг-бэнда Акиёси продемонстрировала «уровень композиторской и оркестровой
изобретательности, который сделал ее одним из, возможно, двух или трех
композиторов-аранжировщиков в джазе, чье имя можно было бы всерьез упомянуть в
компании Дюка Эллингтона, Эдди Саутера и Джила Эванса».
В 1999
году к Акиёси обратился буддийский священник Кюдо Накагава, который попросил ее
написать пьесу для его родного города Хиросимы. Он прислал ей несколько
фотографий последствий ядерной бомбардировки. Ее первой реакцией был ужас. Она
не могла понять, как можно сочинить музыку, рассказывающую об этом событии.
Наконец, она нашла фотографию молодой женщины, выходящей из подземного убежища
со слабой улыбкой на лице и поняла: главное послание, заключенное в её музыке -
надежда. Помня об этом, она написала сюиту из трех частей «Хиросима: Восстание
из бездны». Премьера состоялась в Хиросиме 6 августа 2001 года, в 56-ю
годовщину бомбардировки Хиросимы. Сюита из Хиросимы вошла в альбом 2002 года «Hiroshima
— Rising from the Abyss».
Комментариев нет:
Отправить комментарий