четверг, 14 декабря 2023 г.

Классика рока. Foreigner – «Agent Provocateur» (1984).

Хард-рок

AOR

Пятый студийный альбом американско-британской рок-группы Foreigner, выпущенный 14 декабря 1984 года лейблом «Atlantic Records». Альбом стал первым и единственным альбомом группы №1 в Великобритании, и достиг Топ-5 в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что продажи альбома в США были ниже, чем предыдущая работа Foreigner, «Agent Provocateur» содержит самый большой хит-сингл группы «I Want to Know What Love Is», который стал их единственным синглом №1 в Великобритании и США, оставаясь на 1-ом месте в течение 3-х и 2-х недель соответственно. Следующий сингл «That Was Yesterday» также оказался большим хитом, достигнув №12 в США. Альбом был сертифицирован как платиновый в Великобритании BPI и трижды платиновый в США RIAA.

Foreigner – «I Want To Know What Love Is» (Live at Farm Aid 1985)

«Agent Provocateur» переводится просто "Провокатор", вообще сами Foreigner взяли это понятие из французского, где «Agent Provocateur» переводится как "Тайный агент, используемый для провоцирования подозреваемых личностей на совершение противоправных поступков с целью дискредитировать их или подвергнуть наказанию".

В музыкальном отношении "Агент Провокатор" представляет собой смесь хард-рока с AOR. AOR переводится двояко, но боюсь, что первое его значение уже давно отжило - Album Oriented Rock, то есть рок, ориентирующийся на альбомное звучание. Это понятие родилось в конце 1960-х, когда у большинства рок-исполнителей было "сингловое мышление" - все стремились записать сингл, который попал бы в хит-парад, а долгоиграющие пластинки были скорее не альбомами, а сборниками таких синглов. С конца 1960-х картина изменилась: под впечатлением от битловского "Сержанта Пеппера" многие прогрессивные группы стали записывать умные, а чаще - заумные альбомы, называя их концептуальными, потому что песни в них были так или иначе связаны между собой. С тех пор это никого уже не удивляет, и любой альбом сегодня чаще всего представляет собой цельную вещь.

Другое понятие AOR - Adults Oriented Rock, то есть рок, ориентирующийся на взрослых. Это направление начало развиваться с конца 1970-х, когда повзрослели первые поколения потребителей рок-музыки. Они обзавелись семьями, озаботились карьерой, и естественно их не интересовали больше извечные проблемы тинейджеров - спермотоксикоз, противопоставление себя всему окружающему миру и проч. В то же время эти взрослые не могли слушать другой музыки, кроме рок. Для них и возникло направление AOR, которое порою представляет собой такое заунывное нытье, лишенное всякой энергии, что послушаешь и задумаешься: а стал ли я взрослым? В Америке, однако, это очень даже популярное течение, тем более, что там были тысячи и тысячи рок-групп, которые также состарились вместе со своими поклонниками и зарабатывают себе на жизнь таким вот AOR-ом.

"Tooth and Nail" (Lou Gramm, Mick Jones)

Альбом "Провокатор" в этом отношении противоречив. Первая сторона, например, начинается и заканчивается, что называется мясистым хард-роком, где Лу Грэм берет фальцеты, недалекие от AC/DC. У этих вещей и названия боевые: «Tooth and Nail» (Я буду биться не на жизнь, а на смерть) и «Reaction to Action» (Реакция на действие). А между этими песнями идет AOR. И среди этого AOR-а самый страшный хит группы Foreigner - "I Want to Know What Love Is" («Я хочу знать, что такое любовь»).

"Reaction to Action" (Jones, Gramm)

Эта песня стала первым и единственным у группы хитом №1, причем в мировом масштабе. Песня возглавляла несколько недель хит-парады многих стран - США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и др. С тех пор ее уже несколько десятилетий перепевают многие другие артисты, чаще всего женщины (вероятно потому что женщин больше, чем мужчин волнует этот вопрос?). Самые хитовые каверы "I Want to Know What Love Is" были у Тины Арена (в 1998), Уайноны Джадд (в 2004), Мариа Кари (в 2009). Песня стала такой же вечной, как посыл в ее названии. Наберите "i want to know what love is" в YouTube, и выпадут ролики, имеющие по 12 миллионов просмотров! Так много народу хотя знать, что такое любовь...

"I Want to Know What Love Is" (Jones)          

На заднем плане в "I Want to Know What Love Is" подпевает Сводный хор ассоциации госпел-хоров штата Нью Джерси - New Jersey Mass Choir of the GMWA и это не случайно, поскольку песня несет в себе в том числе и христианский оттенок. По воспоминаниям Мика Джонса, "Идея песни "Я хочу знать, что такое любовь" началась у меня на личном уровне. У меня было множество романов, которые рано или поздно заканчивались, а я все искал нечто, что может длиться вечно. На это как правило уходит жизнь, и со временем это превращается в более универсальное чувство. Я пришел к таким мыслям, когда начал записывать эту песню, и в конце концов позвал на запись хор госпелз (христианских духовных песнопений, весьма популярных в протестантской Америке). И тут до меня дошло, что я написал почти духовную песню, почти госпел. Иногда бывает такое ощущение, что это все не от тебя. Серьезно. Ты только выкладываешь это на бумаге или записываешь мелодию, которые сами принесут потом смысл и настроение песни."

"Two Different Worlds" (Gramm)

Мик Джонс также рассказал, что когда проиграл эту песню впервые своему боссу - главе компании «Atlantic Records» Ахмету Эртигюну, тот слушал ее со слезами: "Да, это правда. Это был Ахмет Эртегюн. С самого начала своей карьеры я мечтал попасть на «Atlantic Records». Эта компания имела ценнейшее наследие, выпуская всех звезд R&B 1950-х годов, таких людей как Рэй Чарльз и Арета Франклин - для меня это так много значило, я вырос на этой музыке. Поэтому для меня было большой честью работать у Ахмета Эртегюна, который был частью той волшебной эпохи и личностью, которую я безмерно уважал и к которой стремился.

Когда песня была только записана, я отозвал его в сторонку и сказал: "Я хочу сыграть тебе одну песню, Ахмет" и позвал в студию. Мы сели в кресла, и я включил песню. Где-то посредине ее я поднял глаза и увидел слезы у него в глазах. Я подумал: "Вот это да! Это величайший момент в моей жизни, если мне удалось впечатлить человека, который слушал и продюсировал лучшую музыку в этом мире. И я тронул этого человека за душу... Под конец песни мы оба были в слезах. Такие моменты в жизни не забываются."

Интересные вещи рассказал в интервью 2009 года Лу Грэмм, главный вокалист группы Foreigner с момента ее создания до 2003 года, когда он ушел, не в силах больше терпеть алкоголизм Мика Джонса. В титрах песни автором значится только Мик Джонс. Вот что по этому поводу рассказал Грэмм:

"Всем известно, что когда я был в Foreigner, мы проводили с Миком вместе по 18 часов в день на протяжении двух недель, сочиняя песни для нового альбома. Мы сочинили "Я хочу знать, что такое любовь". Когда все было записано, мы с Миком сели и стали решать, какой процент нашего участия в сочинении каждой песни. От этого зависели наши авторские. Он написал на бумажке свои цифры, я - свои, и мы передали друг другу эти бумажки. Несмотря на все мое время, все мои идеи, мелодии и все, чем я помог ему в этой песне, на его листке бумаги было написано, что ему причитаются 95%, а мне - 5%. На моем листке цифры были иные: 60% - Мику и 40% - мне, но он рассмеялся, когда увидел это. Я же не мог поверить, увидев его цифры. Он сказал мне: "Или это или ничего", на что я ответил: "Мне ничего не надо, Мик."

"She's Too Tough"

Всем известно, каким большим хитом стала эта песня. Я знаю, он заработал миллионы долларов на ней, а люди продолжают записывать и записывать ее каверы снова и снова. Это один из случаев, когда Мик показал свое истинное лицо и задавил своим авторитетом. Мы могли бы сесть тогда в присутствии какого-нибудь посредника и спокойно разобраться, кто и что сделал в этой песне, но на самом деле он хотел сделать эту вещь своей фирменной песней и был настроен любой ценой выдавить меня из нее... Когда Мик начал писать эту песню, она была о романтической любви. Мой вклад заключался в том, что я старался направить ее по христианскому пути, и Мик стал соглашаться с этим до какой-то степени. Он хотел, чтобы песня была всем для всех."

Второй сингл с альбома – «That Was Yesterday» («То было вчера») - хоть и не имел такого глобального успеха, поднимался на 12-е место в Биллборде. Интересно, что песня была записана в четырех вариантах: оригинальный микс в альбоме, ремикс для 7-дюймового сингла, удлиненный ремикс для 12-дюймового сингла и оркестровая версия.

"That Was Yesterday" (Jones, Gramm)

Интересно, что этот слоеный пирог из хард-рока и AOR в точности повторяется на второй стороне. Первая и последняя вещи - энергичные, напористые, тяжелые с соответствующими динамичными текстами и названиями - "Stranger in My Own House" («Чужой в собственном доме») и "She's Too Tough" («Она слишком трудная»). А между ними - AOR. Хитрая политика - и нашим, и вашим.

"Stranger in My Own House" (Jones)  

Мик Джонс пригласил для совместного продюсирования альбома талантливого продюсера по имени Алекс Садкин. Это был очень интересный человек, начинавший как саксофонист, но позже понявший, что его призвание - студия. Он работал на багамской «Compass Point Studio» в г. Нассау над многими проектами Island Records, вместе с ее боссом Крисом Блэкуэллом, в том числе над альбомами Боба Марли («Rastaman Vibration» (1976), «Survival» (1979)), Джо Коккера, Duran Duran, Thompson Twins, Talking Heads и др. У Садкина был особый продюсерский дар: раскрывать в артисте таланты и творческие способности, которых тот сам в себе не замечал. Садкин погиб в 1987 году в автокатастрофе в своем Нассау в возрасте 38 лет. The Duran Duran и другие посвятили ему песни, а Джо Коккер даже посвятил свой альбом «Unchain My Heart» (1987) памяти Алекса Садкина. Работа Садкина в "Агенте Провокаторе" безупречна, он придал группе модное в то время ново-волновское звучание. Особенно, барабаны.

"Growing Up the Hard Way" (Jones, Gramm)           
"A Love in Vain" (Jones, Gramm)

Кстати, в Википедии об «Агенте Провокаторе» говорится, что "это концептуальный альбом, песни которого рассказывают историю одного шпиона, который видит жизнь как изнутри, так и снаружи". Мы перечитали все тексты альбома и нашли в них только: "Эй, что происходит между мной и тобой?" или "Новая любовь придет, она не может не прийти к тебе" или "Есть кому ждать меня каждую ночь" и т.д. и т.п.... Интересный получается у нас "шпион"! Он шпионит то за одной, то за другой, то снаружи их разглядывает, то как истинный джеймсбонд входит внутрь...

Мы писали, что предыдущий альбом – «Foreigner 4» - можно считать самым популярным у группы. Это действительно так, если учитывать по количеству проданных пластинок, а поскольку он был №1 в США - это означает миллионы экземпляров (6 млн. в данном случае). «Agent Provocateur» поднялся в США только на 4-ое место (3 млн. экз), зато его можно считать самым популярным, если учитывать географию этой популярности: он стал №1 в Великобритании, Германии и Швейцарии и высоко поднимался в чартах многих стран.

"Down on Love"      Jones, Gramm

В дизайне обложки узнается минималистская рука арт-директора «Atlantic Records» Боба Дефрина: объемная буква F лежит поперек обложки с обоих сторон. Она так сделана, как будто ее можно вырезать - как в детских книжках с вырезалками. А внутренний конверт удивляет тем, что тексты напечатаны серебристым шрифтом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий