суббота, 9 декабря 2023 г.

Современник Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона, он вошел в историю джаза как выдающийся автор песен! Хоги Кармайкл (1899 - 1981).




Дорогие друзья! 22 ноября 1899 года родился композитор, пианист, певец, адвокат, актер и поэт, создатель красивейших баллад и бэнд-лидер Ховард Хогленд «Хоги» Кармайкл (Howard Hoagland "Hoagy" Carmichael).

Larry Clinton & His Orchestra, Helen Ward – «Heart and Soul» (1938)

По мнению известного американского критика Алека Уайлдера, который написал "Энциклопедию американской песни", Хоги Кармайкл является "одним из самых талантливых, изобретательных, ориентированных на джаз композиторов, среди сотен других, сочинявших песни в первой половине ХХ века". Кармайкл был одним из самых успешных авторов песен Tin Pan Alley 1930-х годов и был одним из первых певцов-авторов песен в эпоху масс-медиа, которые использовали новые коммуникационные технологии, такие как телевидение, микрофоны и звукозапись.

Hoagy Carmichael – «Georgia on My Mind»

Кармайкл сочинил несколько сотен песен, в том числе 50, ставших хитами. Достаточно вспомнить то, что именно он сочинил четыре из самых записываемых американских песен всех времен: «Stardust» (слова Митчелла Пэриша), «Georgia on My Mind» (слова Стюарта Горрелла), «The Nearness of You» (слова Неда Вашингтона) и «Heart and Soul» (слова Фрэнка Лессера). Кармайкл сотрудничал с поэтом-лириком Джонни Мерсером над песнями «Lazybones» и «Skylark».

Hoagy Carmichael – «In the Cool, Cool of the Evening»

Песня «In the Cool, Cool, Cool of the Evening» на слова Мерсера получила премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню в 1951 году. Хоги также появился в качестве характерного актера и музыкального исполнителя в 14 фильмах, вел три музыкально-эстрадные радиопрограммы, выступал на телевидении и написал две автобиографии.

Хогланд Говард «Хоаги» Кармайкл родился в Блумингтоне, штат Индиана, 22 ноября 1899 года. Он был первым ребенком и единственным сыном Говарда Клайда и Лиды Мэри (Робинсон) Кармайкл. Говард работал извозчиком, а затем электриком, в то время как Лида, разносторонняя пианистка, играла в кинотеатрах немого кино и на частных вечеринках, чтобы иметь дополнительный доход. У Хоги было две младшие сестры, Джорджия и Джоанна.

Говорят, что его будущего композитора, Линда, была на девятом месяце, когда в их доме в Блумингтоне квартировала цирковая труппа "The Hoaglands" (Хогленд, как и Блумингтон, небольшoй город штата Индиана). Когда Линда наконец-то разрешилась от бремени, сына решено было назвать Хоглендом, ну а позднее его имя сократили до Хоги.

Мальчик уже в раннем возрасте стал подбирать музыку по слуху. Мать научила его петь и играть на фортепиано. За исключением нескольких уроков игры на фортепиано, полученных Хоги от Реджинальда ДюВалле, руководителя оркестра и пианиста, известного в Индианаполисе, как «король ритма», у Кармайкла не было никакого другого музыкального образования.

Семья переехала в Индианаполис в 1916 году, но Кармайкл вернулся в Блумингтон в 1919 году, чтобы закончить среднюю школу. Для музыкального вдохновения Хоги слушал пианистов рэгтайма Хэнка Уэллса и Хьюба Ханну. После окончания школы юноша работал оператором бетономешалки в двенадцатичасовую ночную смену, но это не помешало ему получить несколько уроков в Индианаполисе у негритянского пианиста Регги Дюваля. Это мрачное время было частично скрашено фортепианными дуэтами с матерью и дружбой с Дювалем, который научил его фортепианно-джазовой импровизации. Кармайкл заработал 5 долларов, играя на танцах братства в 1918 году, что ознаменовало начало его профессиональной музыкальной карьеры.

Смерть трехлетней сестры Кармайкла в 1918 году (возможно, от пандемии испанского гриппа) глубоко повлияла на Хоги. Позже он писал: «Моя сестра Джоанна — жертва бедности. Мы не могли позволить себе хорошего врача или хороший уход, и именно тогда я поклялся, что никогда больше в жизни не останусь на мели».

В 1919 году Хоги поступил в университет на юридический факультет и в 1926 – получил диплом юриста, но, услышав запись своей собственной композиции "Washboard Blues" в исполнении оркестра Реда Николса, решил посвятить себя музыке.

Red Nichols & His Five Pennies – «Washboard Blues» (1927, Brunswick 3407 A)

И уже совсем скоро он вошел в историю джаза как автор популярных песен и друг одного из первых белых джазменов – Бикса Байдербека, которому подражали многие чёрные музыканты. Ранние музыкальные композиции Кармайкла включали «Washboard Blues» и «Boneyard Shuffle», которые Кертис Хитч и его группа «Hitch's Happy Harmonists» записали в студии Дженнетта. Инструментальное исполнение группы «Washboard Blues», записанное 19 мая 1925 года, было самой ранней записью, в которой Кармайкл исполнил свои собственные песни, включая импровизированное фортепианное соло.

Hoagy Carmichael – «Boneyard Shuffle»

Кармайкл впервые встретился с Леоном «Биксом» Бейдербеком, корнетистом и пианистом из Айовы в 1922 году. Они подружились и вместе играли музыку. Примерно в 1923 году, во время визита в Чикаго, Байдербек познакомил Кармайкла с Луи Армстронгом, когда тот играл в чикагском креольском джаз-бэнде Кинга Оливера. Стиль игры Армстронга значительно повлиял на композиции Кармайкла: начале 1930-х годов Хоги писал жене, чтобы узнать о его «purty notes».

(о Леоне «Биксе» Бейдербеке см. подробнее).

«The Wolverines» (Bix Beiderbecke) – «Riverboat Shuffle» (1924).

Первая записанная песня Кармайкла, первоначально названная «Free Wheeling», была написана для Бейдербека, чья группа, «The Wolverines», записала в 1924 году для «Gennett Records» в Ричмонде, штат Индиана ее как композицию «Riverboat Shuffle».

После окончания юридической школы в 1926 году Кармайкл переехал во Флориду, где работал клерком в фирме в Уэст-Палм-Бич, но вернулся в Индиану в 1927 году после провала экзамена на адвоката во Флориде. Он присоединился к юридической фирме в Индианаполисе («Бингхэм, Менденхолл и Бингхэм») и прошел в адвокатуру Индианы, но продолжал заниматься музыкой. Композитор открыл свой метод написания песен, который он описал позже: «Вы не пишете мелодии, вы их находите... Если вы находите начало хорошей песни, и если ваши пальцы не сбиваются с пути, мелодия должна выйти из укрытия за короткое время».

Hoagy Carmichael & His Pals – «Stardust» (1927 instrumental)

31 октября 1927 года в студии «Gennett Records» в Ричмонде, штат Индиана, Кармайкл записал «Star Dust», одну из своих самых известных песен, в которой он играл соло на фортепиано. Хоги нанял Фрэнка Трамбауэра и Бикса Бейдербека, а также членов оркестра Пола Уайтмена, в который входили братья Дорси, чтобы они играли с ним на сессии записи в конце октября. Неизвестно, кто из музыкантов оркестра присутствовал на сессии 31 октября, когда была записана «Star Dust». Нью-Йоркская «Mills Music» опубликовала песню как оптимистичное фортепианное соло в январе 1929 года и переименовала ее в «Stardust». (В мае 1929 года издательство Mills Music переиздало песню с добавлением текста Митчелла Пэриша.)

Irving Mills & His Hotsy Totsy Gang – «Stardust» (1929)

Однако «Stardust» привлекала мало внимания публики до 1929 года, когда Айшем Джонс и его оркестр записали её как сентиментальную балладу в более медленном темпе, что приписывают аранжировщику группы, Виктору Янгу. Она стала хитом, первым для Кармайкла. Эта своеобразная мелодия в среднем темпе — песня о песне — позже стала стандартом Великого американского песенника, записанного сотнями артистов, включая Арти Шоу, Нэта Кинга Коула, Эллу Фицджеральд, Фрэнка Синатру, Вилли Нельсона и Уинтона Марсалиса.

(О джазовом стандарте "Stardust" см. подробнее)

Isham Jones «Stardust» (instrumental, 1931)

В ноябре 1927 года Кармайкл получил большее признание после того, как Пол Уайтмен и его оркестр записали на Victor Records в Чикаго «Washboard Blues», где Кармайкл пел и играл на фортепиано.

В 1929 году, поняв, что он предпочитает заниматься музыкой и не имеет ни способностей, ни интереса к тому, чтобы стать юристом (он был уволен с работы в юридической фирме), Кармайкл переехал в Нью-Йорк, где работал в брокерской фирме в будние дни и проводил вечера, сочиняя музыку, в том числе несколько песен для голливудских мюзиклов. В Нью-Йорке Кармайкл познакомился с агентом Дюка Эллингтона и издателем нот Ирвингом Миллсом и нанял его для назначения дат записи.

Paul Whiteman & His Orchestra (w Hoagy Carmichael & Bix Beiderbecke) – «Washboard Blues» (1927)

После краха фондового рынка в октябре 1929 года с трудом заработанные сбережения Кармайкла существенно сократились. К счастью, необходимый финансовый и карьерный толчок Кармайклу дало сотрудничество с Луи Армстронгом. Первой крупной песней Кармайкла с его собственным текстом была «Rockin' Chair», записанная Луи Армстронгом и Милдред Бейли, а затем и его собственной студийной группой (в которую входили Бейдербек, Баббер Майли, Бенни Гудман, Томми Дорси, Бад Фримен, Эдди Лэнг, Джо Венути и Джин Крупа) 15 мая 1930 года.

Louis Armstrong - Hoagy Carmichael – «Rockin' Chair» (1929)

Кармайкл присоединился к ASCAP в 1931 году. В следующем году он начал работать в качестве автора песен в «Southern Music Company» Ральфа Пира, первой музыкальной фирме, занявшей новое здание «Brill Building», которое стало известной нью-йоркской Меккой написания песен. Великая депрессия быстро положила конец джазовой сцене «ревущих двадцатых». Люди больше не посещали клубы и не покупали музыку, что оставило многих музыкантов без работы. Кармайклу посчастливилось сохранить свою низкооплачиваемую, но стабильную работу в качестве автора песен в «Southern Music». Ранняя смерть Бейдербека в 1931 году подкосила Кармайкла. О том времени он позже писал: «Я устал от джаза, и я видел, что другие музыканты тоже устали. Мальчишки теряли энтузиазм по отношению к горячим вещам... Больше никаких горячих лобзаний, никаких острых ощущений».

Однако панихида Кармайкла по «горячему» джазу была преждевременной. Не за горами уже была эпоха свинга, и джаз вскоре повернул в другом направлении с новыми лидерами, такими как Бенни Гудман, Джимми и Томми Дорси, и новыми певцами, такими как Бинг Кросби. Кармайкл успешно следовал за меняющейся тенденцией. В 1933 году он начал длительное сотрудничество с поэтом Джонни Мерсером, только что прибывшим в Нью-Йорк. Первой их совместной работой была композиция «Lazybones», которая стала хитом. «Southern Music» опубликовала ноты в 1933 году; за три месяца было продано более 350 000 копий. Кармайкл создал с Мерсером почти три десятка песен, включая «Thanksgiving», «Moon Country» и лауреата премии «Оскар» 42 года за лучшую песню «In the Cool, Cool, Cool, of the Evening».

Hoagy Carmichael – «Lazybones»

Кармайкл также проявил себя как сольный певец-исполнитель, сначала на вечеринках, а затем и профессионально. Он описал свой уникальный, лаконичный голос как звучащий «так, как выглядит лохматая собака... У меня в горле туман Вабаш и ветки платана». Некоторые поклонники композитора были встревожены, поскольку он неуклонно отклонялся от «горячего» джаза, но записи Армстронга продолжали «оживлять» популярные песни Кармайкла.

В 1935 году Хоги работал в Голливуде композитором и актером. Его дебют на экране состоялся в 1937 году в фильме «Топпер» с Кэри Грантом и Констанс Беннетт. В фильме Кармайкл сыграл пианиста и исполнил свою песню «Old Man Moon». Он снялся в двух десятках фильмов. В 1951 году Хоги получил Оскар за песню "In the Cool, Cool, Cool of the Evening".

Hoagy Carmichael - «Old Man Moon».

На протяжении 1940-х годов Кармайкл поддерживал прочные личные и профессиональные отношения с Мерсером. В конце 1941 года их продолжающееся сотрудничество привело к созданию песни «Skylark», которая считается одной из величайших песен Кармайкла. Бинг Кросби записал ее почти сразу в январе 1942 года. С тех пор песню записали многие другие, в том числе Гленн Миллер, Дина Шор, Хелен Форрест (с Гарри Джеймсом), Арета Франклин и Бетт Мидлер.

Glenn Miller (Ray Eberle, vocal) – «Skylark»

Песня Кармайкла 1942 года «I'm a Cranky Old Yank» была занесена в Книгу рекордов Гиннеса 1967 года под названием «I'm a Cranky Old Yank in a Clanky Old Tank on the Streets of Yokohama with My Honolulu Mama Doin' Those Beat-o, Beat-o Flat-On-My-Seat-o, Hirohito Blues» как самое длинное название песни.

Bing Crosby – «I'm A Cranky Old Yank In A Clanky Old Tank aka (A Yank In A Tank)» (VDisc No. 128A, 1942)

Пик карьеры Хоги Кармайкла пришелся на середину 1940-х годов, когда он записывался исключительно для «Decca Records» и «V-Disc» (лейбл Вооруженных сил для военнослужащих за рубежом), снимался и выступал в кино и вел шоу на радио. Он также пел на концертах по всей территории Соединенных Штатов и дебютировал в Великобритании в Лондонском казино в 1948 году. По словам его сына Рэнди, Кармайкл был неутомимым композитором, работая над песней в течение нескольких дней или даже недель, пока она не становилась идеальной. Его перфекционизм распространялся на одежду, уход за собой и еду. Однако, как только работа была закончена, Кармайкл расслаблялся, играл в гольф, пил и предавался голливудской светской жизни. Кармайкл также нашел время, чтобы написать свою первую автобиографию «Дорога звездной пыли», опубликованную в 55 году. Кроме того, Хоги сочинил оркестровое произведение «Brown County in Autumn» в 1946 году, но оно не было хорошо принято критиками.

Hoagy Carmichael – «Hong Kong Blues» (1957)

Между 1944 и 1948 годами Кармайкл стал известным радиоведущим и вел три музыкально-эстрадные программы. В 1944—45 годах 30-минутная передача «Tonight at Hoagy's» выходила в эфир на радио Mutual по воскресеньям в 8:30 (по тихоокеанскому времени), спонсируемая супермаркетами Safeway. Спродюсированное Уолтером Сноу, шоу показало Кармайкла в качестве ведущего и вокалиста. Среди музыкантов были Пи Ви Хант и Джо Венути. Поклонники были довольно прямолинейны в отношении пения Хоги, давая такие комментарии, как «твое пение настолько восхитительно ужасно, что это действительно смешно».

В течение 1950-х годов музыкальные предпочтения публики сместились в сторону ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, положив конец карьере большинства старых артистов. Карьера Кармайкла также замедлилась, но он продолжал выступать.

В начале 1950-х годов его шоу были особенно популярны на телевидении. Наиболее заметным появлением Кармайкла на голубом экране была роль ведущего «Saturday Night Review» в июне 1953 года, летней замены «Your Show of Shows». Он также был постоянным членом актёрского состава, играя характерную роль Джоунси, работника ранчо в первом сезоне вестерна NBC «Ларами» (55—66). В течение 50-х годов Кармайкл также написал более десятка песен для детей, в том числе «The Whale Song», «Merry-Go-Round» и «Rocket Ship». Когда его карьера автора песен начала угасать, брак Кармайкла также распался. Он и его жена Рут развелись в 1955 году.

Hoagy Carmichael – «Rocket Ship»

Вторые мемуары Кармайкла, «Иногда я удивляюсь: История Хоги Кармайкла», были опубликованы в 1965 году. Композитор проводил время в Нью-Йорке, но его новые песни не имели успеха, и его музыкальная карьера подошла к концу. На пенсии Кармайкл занялся другими интересами, в том числе гольфом, коллекционированием монет и отдыхом в двух своих домах, один на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе, а другой в Ранчо Мираж, штат Калифорния.

Когда ему исполнилось 70 лет, звезда Кармайкла продолжала угасать, и он был почти забыт в мире, где доминировала рок-музыка. С помощью и при поддержке своего сына, Хоги Бикса Кармайкла, Кармайкл принял участие в телевизионном шоу «PBS Hoagy Carmichael's Music Shop», в котором были представлены джаз-роковые версии его хитов «Stark Reality». В 1978 году он появился в шоу Фреда Роджерса на канале PBS «Старые друзья, новые друзья». Имея больше свободного времени, Кармайкл возобновил живопись, и после долгих ухаживаний он женился на актрисе Дороти Ванде Маккей в 1977 году.

В свой 80-й день рождения Кармайкл размышлял: «Я немного разочарован в себе. Я знаю, что мог бы достичь гораздо большего... Я мог писать все, что угодно, когда захочу. Но я позволяю другим вещам мешать... Я плавал на ветру». Он провел свои последние годы дома на ранчо Мираж, недалеко от Палм-Спрингс, штат Калифорния, где он продолжал играть в гольф и оставался заядлым коллекционером монет.

Незадолго до своей смерти в 1981 году Кармайкл принял участие в записи трибьют-альбома «In Hoagland» (1981), записанного в Великобритании, вместе с Энни Росс и Джорджи Фэйм. Кармайкл пел и играл «Rockin' Chair» на пианино. Его последнее появление на публике состоялось в начале 1981 года, когда он снимался в фильме «Кантри возвращается домой» с исполнительницей кантри-музыки Кристал Гейл для CBS. Композитор умер от сердечного приступа в Медицинском центре Эйзенхауэра в Ранчо-Мираж, штат Калифорния, 27 декабря 1981 года в возрасте 82 лет. Его останки похоронены на кладбище Роуз-Хилл в Блумингтоне, штат Индиана.

Хоги Кармайкл был введен в "Songwriters Hall of Fame" (Зал славы авторов-песенников) в 1971 году вместе с Дюком Эллингтоном. В 1972 году Университет Индианы присвоил Кармайклу почетную докторскую степень в области музыки. Джазовый фестиваль в Ньюпорте почтил 27-летие Кармайкла концертом под названием «The Stardust Road: A Hoagy Carmichael Jubilee» в Карнеги-холле. Трибьют-концерт был организован бывшим лидером группы Бобом Кросби и включал выступления многих крупных музыкальных исполнителей, таких как певцы Кей Старр , Джеки Кейн , Дэйв Фришберг и Макс Морат , а также музыканты Билли Баттерфилд , Боб Уилбер , Янк Лоусон , Вик Дикенсон и Боб Хаггарт. Национальное общественное радио транслировало концерт позже тем же летом. Во время концерта прозвучала новая мелодия Кармайкла «Piano Pedal Rag». Кармайкл сказал ведущему Кросби, что он написал ее, потому что восхищался творчеством Бейдербека «настолько, что не хотел останавливаться, пока не напишу что-то, что было бы немного похоже на то, что могло бы понравиться Биксу».

Manhattan Rag by Hoagy Carmichael (1929, Jazz piano)

В 2007 году Кармайкл был также введен в Аллею Славы в Ричмонде (штат Индиана), и бронзовая табличка находится вблизи того места, где в студии он впервые записал свою "Звездную пыль". 18 сентября 2008 года в университете Индианы поставлен памятник этому великому человеку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий