В ночь на
Рождество 25 декабря 1907 года родился американский джазовый певец, мастер
энергичного скэт-пения и бэнд-лидер Кэб Кэллоуэй (Cabell "Cab"
Calloway III). Он регулярно выступал в
клубе «Коттон» в Гарлеме, где стал популярным вокалистом эпохи свинга. Ниша
смешения джаза и водевиля принесла Кэллоуэю признание в течение карьеры, которая
длилась более 65 лет.
Кэллоуэй руководил
одним из самых популярных джазовых оркестров в Соединенных Штатах с начала
1930-х до конца 1940-х годов, в который входили трубачи Диззи Гиллеспи, Джона
Джонс и Адольфус «Док» Читэм, саксофонисты Бен Уэбстер и Леон «Чу» Берри,
гитарист Дэнни Баркер, басист Милт Хинтон и барабанщик Кози Коул.
В 1930-х
и 1940-х годах у Кэллоуэя было несколько хитов, и он стал первым
афроамериканским музыкантом, продавшим миллион копий одной пластинки. Он стал
известен как джазовый музыкант «Hi-de-ho» за свою самую известную песню «Minnie
the Moocher», первоначально записанную в 1931 году. Его песни попадали в чарты
Billboard в течение пяти десятилетий подряд (1930-е — 1970-е годы). Кэллоуэй
также несколько раз появлялся на сцене, в кино и на телевидении до своей смерти
в 1994 году в возрасте 86 лет. У него были роли в фильмах «Штормовая погода»
(1943), «Порги и Бесс» (1953), «Цинциннати Кид» (1965) и «Привет, Долли!»
(1967). Его карьера пережила заметное возрождение после его появления в фильме
1980 года «Братья Блюз».
В 1993 году Кэб Кэллоуэй получил Национальную медаль искусств от Конгресса США. Он посмертно получил премию «Грэмми» за жизненные достижения в 2008 году. Его песня «Minnie the Moocher» была введена в Зал славы «Грэмми» в 1999 году и добавлена в Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса в 2019 году. Три года спустя, в 2022 году, Национальный реестр фильмов выбрал его домашние фильмы для сохранения как «культурно, исторически или эстетически значимые фильмы». Он также введен в Зал славы джаза и Международный зал славы джаза.
Кэб Кэллоуэй
родился в семье среднего класса в Рочестере (штат Нью-Йорк). Его отец был
юристом, а мать – учительницей и органисткой в церкви. После переезда семьи в
Балтимор (штат Мэриленд) в 1918 году родители поверили в музыкальный талант их
сына, и Кэб стал учиться музыке, беря частные уроки вокала у Руфи Макаби с 1922
года. Родители и музыкальные педагоги весьма неодобрительно относились к джазу,
и вполне понятно, что "запретный плод" пришёлся Кэбу более чем по
вкусу: тайком он начинает выступать в джаз-клубах Балтимора с барабанщиком
Чиком Уэббом и пианистом Джонни Джонсом.
В 1924
году Кэб начал учиться в "Frederick Douglas High School" в Балтиморе,
продолжая в то же время заниматься вокалом – теперь уже у Эвелин Уилсон, хотя
больше всего он интересовался баскетболом и даже играл за чёрную сборную штата.
Всё свободное время юноша проводил в местных забегаловках и джаз-клубах, начав
играть на ударных и даже успев поучиться у Чика Уэбба и Джонни Джонса. Уже
через год Кэб играл с "Johnny Jones and his Arabian Tent Orchestra",
а также выступал в ревю и водевилях в "Regent Theatre".
В 1927
году, закончив школу, начинающая звезда джаза присоединяется к весьма
известному оркестру своей сестры Бланш Кэллоуэй, "Blanche Calloway and Her
Joy Boys" (они записывались с Луи Армстронгом, Виком Дикенсоном, Кози
Коулом, Беном Уэбстером). Кэб выступал с оркестром сестры во время летнего тура
по стране с популярным чёрным ревю ”Plantation Days”. Тем не менее с приходом
осени ему пришлось покинуть оркестр, поскольку родители, не очень-то одобрявшие
карьеру, которую выбрала себе Бланш, настояли на том, что Кэб должен стать юристом,
как и его отец.
Поступив
осенью 1927 года в чикагскую юридическую школу Crane College, парень, тем не
менее, проявил мало интереса к юриспруденции, предпочитая большую часть времени
играть на барабанах и петь в клубе ”Dreamland Cafe”, откуда вскоре перебрался в
”Sunset Cafe” – чикагский эквивалент "Cotton Club", где ему довелось
выступать с Луи Армстронгом и Кэроллом Дикенсоном.
В том же
заведении был и собственный оркестр, называвшийся "Marion Hardy’s
Alabamians", с которым он иногда выступал. Его яркий сценический образ так
нравился публике, что музыканты оркестра дружно проголосовали за идею
пригласить Кэба на роль бэнд-лидера. Оркестр, состоявший из 11 человек, был
переименован в "The Alabamians". Кэб сразу же проявил недюжинный организаторский
талант, подписав контракт с агентством MCA и отправившись в Нью-Йорк, где
получил ангажемент в "Savoy Ballroom". Проиграв «битву оркестров»
оркестру собственного танцзала "The Missourians", музыкант тут же
распустил "The Alabamians", предложив свои услуги
оркестру-победителю. "The Missourians" вежливо отказались, но после
выступления Кэллоуэя в ревю ”Hot Chocolates” его заметил Ирвинг Миллс и
предложил свои услуги, и вскоре "The Missourians" стали называться
"Cab Calloway Orchestra".
В 1930
году Миллс устроил Кэллоуэю ангажемент в "Cotton Club". Благодаря
радиотрансляциям по NBC, проходившим дважды в неделю на всю страну, а также
ежедневным местным радиопередачам на WMCA, оркестр быстро завоевал
популярность, одним из первых разрушив расовый барьер: Кэллоуэй выступал в
качестве гостя во многих «белых» радиопрограммах, в том числе в шоу Уолтера Уинчелла
и Бинга Кросби.
В 1931
году, после ухода Дюка Эллингтона, оркестр Кэллоуэя стал собственным оркестром
"Cotton Club", сменив название на "Cab Calloway’s Cotton Club
Orchestra". Тогда же Кэллоуэй выпустил запись ”Minnie the Moocher”,
немедленно ставшую хитом (было продано более миллиона экземпляров), а оркестр
стал первым чёрным джаз-бэндом, проведшим турне по южным штатам.
К 1932
году оркестр Кэллоуэя был знаменит на всю страну, во многом благодаря
безупречно стильному имиджу Кэба – его белоснежные zoot suits уже тогда стали
легендой. В том же году Кэб снялся в своём первом фильме ”The Big Broadcast of
1932” на киностудии Paramount. Сразу же после выхода картины на экраны Кэллоуэй
получил приглашение от "Fleischer Studios" – так он стал одним из
персонажей в серии мультфильмов про Betty Boop. В 1935 году оркестр Кэллоуэя
совершил своё первое турне в Европу.
В 1938
году музыкант выпустил свою первую книгу – ”The New Cab Calloway Catalogue”. В
1945 году за ней последовала ставшая хитом ”The New Cab Calloway’s Hepster’s
Dictionary: the Language of Jive”.
Помимо
очаровывавшей публику имиджевой стороны, оркестр Кэллоуэя был обязан своей
популярностью и прекрасному составу: в нём в разное время играли Шэд Коллинз,
Ирвинг Рэндольф, Ламарр Райт, Док Читэм, Клод Джонс, Кег Джонсон, Де Прист
Уилер, Чанси Хаутон, Эндрю Браун, Уолтер Томас, Чу Берри, Диззи Гиллеспи, Рубен
Ривз, Кози Коул, Эд Суэйзи, Бенни Пэйн, Эдди Бэрфилд, Дэнни Баркер, Милтон
Хинтон, Лерой Макси, Джона Джонс, Хилтон Джефферсон, Иллинойс Джакет, Бен
Уэбстер, Гэрвин Башел, Марио Бауза, Тайри Гленн, Панама Фрэнсис и Айк Куэбек.
Некоторые аранжировки были сделаны Бенни Картером и Доном Редменом.
В 1940
году, после закрытия "Cotton Club", Кэллоуэй получил ангажемент от
”Club Zanzibar”, где были сделаны первые «живые» записи оркестра. В 1941 году
Кэб начал серию радиотрансляций ”Quizzacale”, которые NBC транслировала в
течение года без спонсора – беспрецедентный случай для того периода, а во время
национального турне 1942 года оркестр Кэба побил все рекорды посещаемости.
В 1950
году Кэллоуэй исполнил роль Sportin’ Life в бродвейской постановке ”Porgy and
Bess” (изначально Кэб послужил Джорджу Гершвину прообразом для этого
персонажа).
В 1951
году Кэб вновь собрал оркестр для турне по Южной Америке, распустив его в 1954
году и сконцентрировавшись на сольной карьере, выступая по большей части на
Бродвее, в том числе в ”Hello Dolly” и ”The Pajama Game”, а также снимаясь в
голливудских мюзиклах и участвуя в различных телешоу.
В 1970-х
Кэллоуэй редко появлялся на публике, выступая только по особым случаям –
например, в 1975 году он руководил турне оркестра Вуди Хёрмана. В 1976 году
была опубликована его автобиография ”Of Minnie the Moocher and Me”.
Оркестр
Кэба всегда отличался задорным подходом и искрящимся юмором в музыке, что было
очень привлекательно для музыкального кинематографа, театра и бродвейских
постановок - там Кэб засветился не хуже концертной деятельности. Cab Calloway
сыграл роли от Спортинг Лайфа в "Порги и Бесс" до эпизодической роли
в фильме "Blues Brothers".
Только не
подумайте, что жизнь этого артиста была всегда безоблачной: так, в конце 1940-х
из-за неудачных финансовых решений, а также страсти Кэба к азартным играм, его
коллектив распался, однако в 50-е и 60-е, благодаря актёрскому и музыкальному
талантам Кэллоуэя, оркестр вернул свою популярность и существует и поныне в
виде фестивальных проектов. После смерти Кэба, 18 ноября 1994 года был создан
музей "Cab Calloway" в государственном колледже "Коппин"
(Балтимор, Мэриленд), а Билл Кросби помог учредить стипендию имени Calloway в
Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке; несколько школ искусств в
разных штатах также носят имя Кэба Кэллоуэя.
Всегда к
вашим услугам,
Дмитрий
Иванов
Комментариев нет:
Отправить комментарий