суббота, 16 декабря 2023 г.

«500 величайших альбомов всех времен». Jimi Hendrix – «Electric Ladyland» (1968)

«500 величайших альбомов всех времен»

Психоделический рок

Хард-рок

Фанк

Блюз-рок

Эйсид-рок

Прогрессивный соул

«Electric Ladyland» — третий и последний студийный альбом группы «The Jimi Hendrix Experience» и последний студийный альбом, выпущенный при жизни Хендрикса до его смерти в 1970 году. Изданный «Reprise Records» в Северной Америке 16 октября 1968 года и «Track Recordsruen» в Великобритании девять дней спустя, двойной альбом стал единственной записью группы, спродюсированной Хендриксом. К середине ноября он занял первое место в чартах США, где провёл две недели на 1-м месте. «Electric Ladyland» стал самым коммерчески успешным релизом группы «Experience» и их единственным альбомом №1. Его пик пришёлся на 6-ю строчку в Великобритании, где он провёл 12 недель в чарте.

Jimi Hendrix – «... And the Gods Made Love»

«Electric Ladyland» раскрыл всю ширину музыкального таланта Хендрикса. Он включает образцы каждого жанра музыки от психоделии («Burning of the Midnight Lamp») до блюзового гитарного джема («Voodoo Chile»), рок-н-ролл в стиле 50-х («Little Miss Strange») и эпическую «A Merman I Should Turn To Be», которую можно рассматривать как ранний пример прогрессивного рока. В «Electric Ladyland» вошла также кавер-версия песни Боба Дилана «All Along the Watchtower», которая стала самым продаваемым синглом «Experience», заняв 6-е место в Великобритании и 20-е в США. «All Along the Watchtower» Хендрикса многие (включая самого Дилана) называют лучшей версией этой композиции.

Jimi Hendrix – «All Along The Watchtower» (Official Video)

Хотя в 1968 году альбом вызвал недоумение критиков, с тех пор он считается вершиной гитарного мастерства Джими Хендрикса и часто называется величайшим рок-альбомом всех времён. «Electric Ladyland» был включен во многие списки величайших альбомов, включая список «100 величайших альбомов 2003 года» журнала Q и список «500 величайших альбомов всех времен», составленный Rolling Stone в 2020 году, в котором он занял 53-е место.

Запись и производство.

Запись альбома сопровождалась постоянными трудностями. После проблемного тура по Скандинавии и Англии, Хендрикс решил переехать в США. Разочарованный ограничениями в творчестве, которые создавали звукозаписывающие компании, он основал собственную студию в Нью-Йорке, в которой мог реализовать все свои музыкальные идеи. Сооружению студии сопутствовали проблемы и её строительство было окончательно завершено только в середине 70-х. В результате, Джими записал основной объём материала на студии «The Record Plant». Из-за трудностей в отношениях с басистом «The Jimi Hendrix Experience» Ноэлом Редингом Джими сам сыграл большую часть партий бас-гитары, включая басовое соло в композиции «1983». Во время записи «All Along the Watchtower» Рединг ушёл в ближайший бар, Хендрикс взял его бас и записал песню.

The Jimi Hendrix Experience – «Have You Ever Been (To Electric Ladyland)»

Когда альбом был почти закончен, один из технических сотрудников студии переименовал альбом в «Electric Landlady». Альбом чуть не вышел под таким названием, но Хендрикс заметил изменение и вернул старое название.

В январе 1968-го «The Jimi Hendrix Experience» приехали на гастроли в Швецию. После первого концерта Хендрикс выпил, и по его уверениям ему что-то подмешали в алкоголь. В результате, он пришел в невменяемое состояние и в ярости крушил свой гостиничный номер так, что повредил себе руку и в конце концов, был арестован полицией. 6 января на гастролях в Дании, у него украли его знаменитую шляпу. Остальные концерты прошли без скандалов, только Хендриксу пришлось провести какое-то время в Швеции, в ожидании решения суда. Суд назначил ему большой штраф.

Jimi Hendrix – «Crosstown Traffic» (Official Music Video)

Вернувшись в Англию, группа начала было записывать новый альбом в лондонской студии «Olympic», но прервала сессии из-за очередных концертов. Сначала - в парижском зале «Olympia», а затем группа улетела в свое первое турне по США и вернулась к записи альбома только три месяца спустя, уже в Нью-Йорке. Известные звукоинженеры Гари Келлгрен и Крис Стоун тогда только открыли новую студию записи «Record Plant» прямо поблизости от всех любимых нью-йоркских клубов Хендрикса. Несмотря на требования Стоуна, чтобы 90% всей записи проходило под контролем его напарника Келлгрена, записи свидетельствуют о том, что большая часть работы была сделана с любимым инженером Хендрикса Эдди Крамером. Келлгрен работал только над двумя песнями альбома, а также помогал Крамеру при окончательном сведении альбома.

Jimi Hendrix – «Voodoo Child» (Slight Return)

Во время записи «Electric Ladyland» Хендрикс крепко поссорился со своим менеджером и продюссером Чесом Чэндлером и с басистом Ноэлем Реддингом. Причин было несколько. Во-первых, Хендрикс, уставший от изматывающих гастролей и тяжелого процесса записи, стал совмещать полезное с приятным, приглашая в студию друзей и знакомых. Процесс записи растягивался бесконечно, поскольку Джими мог отвлекаться с друзьями в любое время, принимая наркотики, алкоголь и т.п. В то же время, Джими начал бесконечно экспериментировать с различными комбинациями музыкантов, инструментов и различными электронными эффектами. К записи альбома привлекались, например, Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из группы «Traffic», барабанщик Бадди Майлз и бывший клавишник Боба Дилана - Эл Купер. Помимо участвовавших в записи музыкантов, в студии всегда торчали какие-нибудь тусовщики - друзья-подруги Хендрикса. Чэндлер начал выказывать раздражение от всех этих тусовок и зависания в студии сутками. Хендрикс нередко приступал к записи среди ночи, при скоплении в студии множества тусовщиков. Это ускорило уход Чэндлера от дел, он вскоре передал весь контроль за пультом самому Хендриксу.

The Jimi Hendrix Experience – «Little Miss Strange»

Во-вторых, Хендрикс достал Чэндлера своей неуемной страстью к бесконечному совершенствованию. Как истинный художник, Хендрикс оставался вечно неудовлетворен своей работой и делал по много дублей каждой песни. Особенно прославилась "Gypsy Eyes", которую, говорят, записывали более 50 раз. Профессиональное и музыкальное мышление Чэндлера было слишком коммерчески ориентировано. Студийное время было для него свято. Его приучили, что песни надо записывать в считанные часы, и как каждая шашка стремится в "дамки", так каждая песня должна была, по его мнению, быть нацелена на выпуск на сорокопятке.

The Jimi Hendrix Experience – «Long Hot Summer Night»

Первые два альбома «The Jimi Hendrix Experience» явно свидетельствуют о влиянии Чэндлера: обе пластинки записывались в кратчайшие сроки, большинство песен имеют типичную структуру поп-песен и большая их часть длится менее 4 минут - такая длительность как раз вписывается в коммерческий радиоформат. В «Electric Ladyland» Хендрикс начал настойчиво отступать от подобной концепции, что возмутило все естество Чэндлера и побудило его, в конце концов, выйти из игры. В мае 1968 он продал свою долю в менеджерской компании своему компаньону Майклу Джеффери.

The Jimi Hendrix Experience – «Come On (Part 1)»

Стремление Хендрикса к совершенству выводило из себя и басиста Реддинга. Он часто выбегал из студии в раздражении, не в силах терпеть бесчисленное количество дублей. А когда возвращался, обнаруживал, что Хендрикс, в его отсутствие, записал басовую партию сам. Во многих вещах так и осталась басовая партия в исполнении Хендрикса, а в «1983» даже соло на басу. Хендрикс часто писал бас сам, чтобы ускорить процесс. Зато Реддинг отвел душу, записав в альбоме собственную песню – «Little Miss Strange», исполнив главный вокал при поддержке барабанщика Митчелла и аккомпанируя себе на акустической гитаре.

The Jimi Hendrix Experience – «Gypsy Eyes»

Освободившись от опеки Чэндлера, Хендрикс дал простор собственным творческим идеям. Песни в «Electric Ladyland» отошли от поп-стандарта, имеют более сложную и непредсказуемую структуру, а иногда даже лишены какой-либо узнаваемой мелодии. В темах и музыке альбома Хендрикс ушел далеко от того, что писал раньше. Он записал сам все бэкинг-вокалы в заглавной песне "Have You Ever Been (To Electric Ladyland)", а также в "Long Hot Summer Night", и говорят, был очень доволен результатом. Запись альбома вышла далеко за рамки трио «The Jimi Hendrix Experienc»e. В записи участвовали Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из Traffic, Бадди Майлз - барабанщик следующей группы Хендрикса «Band of Gypsys», басист «Jefferson Airplane» Джек Кэседи и бывший органист Дилана Эл Купер.

Обложка.

«Electric Ladyland» вышел сначала в США в сентябре 1968 и возглавил американские чарты, став первым для Хендрикса альбомом №1. Хендрикс четко описал компании «Reprise», какой он хотел видеть обложку: с цветным фото, сделанным Линдой Истман (будущей женой Пола Маккартни), где музыканты «The Jimi Hendrix Experience» сидят с детьми на статуе Алисы в Стране Чудес в Центральном Парке Нью-Йорка. Это фото в уменьшенном виде и черно-белом варианте можно увидеть с левого края на внутреннем развороте американского конверта. Однако компания-издатель почему-то проигнорировала желание автора и выбрала на обложку фотографию Хендрикса, сделанную Карлом Феррисом.

Jimi Hendrix – «Moon, Turn The Tides Gently Gently Away»

Еще более вольно обошлась с Хендриксом «Track Records», выпустившая альбом в Соединенном Королевстве, которая поместила на обложке 19 голых женщин, сидящих на темном фоне с конвертами пластинок Хендрикса в руках. В фильме «The Boat That Rocked» («Рок-волна») есть эпизод - явная аллюзия на эту обложку (когда радиодиджей Марк сидит в трюме с толпой голых женщин). Любопытно, что произошел казус даже с названием альбома. Какой-то студийный техник перепутал слова, подписал альбом «Electric Landlady», и он едва не пошел в печать под этим именем, если б ошибку не заметил вовремя сам Хендрикс, что окончательно вывело его из себя. Это название, кстати – «Electric Landlady» («Электрическая Домовладелица») - позже использовала для своего альбома певица Кирсти Макколл.

The Jimi Hendrix Experience – «Burning Of The Midnight Lamp»

Как часто издавались двойные альбомы, 1-ая сторона «Electric Ladyland» совмещена на одной пластинке с четвертой, а вторая - с третьей. Это называлось "автоспаривание" и было рассчитано на последовательное проигрывание пластинок в автоматических виниловых чейнджерах. Позже издатели альбома на CD ошибочно записывали после первой стороны четвертую и так далее.

Релиз и отзывы

«Electric Ladyland» вышел в США 16 октября 1968 года. Это был «хитовый психоделический альбом», как позже писал Ричи Унтербергер, и к середине ноября он достиг 1-го места в США, проведя две недели на вершине поп-чартов. Двойной LP стал самым коммерчески успешным релизом группы «Experience» и единственным альбомом Хендрикса, получившим 1-е место. В Великобритании он достиг 6-го места и продержался в чартах 12 недель.

The Jimi Hendrix Experience – «Rainy Day,Dream Away...Still Raining,Still Dreaming»

«Electric Ladyland» смутил современных критиков; рецензенты хвалили некоторые его песни, но считали, что альбому не хватает структуры, и он звучит слишком плотно. Melody Maker назвал его «смешанным и беспорядочным», за исключением «All Along the Watchtower», которую журнал назвал шедевром. Рецензируя альбом для Rolling Stone в 1968 году, Тони Гловер сказал, что оригинальные песни Хендрикса иногда звучат неструктурированно, и был несколько разочарован «тяжёлой гитарой» на «1983…».

Jimi Hendrix – «1983 (A Merman I Should Turn To Be)»

В конечном итоге Гловер оценил «энергетический поток», объединяющий песни, и назвал Хендрикса «потрясающим», добавив, что «Electric Ladyland» служит «расширенным взглядом в голову Хендрикса, и в основном в ней, кажется, есть довольно хорошие вещи (кто из нас полностью свободен от ментального мусора?)». Роберт Кристгау был более восторжен в Stereo Review, назвав альбом взрывной демонстрацией «самой важной недавней инновации рока» — эстетики «тяжёлой» гитары — и «интегрированной работой над собой в нескольких отношениях». Он нашёл производство исключительным — «лучшая работа стерео ради него самого, которую я знаю» — и был удивительно впечатлён качеством текстов.

The Jimi Hendrix Experience – «Still Raining, Still Dreaming»

В то время как большинство гитаристов в роке считали импровизацию простым занятием, Кристгау сказал: «Хендрикс добивается уникальных эффектов, эффектов, которые вы никогда не получите от Кенни Баррелла», приведя в качестве примера «Voodoo Chile». Позже он назвал «Electric Ladyland» пятым лучшим альбомом 1968 года в своём голосовании для опроса критиков журнала Jazz & Pop.

Переоценка.

Со временем мнение критиков о «Electric Ladyland» значительно улучшилось, автор и музыковед Джон Перри назвал его «одним из величайших двойных альбомов в роке». По словам автора Майкла Хитли, «большинство критиков согласны», что альбом стал «наиболее полной реализацией далеко идущих амбиций Джими»; редактор Guitar World Ноэ Голдвассер назвал его величайшей работой. В книге Тома Ларсона «История рок-н-ролла» 2004 года альбом также был признан одним из важнейших хард-роковых альбомов, а обозреватель Clash Робин Мюррей назвал его «настоящей классикой эпохи психоделического рока».

The JimiHendrix Experience – «House Burning Down»

В ретроспективной рецензии для журнала Blender Кристгау написал, что это окончательное произведение психоделической музыки, описав альбом как «ауральную утопию, вмещающую в себя как укоренившийся конфликт, так и сладкую, смутную духовную тоску, скреплённую мастером-музыкантом». По мнению Шарлотты Грейг, «Electric Ladyland», как и «Are You Experienced», был «новаторским, познакомив слушателей со стилем психоделического рока, уходящим корнями в блюз».

The Jimi Hendrix Experience – «Voodoo Chile»

Критик The Washington Post Джеффри Хаймс назвал его образцовым релизом прогрессивного соул-развития 1968—1973 годов. Автор Эми Уоллес назвала альбом «классикой кислотного рока».

Комментариев нет:

Отправить комментарий