воскресенье, 24 декабря 2023 г.

«1001 Albums You Must Hear Before You Die». Jean-Michel Jarre – «Oxygene» (1976).

1001 Albums You Must Hear Before You Die.

Электронная музыка

Эмбиент

Синти-поп

Космическая музыка

Новая волна

Электро-поп

«Oxygene» («Кислород») - альбом инструментальной электронной музыки, который сочинил, спродюссировал и исполнил французский композитор Жан Мишель Жарр. Первое издание было выпущено 5 декабря 1976 года маленьким французским лейблом «Disques Motors», лицензию у которого вскоре купила фирма «Polydor», почувствовав, что тут есть чем поживиться. Жарр записал альбом у себя дома с помощью различных аналоговых синтезаторов, множества всевозможных электронных инструментов и эффектов.

Jean-Michel Jarre - "Oxygene IV" (live 2012)

Французский звукорежиссер Мишель Гейс помог Жарру в покупке, записи и программировании некоторых инструментов, использованных на альбоме. На музыкальный стиль Жарра повлияла конкретная музыка, разработанная Пьером Шеффером. Альбом был поддержан двумя синглами: «Oxygène (Part II)» и «Oxygène (Part IV)». После международного успеха последнего, альбом стал прорывом Жарра, достигнув первого места во французских чартах альбомов. Он был вдохновлен треком «Popcorn» немецко-американского электронного композитора Гершона Кингсли.

«Oxygene» стал классикой в своем жанре и оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Критики считают, что альбом "произвел синтезаторную революцию в 1970-х." и повлиял на более поздних артистов, таких как Moby или Брайан Кэнхэм из Pseudo Echo. В 1978 году за ним последовал альбом «Équinoxe», а в 1979 году Жарр провел концерт под открытым небом на площади Согласия, в результате чего продажи обоих альбомов увеличились, достигнув мирового тиража в 15 миллионов копий. По состоянию на 2016 год было продано около 18 миллионов копий, и он является одним из самых продаваемых французских, электронных и инструментальных альбомов в истории.

ИСТОРИЯ


До 1976 года Жарр болтался безо всякого успеха в различных проектах, писал музыку для рекламы и композиции для балета, и даже записал альбом синтезаторной музыки, который прошел незамеченным. И тут к нему пришло вдохновение, когда его подруга и будущая жена Шарлотта Рамплинг подарила ему картину художника Мишеля Грангера. Картина поразила воображение Жарра. На ней изображался земной шар, с которого - как с фрукта - снималась кожура, под которой открывался человеческий череп. В то время в Европе только-только зарождалось движение за экологию, и Грангер изобразил озабоченность погибающей планетой Земля. Жарр попросил у художника разрешения использовать эту картину на обложке своего будущего альбома. Позже Жарр говорил в интервью: "30 лет назад очень немногие задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема - не с политической, а с поэтической, сюрреальной стороны."

Жарр сочинял Oxygene на протяжении восьми месяцев, пользуясь большим количеством аналоговых синтезаторов и записывал на восьмидорожечный магнитофон на кухне в своей парижской квартире. Как-то в интервью Жарр даже сравнил сочинение "Кислорода" с приготовлением пищи: "Не случайно, "Кислород" записывался на кухне в Париже. Я готовил его, как пищу. Нужно чувствовать себя шеф-поваром, чтобы делать такую музыку: подбирать нужные ингредиенты, выбирать правильную температуру. Я не люблю предубежденные мнения, будто бы электронная музыка - холодная, футуристическая, машинизированная. Я хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично. Я - не ученый, работающий в лаборатории, а скорее художник, как Джексон Поллок, например, смешиваю цвета и освещение, экспериментирую с текстурами."

В одном интервью для Daily Telegraph Жарр сказал, что "все эти неземные струнные звуки в четвертой части "Кислорода" [самой известной мелодии Жана Мишеля] сделаны на VCS 3. Это был первый в Европе синтезатор, сделал его в Англии парень по имени Питер Зиновьев. У меня был один из первых. Я ездил за ним в Лондон в 1967 году, и до сих пор играю на нем на сцене, 40 лет спустя."

Jean Michel Jarre - Oxygene II ( Live in your living room )

Альбом состоит из шести частей, озаглавленных просто Oxygène (Part I), Oxygène (Part II) и т.д. Один критик назвал его звучание "заразной комбинацией булькающих и пружинящих аналоговых секвенций с запоминающимися мелодическими линиями." Музыка Жарра выделялась в сравнении с современными ему коллегами по цеху электронной музыки. У немецкой группы Kraftwerk она была немного холодноватой, "клинической" - как ее называли, имела жесткое футуристическое звучание. Другой корифей электроники - группа Tangerine Dream звучала более по-космически и мрачноватее. Oxygène же отличался от них сочным, пространственным звучанием и сильными мелодиями.

Записав альбом, Жарр долго не мог потом найти компанию, которая согласилась бы выпустить его: "Oxygene" был отвергнут всеми записывающими компаниями. Он был как НЛО для того времени, на пересечении эпох диско и панк-рока, и в компаниях меня спрашивали: "Что это? Певца нет, нормальных названий у песен нет - всё какие-то палочки-закорючки: 'I', 'II', 'III', 'IV', 'V' и 'VI'. Да, еще к тому же, по-французски!" - вспоминал Жарр. "Даже мама спросила меня: "Зачем ты назвал свою музыку каким-то газом?" Теперь люди говорят о "Кислороде" как о шедевре. Когда пришел успех, для меня все это было странно. Тот волнующий и невинный период прошел. Вокруг сразу возникло много новых друзей, которые, мне показалось, были заинтересованы в продолжении этого успеха больше, чем я."

Жарр еще в 1972 году ходил в Группу музыкальных Исследований под руководством Пьерра Шэфэ, где обучался пользованию синтезаторами, в том числе и знаменитым EMS VCS 3, на котором сыграна большая часть музыки в Oxygene. В этой же группе училась девушка, муж которой - Фрэнсис Дрейфус - возглавлял небольшую компанию звукозаписи под названием Disques Motors. Позже Дрейфус вспоминал, что они были знакомы с Жарром давно и даже "решили работать вместе и в 1973 Жан-Мишель продюсировал сингл под названием "Zig Zag Dance", который стал хитом, который положил начало целой серии хитов, в которых Жан-Мишель раскрыл свой изобильный талант как композитор, автор текстов и продюсер."

В компании Дрейфуса Жарр спродюсировал запись нескольких французских музыкантов и артистов (Christophe, Francoise Hardy, Patrick Juvet, Gerard Lenorman), пластинки которых имели такой успех, что к нему стала выстраиваться очередь из знаменитостей, которые просили его продюсировать или написать им музыку, или слова, или и то, и другое, и третье вместе.

"Он имел огромный успех при записи чужих пластинок, а я неплохо зарабатывал как их издатель, но это было не то, что мы хотели. Тогда мы начали всем отказывать, придумывая самые безумные извинения, типа Жан-Мишель уезжает в отпуск или идет на чей-то очень важный день рождения. Мы имели дело со множеством известных французских артистов, которым было довольно трудно говорить "нет". Но я хотел утвердить Жана-Мишеля самого как артиста."

И хотя Дрейфус скептически относился к электронной музыке, но все же решился выпустить 50 000 экземпляров альбома. Первая реакция была очень вялой. "Радиостанции отнеслись к альбому очень негативно," - вспоминает Дрейфус, - "поэтому мы решили продвигать его через музыкальные магазины. Поскольку инструментальная электронная музыка тогда была еще не в моде, нас поддержала поначалу андерграундная музыкальная пресса. Правда, они тут же потеряли к нам всякий интерес, как только Жарр стал популярен.

Пластинки расходились исключительно по слухам и взаимным рекомендациям меломанов, и только когда через два-три месяца их было продано более 60 000 экз. - это уровень, на котором пластинка начинает интересовать радиостанции - эту музыку стали крутить по радио, и альбом стал хитом."

В июне 1977 Дрейфус устроил Жарру договор с компанией-гигантом звуковой индустрии «Polydor International» на выпуск трех альбомов с изданием их по всему миру. Это был "один из самых привлекательных контрактов, какие подписывал когда-либо французский артист," - говорит Дрейфус. С тех пор выпущено 15 млн. экземпляров "Кислорода", а Дрейфус был с лихвой вознагражден за вовремя оказанную поддержку, и ныне его лейбл называется «Disques Dreyfus».

ОБЛОЖКА

На обложке изображен череп внутри расчленённой Земли и является адаптацией акварели «Oxygène», французского художника Мишеля Гранже. Изображение картины было впервые опубликовано в 1972 году в журнале «Pilote», а в 1976 году произведение искусства было выставлено в галерее Марке на улице Бонапарта в Париже. Жан-Мишель посетил эту галерею и купил картину, затем Грейнджер получил телефонный звонок от директора галереи, чтобы сообщить ему, что Жарр хочет встретиться с ним лично. 15 сентября 1976 года Жарр встретился с Грейнджером, чтобы тот мог изменить фон акварели и адаптировать его к квадратной форме пластинки.

Jean Michel Jarre - Oxygene 2 - Live in Beijing, China [DVD Upscale]

Название альбома было взято из обложки, потому что композитор считал, что она «идеально придерживается духа песен». Жарр сказал: «30 лет назад было не так много людей, думающих о планете. Но меня это всегда интересовало, не обязательно в политическом ключе, а в поэтическом, сюрреалистическом ключе». В интервью английской газете «The Guardian» Жарр сказал, что «в некотором смысле я хотел связать все с природой и экологическими проблемами». Грейнджер заявила, что «Оксиген был частью сериала об ущербе, наносимом нашей планете. Это был довольно жестокий образ для обложки альбома». Он добавил: «Эта картина — самая известная из всех моих работ. Это моя Мона Лиза. Но я больше не чувствую, что он принадлежит мне. Она принадлежит всем, кто любит музыку Жана-Мишеля Жарра».

РЕЛИЗ

«Oxygène» был отвергнут несколькими звукозаписывающими компаниями, такими как «Island Records», основанной Крисом Блэквеллом, который позже посчитал, что он совершил две ошибки в своей жизни, среди которых было отклонение первого альбома «Oxygène» и Элтона Джона «Empty Sky». Жан-Мишель решил еще раз встретиться с Фрэнсисом, главой лейбла «Disques Motors», чтобы узнать, сможет ли он выпустить альбом, на что он сразу же согласился, сказав: «Хорошо, что ж, у нас мировой успех...».

"Oxygène (Part I)" – 7:39

«Oxygène» был выпущен 5 декабря 1976 года, и первый тираж в 50 000 копий был роздан ограниченному числу продавцов Hi-Fi магазинов. Они использовали несколько копий альбома, чтобы продемонстрировать своим клиентам его стереозвуковые качества, а также в качестве примера «современного звука». Эти копии также продвигались через клубы и дискотеки. Кроме того, Жан-Мишель и Франциск провели рекламную кампанию плакатов в Париже.

"Oxygène (Part II)" – 7:49

В начале 1977 года Жарр вместе с давним соратником Жюве решил собрать ту же команду, что и для альбома «Mort ou vif», и приступил к написанию альбома «Paris by Night», который содержал хит-сингл «Où sont les femmes?». Альбом был выпущен в июне и возглавил чарты. После очередного альбома с Кристофом под названием «La dolce vita» в том же году, Жарр решил прекратить писать музыку и тексты для других исполнителей и предпочел полностью посвятить себя сольной музыкальной карьере.

"Oxygène (Part III)" – 3:16
"Oxygène (Part IV)" – 4:14

В 1977 году альбом был выпущен на международном уровне лейблом «Polydor Records», а к апрелю было продано 45 70 копий во Франции. «Oxygène (Part IV)» стал прорывным синглом Жарра во всем мире, достигнув четвёртого места в UK Singles Chart. Этот успех привёл к тому, что альбом достиг первого места во французских чартах альбомов, второго места в UK Albums и семьдесят восьмого места в американском Billboard Top LPs & Tape. Песня «Oxygène (Part II)» была отредактирована до 46 минут, чтобы быть выпущенной во Франции в качестве сингла.

"Oxygène (Part V)" – 10:23

«Oxygène (Part IV)» начала звучать на самых важных радиостанциях Франции и Великобритании. Студия «Europe» 1 использовала его в качестве темы двух своих регулярных программ: Hit Parade режиссера Жана-Лу Лафона и баскетбольного шоу Basket sur Europe 1 в титрах. Радиостанция также провела полуторачасовую программу в студии Жана-Мишеля и сыграла весь альбом, донеся его музыку до миллионов людей. Она звучала по голландскому радио и телевидению в течение двух дней в 1977 году, которые удерживали террористы Южных Молуккских островов. BBC использовала альбом в документальном фильме, BBC Radio 1 также играла его и использовалась в телевизионных программах, таких как Antenne 2 или Récré A2.

"Oxygène (Part VI)" – 6:20

В интервью журналу Billboard директор «Motors» Станислас Витольд сказал: «В каком-то смысле мы делаем большую часть наших ставок на Жана-Мишеля Жарра. Он совершенно исключителен, и мы уверены, что к 1980 году он будет признан во всем мире». В Дублине, Ирландия, использовалась система phone-a-disk, при которой телефонный звонок воспроизводил около двух минут альбома вместе с рекламным сообщением. Жарр также получил около 2 золотых дисков по всему миру. В Соединенных Штатах было продано более 25 100 копий только в Лос-Анджелесе, а к концу года было продано 45 1977 копий по всей стране.

КРИТИКА

Реакция на альбом после его выхода в Великобритании в 1977 году была в основном негативной: британская музыкальная пресса, больше заинтересованная в развивающейся британской панк-сцене, была ориентирована на гитарную музыку и враждебно относилась к большей части электронной музыки. Ангус Маккиннон из NME описал альбом как «еще один бесконечный космический круиз». Немецкие спейсеры (Tangerine Dream, Schulze и др.) нанесли на карту эту часть электронной галактики эоны лет назад... Альбом [...] раздражающе производный. Вместо этого исследуйте его основные влияния».

Рассматривая альбом как французскую версию работы Майка Олдфилда, «Music Week» сказал: «К сожалению, Жарр создал работу, которая тяжеловесна в своей застенчивой музыкальности — он определенно носит свое искусство на рукаве. В отличие от Олдфилда, он никогда не отступает и не смеется над собственным творением. Он тяжел во всем, и его влияние постоянно подталкивает локоть – особенно мрачные штрихи Малера и почти непрерывная баховская основа». В заключение журнал сказал, что «так что некоторый интерес будет вызван, но альбом на самом деле не подходит для нашего островного и музыкально антиинтеллектуального англосаксонского острова».

Карл Даллас из «Melody Maker» был добрее к альбому, сказав, что «когда я впервые услышал этот альбом, я возненавидел его... Он казался таким пресным, таким нетребовательным, таким скучным. Я должен признать, что он окупается дальнейшим прослушиванием, и что это не совсем тот электронный Muzak, который я списал со счетов изначально». Он также заявил, что «это не классическая музыка» и что: «Хотя трек [имеется в виду "Oxygène Part IV"], который играют дискотеки, на самом деле наименее эффективен в музыкальном плане, он имеет такое же отношение к популярной музыке, как, скажем, Tangerine Dream или Oldfield. Лично меня он до сих пор не впечатляет так сильно, как и то, и другое, разве что на техническом уровне. Кажется, что ему не хватает сердца, чувства страстной вовлеченности в акт музицирования, что делает работы Эдгара Фрёзе почти музыкальным эквивалентом картины Джексона Поллока. Она слишком совершенна, слишком формально точна».

Jean Michel Jarre Oxygene Live In Your Living Room HD (Oxygene, Pt. 4)

Самый позитивный отзыв пришел от Робина Смита из «Record Mirror», в котором он заявил, что «довольно трудно передать тепло через такую музыку, и конечный продукт обычно ходульный, но Жан-Мишель Жарр заложил множество форм, соединенных вместе связными линиями». Он также описал Жарра как «французского Майка Олдфилда» и подтвердил, что «обладает теми же эмоциональными способностями». В заключение он сказал, что одна сторона «заканчивается на призрачных нотах», в то время как вторая сторона «имеет стремительное открытие, похожее на разрушение барьера».

Ретроспективные обзоры рассматривают альбом как крупную работу в развитии электронной музыки. Фил Александер из «Mojo» назвал его одним из трёх ключевых альбомов Жарра и написал, что это была «его сознательная попытка объединить миры авангардной, электронной, классической и прогрессивной музыки». Он сказал, что его «динамичный, теплый звук опьяняет», а что касается «Oxygène (Part IV)», он закончил словами, что это «маловероятный хит в Топ-5 Великобритании из того, что остается элегантным краеугольным камнем электронной музыки».

Джим Бренхольтс из «AllMusic» заявил, что это «один из оригинальных альбомов электронной музыки» и что он «выдержал испытание временем и эволюцией цифровой электроники». Он также считал, что «композиционный стиль Жарра и его ритмические инстинкты были его сильными сторонами в 1976 году» и что «невинность и свежесть обеспечивают большую часть его очарования. Техника и способности Жарра обеспечивают все остальное». Альбом был признан одним из самых влиятельных альбомов 1976 года по версии uDiscover Music, и был включён в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть».

Комментариев нет:

Отправить комментарий