Вокальная биография Георгия Виноградова продлилась всего четверть века, однако голос «короля пронзительного танго» не только узнаваем, но и популярен и сейчас. Студии звукозаписи продолжают выпускать альбомы с песнями, романсами и оперными ариями в исполнении певца, которому дважды присуждалось звание заслуженного артиста РСФСР.
Советский
певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР (1949) Георгий Павлович Виноградов
родился 16 (3-го — по старому стилю) ноября 1908 года в Казани, в многодетной
семье. В городе, сейчас имеющем статус третьей столицы России, к моменту
появления Жоры на свет было электрическое освещение, трамвай, телеграф и
телефон. Отец будущего изобретателя детектора лжи Александра Лурии — казанский
врач Роман Лурия — при постановке диагнозов пациентам использовал рентгеновский
аппарат.
В детстве
Георгий по настоянию отца пел в хорах Богоявленской и Петропавловской церквей
Казани. Однако путь Виноградова к профессиональному вокалу оказался извилистым
и довольно долгим. После смерти родителя юноша окончил рабфак и начал трудиться
телеграфистом на железной дороге. В 22 года Георгий стал вольным слушателем
Казанского Восточного музыкального техникума. Затем было направление в
Московское военное училище связи и учеба в нем.
Карьеру
музыканта начал сравнительно поздно. Когда при Московской консерватории
появилась Татарская оперная студия, курсант, в совершенстве владевший языком
аборигенов Казани, устремился туда. Ректор училища связи с неохотой отпустил
толкового и дисциплинированного четверокурсника, но в итоге поддался на
уговоры, напутствовав Георгия словами: «Ладно, пой… Только пой хорошо!».
Наставниками Виноградова в консерватории были Назарий Райский и Михаил Львов.
Голос
Виноградова — легкий лирический тенор, достигающий дискантовых высот и
покоряющий слушателей кажущейся простотой исполнения и четкой артикуляцией. Еще
Вано Мурадели отметил, что уроженец Казани — очень умный певец, вдумчиво интонирующий
текст и понимающий границы своего вокала.
С 1937
года Виноградов являлся солистом Всесоюзного радио, с 1939-го — солистом
Государственного джаза СССР под управлением Виктора Кнушевицкого, а в годы
войны — солистом оркестра Наркомата обороны под руководством Семена Чернецкого
и Ансамбля песни и пляски Советской армии под руководством Александра
Александрова.
Популярность
Виноградова начала расти после того, как в январе 1939 года он взял призовое
место на I Всесоюзном конкурсе вокалистов. Несмотря на то, что участвовавший в
этом конкурсе Георгий Виноградов получил лишь 6-ю премию, певец запомнился
слушателям и музыкальной критике. Известны слова композитора Вано Мурадели,
сказанные тогда о Георгии Павловиче: «Этот молодой певец наделён многими прекрасными
качествами. Прежде всего – это умный певец, знающий хорошо свои вокальные
ресурсы и никогда не пытающий перейти пределы своих возможностей». В целом,
первый Всесоюзный Конкурс вокалистов показал «огромный рост советской
вокально-исполнительской культуры». Его лауреатами стали исполнители, с именами
которых в последующие десятилетия неразрывно связано развитие отечественного
вокального искусства. Это и Борис Гмыря, и Ефрем Флакс, и Георгий Абрамов, и,
конечно же, Георгий Виноградов.
После конкурса
Виноградов стал солистом в Государственном джазе СССР. В исполнении певца
звучали романсы, классические, лирические, танцевальные песни. Чрезвычайно
популярны перед самой войной были танго Е. Розенфельда «Люблю» и «Счастье мое»,
выпущенные большим тиражом на грампластинках. Виноградов был одним из первых
исполнителей песни М. Блантера «Катюша». В 1940-41 годах Виноградов выступал в
лучших ресторанах Москвы, демонстрировал музыкальные новинки, с успехом
исполнял песни в ритме танго и фокстрота, пел лирические песни. Вот его шлягеры
довоенного времени: «Весенний вальс», «Воспоминания», «Спокойной ночи»,
«Недотрога», «Тайга золотая», «На лодке»...
Грянула
Великая Отечественная война... Георгий Виноградов, как и его соотечественники,
не раздумывая, подал в военкомат заявление о мобилизации и отправке на фронт,
но получил направление в Отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата
обороны под руководством Семёна Александровича Чернецкого. Концерты оркестра
слушали бойцы на Западном, Белорусском, Волховском, Брянском фронтах – на
передовой, в кратких затишьях между боями...
Осенью
1941 года под Вязьмой концертная бригада, состоящая из артистов
Государственного джаза СССР, в которой был и Георгий Виноградов, попала в
окружение. Георгию Павловичу и нескольким музыкантам удалось перейти линию
фронта и вернуться к своим, однако из 30 человек в живых остались только 11. На
этом «Госджаз СССР» закончился... Фронтовую бригаду переформировали и отправили
в блокадный Ленинград, где артисты дали около 1000 концертов.
В 1943
году Георгий Виноградов был направлен на службу в Краснознамённый ансамбль
песни и пляски под управлением Александра Васильевича Александрова. Вот что
рассказывал внук руководителя коллектива Евгений Александров: «Ансамбль
готовился к выступлению в Финляндии. Александр Васильевич Александров, дед мой,
пошёл к Иосифу Виссарионовичу Сталину и сказал – “Иосиф Виссарионович, мне не
хватает певцов. Знаю, что есть такой Виноградов-певец. Я хочу, чтобы он поехал
с нами в поездку в Финляндию...”» Тут же было дано соответствующее указание и
на следующий день Георгий Виноградов прибыл в распоряжение Ансамбля песни и
пляски Советской Армии. С этим знаменитым коллективом Виноградов дошёл до
Победы.
В
сопровождении Краснознамённого ансамбля лирический тенор Георгий Виноградов
исполнял «Смуглянку», «Соловьи», «Вечер на рейде», «Тёмную ночь», «В лесу
прифронтовом», «Вася-Василёк», «То не ветер ветку клонит», «По улице мостовой»
и многие другие песни, которые, к счастью, были записаны на патефонные
пластинки... С ансамблем Александрова Виноградов побывал во многих городах
Советского Союза и в странах Европы... Осенью 1944 и 1945 годов Георгий
Павлович записался на пластинки с джазом БССР под управлением Эдди Рознера. У
певцов этого оркестра был сильный иностранный акцент, чего не могла допустить
цензура, и руководство Дома Звукозаписи обратилось за помощью к Виноградову,
который и спас положение. Однако, в концертах с джазом Эдди Рознера Георгий
Виноградов никогда не выступал.
Многие
шлягеры Георгий Павлович пел дуэтом с другим вокалистом. Так песня «Давно мы
дома не были» запомнилась советским людям в исполнении Виноградова и Владимира
Нечаева, а «Моряки» и романс Федора Глинки «Вы не придете вновь» — Виноградова
и Андрея Иванова.
С
Валерией Барсовой Георгий Павлович записал цикл дуэтов главных героев из оперы
Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». На пластинке, подаренной Виноградову, Валерия
Владимировна написала «Моему лучшему Ромео». Также певец, никогда не
выступавший на оперной сцене, записал для Всесоюзного радио ряд арий из опер
Сергея Рахманинова и Вольфганга Амадея Моцарта.
Вместе с
Верой Красовицкой и Всеволодом Тютюнником уроженец Казани стал первым
исполнителем песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Катюша», Вера
Израилевна солировала, а мужчины как эхо повторяли последние две строчки
каждого куплета. Виноградов виртуозно исполнял и другую песню творческого
тандема Блантер-Исаковский — «В лесу прифронтовом».
Еще один
любимый композитор Георгия Павловича Исаак Дунаевский доверил бывшему
казанскому телеграфисту познакомить слушателей со своей песней «Школьный
вальс». А шедевр Василия Соловьева-Седого и Александра Фатьянова «Соловьи»
Виноградов исполнял так, что после его увольнения из Ансамбля песни и пляски
Советской армии руководителю коллектива пришлось на время изъять композицию из
репертуара.
Репертуар
Георгия Виноградова включал произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана,
П. Чайковского, русские народные песни, старинные романсы. Первый исполнитель
многих песен советских композиторов, в том числе «Школьного вальса» И.
Дунаевского, песни «Хороши Весной в саду цветочки» Б. Мокроусова, «Соловьи» (В.
Соловьев-Седой – А. Фатьянов), в которых солирует Виноградов. Певец участвовал
в исполнении ряда опер на радио.
Из
ансамбля, основанного Александром Александровым, Георгия Павловича уволили в
1951 году после инцидента в Польше. Обе стороны конфликта были нетрезвы и
обменялись оскорблениями, однако козлом отпущения сделали Виноградова. Не
вникая в объяснения певца, его лишили звания заслуженного артиста РСФСР, присвоенного
двумя годами ранее.
Вокалист,
сам неоднократно ратовавший за уход из Александровского ансамбля, в репертуаре
которого не находилось места для любимого им джаза, пережил долгую опалу.
Виноградову запретили выступать в 33 крупнейших городах Советского Союза и
записывать пластинки, наложили вето на трансляцию его записей по радио.
Начало
50-х годов - самое сложное время в жизни Георгия Виноградова и его близких.
Певцу запретили выступать в 33 городах Советского Союза, его записи не
передавали по Радио, почти не издавались грампластинки... Однако, не все друзья
отвернулись от певца. Именно по настоянию Исаака Дунаевского 30 апреля 1951
года Георгий Павлович записал на Радио песни «Школьный вальс» и «Вечер вальса»;
за дирижёрским пультом стоял сам Дунаевский. Композитор остался доволен
исполнением певца; на память об этой встрече он подарил Георгию Павловичу свой
клавир «Школьного вальса» с надписью: «Первому исполнителю Г.П.Виноградову.
Спасибо! Исаак Дунаевский».
Однако,
семья Виноградовых продавала мебель и вещи, чтобы купить хлеб... Единственной
возможностью более-менее стабильного заработка, было участие Георгия Павловича
в концертах, проводимых Всесоюзным гастрольно-концертным объединением (ВГКО). В
возрасте 50 лет Георгий Виноградов оставил сцену. На вопрос, почему он больше
не поёт Георгий Павлович отвечал: «Я навсегда запомнил слова моего старого
учителя: “Не забудь уйти со сцены вовремя. Помни, никто и никогда не споёт так,
как он пел в молодости”...»
После
смерти Иосифа Сталина гонения на Георгия Павловича ослабли. Но в 55 лет
Виноградов прекратил вокальную карьеру и сосредоточился на преподавании во
Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства. Среди учеников
советского соловья были Геннадий Каменный и Ксения Георгиади, вспоминавшая, что
своим вокалом во многом обязана чуткому наставничеству Георгия Павловича.
О личной
жизни тенора известно мало. От двух браков у Георгия Павловича родилось двое
детей: дочь Ксения, в молодости выучившаяся на пианистку, а во второй половине
70-х годов преподававшая в Казанском музыкальном училище, и сын Владимир.
Вторая
жена певца Евгения Александровна увлекалась цветоводством. Супруги долгие годы
вместе снимали дачу — простую избу — в подмосковной деревне Редькино, где
Георгий Павлович с азартом предавался своей главной страсти — рыбной ловле. По
свидетельству знакомой семьи Виноградовых Татьяны Лаптевой, родители которой
снимали соседнюю дачу, и судя по сохранившимся фото, в сельской местности
уроженец Казани ходил в самой простой одежде — старом ватнике и стоптанных
сапогах.
Первый
исполнитель песни «Школьный вальс» скоропостижно скончался 11 ноября 1980 года,
не дожив 5 дней до 72-летия. Причина смерти вокалиста обнародована не была.
Урна с
прахом Георгия Павловича захоронена в закрытом колумбарии Ваганьковского
кладбища Москвы. Через четверть века к супругу присоединилась жена Евгения
Александровна, добившаяся при содействии Ирины Архиповой и Евгения
Долматовского возвращения Виноградову звания заслуженного артиста Российской
Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий