понедельник, 11 декабря 2023 г.

Этот день в истории музыки. Язвительный Дюк и «прогрессивная» музыка

11 декабря 1951 года Дюк Эллингтон записал со своим оркестром “The Controversial Suite” – сюиту «противоречивую» и «полемическую» во многих смыслах. В том же году она была выпущена как сингл на “Columbia”, а впоследствии включена в переиздание альбома “Ellington UpTown”.

Хотя во времена этой записи большинство биг-бэндов испытывали большие трудности – Эра свинга почти закончилась, их популярность сходила на нет, – у самого Эллингтона дела шли прекрасно. Оркестр Дюка звучал превосходно: аранжировки Билли Стрейхорна придавали музыке особую элегантность, все солисты, включая саксофониста Джимми Ходжеса (который, правда, уже после этой записи ушел, но часто возвращался), тромбонистов Хуана Тизола, Квентина Джексона и Бритта Вудмана, молодого Кларка Терри и других трубачей, были в превосходной форме.

The Controversial Suite Part 1. "Before My Time" (Ellington) – 6:08

Написанная Эллингтоном сюита состояла из двух частей: "Before My Time" и “Later”. Она стала его саркастическим ответом многочисленным критикам, тратившим массу энергии и лишних слов, чтобы определить различия «традиционного» и «современного джаза», и остроумной пародией на саму эту борьбу всех стилей, существовавших одновременно – «ревайвл» движения, возрождавшего Диксиленд и новоорлеанский джаз, бопа и других «прогрессивных» тенденций. Считалось, что особенно жёстко Эллингтон «прошёлся» этой пьесой по новомодным приёмам оркестра Стэна Кентона, которые, видимо, считал безвкусной профанацией. Именно за это некоторые критики не очень-то жалуют “The Controversial Suite”, считая, что со стороны Эллингтона, который обычно очень дипломатично отзывался о творчестве своих коллег, было неуместно и некрасиво опускаться до уровня язвительной пародии. Возможно, это понял и сам Дюк – по крайней мере, «Полемическая сюита» очень быстро «выпала» из его репертуара.

The Controversial Suite Part 2. "Later" (Ellington) – 4:13

В любом случае, если отбросить весь этическо-исторический контекст, сейчас можно просто наслаждаться изобретательностью и «стилистическим юмором» этой музыки. Запись интересна также редким появлением Рассела Прокопа с сопрано-саксофоном и вообще совершенно блестящей работой всех музыкантов, превращающих свои соло в последовательность маленьких блестящих шоу-номеров. Вторая часть, явно апеллирующая к более поздним стилям, звучит более «замороченно», но первая гарантированно обеспечит хорошее настроение любому слушателю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий