Дорогие
друзья! 18 декабря 1914 года в Техасе родился блюзовый гитарист и певец Пи-Ви
Крейтон (Pee Wee Crayton). Настоящее имя Пи-Ви Крэйтона было Конни Кёртис
Крэйтон. Есть несколько историй о том, как Крэйтон получил прозвище Пи-Ви. В
статье журнала "Living Blues" в 1980 году он заявил, что его друг и
певец, Рой Браун, дал ему это прозвище. Это возможно, так как Браун давал
псевдонимы многим своим друзьям. Также Крэйтон говорил, что это отец дал ему
прозвище как дань уважения к пианистам Техаса.
С раннего
детства Пи-Ви играл на разных инструментах (гавайская гитара, труба, гитара),
но серьезно играть на гитаре начал в 30-летнем возрасте, после переезда в
Сан-Франциско в 1935 году. В 1941 году Крэйтона заинтересовала запись «Solo
Flight» Бенни Гудмана и его оркестра, на которой Чарли Кристиан играл на
электрогитаре. Он купил подержанную гитару и получил несколько советов от
оуклендского гитариста Эдди Янга. В 1944 году он подружился с Ти-Боун Уолкером,
знаменитым техасцем, который оказывал ему свою поддержку. Несмотря на то, что
он находился под влиянием музыки Ти-Боун Уолкера, Пи-Ви имел уникальную манеру
звукоизвлечения и исполнения. Его агрессивная игра контрастировала с «гладким»
вокальным стилем, который, в дальнейшем, был копирован другими блюзменами.
Во время
выступлений в Окленде Ти-Бон Уокер почти месяц прожил в доме Крейтона,
показывая ему на досуге приёмы игры на электрогитаре. Быстро набирая
профессиональную форму, Пи Ви сделался популярным шоуменом в клубах Окленда,
участвовал в записи пластинок пианиста Айвори Джо Хантера (Ivory Joe Hunter). В
1947 он сделал свои первые записи для лос-анджелесской компании «Four Star
Records», однако они не имели успеха.
Реальная
карьера началась, когда в 1948 знаменитые братья Bihari предложили ему контракт
на запись пластинок на своём лейбле "Modern Records", где во всю расцвела
впоследствии карьера Би Би Кинга и других классических «звёзд» ритм-блюза. Одна
из его первых записей, «Blues After Hours», была инструментальной. Она достигла
вершины R&B-чарта журнала "Billboard" в конце этого же года. А
после перехода на контракт к "Imperial Records" в 1954 его игра стала
более энергичной, теперь она более соответствовала новоорлеанскому саунду, в
котором тон задавали наступательная линия фортепиано и агрессивный саксофон.
В поисках
более надёжного заработка ему пришлось переехать в Детройт. Последовал контракт
с "Vee Jay Records", для которой он записал в 1956-1957 примерно
полтора десятка пьес, в основном медленные блюзы. На рубеже 50-60-х он вернулся
в Лос-Анджелес, работал шофёром, автодилером и так далее, продолжая записывать
песни для маленьких рекорд-компаний. Крейтон оставался на плаву все 60-е, деля
время между не творческой работой и блюзом. Репутация гитариста оставалась
высокой в среде знатоков и меломанов, о чём говорит следующий факт: в 1970
вместе с «Johnny Otis Show» он был приглашен на престижный европейский
"Monterey Jazz Festival". Пи Ви оставался в наступившем десятилетие
прекрасным инструменталистом, делал изредка записи, играл на фестивалях,
участвовал в сессиях с Биг Джо Тернером (Big Joe Turner) и Биг Мамой Торнтон (Big
Mama Thornton). Последние записи Пи Ви сделал в 1983 году, а выступил последний
раз за несколько недель до смерти – в начале июня 1985 на фестивале в Чикаго.
Пи Ви Крейтон ушел из жизни 25 июня 1985 года.
Его
примером можно иллюстрировать историю появления самого термина «west coast
blues» – близкого к свинговому джазу стиля блюза, возникшего первоначально в
Техасе и «мигрировавшего» вместе с перебиравшимися на тихоокеанское побережье
исполнителями. Крейтон осуществил сокровенную мечту всех гитаристов блюза
своего поколения – «быть как Ти-Бон», но выработал на основе его техники свой
стиль, во многом родственный таким "небожителям" джазa, как Чарли
Крисчиан и Кенни Баррел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий