ИСТОРИЯ «АРИЭЛЯ»
НАЧИНАЛАСЬ 35 ЛЕТ НАЗАД
Москва.
«Ариэль», весна 2002-го. Юбилей легендарной музыкальной группы из Челябинска
отмечали в Москве. Именно здесь, в столице, «Ариэль» стал известным на всю
страну, выступив однажды на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В жанр
вокально-инструментальных ансамблей страны ребята внесли свежесть и энергетику
с элементами рок-музыки.
В отличие
от многочисленной армии советских ВИА с большими составами, «ариэлевцы» были
всегда вшестером. Великолепные голоса и звонкие гитары сразу привлекли
слушателей. «Ариэль» вышел из художественной самодеятельности, а к середине
70-х стал профессиональным коллективом. Тогда в стране было немало любительских
рок-групп, выступающих под разными названиями, однако выйти на большую сцену
удалось не многим. Славный «Ариэль» из уральской глубинки смело заявил, что это
возможно, если идти путем многочасовых репетиций и упорства. Подобно «Битлз»,
завоевавшим сердца миллионов, они в разных уголках Советского Союза сводили с
ума своих поклонников и поклонниц. На юбилейном концерте в ГЦКЗ «Россия» звучали
знакомые и любимые песни — «Старая пластинка», «Уходишь ты», «В краю магнолий»,
«На острове Буяне» ...
Как
приятны были поздравления от коллег: «Веселых ребят», -Землян», «Самоцветов»,
Олега Митяева, Зураба Соткилавы, Надежды Бабкиной, «Экс-ББ» и «Аракса».
Вспомните современный ди-джеевский микс со «Старой пластинкой», он тогда стал
хорошим поздравлением в юбилейной программе «Ариэль» — дорога длиной в 35».
Знакомые хиты и образ Бабы-Яги невольно возвращал наши воспоминания в 70-е,
когда с афиш и конвертов виниловых грампластинок смотрели шестеро
жизнерадостных улыбающихся юношей.
Вот они: Валерий Ярушин — руководитель, композитор, бас-гитарист и вокалист, Лев Гуров — гитарист, вокалист и композитор, Сергей Шариков — клавишные, композитор, Борис Каплун — ударные, скрипка и вокал, Ростислав Гепп — рояль, флейта, вокал и композитор, Сергей Антонов — соло-гитара. Вот такой он — звездный «Ариэль» — нам запомнился и полюбился. Помнится, в те годы музыканты мечтали о будущем, о том времени, когда их дети будут продолжать традиции и выступать под славным именем ансамбля «Ариэль». Похоже, вечная молодость у коллектива сохранилась и продолжается сегодня новыми свершениями. Несмотря на то, что творческие дороги у музыкантов разошлись, — жизнь у «Ариэля» продолжается. И это здорово!
ВАЛЕРИЙ
ЯРУШИН — БАСИСТ И БАЯНИСТ
Яркий и
талантливый музыкант и руководитель «Ариэля» Валерий Иванович Ярушин родился 12
июня 1949 года. В детстве увлекался игрой на гармошке. Уже потом, когда ездил с
«Ариэлем», часто брал в дорогу свою любимую «хромку». Она заменяла ему порой
рояль, который не везде «оказывался в кустах». Был даже случай, когда в одной
из челябинских деревень пришлось играть на свадьбе. Какой там рояль! Тогда его
гармошка пригодилась и выручила «Ариэль». С пяти лет стал играть по слуху
любимые мелодии. Очень полюбил народные песни. В восемь поступил в музыкальную
школу по классу баяна. По своим дарованиям мог стать великолепным театральным
актером. Только вот любовь к музыке направила Валерия в свой жанр, где были
«Битлз» и рок-н-ролл. Юный музыкант прекрасно играет на баяне и с успехом оканчивает
музыкальное училище по классу народных инструментов. Создает свой первый
коллектив «Джаз-балалайка 2», а потом успешно участвует в самодеятельной
челябинской группе «Аллегро». В качестве бас-гитариста и вокалиста вместе с
коллективом играет на танцплощадках родного города. Валерий и сам пробует
заниматься сочинением музыки. Кроме этого поет песни из репертуара любимых
битлов. Впрочем, об этом и о том, как в то время нелегко было быть
руководителем уже известного профессионального ансамбля, Валерий расскажет в
своей книге «Путешествие на планету «Ариэль». Его сходство с великим Джоном
Ленноном в свое время заметили сами англичане. Ходил по Челябинску анекдот.
Стоит Джон Леннон у зеркала. Смотрит на себя в очках и без очков. Потом другим
из «Битлз» говорит: «Ребята, как похож я на Ярушина».
Валерий
уже в 2000 г. устроил в Челябинске музыкальный фестиваль «Битловские
посиделки». На нем выступали лучшие творческие коллективы города, которые пели
песни из репертуара битлов. Валерий Иванович также стал инициатором таких
вечеров как в Москве, так и в Питере. Именно его стараниями в Челябинске
переименовали одну из улиц — Советскую — в Леннона. Музыкант принимал участие в
битловских фестивалях в Англии и Австралии. Сегодня — энтузиаст и вершитель
идей — Валерий Ярушин продолжает работать в крупной форме рок-оперы.
КАК
РОДИЛСЯ «АРИЭЛЬ»
Замечательный
коллектив сформировался в Челябинске, на базе трех музыкальных рок-групп,
игравших на танцевальных молодежных вечерах По примеру венгерской группы
«Омега», которая образовалась из музыкантов двух коллективов — «Бергенди» и
«Иллеш». И кто знает, может быть, так и играли бы... Из группы «Аллегро» пришли
Валерий Ярушин — баянист, басист и вокалист. Борис Каплун — барабанщик,
вокалист и скрипач по образованию. Ростислав Гепп — пианист, флейтист и
вокалист. В другой самодеятельной группе «Пилигримы» играли Сергей Шариков —
серьезный музыкант симфонист с дирижерско-хоровым образованием, играющий на
электрооргане «Вейльтместер». Также из этого коллектива пришел не поющий соло-гитарист
Сергей Антонов (однофамилец известного тогда композитора). Самодеятельный
«Ариэль» также выступал на танцах в Челябинске. Название ребята выбрали себе по
персонажу из рассказа писателя-фантаста Александра Беляева. В его составе тогда
играли Лев Гуров — ритм — гитара и вокал, Леонид Фидельман — бас-гитара, Лев
Ратнер — электроорган и рояль, Валерий Паршуков — соло-гитара, Виктор
Колесников — ударные, Виктор Липченок — лидер-гитара. Ребята учились в
Челябинском Политехническом институте и в 1967 г. решили собраться и взять в
руки музыкальные инструменты. Создателем и первым руководителем ансамбля стал
студент Валерий Паршуков. По воспоминаниям Льва Гурова первое выступление
состоялось на Новый год в центральной городской больнице Челябинска. Записей
того времени не сохранилось, «Ариэль» исполнял тогда модные зарубежные, а также
свои песни. В 1970 г. ребята из первого состава окончили институт и разошлись,
музыкальная группа распалась, каждый занялся своим делом, работая по выбранной
профессии. Вот как исторически сложился потом тот состав коллектива «Ариэль»,
принесший ему всесоюзную известность. На вечеринке челябинских музыкантов 7
ноября 1970 года решили собраться под известным среди городской молодежи
названием — так еще раз появился уже знакомый по пластинкам и телеэкранам
ансамбль «Ариэль». За одним столом было решено всем вместе продолжать музыкальную
традицию. Лева Гуров, Валера Ярушин, Стае Гепп, Сергей Шариков, Боря Каплун,
Сережа Антонов — «Ариэлевцы» с музыкальным образованием. Базой «Ариэля» стал
городской дворец культуры железнодорожников. Руководителем выбрали
двадцатилетнего Валерия Ярушина. Ребята играли на свадьбах и танцах. Мечтали о
музыкальных конкурсах, которые проходили по стране. Первый шаг, будучи
самодеятельным, был сделан на зональном телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем
таланты» в 1971 году. Здорово в зональном туре спели «Ой, мороз, мороз». Тогда
до финала не дотянули и уступили ташкентскому ансамблю «Ялла». А вот по
телевизору их показали именно тогда.
ПЕРВЫЙ
УСПЕХ И «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ» В ГОРЬКОМ
Первый
всесоюзный успех был на рок-фестивале «Серебряные струны» в Горьком. Сегодня
город физиков-ядерщиков переименован в свое прежнее первое историческое
название — Нижний Новгород. Это было в декабре 1971 года. Когда приехали на
фестиваль и увидели такие известные имена, как московские «Скоморохи»
Александра Градского, и ленинградские «Аргонавты» с Александром Розенбаумом, то
даже репетировать не стали, решили, что в такой музыкальной палитре останутся
не замеченными. На самом деле, когда исполнили народную песню «Отставала
лебедушка» в своей оригинальной обработке, услышали громкий шквал
аплодисментов. Вступление в «Лебедушке» было из «Дип пепл», а мелодия,
звучавшая всегда в мажоре, была оригинально переделана в минор. Затем — «Ничто
в полюшке не колышется» и «Ой, мороз, мороз». Жюри единогласно присвоили челябинскому
«Ариэлю» первую премию. Александр Градский высказал ребятам слова напутственных
пожеланий и посоветовал в песне «Отдавали молоду», в конце сделать вокальный
прием, подобно «зеппелиновскому» Роберту Планту. Это взяли во внимание и по
прибытию в Челябинск быстро сделали. Парафраз на тему народной свадебной обрядовой
песни «Отдавали молоду», был первоначально исполнен Валерием Ярушиным под баян.
В обработке удачно звучал элемент скэт-пения, звучавший в унисон с гитарой.
Этот прием в своей практике часто использовали гитаристы мирового уровня Джимми
Хэндрикс и Джордж Бенсон.
В родном
городе местный отдел культуры продолжал как бы не замечать ребят. А когда
музыканты узнали про конкурс в Прибалтике «Янтарь Лиепаи», твердо решили
поехать. Как оказалось, железнодорожные билеты надо было покупать на свои
деньги, поэтому продали одну электрогитару. В августе 1972 г. музыканты
«Ариэля» приехали в Латвию. Там ребята познакомились с Леонидом Бергером и
ансамблем Виталия Клейнота, с которым приехал этот известный певец. А вот у
армянского ВИА «Армина» взяли для выступления костюмы. В конкурсной программе
«Ариэль» исполнили латышскую народную песню «Несла по речке дуб». Далее в своем
выступлении исполнили «Проснись, весна» из репертуара «Червоне гитары»,
«Отдавали молоду», «Лебедушку», «Русь моя златоглавая», «Камни» ...
Председателем жюри был латвийский композитор Раймонд Паулс, который дал высокую
оценку их творчеству. Он лично вручил награду конкурса музыкантам из
Челябинска. «Ариэль» понравились латвийским слушателям. Там на республиканском
конкурсе молодых исполнителей «Ариэлевцы» заняли первую премию. На латвийском
радио записали концерт и транслировали у себя. Даже «Голос Америки» в одной из
своих передач упомянули про челябинский музыкальный ансамбль.
Правда, в
своем родном городе встретили ребят неоднозначно. Молодежь реагировала
восторженно и горячо, а вот городские власти недовольно отнеслись к их успеху и
доставили много проблем. Через год по инициативе Раймонда Паулса «Ариэль» снова
приехал в Ригу, где записал цикл песен самого композитора на стихи Дайны
Авотыни «Орган в ночи», «Колокола» и «Одиночество». Записью занимался
профессиональный звукорежиссер рижского филиала фирмы «Мелодия» Александр
Грива, в будущем создатель и вдохновитель известной инструментальной рок-группы
«Зодиак». Но записанные песни попали на полку, где пролежали некоторое время.
Ходили слухи, что «Ариэль» останутся в Прибалтике навсегда. На самом деле
музыканты вернулись домой в Челябинск. В Ригу ребята вернулись в 1974 г., с
большим концертом, исполнили «Ой мороз, мороз», «Тишину», «Всегда будем
вместе», «Обращение к России» и многие другие хорошие песни. Именно в этом году
после гонений на коллектив — «ариэлевцев», наконец-то, приняли в Челябинскую
филармонию. Их профессиональный статус заслуживал высокого звания и уважения.
Случилось это после того, когда известный советский композитор Никита Владимирович
Богословский, уже хорошо знакомый с музыкой ансамбля, написал статью в
«Литературную газету», где похвалил музыку «Ариэля». После вышедшей публикации
руководитель филармонии сам пришел для переговоров к Валерию Ярушину, чтобы
пригласить на его работу. Так музыканты были приняты в филармонию. 8 мая 1974
г. в их трудовых книжечках появились записи: «Артист ансамбля «Ариэль». Первая
концертная программа имела название «Солнцу навстречу».
УСПЕХ В
МОСКВЕ НА ВСЕСОЮЗНОМ КОНКУРСЕ
Всесоюзный
конкурс артистов эстрады в Москве был серьезным испытанием для молодого
коллектива из Челябинска. В конкурсной программе коллективов жанра ВИА тогда
принимали участие «Самоцветы», «Армина» с солисткой Ла¬рисой Долиной, «Поющие
сердца», «Модо» с Раймондом Паулсом, «Верасы», «Аиси», «Мрия», «Крымские
чайки». Среди представителей эстрадного вокала: Ренат Ибрагимов, Алла Пугачева,
Валерий Чемоданов. Конкурс проходил в столичном театре эстрады в несколько
туров. Как вспоминает Валерий Яру-шин, они приехали с ансамблем в Москву 13 сентября
1975 года и ехали в поезде Челябинск-Москва в 13 вагоне. В программе были тоже
тринадцатыми. На конкурсе ансамбль «Ариэль» исполнил русские народные песни:
парафраз на тему «Отдавали молоду», «Ничто в полюшке не колышется», «Улетала
лебедушка». Также прозвучала «Старая пластинка» — это театрализованный
номер-шутка на тему известной «Песенки старого извозчика» Никиты Богословского
на слова Якова Родионова. Присутствовавшему в жюри композитору, народному
артисту РСФСР, автору песни понравилось современное оригинальное исполнение. С
интересом послушал песню первый ее исполнитель — Леонид Осипович Утесов.
Знаменитый певец и киноактер исполнял ее еще в 50-е. «Ариэлю» дали первую
премию. Это был настоящий успех.
Талант
ребят отметили композиторы Никита Богословский и Константин Орбелян. Стоит
отметить, что отмеченная исполнительская манера русского народного фольклора,
долго не признавалась музыкальными критиками. В одном из интервью «Комсомолке»,
руководитель ансамбля Валерий Ярушин признался и сказал: «Наши обработки
народных песен долго не признавали, нас обвиняли в спекуляции фольклором».
Молодежи нравилось современное исполнение «Ариэлем» этих песен. Как сказал
Валерий Ярушин, наша задача — дать им вторую жизнь.
Как
победителям конкурса артистов эстрады, «Ариэлевцам» предоставили записать
первую большую пластинку. Получилось, что в их диск-гигант вошли песни,
записанные еще в Риге с Александром Грива, а также в столичной студии фирмы
«Мелодия» с Рафом Рагимовым. Редактором пластинки стала Анна Качалина. Причем в
первом варианте альбома была урезана финальная часть песни «Отдавали мол оду»,
спетая барабанщиком Борисом Каплуном. В последующих тиражах это было
восстановлено. Пластинка вскоре вышла миллионным тиражом и стала популярной у
молодых слушателей — это был сентябрь 1975 г. Только вот многие покупатели
возвращали пластинку обратно в магазин. Указывали на перескакивание иглы
проигрывателя в песне «Старая пластинка». Дело в том, что номер специально, с
юмором был задуман. Потом, на каждом концерте музыканты говорили об этом, не
без шуток В то время диск стоял в одном ряду с популярными пластинками ВИА «Веселые
ребята» — «Любовь — огромная страна», голландский «Тич-Ин», Мигель Рамос на
органе «Хэммонд». Наверное, про дебют «Ариэля» можно было бы сказать и раньше.
На большом диске «Керченский сувенир» ансамблем была записана песня «Ведь, ты
рыбак, браток!» композитора Александра Флярковского на стихи Наума Олева. Вот
так начиналась история «Ариэлей» в грамзаписи.
РУССКИЕ
КАРТИНКИ «АРИЭЛЯ»
После
выпуска первого альбома «Зима и весна» «Ариэль» сразу же пригласили принять
участие в записи песен и музыки известного композитора Александра Зацепина к
кинофильму «Между небом и землей». Это был интересный проект, где «Ариэль»
играл вместе с эстрадно-симфоническим оркестром кинематографии. В записи также
принимали участие Алла Пугачева и Валерий Ободзинский. «Ариэль» исполнил
несколько песен, среди которых был замечательный потрясающий фантастический хит
«Уходишь ты» с лирической поэзией поэтапесенника Леонида Дербенева. В
дальнейшем «Ариэль» примет участие в записи другого фильма с музыкой Александра
Зацепина. Это «Центровой из поднебесья». В 1975 г. практически уже был подписан
контракт советско-американского фильма «Карнавал» (не путайте с тем фильмом,
где звучит «Позвони мне, позвони» Максима Дунаевского.) Так вот для кинокартины
должны были сочинить музыку Давид Тухманов и Пол Маккартни. С советской стороны
для участия в фильме пригласили Аллу Пугачеву, «Песняров» и «Ариэль». А вот с
американской — Джоан Баез, «Бич Бойз» и «Сантана». Не известно, по каким
причинам, но контракт не состоялся. Концерт в Ленинграде, про который известила
английская «Морнинг стар», с участием этих исполнителей, так и отменили. Такой
вот небольшой период творческой деятельности ансамбля в отечественном
кинематографе. А еще под впечатлением английского фильма «Ромео и Джульетта»
музыканты сочинили мини рок-оперу.
Ярким
амплуа коллектива «Ариэль» оставалась народная песня. Запись второго альбома
«Русские картинки» продолжила эту тему. Новую работу ансамбля высоко оценили
музыкальные критики, назвав ее рок-сюитой на темы русских народных песен.
Кстати, у многих западных артистов тоже усиленно проявлялся интерес к русской
музыке. Так, например, известный английский ансамбль «Эмерсон, Лейк энд Палмер»
выпустили альбом «Картинки с выставки» с музыкой великого русского композитора
Мусоргского. «Ариэлевцев» работа англичан буквально поразила своей
виртуозностью исполнения. Ради эксперимента ребята сделали копию одной части
концерта «Эмерсона, Лейка энд Пауэла». Так, на этом примере, решили сделать
свою русскую сюиту. Потом для концертной программы ребята сделают сочную инструментальную
пьесу «Открытие музыкального магазина» из альбома «Таркус» группы «Эмерсон,
Лейк энд Палмер». Под впечатлением экскурсии в Третьяковскую галерею возникло
желание показать наиболее яркие образы русской живописи в своей рок сюите.
Уральский поэт Александр Раскин сочинил тексты. Сюита из трех частей получилась
разнохарактерной. Первая «Народное гуляние», — настроение праздника, а вторая —
«Аленушка» — о грустящей одинокой девушке с известной картины. Третья —
«Скоморошина», — просто привлекательное звучание целого оркестра народных
инструментов в аранжировках Ярушина. В 1976 г. диск-гигант «Русские картинки»
сразу появился в хит-параде «Московского комсомольца», рядом с альбомами Давида
Тухманова «По волне моей памяти», Аллы Пугачевой «Зеркало души», лицензионных
Пола Маккартни «Группа в движении», «Представь себе» Джона Леннона и других.
Альбом на протяжении целого года назывался одним из лучших, по мнению читателей
газеты.
Летом
1976 г. «Ариэль» со своей композицией «Соловей» (музыка Льва Гурова на слова
Онегина-Гаджикасимова) стал лучшим на радио. По многочисленным голосам
слушателей радиопередачи «На всех широтах» в хит-парад также вошли Пол
Маккартни, Элтон Джон, голландцы «Джордж Бейкер Селекшен» и другие. По итогам
блиц-анкеты читателей журнала «Клуб и художественная самодеятельность»,
«Ариэль» стал вторым после «Песняров» в двадцатке советских ВИА. Продолжение «Русских
картинок-2» состоялось в 1980 г. на магнитоальбоме, но он так и не вышел
официально на «Мелодии». Только это была уже другая русская музыка, без
элементов классических элементов рока. Замечательные многоголосные номера
«Степь, да степь кругом», «Пчелочка злотая», «Порушка — Пораня» (с явным
намеком на Бобби Фаррела и группу «Бони М»), «Уж вы стары, старики, у вас
бороды седы...», «Ивушка зеленая», «Головушка моя болела».
«АРИЭЛЬ»
РЕШИЛИ НАПОМНИТЬ ПРО ЕМЕЛЬЯ НА ПУГАЧЕВА В РОК-ОПЕРЕ!
После
удачи двух больших дисков на фирме «Мелодия», ансамбль «Ариэль» вдруг решает
обратиться к жанру рок-оперы на отечественной сцене. В Ленинграде «Поющие
гитары» первыми поставили «Орфея и Эвридику». Затем «Песняры» представили
«Песни о доле». Несомненно, Владимир Мулявин, пригласил Валерия Ярушина
послушать свою рок-оперу. Мэтр «Ариэля» так заслушался, что даже уснул
(интересно, помнит ли?!). А когда проснулся, оказалось, что в зале и на сцене
все хлопают, и тут прозвучал финал. Во всяком случае, «Песнь о доле» в истории
«Песняров» осталась на вершине их творчества и стала второй оперой страны.
Потом
была феерия «Алые паруса» Андрея Богословского в исполнении ВИА «Музыка»
Николая Воробьева. В основу рок-оперы «Сказание о Емельяне Пугачеве» легла
известная поэма «Пугачев» Сергея Есенина. Если помните, «Орэра» первыми пробили
эту стену. Так вот музыку и аранжировку новой рок-оперы придумал сам Валерий
Ярушин. Либретто было написано экс-музыкантом ансамбля «Песняры» Валерием
Константиновичем Яшкиным, специально для «Ариэля». На вопрос, чем же привлекла
«ариэлевцев» эта тема, Валерий Ярушин говорил просто: «Емельян Пугачев — наш
уральский герой и на этот сюжет, мы уже давно мечтали создать произведение
крупной формы».
Первый
показ состоялся в Челябинске 7 мая 1978 года. Вариант в стиле фолк-рок оригинально
прозвучал в своем синтезе. Стоит отметить актерские дарования музыкантов
ансамбля. Роль Пугачева сыграл и спел Лев Гуров. Помнится, премьера «Сказания»
состоялась в столичном киноконцертном зале «Октябрь» на проспекте Калинина
(улица Новый Арбат). В Москву рок-опера приехала 7 декабря 1978 г. Потом,
представление показывали в Лужниках. Правда, в отличие от «Орфея», здесь тогда
все было без пышных декораций.
По всей
стране состоялось более 270 представлений. Мнения по содержанию речитативных
сцен, у некоторых музыковедов были не совсем положительными, поскольку считали,
что «Ариэлевцы» посягнули на императрицу. В 1999 г. одноактная рок-опера
«Сказание о Емельяне Пугачеве», была по-новому записана Валерием Ярушиным и музыкантами
его группы «Иваныч». Партию Пугачева в новой версии исполнил сам Валерий
Ярушин. Ходили слухи, что якобы фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом
виниловых дисков, маленьким тиражом. На самом деле, официально рок-опера
«Сказание о Емельяне Пугачеве» так и не вышла. Произведение сильное,
актуальное, с политическим резонансом. В дальнейшем у «Ариэля» будет готова
следующая рок-опера «За землю русскую», известная также как «Слово о полку Игореве»
(1985).
РОК-ПОЭЗИЯ
В «МАСТЕРАХ» ВМЕСТЕ С АНДРЕЕМ ВОЗНЕСЕНСКИМ
В 1978 г.
ансамбль «Ариэль» с успехом выступил на Всемирном фестивале молодежи и
студентов на Кубе. Помните, как пели ВИА «Пламя» о том, как Куба далеко и
совсем рядом. Там в Гаване у ребят родилась идея синтеза латиноамериканской
музыки с элементами рока. Первой работой стала композиция «Анафема»,
посвященная памяти чилийского поэта Пабло Неруды. В основу легло стихотворение
Андрея Вознесенского. Впрочем, на его произведения сочиняли свои песни разные
композиторы — Оскар Фельцман «Летайте самолетами аэрофлота», Раймонд Паулс
«Миллион алых роз» и «Танец на барабане», Александр Градский «Я — Гойя»,
Алексей Рыбников «Юнона и Авось» ...
Так вот
сотрудничество с Андреем Вознесенским у «Ариэля» началось как раз с «Анафемы» с
музыкой самого Валерия Ярушина. Произведение достаточно сложное, которое больше
претендует на композицию, чем на песню. Следующая работа — рок-оратория
«Мастера» (декабрь 1981) — привлекла внимание оригинальностью музыкальной
формы. По времени оно занимало одно отделение в концертной программе «Ариэля».
Сам Андрей Вознесенский вспоминал, как сочинял свою поэму «Мастера». В один
зимний морозный день поэт взял мольберт и расположился перед храмом Василия
Блаженного. Получилась замечательная акварель, а вместе с тем и поэма о русских
зодчих. Также в основу оратории вошли известные поэмы «Лонжюмо» и «Дама треф».
Музыку сочинил Валерий Ярушин, а режиссером-постановщиком стал опять экс-песняр
Валерий Яшкин. Московская премьера состоялась в концертном зале «Россия». Во
втором отделении звучали песни — те, которые появились в результате
сотрудничества с молодым тогда московским композитором Теодором Ефимовым. Он
подарил «Ариэлю» много хороших мелодий. В их числе «Волки» и «Захотелось быть»
на стихи Владимира Солоухина, «Меняю» на стихи Виктора Гина и «Комната смеха».
Третий диск-гигант ансамбля вышел в декабре 1980 года и непременно привлек внимание
слушателей. На нем звучали замечательные обработки русских народных песен «Уж
ты, Порушка-Параня», «Долина-долинушка» и другие. С русским фольклором древних
мелодий органично вписалась «На острове Буяне» ленинградского композитора
Александра Морозова — прекрасного мелодиста. Его песни «Неприметная красота» и
«Не ломай черемуху у реки» в исполнении «Поющих гитар», «В горнице моей
светло», «Стоят девченки» и многие другие были популярны у молодежи. Только
перед тем, как выйти третьему диску, фирма «Мелодия» выпустила серию гибких
пластинок, на которых одна сторона была с западной поп-рок звездой, а на второй
пели наши ансамбли и солисты. Так вот, «Ариэлю» в компанию подобрали
американских «Иглз» с «Отелем Калифорния». А сами челябинцы пели «На острове
Буяне». Помнится такая история. Третий диск записывал известный звукорежиссер
фирмы «Мелодия» Павел Кондрашин, а редактором, как и всех остальных, была Анна
Качалина. Надо отметить, что в это время «Ариэль» с успехом приняли участие в
гала-концерте советских артистов в Кельне (июль 1981, ФРГ).
Этот
концерт был организован популярной программой радио ФРГ «Поприпорт». Нашу
эстраду представляли Алла Пугачева, джазовый пианист Леонид Чижик и ансамбль
«Ариэль». Вместе с «Ариэлем» в качестве солистки должна была петь София Ротару.
Из-за болезни певица не смогла приехать. Западногерманским зрителям тогда
понравилась «Уж ты, Порушка-Пораня». Бас-профундо Стаса Геппа в ней явно
напомнил немцам солиста Бобби Фарела из «Бони М». Очень оригинально прозвучали
две песни в исполнении вокалиста и ударника ансамбля Бориса Каплуна. Это
русская народная песня «Из-за острова на стрежень» и «Танец на барабане»
Раймонда Паулса. После выступления в Германии «Ариэль» стали называть фолк-рок
группой.
КАК АВТОР
ПЕСЕН СЕРГЕЙ КУТАНИН ОКАЗААСЯ ЕЩЕ И ЗАЛЕССКИМ?!
«Ариэль»
в своем творчестве брали и исполняли песни разных авторов, как известных
старейших, так и молодых. Знакомство с Сергеем Кутаниным произошло в Кишиневе.
Первая встреча состоялась с Валерием Ярушиным, которому Сережа передал тетрадку
со своими текстами и стихами. Просто из всех советских ансамблей в то время
«Ариэль» для него был образцом. И еще воспоминания студенческой юности, когда
на отдыхе в Крыму Сережа пел «Тишину» из репертуара «Ариэля». Поскольку эта
песня в сопровождении гитары всегда звучала рано утром, соседи сильно
возмущались. И на это молодой автор отвечал: так это же «Тишина».
Музыкант,
окончивший Кишиневскую консерваторию, сам сочинял музыку и стихи, выступал в
профессиональных коллективах. Сотрудничество с «Ариэлем» — особенная часть в
творчестве Сергея Дмитриевича. Четыре яркие мелодичные песни на слова автора
вышли на пластинках ансамбля. А начиналось все с веселой песенки «Сладкая планета».
Четвертый альбом «Ариэля», «Каждый день твой», прочно связан с творчеством
Сергея Кутанина. К тому времени в 1981 году автор переехал в Москву. Записывали
в студии «Мелодия» с Павлом Кондрашиным. И когда понадобилась акустическая
гитара, Сережа срочно привез. Две песни на стихи Сергея Кутанина — «Ты —
музыка» с музыкой клавишника Сергея Шарикова и «Храни меня, дождь» с музыкой пианиста
и флейтиста Стаса Геппа — прозвучали в альбоме гармонично и запоминаемо, наряду
с поэзией Владимира Солоухина, Андрея Вознесенского, Ильи Резника, Игоря
Шаферана и Леонида Дербенева. Правда, авторство молодого автора сразу в двух
песнях на пластинке редколлегия «Мелодии» не пропустила. Поэтому в лирической
композиции «Храни меня, дождь» Сергею Кутанину пришлось взять псевдоним своего
деда Александра Залесского. Кстати, в песне «Дети спят» молодому автору
пришлось еще исполнить партию на мелотроне. Валера с гордостью назвал Сергея по
праву седьмым участником «Ариэля». «Каждый день твой», по материалу, явно
претендовал на двойной альбом. Туда могли бы войти «Волки» Теодора Ефимова на
стихи Владимира Солоухина, «Взгляды домашних животных» Сергея Шарикова на стихи
Сергея Кутанина, «Букет сирени» Стаса Геппа на слова Сергея Кутанина, а также
многие другие. Кстати, о песенке про животных, то она предлагалась даже Алле
Борисовне Пугачевой. Только вот когда примадонна ее услышала, то дала прямое
заключение, что это не ее песня. Надо отметить, что именно в этой песне
соло-гитарист Сережа Антонов, никогда не исполняющий вокальных партий, здесь в
конце с юмором гавкнул.
А еще в
грамзаписи с «Ариэлем» у Сергея Кутанина, есть замечательная «Колыбельная» с
музыкой Сергея Шарикова. Вместе с Валерием Ярушиным были придуманы также
интересные песни «Сон ковбоя» (тема песни родилась после приезда «ариэлевцев» с
Кубы, откуда в подарок Кутанину привезли ковбойскую шляпу из тростника).
Шуточная песенка «Аэробика» прозвучала в телевизионной музыкальной передаче
«Утренняя почта» Юрия Николаева. Вот только песенка «Четыре бочки», выпущенная
в «Золотой коллекции», по мнению Сергея Кутанина, не имеет никакого к нему отношения.
В КРАЮ
МАГНОЛИЙ ПАЕЩЕТ МОРЕ, РЯДОМ С МОРОЗОВЫМ И ДОБРЫНИНЫМ
В
репертуаре «Ариэля» всегда была и есть интересная черта — быть разноплановыми в
музыке, в жанре популярной песни, именуемой хитами, — у ансамбля они были свои,
наиболее запомнившиеся многомиллионному населению нашей страны, смотревшей
телевидение. «Ариэлю» удалось познакомиться и поработать с замечательным
доктором шлягером, композитором Вячеславом Добрыниным. Например, музыканты
исполнили в своих концертах песню «Горько», которую потом записали и раскрутили
ВИА «Синяя Птица». «Облако на нитке» с музыкой Добрынина на стихи Михаила
Пляцковского была записана на первом диске формата «миньон» группы.
С
Александром Морозовым ребятам удалось познакомиться на гастролях в Ленинграде.
«На острове Буяне» стала наиболее запомнившейся. Песня имела большой успех.
Следующая — «В краю магнолий» на стихи Юрия Марцинкявичуса — впервые
дебютировала в передаче «Утренняя почта» (лето 1982 года). Оригинальная
театрализация в стиле популярных сегодня телесериалов, действие которых
происходит в одной квартире. Песня Александра Морозова была выпущена на
пластинках фирмы «Мелодия» «Песня на бис» и «Парад ансамблей». Несомненно, по
телевизору часто показывали «ариэлевские» популярные песни. В середине 70-х
«Голубые огоньки» вместе со «Старой пластинкой» Никиты Богословского, а в 80-х
— с «Бабой-Ягой» Теодора Ефимова, радовали с экранов веселыми песнями.
Телезрителям клипа песни «Уж ты, Порушка-Пораня» было жалко видеть плавающую в
реке дорогую бас-электрогитару «Джипсон». В отличие от трюков западных
гитаристов, как бы разбивающих свои инструменты (скорее всего, копии), у
«Ариэля» это было непонарошку. Эта гитара была повреждена в результате
автомобильной катастрофы, в которую попали «ариэлевцы». Записано и услышано из
их уст. Так вот увековечить решили на видео в дуэте с «Русской песней» Надежды
Бабкиной. «Ариэль» всегда были в курсе всех музыкальных событий. Малоизвестный
факт — на первый всесоюзный фестиваль популярной музыки «Тбилиси-80» их вместе
с «Группой Стаса Намина» пригласили в качестве почетных гостей. Именно там
получили свои первые награды рок-группы «Автограф» и «Машина времени», «Диалог»
и «Магнетик бэнд», «Интеграл» и «Гунеш» ...
АНТИВОЕННАЯ
ПЕСНЯ «АРИЭЛЯ» И «ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА» ЮРИЯ ЛОЗЫ
В начале
80-х актуальной темой музыкальных произведений стала антивоенная. Об этом начал
петь Джон Леннон «Дайте миру шанс», пел американский певец Дин Рид, живущий в
ГДР и часто гостивший у нас (Дина Рида, кстати, в США не знали, как нам
твердили по «Голосу Америки»). ВИА «Музыка» под руководством Николая Воробьева
записал и представил рок-сюиту «Двери настежь распахни» композитора Алексея
Рыбникова на стихи Павла Грушко.
Затем она
долгое время была в концертном репертуаре группы «Интеграл» Барри Алибасова,
под названием «Нейтрон». В 1985 г. рок-группа «Автограф» представила с успехом
рок-ораторию «Нам нужен мир». А вот перед этим «Ариэль» выпустил свою новую
программу «Утро планеты».
В 1983 г.
был выпущен пятый альбом группы с этим антивоенным произведением. Музыку написал
ленинградский композитор Александр Морозов и стихи — поэты Сергей Романов и
Николай Тряпкин. Именно в это время этот творческий тандем работал над проектом
популярного коллектива «Форум». Наряду с песенными композициями, на диске
звучат интересный инструментальный номер «Гроза». Другие произведения — «SOS»,
«Кто с нами», «Монолог падающей бомбы», «Странный сон» ... Как комментировали
музыковеды, «Утро планеты» приурочено к XII всемирному фестивалю молодежи и
студентов в Москве (июнь 1985 год). На самом деле, некоторые любители
творчества ансамбля «Ариэль» с прохладцей отнеслись к «Утру планеты». В
хит-парады диск, к сожалению, не попал, а только лестных и хвалебных статей по
поводу выхода рок-сюиты в советской прессе было много. А «Форум» с песнями
Александра Морозова — с магнитофонных альбомов — добился всесоюзного успеха.
На
фестивале «Тбилиси-80» «ариэлевцы» познакомились с вокалистом и гитаристом
группы «Интеграл» — Юрием Лоза. В 1982 г. музыкант записал популярный альбом
«Путешествие в рок-н-ролл» с группой «Примус». Сотрудничество с «Ариэлем»
состоялось в пяти песнях автора: «У моей зазнобы», «Вечерний разговор», «Дела»,
«Детские глаза», «Заповедные места». Они были записаны ансамблем на фирме
«Мелодия», а вот в свет вышла одна — на стихи Александра Жигарева, «Заповедные
места». Юрий Лоза потом отмечал в своих интервью этот факт про записанные пять
песен с «Ариэлем» и так не вышедших на пластинке коллектива. К сожалению, не
все выходило, бдительно контролировалось редколлегией «Мелодии». Многие
интересные работы «Ариэля» так и не увидели свет на виниловых дисках. Зато в
новом XXI веке невыходившие записи теперь вышли на лазерных компакт-дисках, и в
разных форматах, и с разным качеством. Наиболее интересная «Золотая коллекция»
в комплекте из четырех частей.
ВАЛЕРИЙ
ЯРУШИН СОЗДАЕТ «ИВАНЫЧА», А «АРИЭЛЬ» ПОЮТ «ШУМЕЛ КАМЫШ»
Жизнь
ансамбля «Ариэль» в середине 80-х складывалась хорошо. Несмотря на популярность
стиля «хард энд хэви» с металлическими рифами, у челябинских музыкантов был
свой ключ к сердцам слушателей. Ребята выступали с концертами по стране, делали
новые записи. Судьба многих вокально-инструментальных ансамблей страны,
популярных в 70-е, в это время ставила точку. «Поющие гитары» стали театром
«Рок-опера». На базе «Поющих сердец» Виктор Век-штейн создал рок-группу «Ария».
Из «Молодых голосов» появился «Круиз» Матвея Аничкина. «Лейся, песня» в 1985 г.
был временно в запрете от министров по культуре. «Песняры» Владимира Мулявина
продолжали оставаться потрясающими музыкантами высокого класса. «Самоцветы»
выступали на стадио¬нах в программах с призывами за мир, вместе с «Круизом» и
«Рондо». «Группа Стаса Намина» побывала в Америке и записала на фирме «Мелодия»
двойной альбом «Мы желаем счастья вам».
В
«Ариэле» произошли серьезные творческие разногласия. Впрочем, это обычное
явление в коллективах с многолетним стажем. В 1989 году из ансамбля уходит
руководитель Валерий Ярушин. Собственно говоря, по своему отчеству музыкант
создает новый проект — группу «Иваныч». Коллектив много гастролирует по стране
и по своему стилю и направлению продолжает традиции «Ариэля». Музыкант сочиняет
новые песни, а также в планах проекты, посвященные ансамблю «Битлз».
По-прежнему, в концертах звучат: «Зимы и весны», «Уходишь ты», «На острове
Буяне», «В краю магнолий», «Маленькая история». В составе ансамбля Валерия
Ярушина собрались достаточно сильные музыканты: клавиш-ник Александр Немцев, соло-гитарист
Рафаил Максумов, барабанщик Виктор Реккер. «Иваныч» с успехом выступает на международном
музыкальном фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве. Все новые песни написаны
Валерием Ярушиным на стихи молодых поэтов. Это «Памяти Игоря Талькова», «В
шляпу денежку я брошу», «Небесный фонарщик» и многие другие. На телевидении был
показан видеоклип с песней «В шляпу денежку я брошу». В 1999 г. Валерий Ярушин
переименует «Иваныча» в «Новый Ариэль». В 2000 г. в столичном Центральном доме
художника проведет вечер, посвященный тридцатилетию «Ариэля». В 2004 г. Валерий
Ярушин создает свою концертно-гастрольную группу «Яр-Бэнд» с новыми
музыкантами.
«Ариэль»
продолжили свое творчество и выпустили шестой диск-гигант на фирме «Мелодия».
«Любимая, но чужая» была последней пластинкой на виниле в дискографии ансамбля.
На ней прозвучали песни, написанные участниками «Ариэля», — пианистом и
флейтистом Стасом Геппом, клавишником Сергеем Шариковым, а также новым
соло-гитаристом ансамбля Олегом Стерховым. В миллионном потоке выпущенных в то
время грампластинок, «Любимая, но чужая» осталась не замеченной. Ансамбль
возвращается к русским народным песням. Так возник проект «Шумел камыш».
Восемнадцать песен исполняются «Ариэлем» аккапело. В сентябре 1991 г. Стае
Гепп, как руководитель ансамбля, прилетает в Москву аВИАрейсом
Челябинск-Москва. Переговоры с редактором фирмы «Мелодия» о выпуске такой
пластинки не увенчаются успехом. Проект, по мнению «Мелодии» на тот момент
показался им не коммерческим, и они отказались его записывать. Тем не менее,
песни из нового цикла прозвучали по первой программе радио в передаче для
полуночников. «Шумел камыш», «Черный ворон», «Когда б имел златые горы». Запись
была произведена в 1991 г. в студии театра «Ленком» звукорежиссером Валерием
Черепановым. В 1993 г. «Шумел камыш» вышел на компакт-диске в Германии. Там он
вышел под названием «Privet». Так немцам было понятнее. В 1994 г. в театре
эстрады «Ариэль» представили проект «Beatles in the Russians». С юмором по-ариэлевски,
с шутками и прибаутками прозвучали битловские хиты. Правда, битломаны этого
юмора не поняли. Во всяком случае, проект был записан в 1998 г., а в 2001-м
вышел компакт-диск с этими песнями в исполнении ансамбля «Ариэль». Сами
«ариэлевцы» вспоминают, как учились у них музыке, сверяли по ним часы,
восхищались и перепевали их песни. А сегодня, когда уже выросли, захотелось с
юмором и ностальгией снова вспомнить про «Битлз». Все также с восхищением, как
и много лет назад. В составе «Ариэля» по-прежнему поют и играют гитарист,
вокалист и композитор Лев Гуров, клавишник, вокалист, композитор Стае Гепп,
барабанщик и вокалист Борис Каплун. Также в ансамбле появились новые музыканты
— вокалист Александр Тибелиус и гитарист, вокалист Олег Гордеев. В 90-х из
ансамбля ушли гитарист Сергей Антонов и клавишник Сергей Шариков. В 1992 г.
ансамбль «Ариэль» участвует в музыкальном фестивале «Осень в Арканзасе» (США).
Музыканты ансамбля стали почетными жителями американского города Литтл-Рок. В
2000 г. «Ариэль» пригласили на Грушинский фестиваль авторской песни. Там ребята
познакомились с Олегом Митяевым. Так появился новый проект ансамбля с песнями
Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Олега Митяева, Юлия Кима, Александра Суханова,
Александра Клячкина, Сергея Никитина. Выпустили компакт-диск «Через майдан».
Как уже говорилось, в 2002 г. состоялся юбилейный концерт ансамбля «Ариэль» в
ГЦКЗ «Россия», а также удачно выступили в фестивале «Любимые ВИА в Кремле».
«Ариэль» принял участие в презентации альбома «13 лет спустя» ансамбля «Веселые
ребята». В декабре 2002 г. успешно выступили в грандиозной музыкальной
программе «Не повторяется такое никогда». Тогда в столичном спорткомплексе
«Олимпийский» выступили все вокально-инструментальные ансамбли и спели около
пятидесяти песен.
Жизнь
продолжается и любимые песни ансамбля «Ариэль» и сегодня с нами. В 2005 г.
присвоили звания заслуженных артистов России музыкантам ансамбля — Льву Гурову,
Борису Каплуну и Стасу Геппу. Ребята по-прежнему выступают и готовят
оригинальные музыкальные программы. Надеемся на новые встречи с любимым
ансамблем и выражаем самые наилучшие пожелания его музыкантам. Удачи вам,
«Ариэль»!
Комментариев нет:
Отправить комментарий