New Age
Ambient
Мы разучились верить в чудеса. Каких-то 30-40 лет назад в прессе то и дело всплывали сообщения о НЛО, йети и заговорах иллюминатов, а сейчас подобного, как и не бывало. Логично объяснить это тем, что в наше время каждый может легко задокументировать любой момент жизни, и тем самым опровергнуть что угодно, однако, кажется, дело не в этом одном. В нашем прагматичном мире мистика, таинственность и вера в чудеса давно отошли на задний план, освободив место банальным роликам из соцсетей и стремлению угнаться за трендами, усредняющими всех и вся. Не удивительно, что мистический эмбиент-поп «Enigma», придуманный продюсером Михаэлем Крету, сегодня тоже мало кого заставит вскинуть брови, а сексуальным вокалом и использованием сэмплов и вовсе никого не удивишь. Иные скептики, не углубляясь в детали, даже назовут такое творчество клишированным и отчасти будут правы. Но лишь отчасти...
Вопрос о
природе оригинальности творчества Крету занимал мир с самого появления проекта
в начале 90-х. Тогда «Enigma» часто обвиняли в плагиате, утверждая, что
румыно-германский продюсер велосипед не изобрел, и его фирменная смесь музыки
new age, танцевальных ритмов и григорианских песнопений, щедро сдобренная
отсылками к вопросам религии и секса, лишь вобрала в себя влияния всего и
отовсюду. Есть там и Вангелис, и Майк Олдфилд, и Жан Мишель Жарр, и различные
этнические направления, и Милен Фармер, в конце концов. Кое-какие из упомянутых
претензий Крету в итоге признал, и его лейблу «Virgin» пришлось пойти на
заключение мировой, не доводя дело до суда. Так, в 1991 г. за неправомерное
использование сэмплов в хит-синглах «Sadeness (Part I)» и «Mea Culpa» на
продюсера подал в суд мюнхенский хор «Capella Antiqua», и в результате Крету
согласился выплатить компенсацию за использование фрагментов. Отметим, что
подобные издержки для «Virgin» проблемой не являлись, поскольку в начале 90-х «Enigma»
был самым успешным проектом рекорд-компании и приносил ей существенную прибыль,
а скандалы только увеличивали его известность.
При всем
этом таинственный и сексуальный звук Enigma манил миллионы фанатов, приносив
его создателю неплохие дивиденды. Дебютная пластинка проекта "MCMXC
aD", выпущенная в декабре 1990 г., стала международным бестселлером и по
данным «NY Times» к февралю 1994-го в мире была продана тиражом свыше 12 млн.
копий. Само собой, вскоре после релиза Крету задумался над продолжением,
стремясь не только повторить предыдущий успех, но и минимизировать риски,
сопровождавшие выпуск первого альбома. Однако все произошло не так быстро, как
он первоначально планировал.
Популярность
«Enigma» спровоцировала ажиотажный интерес к персоне Михаэля Крету, и особенно
активно вели себя представители киноиндустрии. Атмосферность музыки проекта
отлично вписывалась в формат саундтрека, потому в 1991-м продюсер часто получал
предложения от режиссеров (и столь же часто их отклонял). Единственным
сценарием, который пришелся ему по вкусу, оказался эротический триллер
"Щепка" с Шерон Стоун и Уильямом Болдуином. К данной картине музыкант
написал 2 песни "Carly's Song" и "Carly's Loneliness".
Треков могло быть и больше, но в то время все его внимание занимала работа над
замыслом второй пластинки «Enigma», и распаляться на другие цели он явно не желал.
В своих
интервью Крету часто упоминал о том, как он не любит зацикливаться на прошлом
опыте, предпочитая смотреть в будущее. Данный подход сильно повлиял на
концепцию "The Cross of Changes", построенную на сознательном отходе
от звука первого альбома и расширении горизонтов. Теперь продюсер стремился
разнообразить звук проекта, добавив в него элементы рока, поп-музыки и
этнических мотивов в широком смысле слова. В том числе, это касалось
григорианских песнопений – их число Крету сознательно сократил, заменив
племенными распевами разных народов мира. На данной почве и возник трек
"Return to Innocence", включавший сэмплы композиции в исполнении
тайваньского дуэта Дифанг и Игай Дуана. Эта пара приехала в Париж в 1988 г. по
программе культурного обмена и однажды приняла участие в записи диска Maison
des Cultures du Monde, который и попал в руки Михаэля Крету. В качестве
противовеса откровенной этнике вокала в трек был включен барабанный ритм из
"When the Levee Breaks" Led Zeppelin, что и создало эклектичный
эффект и сделало звук более современным.
В
процессе создания "The Cross of Changes" с проектом произошли
серьезные перемены - его сооснователь Фрэнк Петерсон, коллега Крету и соавтор
нескольких песен с "MCMXC aD" решил покинуть группу. На протяжении
долгого времени он являлся участником группы Сандры, а затем вслед за супругами
Крету перебрался на Ибицу, где под псевдонимом F.Gregorian работал над альбомом
«Enigma». В 1991 году музыкант пришел к решению оставить группу и основать
собственный проект под названием «Gregorian», музыка которого, как следует из
самого названия, строилась бы на григорианских песнопениях. Отчасти, именно
поэтому Крету и отказался от их использования на новом альбоме.
Пластинка
"The Cross of Changes" записывалась на Ибице в течение первой
половины 1993 г. Треки, созданные для фильма "Щепка", дали Крету
толчок к работе и в результате превратились в "Age of Loneliness (Carly's
Song)". Альбом состоит из 9 треков, объединенных одной медитативной линией
с вкраплениями эротического шепота и мистических цитат. Яркий пример – трек №2
"The Eyes of Truth", состоящий из монгольских и индейских песнопений
и японских флейт, звучащих на фоне ударной установки 808.
Похожее
звучание имеет и "Age of Loneliness (Carly's Song)". В остальном,
песни с "The Cross of Changes" отличает софт-роковая атмосфера, как,
например, в "Return to Innocence" и "I Love You ... I'll Kill
You". Этот самый длинный трек на альбоме содержит сэмпл "The
Wizard" Black Sabbath. Также на пластинке можно услышать фрагменты из
песен Genesis, U2 и Вангелиса.
Трехлетний
перерыв, разделивший первую и вторую пластинки «Enigma», вовсе не входил в
намерения Крету. Первоначально он собирался закончить запись максимум за 1,5
года. Однако уход Петерсона в совокупности со сложностями с заключением нового
контракта с «Virgin» сильно тормозили процесс. В итоге, "The Cross of
Changes" подоспел лишь к декабрю 1993 г. Впрочем, лейбл готов был ждать столько,
сколько необходимо, понимая, какие дивиденды может принести новый альбом «Enigma».
Кто-то считал, что он станет провальным, а кто-то ждал с нетерпением – в любом
случае, прогнозы продаж были более чем благоприятными. Вскоре после того, как «Virgin»
объявили о дате релиза "The Cross of Changes", предзаказы пластинки
достигли количества 1,4 млн. копий.
По итогам
первой недели продаж 13 декабря 1993 г. альбом возглавил чарты Великобритании,
Дании и Новой Зеландии, в Европе занял 2-е место, а в США 9-е. И хотя итоговые
цифры все же оказались ниже альбома-предшественника, это был триумф. "The
Cross of Changes" заработал по 2 платиновых сертификата в США, Канаде,
Австралии и Великобритании, продавшись в мире тиражом свыше 8 млн. копий.
Лид-сингл "Return to Innocence" занял 4-е место в Billboard, попав в
top-5 всех главных чартов планеты. Данный трек с тех пор стал одним из наиболее
узнаваемых в карьере проекта, чему немало поспособствовала его активная ротация
в рекламных роликах и телезаставках.
Как
выяснится позже, трехлетний срок между альбомами «Enigma» являлся скорее
нормой, нежели исключением, и следующий диск проекта "Le Roi Est Mort,
Vive Le Roi!" появился лишь к ноябрю 1996 г. Традиционно эти три пластинки
принято объединять в трилогию как музыкально, так и концептуально, а некоторые
хардкорные фанаты группы считают их единственно верным отражением ДНК культового
проекта Михаэля Крету. Стоит отметить, что в начале 90-х популярность «Enigma»
достигла огромных масштабов, что повлекло моду на подражание звуку группы.
Бывали случаи, когда музыканты откровенно пользовались известным именем и
выпускали целые фейковые альбомы. Такие "комплименты" служили для
Крету дополнительным поводом экспериментировать и развиваться, что он и делал,
запираясь на три года в своей уютной студии на Ибице для записи очередной
пластинки «Enigma».
Частично
фанаты проекта были правы. История «Enigma» оказалась недолговечна, и хотя
каталог проекта насчитывает 8 номерных альбомов, последний из которых был
выпущен в 2016-м, все они являются лишь переосмыслениями легендарной трилогии.
Во всяком случае, именно так их воспринимали и критики, и аудитория. Кажется,
сам Крету довольно быстро устал и охладел к своему детищу, особенно в свете
перемен в его жизни. В 2007-м завершился его брак с Сандрой, после чего
музыкант лишился своего знаменитого дома на Ибице, вскоре снесенного подчистую
властями острова. С тех пор он обосновался в Мюнхене, раз и навсегда оставив
свой испанский рай. Его усталость от мистики и таинственности стала особенно
очевидна в 2019 г., когда продюсер позволил трем оригинальным вокалистам «Enigma»
отправиться в тур с песнями проекта. По сути, это означало окончательное
прощание с "невидимостью" культовой группы, ранее никогда не
выступавшей живьем. Как водится, в финале прагматичный мир, в котором нет места
вере в сказки и чудеса, все же взял свое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий