10
декабря родился русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы,
руководитель журнала «Современник», журнала «Отечественные записки». Поэмы
«Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» и др.,
стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога» и др. Николай
Алексеевич Некрасов.
Творчество Николая Алексеевича Некрасова оказалось весьма созвучным русскому мелосу. На стихи замечательного русского поэта были написаны многие песни (всего более двадцати), бытовавшие впоследствии как народные. Среди них — «Огородник», «Несжатая полоса», «Назови мне такую обитель» из стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Ой, полна, полна коробушка» и многие другие.
Не прошли
мимо творчества поэта и профессиональные русские композиторы, положив на музыку
около 60 стихотворений Некрасова. Среди вокальных произведений на стихи поэта
(всего более 150) выделяются «Калистрат» и «Колыбельная Еремушке» М.
Мусоргского, цикл из 21 романса Ц. Кюи, «Бьется сердце беспокойное…» С.
Танеева, кантата «Весна» на стихи «Идет-гудет зеленый шум…» С. Рахманинова,
«Тихо вечер догорает…» П. Булахова, «Ты всегда хороша несравенно…» А. Дюбюка,
«Несжатая полоса» А. Спендиарова, «Прости! не помни дней паденья…» Н.
Черепнина.
В
сборнике «Романсы на стихи Н.А. Некрасова» (для голоса с фортепиано), вышедшем
в московском издательстве «Музыка» в 1971 году — к 150-летнему юбилею поэта,
представлены следующие произведения Некрасова, положенные на музыку русскими
композиторами: «В полном разгаре страда деревенская» И. Корнилова; «Ты всегда
хороша несравненно» А. Дюбюка; «У людей-то в дому» А. Бородина; «Колыбельная
Еремушки» М. Мусоргского; «Молодые», «Стихи мои», «Внимая ужасам войны» Ц. Кюи;
«Прости! Не помни дней паденья» с музыкой сразу трёх композиторов — П.
Чайковского, Н. Римского-Корсакова и Н. Черпнина; «Бьется сердце беспокойное»
С. Танеева; «Буря» М. Слонова; «Песня» А. Глазунова.
Романс
«Тяжелый крест достался ей на долю...»
Это
стихотворение Николай Некрасов посвятил своей матери Елене Андреевне. Ей часто
приходилось терпеть издевательства со стороны своего мужа, который, помимо
того, что докучал своих домочадцев, также измывался над крепостными крестьянами
и подвергал их жестоким наказаниям.
Впервые
стихотворение было опубликовано в сборнике сочинений Н.А.Некрасова в 1856 году.
Как позднее отмечал критик Николай Чернышевский, это стихотворение является
«лучшим лирическим произведением на русском языке».
Впоследствии
это произведение также было положено на музыку композитором Яковом Пригожим в
1877 году и стало известным русским романсом.
Романс «О
погоде»
Произведение
«О погоде» было написано Н. А. Некрасовым в 1858—1865 годах.
В стихах
Н. А. Некрасова главной темой является тема народных страданий. Писателю самому
пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он переехал в
Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.
Цикл
стихотворений «О погоде» — редкий случай, когда цензура в чем-то
поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения.
Ее запрет
на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Некрасов стал
писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом
заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно «одухотворенного» образа
города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло бы сильно потерять в
художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать к иносказаниям,
Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого существа, настроение
которого отражается в явлениях природы. Погода — это «выражение лица» города,
если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам
улыбкой.
Романс «Песня
Еремушке»
Стихотворение
было написано в 1859 году. Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как
тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод
и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное
поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным,
пытаясь им помочь любыми доступными способами.
Тем не
менее, очень скоро Некрасов стал понимать, что русские крестьяне попросту не
знают иной доли, они веками привыкли батрачить на своего помещика, мечтая лишь
о том, чтобы он получше устроил их судьбу.
Некрасов
бунтовал против подобного положения дел и часто вел философские беседы с
простолюдинами, пытаясь им внушить, что под лежачий камень вода не течет.
Однако его слова так не разу и не были услышаны. Именно по этой причине
появилось стихотворение «Песня Еремушке», в которой автор обличает
бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту.
Свою идею
о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа,
довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели
глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве
случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время
полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная
жарой, укачивала чужого ребенка.
Одни из
главных тем творчества Николая Алексеевича Некрасова — Россия, жизнь ее
кормильца — русского крестьянина. Сочувствием и состраданием по отношению к
обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному
народу» пронизаны многие его стихотворения. Некрасов часто опирается на
народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений. В его
стихах слышны интонации протяжных песен.
Наиболее
часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как «Тройка», «Несжатая
полоса», «Зеленый шум», «Внимая ужасам войны», «Душно! Без счастья и воли»,
«Калистрат», «Коробейники». Стихи Некрасова связаны с жанром песни. Например,
«Песня Еремушке», «Песня о труде», «Колыбельная песня», «Песня преступников»,
«Песни о свободном слове».
Статья
внештатного корреспондента «РС» в Вашингтоне Владимира Абаринова о Некрасове:
«При
словах «Николай Алексеевич Некрасов» многие, пожалуй, вздохнут с тоской.
Народный печальник, гражданская лирика... Русские критики и советская школа засушили
и поэзию Некрасова, и его личность, сделали из нее плоскую, унылую, засиженную
мухами икону в школьном кабинете литературы.
А он был
делец и бонвиван, тонкий гастроном и удачливый картежник. Многие считали его
лицемером: за письменным столом рыдает о горькой крестьянской доле, а потом
идет в Английский клуб играть в карты по крупной с вельможами. Сохранились
ресторанные меню с его автографами. Там безутешная кручина поэта вписана между
названиями изысканных блюд. Извиняет его то, что он в молодости терпел
отчаянную нужду.
Выигрывал
огромные суммы. Подозревали в шулерстве, но за руку никогда никто не поймал.
Сумел сделать журнал «Современник» высокодоходным предприятием. И это было
русскому человеку подозрительно: мошенник, не иначе. А он был просто очень
практичный, умный и расчетливый человек.
Свои
стихи он называл песнями, свою Музу - «угрюмой», «неласковой» и «нелюбимой».
Первый сборник назывался «Мечты и звуки», последний - «Последние песни».
Он был
страстным операманом, любителем итальянской оперы, абонировал ложу в
петербургском Итальянском театре, где в то время собралась великолепная труппа,
какой не было, по мнению Некрасова, и в Париже. Писал восторженные рецензии на
оперные премьеры и утверждал, что в Петербурге она покорила решительно все
сословия:
Влияние
итальянской оперы распространилось и на низшие классы... Вы, может быть,
недоверчиво качаете головой; но смею уверить вас, что я не шучу и не
преувеличиваю. Собственными ушами слышал я фонарщика, который, стоя на своей
грязной лестнице и зажигая фонарь, затягивал дуэт из «Любовного напитка».
Был и
балетоманом, и тем, кого Пушкин называл «почетный гражданин кулис», хотя в
стихах сурово осуждал этот обычай. Сочинял водевили. Часто переиначивал
французские, подписывал псевдонимами, в собрания сочинений не включал, но
зарабатывал на них недурно.
Композиторы
его любили, но в основном за гражданский пафос. Музыку на его любовную лирику
писали нечасто. Один из таких романсов сочинил Чайковский:
Прости!
Не помни дней паденья,
Тоски,
унынья, озлобленья,—
Не помни
бурь, не помни слез,
Не помни
ревности угроз!
Но дни,
когда любви светило
Над нами
ласково всходило
И бодро
мы свершали путь,—
Благослови
и не забудь!
Шлягером
русских музыкальных салонов середины ХIХ века стал романс на стихи молодого
Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу». Правда, при этом из стихотворения
выбросили половину, а в советском варианте - еще больше. Вся будущая карьера
героини Некрасова -
Поживешь
и попразднуешь вволю,
Будет
жизнь и полна и легка…
Да не то
тебе пало на долю:
За неряху
пойдешь мужика...
В
передаче о музыке на стихи Некрасова невозможно обойтись без знаменитых
«Двенадцати разбойников». Это рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» из
последней главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Мы знаем и любим эту песню в
исполнении Шаляпина, но я хочу предложить другую версию. На этой пластинке
написано: «Первый в России квартет бродяг под управлением Гирняка и Шима». Она
записана в Петербурге в 1912 году.
В самом
начале XX века в России вдруг случился взрыв популярности каторжных и тюремных
песен. Этим мы обязаны невероятному успеху пьесы Горького «На дне». В спектакле
Московского Художественного театра вор Васька Пепел пел песню «Солнце всходит и
заходит». Вот так этот жанр, никогда с тех пор не умиравший, вошел в моду.
Квартет бродяг, которые никаким бродягами, конечно, не были, выходил на сцену в
соответствущих костюмах. Приспособили к этому репертуару и Некрасова. Во всяком
случае более ранние исполнения «Двенадцати разбойников» не обнаружены.
Я лугами
иду - ветер свищет в лугах:
Холодно,
странничек, холодно,
Холодно,
родименькой, холодно!
Я лесами
иду - звери воют в лесах:
Голодно,
странничек, голодно,
Голодно,
родименькой, голодно!..
В 1902
году Сергей Рахманинов, написавший к тому времени уже множество романсов,
добрался и до Некрасова. Он сочинил кантату на текст стихотворения «Зеленый
шум» и назвал ее «Весна». Советские музыковеды очень любят писать о теме
весеннего обновления, о том, что кантата очень соответствовала общественным
настроениям того времени. Я удивляюсь, где у этих музыковедов уши. Впрочем, их
можно понять. Они совершенно забыли о существовании мрачной середины, центрального
эпизода этого опуса. Именно его мы сейчас и услышим. Акцент солиста объясняется
тем, что запись сделана в Америке, но, положа руку на сердце, это лучшая запись
рахманиновской кантаты. Через минуту вы забудете про акцент.
Скромна
моя хозяюшка
Наталья
Патрикеевна,
Водой не
замутит!
Да с ней
беда случилася,
Как лето
жил я в Питере…
Сама
сказала, глупая,
Типун ей
на язык!
В избе
сам-друг с обманщицей
Зима нас
заперла,
В мои
глаза суровые
Глядит, —
молчит жена.
Молчу… а
дума лютая
Покоя не
дает:
Убить…
так жаль сердечную!
Стерпеть
— так силы нет!..
И еще
один хит на стихи Некрасова, о котором тоже обычно говорят, что музыка народная
- «Меж высоких хлебов». Это не так, у этой музыки есть автор - Николай
Александрович Александров. Он положил на музыку стихотворение «Похороны» -
вернее, его часть - в 1911 году. Хитом эту песню сделала, конечно же, Лидия
Русланова.
Меж
высоких хлебов затерялося
Небогатое
наше село.
Горе
горькое по свету шлялося
И
нечаянно к нам забрело...
Жестоко
страдая от неизлечимой болезни, Некрасов подводил суровый итог своей жизни:
Скоро
стану добычею тленья.
Тяжело
умирать, хорошо умереть;
Ничьего
не прошу сожаленья,
Да и
некому будет жалеть.
Я
дворянскому нашему роду
Блеска
лирой моей не стяжал;
Я
настолько же чуждым народу
Умираю,
как жить начинал.
Не стану
возражать. Некрасова сегодня не читают или читают очень немногие. И все же его
гений пребудет с нами вовеки. Его глагол вошел в нашу плоть и кровь. Это
больше, чем стихи. Георгий Свиридов. «Весенняя кантата».
Ты и
убогая,
Ты и
обильная,
Ты и
могучая,
Ты и
бессильная,
Матушка
Русь!
Владимир Абаринов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий