пятница, 22 декабря 2023 г.

Он осуществил сокровенную мечту всех гитаристов блюза своего поколения – «быть как Ти-Бон». Пи-Ви Крэйтон (18 декабря 1914 - 25 июня 1985).

Зал славы блюза

Блюз

Ритм-н-Блюз

Дорогие друзья! 18 декабря 1914 года в Техасе родился блюзовый гитарист и певец Пи-Ви Крейтон (Pee Wee Crayton). Настоящее имя Пи-Ви Крэйтона было Конни Кёртис Крэйтон. Есть несколько историй о том, как Крэйтон получил прозвище Пи-Ви. В статье журнала "Living Blues" в 1980 году он заявил, что его друг и певец, Рой Браун, дал ему это прозвище. Это возможно, так как Браун давал псевдонимы многим своим друзьям. Также Крэйтон говорил, что это отец дал ему прозвище как дань уважения к пианистам Техаса.

Pee Wee Crayton – «Do Unto Others» (1954).

С раннего детства Пи-Ви играл на разных инструментах (гавайская гитара, труба, гитара), но серьезно играть на гитаре начал в 30-летнем возрасте, после переезда в Сан-Франциско в 1935 году. В 1941 году Крэйтона заинтересовала запись «Solo Flight» Бенни Гудмана и его оркестра, на которой Чарли Кристиан играл на электрогитаре. Он купил подержанную гитару и получил несколько советов от оуклендского гитариста Эдди Янга. В 1944 году он подружился с Ти-Боун Уолкером, знаменитым техасцем, который оказывал ему свою поддержку. Несмотря на то, что он находился под влиянием музыки Ти-Боун Уолкера, Пи-Ви имел уникальную манеру звукоизвлечения и исполнения. Его агрессивная игра контрастировала с «гладким» вокальным стилем, который, в дальнейшем, был копирован другими блюзменами.

Во время выступлений в Окленде Ти-Бон Уокер почти месяц прожил в доме Крейтона, показывая ему на досуге приёмы игры на электрогитаре. Быстро набирая профессиональную форму, Пи Ви сделался популярным шоуменом в клубах Окленда, участвовал в записи пластинок пианиста Айвори Джо Хантера (Ivory Joe Hunter). В 1947 он сделал свои первые записи для лос-анджелесской компании «Four Star Records», однако они не имели успеха.

Pee Wee Crayton & his Guitar Blues – «After Hours» (1948)

Реальная карьера началась, когда в 1948 знаменитые братья Bihari предложили ему контракт на запись пластинок на своём лейбле "Modern Records", где во всю расцвела впоследствии карьера Би Би Кинга и других классических «звёзд» ритм-блюза. Одна из его первых записей, «Blues After Hours», была инструментальной. Она достигла вершины R&B-чарта журнала "Billboard" в конце этого же года. А после перехода на контракт к "Imperial Records" в 1954 его игра стала более энергичной, теперь она более соответствовала новоорлеанскому саунду, в котором тон задавали наступательная линия фортепиано и агрессивный саксофон.

Pee Wee Crayton – «Red Rose Boogie» (Instrumental)

В поисках более надёжного заработка ему пришлось переехать в Детройт. Последовал контракт с "Vee Jay Records", для которой он записал в 1956-1957 примерно полтора десятка пьес, в основном медленные блюзы. На рубеже 50-60-х он вернулся в Лос-Анджелес, работал шофёром, автодилером и так далее, продолжая записывать песни для маленьких рекорд-компаний. Крейтон оставался на плаву все 60-е, деля время между не творческой работой и блюзом. Репутация гитариста оставалась высокой в среде знатоков и меломанов, о чём говорит следующий факт: в 1970 вместе с «Johnny Otis Show» он был приглашен на престижный европейский "Monterey Jazz Festival". Пи Ви оставался в наступившем десятилетие прекрасным инструменталистом, делал изредка записи, играл на фестивалях, участвовал в сессиях с Биг Джо Тернером (Big Joe Turner) и Биг Мамой Торнтон (Big Mama Thornton). Последние записи Пи Ви сделал в 1983 году, а выступил последний раз за несколько недель до смерти – в начале июня 1985 на фестивале в Чикаго. Пи Ви Крейтон ушел из жизни 25 июня 1985 года.

Pee Wee Crayton – «Huckle boogie»

Его примером можно иллюстрировать историю появления самого термина «west coast blues» – близкого к свинговому джазу стиля блюза, возникшего первоначально в Техасе и «мигрировавшего» вместе с перебиравшимися на тихоокеанское побережье исполнителями. Крейтон осуществил сокровенную мечту всех гитаристов блюза своего поколения – «быть как Ти-Бон», но выработал на основе его техники свой стиль, во многом родственный таким "небожителям" джазa, как Чарли Крисчиан и Кенни Баррел.

 субМарина Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий