1001 Albums You Must Hear Before You Die.
Электронная
музыка
Эмбиент
Синти-поп
Космическая
музыка
Новая
волна
Электро-поп
«Oxygene»
(«Кислород») - альбом инструментальной электронной музыки, который сочинил,
спродюссировал и исполнил французский композитор Жан Мишель Жарр. Первое
издание было выпущено 5 декабря 1976 года маленьким французским лейблом «Disques
Motors», лицензию у которого вскоре купила фирма «Polydor», почувствовав, что
тут есть чем поживиться. Жарр записал альбом у себя дома с помощью различных
аналоговых синтезаторов, множества всевозможных электронных инструментов и
эффектов.
Французский
звукорежиссер Мишель Гейс помог Жарру в покупке, записи и программировании
некоторых инструментов, использованных на альбоме. На музыкальный стиль Жарра
повлияла конкретная музыка, разработанная Пьером Шеффером. Альбом был поддержан
двумя синглами: «Oxygène (Part II)» и «Oxygène (Part IV)». После международного
успеха последнего, альбом стал прорывом Жарра, достигнув первого места во
французских чартах альбомов. Он был вдохновлен треком «Popcorn»
немецко-американского электронного композитора Гершона Кингсли.
«Oxygene» стал классикой в своем жанре и оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Критики считают, что альбом "произвел синтезаторную революцию в 1970-х." и повлиял на более поздних артистов, таких как Moby или Брайан Кэнхэм из Pseudo Echo. В 1978 году за ним последовал альбом «Équinoxe», а в 1979 году Жарр провел концерт под открытым небом на площади Согласия, в результате чего продажи обоих альбомов увеличились, достигнув мирового тиража в 15 миллионов копий. По состоянию на 2016 год было продано около 18 миллионов копий, и он является одним из самых продаваемых французских, электронных и инструментальных альбомов в истории.
ИСТОРИЯ
До 1976
года Жарр болтался безо всякого успеха в различных проектах, писал музыку для
рекламы и композиции для балета, и даже записал альбом синтезаторной музыки,
который прошел незамеченным. И тут к нему пришло вдохновение, когда его подруга
и будущая жена Шарлотта Рамплинг подарила ему картину художника Мишеля
Грангера. Картина поразила воображение Жарра. На ней изображался земной шар, с
которого - как с фрукта - снималась кожура, под которой открывался человеческий
череп. В то время в Европе только-только зарождалось движение за экологию, и
Грангер изобразил озабоченность погибающей планетой Земля. Жарр попросил у
художника разрешения использовать эту картину на обложке своего будущего
альбома. Позже Жарр говорил в интервью: "30 лет назад очень немногие
задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема - не с
политической, а с поэтической, сюрреальной стороны."
Жарр
сочинял Oxygene на протяжении восьми месяцев, пользуясь большим количеством аналоговых
синтезаторов и записывал на восьмидорожечный магнитофон на кухне в своей
парижской квартире. Как-то в интервью Жарр даже сравнил сочинение
"Кислорода" с приготовлением пищи: "Не случайно,
"Кислород" записывался на кухне в Париже. Я готовил его, как пищу.
Нужно чувствовать себя шеф-поваром, чтобы делать такую музыку: подбирать нужные
ингредиенты, выбирать правильную температуру. Я не люблю предубежденные мнения,
будто бы электронная музыка - холодная, футуристическая, машинизированная. Я
хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично. Я - не ученый,
работающий в лаборатории, а скорее художник, как Джексон Поллок, например,
смешиваю цвета и освещение, экспериментирую с текстурами."
В одном
интервью для Daily Telegraph Жарр сказал, что "все эти неземные струнные
звуки в четвертой части "Кислорода" [самой известной мелодии Жана
Мишеля] сделаны на VCS 3. Это был первый в Европе синтезатор, сделал его в
Англии парень по имени Питер Зиновьев. У меня был один из первых. Я ездил за ним
в Лондон в 1967 году, и до сих пор играю на нем на сцене, 40 лет спустя."
Альбом состоит из шести частей, озаглавленных просто Oxygène (Part I), Oxygène (Part II) и т.д. Один критик назвал его звучание "заразной комбинацией булькающих и пружинящих аналоговых секвенций с запоминающимися мелодическими линиями." Музыка Жарра выделялась в сравнении с современными ему коллегами по цеху электронной музыки. У немецкой группы Kraftwerk она была немного холодноватой, "клинической" - как ее называли, имела жесткое футуристическое звучание. Другой корифей электроники - группа Tangerine Dream звучала более по-космически и мрачноватее. Oxygène же отличался от них сочным, пространственным звучанием и сильными мелодиями.
Записав
альбом, Жарр долго не мог потом найти компанию, которая согласилась бы
выпустить его: "Oxygene" был отвергнут всеми записывающими
компаниями. Он был как НЛО для того времени, на пересечении эпох диско и
панк-рока, и в компаниях меня спрашивали: "Что это? Певца нет, нормальных
названий у песен нет - всё какие-то палочки-закорючки: 'I', 'II', 'III', 'IV',
'V' и 'VI'. Да, еще к тому же, по-французски!" - вспоминал Жарр.
"Даже мама спросила меня: "Зачем ты назвал свою музыку каким-то
газом?" Теперь люди говорят о "Кислороде" как о шедевре. Когда
пришел успех, для меня все это было странно. Тот волнующий и невинный период
прошел. Вокруг сразу возникло много новых друзей, которые, мне показалось, были
заинтересованы в продолжении этого успеха больше, чем я."
Жарр еще
в 1972 году ходил в Группу музыкальных Исследований под руководством Пьерра
Шэфэ, где обучался пользованию синтезаторами, в том числе и знаменитым EMS VCS
3, на котором сыграна большая часть музыки в Oxygene. В этой же группе училась
девушка, муж которой - Фрэнсис Дрейфус - возглавлял небольшую компанию
звукозаписи под названием Disques Motors. Позже Дрейфус вспоминал, что они были
знакомы с Жарром давно и даже "решили работать вместе и в 1973 Жан-Мишель
продюсировал сингл под названием "Zig Zag Dance", который стал хитом,
который положил начало целой серии хитов, в которых Жан-Мишель раскрыл свой
изобильный талант как композитор, автор текстов и продюсер."
В
компании Дрейфуса Жарр спродюсировал запись нескольких французских музыкантов и
артистов (Christophe, Francoise Hardy, Patrick Juvet, Gerard Lenorman),
пластинки которых имели такой успех, что к нему стала выстраиваться очередь из
знаменитостей, которые просили его продюсировать или написать им музыку, или
слова, или и то, и другое, и третье вместе.
"Он
имел огромный успех при записи чужих пластинок, а я неплохо зарабатывал как их
издатель, но это было не то, что мы хотели. Тогда мы начали всем отказывать,
придумывая самые безумные извинения, типа Жан-Мишель уезжает в отпуск или идет
на чей-то очень важный день рождения. Мы имели дело со множеством известных
французских артистов, которым было довольно трудно говорить "нет". Но
я хотел утвердить Жана-Мишеля самого как артиста."
И хотя
Дрейфус скептически относился к электронной музыке, но все же решился выпустить
50 000 экземпляров альбома. Первая реакция была очень вялой. "Радиостанции
отнеслись к альбому очень негативно," - вспоминает Дрейфус, -
"поэтому мы решили продвигать его через музыкальные магазины. Поскольку
инструментальная электронная музыка тогда была еще не в моде, нас поддержала
поначалу андерграундная музыкальная пресса. Правда, они тут же потеряли к нам
всякий интерес, как только Жарр стал популярен.
Пластинки
расходились исключительно по слухам и взаимным рекомендациям меломанов, и
только когда через два-три месяца их было продано более 60 000 экз. - это
уровень, на котором пластинка начинает интересовать радиостанции - эту музыку
стали крутить по радио, и альбом стал хитом."
В июне
1977 Дрейфус устроил Жарру договор с компанией-гигантом звуковой индустрии «Polydor
International» на выпуск трех альбомов с изданием их по всему миру. Это был
"один из самых привлекательных контрактов, какие подписывал когда-либо
французский артист," - говорит Дрейфус. С тех пор выпущено 15 млн.
экземпляров "Кислорода", а Дрейфус был с лихвой вознагражден за
вовремя оказанную поддержку, и ныне его лейбл называется «Disques Dreyfus».
ОБЛОЖКА
Название альбома было взято из обложки, потому что композитор считал, что она «идеально придерживается духа песен». Жарр сказал: «30 лет назад было не так много людей, думающих о планете. Но меня это всегда интересовало, не обязательно в политическом ключе, а в поэтическом, сюрреалистическом ключе». В интервью английской газете «The Guardian» Жарр сказал, что «в некотором смысле я хотел связать все с природой и экологическими проблемами». Грейнджер заявила, что «Оксиген был частью сериала об ущербе, наносимом нашей планете. Это был довольно жестокий образ для обложки альбома». Он добавил: «Эта картина — самая известная из всех моих работ. Это моя Мона Лиза. Но я больше не чувствую, что он принадлежит мне. Она принадлежит всем, кто любит музыку Жана-Мишеля Жарра».
РЕЛИЗ
«Oxygène»
был отвергнут несколькими звукозаписывающими компаниями, такими как «Island
Records», основанной Крисом Блэквеллом, который позже посчитал, что он совершил
две ошибки в своей жизни, среди которых было отклонение первого альбома «Oxygène»
и Элтона Джона «Empty Sky». Жан-Мишель решил еще раз встретиться с Фрэнсисом,
главой лейбла «Disques Motors», чтобы узнать, сможет ли он выпустить альбом, на
что он сразу же согласился, сказав: «Хорошо, что ж, у нас мировой успех...».
«Oxygène»
был выпущен 5 декабря 1976 года, и первый тираж в 50 000 копий был роздан
ограниченному числу продавцов Hi-Fi магазинов. Они использовали несколько копий
альбома, чтобы продемонстрировать своим клиентам его стереозвуковые качества, а
также в качестве примера «современного звука». Эти копии также продвигались
через клубы и дискотеки. Кроме того, Жан-Мишель и Франциск провели рекламную
кампанию плакатов в Париже.
В начале
1977 года Жарр вместе с давним соратником Жюве решил собрать ту же команду, что
и для альбома «Mort ou vif», и приступил к написанию альбома «Paris by Night»,
который содержал хит-сингл «Où sont les femmes?». Альбом был выпущен в июне и
возглавил чарты. После очередного альбома с Кристофом под названием «La dolce
vita» в том же году, Жарр решил прекратить писать музыку и тексты для других
исполнителей и предпочел полностью посвятить себя сольной музыкальной карьере.
В 1977
году альбом был выпущен на международном уровне лейблом «Polydor Records», а к
апрелю было продано 45 70 копий во Франции. «Oxygène (Part IV)» стал прорывным
синглом Жарра во всем мире, достигнув четвёртого места в UK Singles Chart. Этот
успех привёл к тому, что альбом достиг первого места во французских чартах альбомов,
второго места в UK Albums и семьдесят восьмого места в американском Billboard
Top LPs & Tape. Песня «Oxygène (Part II)» была отредактирована до 46 минут,
чтобы быть выпущенной во Франции в качестве сингла.
«Oxygène
(Part IV)» начала звучать на самых важных радиостанциях Франции и
Великобритании. Студия «Europe» 1 использовала его в качестве темы двух своих
регулярных программ: Hit Parade режиссера Жана-Лу Лафона и баскетбольного шоу
Basket sur Europe 1 в титрах. Радиостанция также провела полуторачасовую
программу в студии Жана-Мишеля и сыграла весь альбом, донеся его музыку до
миллионов людей. Она звучала по голландскому радио и телевидению в течение двух
дней в 1977 году, которые удерживали террористы Южных Молуккских островов. BBC
использовала альбом в документальном фильме, BBC Radio 1 также играла его и
использовалась в телевизионных программах, таких как Antenne 2 или Récré A2.
В
интервью журналу Billboard директор «Motors» Станислас Витольд сказал: «В
каком-то смысле мы делаем большую часть наших ставок на Жана-Мишеля Жарра. Он
совершенно исключителен, и мы уверены, что к 1980 году он будет признан во всем
мире». В Дублине, Ирландия, использовалась система phone-a-disk, при которой
телефонный звонок воспроизводил около двух минут альбома вместе с рекламным
сообщением. Жарр также получил около 2 золотых дисков по всему миру. В
Соединенных Штатах было продано более 25 100 копий только в Лос-Анджелесе, а к
концу года было продано 45 1977 копий по всей стране.
КРИТИКА
Реакция на альбом после его выхода в Великобритании в 1977 году была в основном негативной: британская музыкальная пресса, больше заинтересованная в развивающейся британской панк-сцене, была ориентирована на гитарную музыку и враждебно относилась к большей части электронной музыки. Ангус Маккиннон из NME описал альбом как «еще один бесконечный космический круиз». Немецкие спейсеры (Tangerine Dream, Schulze и др.) нанесли на карту эту часть электронной галактики эоны лет назад... Альбом [...] раздражающе производный. Вместо этого исследуйте его основные влияния».
Рассматривая альбом как французскую версию работы Майка Олдфилда, «Music Week» сказал: «К сожалению, Жарр создал работу, которая тяжеловесна в своей застенчивой музыкальности — он определенно носит свое искусство на рукаве. В отличие от Олдфилда, он никогда не отступает и не смеется над собственным творением. Он тяжел во всем, и его влияние постоянно подталкивает локоть – особенно мрачные штрихи Малера и почти непрерывная баховская основа». В заключение журнал сказал, что «так что некоторый интерес будет вызван, но альбом на самом деле не подходит для нашего островного и музыкально антиинтеллектуального англосаксонского острова».
Карл
Даллас из «Melody Maker» был добрее к альбому, сказав, что «когда я впервые
услышал этот альбом, я возненавидел его... Он казался таким пресным, таким
нетребовательным, таким скучным. Я должен признать, что он окупается дальнейшим
прослушиванием, и что это не совсем тот электронный Muzak, который я списал со
счетов изначально». Он также заявил, что «это не классическая музыка» и что:
«Хотя трек [имеется в виду "Oxygène Part IV"], который играют
дискотеки, на самом деле наименее эффективен в музыкальном плане, он имеет
такое же отношение к популярной музыке, как, скажем, Tangerine Dream или
Oldfield. Лично меня он до сих пор не впечатляет так сильно, как и то, и
другое, разве что на техническом уровне. Кажется, что ему не хватает сердца,
чувства страстной вовлеченности в акт музицирования, что делает работы Эдгара
Фрёзе почти музыкальным эквивалентом картины Джексона Поллока. Она слишком
совершенна, слишком формально точна».
Самый
позитивный отзыв пришел от Робина Смита из «Record Mirror», в котором он
заявил, что «довольно трудно передать тепло через такую музыку, и конечный
продукт обычно ходульный, но Жан-Мишель Жарр заложил множество форм,
соединенных вместе связными линиями». Он также описал Жарра как «французского
Майка Олдфилда» и подтвердил, что «обладает теми же эмоциональными
способностями». В заключение он сказал, что одна сторона «заканчивается на
призрачных нотах», в то время как вторая сторона «имеет стремительное открытие,
похожее на разрушение барьера».
Ретроспективные
обзоры рассматривают альбом как крупную работу в развитии электронной музыки.
Фил Александер из «Mojo» назвал его одним из трёх ключевых альбомов Жарра и
написал, что это была «его сознательная попытка объединить миры авангардной,
электронной, классической и прогрессивной музыки». Он сказал, что его
«динамичный, теплый звук опьяняет», а что касается «Oxygène (Part IV)», он
закончил словами, что это «маловероятный хит в Топ-5 Великобритании из того,
что остается элегантным краеугольным камнем электронной музыки».
Джим Бренхольтс из «AllMusic» заявил, что это «один из оригинальных альбомов электронной музыки» и что он «выдержал испытание временем и эволюцией цифровой электроники». Он также считал, что «композиционный стиль Жарра и его ритмические инстинкты были его сильными сторонами в 1976 году» и что «невинность и свежесть обеспечивают большую часть его очарования. Техника и способности Жарра обеспечивают все остальное». Альбом был признан одним из самых влиятельных альбомов 1976 года по версии uDiscover Music, и был включён в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий