«500 величайших альбомов всех времен»
Психоделический
рок
Хард-рок
Фанк
Эйсид-рок
Прогрессивный
соул
«Electric
Ladyland» — третий и последний студийный альбом группы «The Jimi Hendrix
Experience» и последний студийный альбом, выпущенный при жизни Хендрикса до его
смерти в 1970 году. Изданный «Reprise Records» в Северной Америке 16 октября
1968 года и «Track Recordsruen» в Великобритании девять дней спустя, двойной
альбом стал единственной записью группы, спродюсированной Хендриксом. К
середине ноября он занял первое место в чартах США, где провёл две недели на 1-м
месте. «Electric Ladyland» стал самым коммерчески успешным релизом группы «Experience»
и их единственным альбомом №1. Его пик пришёлся на 6-ю строчку в
Великобритании, где он провёл 12 недель в чарте.
«Electric
Ladyland» раскрыл всю ширину музыкального таланта Хендрикса. Он включает
образцы каждого жанра музыки от психоделии («Burning of the Midnight Lamp») до
блюзового гитарного джема («Voodoo Chile»), рок-н-ролл в стиле 50-х («Little
Miss Strange») и эпическую «A Merman I Should Turn To Be», которую можно
рассматривать как ранний пример прогрессивного рока. В «Electric Ladyland»
вошла также кавер-версия песни Боба Дилана «All Along the Watchtower», которая
стала самым продаваемым синглом «Experience», заняв 6-е место в Великобритании
и 20-е в США. «All Along the Watchtower» Хендрикса многие (включая самого
Дилана) называют лучшей версией этой композиции.
Хотя в 1968 году альбом вызвал недоумение критиков, с тех пор он считается вершиной гитарного мастерства Джими Хендрикса и часто называется величайшим рок-альбомом всех времён. «Electric Ladyland» был включен во многие списки величайших альбомов, включая список «100 величайших альбомов 2003 года» журнала Q и список «500 величайших альбомов всех времен», составленный Rolling Stone в 2020 году, в котором он занял 53-е место.
Запись и
производство.
Запись
альбома сопровождалась постоянными трудностями. После проблемного тура по
Скандинавии и Англии, Хендрикс решил переехать в США. Разочарованный
ограничениями в творчестве, которые создавали звукозаписывающие компании, он
основал собственную студию в Нью-Йорке, в которой мог реализовать все свои
музыкальные идеи. Сооружению студии сопутствовали проблемы и её строительство
было окончательно завершено только в середине 70-х. В результате, Джими записал
основной объём материала на студии «The Record Plant». Из-за трудностей в
отношениях с басистом «The Jimi Hendrix Experience» Ноэлом Редингом Джими сам
сыграл большую часть партий бас-гитары, включая басовое соло в композиции
«1983». Во время записи «All Along the Watchtower» Рединг ушёл в ближайший бар,
Хендрикс взял его бас и записал песню.
Когда
альбом был почти закончен, один из технических сотрудников студии переименовал
альбом в «Electric Landlady». Альбом чуть не вышел под таким названием, но
Хендрикс заметил изменение и вернул старое название.
В январе
1968-го «The Jimi Hendrix Experience» приехали на гастроли в Швецию. После
первого концерта Хендрикс выпил, и по его уверениям ему что-то подмешали в
алкоголь. В результате, он пришел в невменяемое состояние и в ярости крушил
свой гостиничный номер так, что повредил себе руку и в конце концов, был
арестован полицией. 6 января на гастролях в Дании, у него украли его знаменитую
шляпу. Остальные концерты прошли без скандалов, только Хендриксу пришлось
провести какое-то время в Швеции, в ожидании решения суда. Суд назначил ему
большой штраф.
Вернувшись
в Англию, группа начала было записывать новый альбом в лондонской студии «Olympic»,
но прервала сессии из-за очередных концертов. Сначала - в парижском зале «Olympia»,
а затем группа улетела в свое первое турне по США и вернулась к записи альбома
только три месяца спустя, уже в Нью-Йорке. Известные звукоинженеры Гари
Келлгрен и Крис Стоун тогда только открыли новую студию записи «Record Plant»
прямо поблизости от всех любимых нью-йоркских клубов Хендрикса. Несмотря на
требования Стоуна, чтобы 90% всей записи проходило под контролем его напарника
Келлгрена, записи свидетельствуют о том, что большая часть работы была сделана
с любимым инженером Хендрикса Эдди Крамером. Келлгрен работал только над двумя
песнями альбома, а также помогал Крамеру при окончательном сведении альбома.
Во время
записи «Electric Ladyland» Хендрикс крепко поссорился со своим менеджером и
продюссером Чесом Чэндлером и с басистом Ноэлем Реддингом. Причин было
несколько. Во-первых, Хендрикс, уставший от изматывающих гастролей и тяжелого
процесса записи, стал совмещать полезное с приятным, приглашая в студию друзей
и знакомых. Процесс записи растягивался бесконечно, поскольку Джими мог
отвлекаться с друзьями в любое время, принимая наркотики, алкоголь и т.п. В то
же время, Джими начал бесконечно экспериментировать с различными комбинациями
музыкантов, инструментов и различными электронными эффектами. К записи альбома
привлекались, например, Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из группы «Traffic»,
барабанщик Бадди Майлз и бывший клавишник Боба Дилана - Эл Купер. Помимо
участвовавших в записи музыкантов, в студии всегда торчали какие-нибудь
тусовщики - друзья-подруги Хендрикса. Чэндлер начал выказывать раздражение от всех
этих тусовок и зависания в студии сутками. Хендрикс нередко приступал к записи
среди ночи, при скоплении в студии множества тусовщиков. Это ускорило уход
Чэндлера от дел, он вскоре передал весь контроль за пультом самому Хендриксу.
Во-вторых,
Хендрикс достал Чэндлера своей неуемной страстью к бесконечному
совершенствованию. Как истинный художник, Хендрикс оставался вечно
неудовлетворен своей работой и делал по много дублей каждой песни. Особенно
прославилась "Gypsy Eyes", которую, говорят, записывали более 50 раз.
Профессиональное и музыкальное мышление Чэндлера было слишком коммерчески
ориентировано. Студийное время было для него свято. Его приучили, что песни
надо записывать в считанные часы, и как каждая шашка стремится в
"дамки", так каждая песня должна была, по его мнению, быть нацелена
на выпуск на сорокопятке.
Первые
два альбома «The Jimi Hendrix Experience» явно свидетельствуют о влиянии
Чэндлера: обе пластинки записывались в кратчайшие сроки, большинство песен
имеют типичную структуру поп-песен и большая их часть длится менее 4 минут -
такая длительность как раз вписывается в коммерческий радиоформат. В «Electric
Ladyland» Хендрикс начал настойчиво отступать от подобной концепции, что
возмутило все естество Чэндлера и побудило его, в конце концов, выйти из игры.
В мае 1968 он продал свою долю в менеджерской компании своему компаньону Майклу
Джеффери.
Стремление
Хендрикса к совершенству выводило из себя и басиста Реддинга. Он часто выбегал
из студии в раздражении, не в силах терпеть бесчисленное количество дублей. А
когда возвращался, обнаруживал, что Хендрикс, в его отсутствие, записал басовую
партию сам. Во многих вещах так и осталась басовая партия в исполнении
Хендрикса, а в «1983» даже соло на басу. Хендрикс часто писал бас сам, чтобы
ускорить процесс. Зато Реддинг отвел душу, записав в альбоме собственную песню –
«Little Miss Strange», исполнив главный вокал при поддержке барабанщика
Митчелла и аккомпанируя себе на акустической гитаре.
Освободившись
от опеки Чэндлера, Хендрикс дал простор собственным творческим идеям. Песни в «Electric
Ladyland» отошли от поп-стандарта, имеют более сложную и непредсказуемую
структуру, а иногда даже лишены какой-либо узнаваемой мелодии. В темах и музыке
альбома Хендрикс ушел далеко от того, что писал раньше. Он записал сам все
бэкинг-вокалы в заглавной песне "Have You Ever Been (To Electric
Ladyland)", а также в "Long Hot Summer Night", и говорят, был
очень доволен результатом. Запись альбома вышла далеко за рамки трио «The Jimi
Hendrix Experienc»e. В записи участвовали Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд
из Traffic, Бадди Майлз - барабанщик следующей группы Хендрикса «Band of Gypsys»,
басист «Jefferson Airplane» Джек Кэседи и бывший органист Дилана Эл Купер.
Обложка.
«Electric
Ladyland» вышел сначала в США в сентябре 1968 и возглавил американские чарты, став
первым для Хендрикса альбомом №1. Хендрикс четко описал компании «Reprise»,
какой он хотел видеть обложку: с цветным фото, сделанным Линдой Истман (будущей
женой Пола Маккартни), где музыканты «The Jimi Hendrix Experience» сидят с
детьми на статуе Алисы в Стране Чудес в Центральном Парке Нью-Йорка. Это фото в
уменьшенном виде и черно-белом варианте можно увидеть с левого края на
внутреннем развороте американского конверта. Однако компания-издатель почему-то
проигнорировала желание автора и выбрала на обложку фотографию Хендрикса,
сделанную Карлом Феррисом.
Еще более
вольно обошлась с Хендриксом «Track Records», выпустившая альбом в Соединенном Королевстве,
которая поместила на обложке 19 голых женщин, сидящих на темном фоне с
конвертами пластинок Хендрикса в руках. В фильме «The Boat That Rocked» («Рок-волна»)
есть эпизод - явная аллюзия на эту обложку (когда радиодиджей Марк сидит в
трюме с толпой голых женщин). Любопытно, что произошел казус даже с названием
альбома. Какой-то студийный техник перепутал слова, подписал альбом «Electric
Landlady», и он едва не пошел в печать под этим именем, если б ошибку не
заметил вовремя сам Хендрикс, что окончательно вывело его из себя. Это
название, кстати – «Electric Landlady» («Электрическая Домовладелица») - позже
использовала для своего альбома певица Кирсти Макколл.
Как часто
издавались двойные альбомы, 1-ая сторона «Electric Ladyland» совмещена на одной
пластинке с четвертой, а вторая - с третьей. Это называлось "автоспаривание"
и было рассчитано на последовательное проигрывание пластинок в автоматических
виниловых чейнджерах. Позже издатели альбома на CD ошибочно записывали после
первой стороны четвертую и так далее.
Релиз и
отзывы
«Electric
Ladyland» вышел в США 16 октября 1968 года. Это был «хитовый психоделический
альбом», как позже писал Ричи Унтербергер, и к середине ноября он достиг 1-го
места в США, проведя две недели на вершине поп-чартов. Двойной LP стал самым
коммерчески успешным релизом группы «Experience» и единственным альбомом
Хендрикса, получившим 1-е место. В Великобритании он достиг 6-го места и продержался
в чартах 12 недель.
«Electric
Ladyland» смутил современных критиков; рецензенты хвалили некоторые его песни,
но считали, что альбому не хватает структуры, и он звучит слишком плотно.
Melody Maker назвал его «смешанным и беспорядочным», за исключением «All Along
the Watchtower», которую журнал назвал шедевром. Рецензируя альбом для Rolling
Stone в 1968 году, Тони Гловер сказал, что оригинальные песни Хендрикса иногда
звучат неструктурированно, и был несколько разочарован «тяжёлой гитарой» на
«1983…».
В
конечном итоге Гловер оценил «энергетический поток», объединяющий песни, и
назвал Хендрикса «потрясающим», добавив, что «Electric Ladyland» служит
«расширенным взглядом в голову Хендрикса, и в основном в ней, кажется, есть
довольно хорошие вещи (кто из нас полностью свободен от ментального мусора?)».
Роберт Кристгау был более восторжен в Stereo Review, назвав альбом взрывной
демонстрацией «самой важной недавней инновации рока» — эстетики «тяжёлой»
гитары — и «интегрированной работой над собой в нескольких отношениях». Он
нашёл производство исключительным — «лучшая работа стерео ради него самого,
которую я знаю» — и был удивительно впечатлён качеством текстов.
В то
время как большинство гитаристов в роке считали импровизацию простым занятием,
Кристгау сказал: «Хендрикс добивается уникальных эффектов, эффектов, которые вы
никогда не получите от Кенни Баррелла», приведя в качестве примера «Voodoo
Chile». Позже он назвал «Electric Ladyland» пятым лучшим альбомом 1968 года в
своём голосовании для опроса критиков журнала Jazz & Pop.
Переоценка.
Со временем
мнение критиков о «Electric Ladyland» значительно улучшилось, автор и музыковед
Джон Перри назвал его «одним из величайших двойных альбомов в роке». По словам
автора Майкла Хитли, «большинство критиков согласны», что альбом стал «наиболее
полной реализацией далеко идущих амбиций Джими»; редактор Guitar World Ноэ
Голдвассер назвал его величайшей работой. В книге Тома Ларсона «История
рок-н-ролла» 2004 года альбом также был признан одним из важнейших хард-роковых
альбомов, а обозреватель Clash Робин Мюррей назвал его «настоящей классикой эпохи
психоделического рока».
В
ретроспективной рецензии для журнала Blender Кристгау написал, что это
окончательное произведение психоделической музыки, описав альбом как «ауральную
утопию, вмещающую в себя как укоренившийся конфликт, так и сладкую, смутную
духовную тоску, скреплённую мастером-музыкантом». По мнению Шарлотты Грейг, «Electric
Ladyland», как и «Are You Experienced», был «новаторским, познакомив слушателей
со стилем психоделического рока, уходящим корнями в блюз».
Критик The
Washington Post Джеффри Хаймс назвал его образцовым релизом прогрессивного
соул-развития 1968—1973 годов. Автор Эми Уоллес назвала альбом «классикой
кислотного рока».
Комментариев нет:
Отправить комментарий