суббота, 30 декабря 2023 г.

«Крёстный отец» ритм-энд-блюза. Джонни Отис (28 декабря 1921 - 17 января 2012).

Зал славы Рок-н-Ролла

Ритм-н-Блюз

Рок-н-Ролл

"500 песен, сформировавших Рок-н-Ролл"

«Ещё ребёнком я думал: если бы общество предлагало человеку решать, чёрным ему быть, или белым – я выбрал бы первое».

28 декабря 1921 года в семье греческих эмигрантов Александра Велиотиса, грузчика с острова Маре и владельца продуктового магазина, и его жены, художницы Ирен Кискакес, свивших гнёздышко в этнически смешанном городке Вальехо (штат Калифорния), на свет появился Джонни Отис (Johnny Otis) – джаз-блюзовый барабанщик и вибрафонист, певец и композитор, издатель и продюсер, телеведущий и политический активист, пастор-проповедник и без обиняков наречённый "всея Америка" "крёстным отцом" ритм-энд-блюза.

Johnny Otis – «Rock Me Baby»

Действительно, это очень интересный и многоликий господин, сделавший больше, чем кто бы то ни было, для этого стиля в музыке. За свои достижения в качестве продюсера, сочинителя песен и открывшего многих звёзд «охотника за талантами». В начале своей карьеры он открыл для себя множество артистов, которые стали очень успешными, в том числе «Литтл Эстер» Филлипс, Этту Джеймс, Алана О'Дэя, «Биг Маму» Торнтон, Джонни Эйса, Джеки Уилсона, «Литтл Вилли» Джона, Хэнка Балларда, «The Robins» и многих других.

В 1994 Отис был году принят как «неисполнитель» в Зал славы рок-н-ролла. Кроме того, ещё с середины 1940-х годов он записывался со своим ритм-н-блюзовым оркестром, выпустив в свет такие ставшие теперь классическими вещи, как «Double Crossing Blues» (9 недель на первом месте R&B чарта «Билборда»), «Mistrusting Blues», «Barrelhouse Boogie» и «Rockin’ Blues». Песня «Willie and the Hand Jive» в исполнении Джонни Отиса входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список «500 Songs That Shaped Rock and Roll».

На самом деле, этого красивого и жизнерадостного белого парня, до мозга костей считавшего себя носителем именно афроамериканской культуры, а не европейской – звали Йоаннис Александрес Велиотес (Ioannis Alexandres Veliotes). Но он с самого детства думал о себе как о "своём среди своих" чёрных друзей детства, однажды написав в предисловии к собственной книге "Listen to the Lambs" ("Слушайте Ягнят"), в значительной степени ссылаясь на трагический расовый бунт в Уоттсе (пригороде Лос-Анджелеса): "Я проникся образом жизни, особой живучестью и самой атмосферой чёрного общества... довольно сложно описать это качество... в народе известное как soul (душа)"…

Поэтому он и стал называть себя Джонни Отис (ближе к афроамериканскому звучанию), немного изменив имя и оставшиеся четыре последние буквы от фамилии. Это именно он открыл миру незабвенный голос Этты Джеймс, именно благодаря ему все узнали Уилли Мэй Торнтон (или "Биг Мама") и её песню "Hound Dog" (1953), ставшую позже хитом Элвиса Пресли. И именно он одним из первых приложил руку (точнее смекалку), к рождению R&B, когда в годы Великой депрессии вынужденно сократил состав оркестра и догадался разбавить его поредевшие ряды многофункциональными инструментами (к примеру, электрогитарой), оставив, правда, тромбон, трубу и два саксофона. И позже, так и говорил про свой небольшой ансамбль: "Если маленький биг-бенд играет блюз, то он звучит, как ритм-энд-блюз".

Johnny Otis (with Marci Lee) – «Castin’ My Spell» (1959)

Мало кто сделал для ритм-энд-блюза больше, чем этот человек! Дони Отис один из его изобретателей. Отис обладал не только прекрасным вкусом, но и тонким чутьем относительно того, что понравится публике. Он никогда не стремился блистать на авансцене, но при этом и не скромничал в тени. Джонни Отис находил и представлял публике все новые и новые таланты, и всегда был рядом с восходящими звездами: обаятельный, виртуозный, слегка себе на уме и снисходительно-добродушно-улыбчивый. Любимым инструментом считал вибрафон, но в записях долгих соло не оставил. Кажется, он предпочитал использовать звук вибрафона как своеобразную краску и отличительный знак своего оркестра. Кроме того, он прекрасно играл на фортепиано.

Он начинал играть на ударных инструментах ещё в средней школе в Беркли, но учёба от будущей профессии отвлекала его лишь до тех пор, пока в 1939 году он не услышал игру Каунта Бейси (на Всемирной выставке в Сан–Франциско) и не решил, что музыка – это и есть его призвание. Почти немедленно он бросил школу в пользу карьеры музыканта, и преимущественно, играл буги-вуги в ансамблях местного значения. Затем, (было это уже по рекомендации Нэта "Кинг" Коула) он попал в оркестр Харланда Леонарда, перебравшись в Лос-Анджелес. А к 1945 году Отис уже руководил своим биг-бэндом, между делом работая в качестве студийного барабанщика для Лестера Янга Чарльза Брауна, и играл в оркестре у Каунта Бейси какое-то время.

Johnny Otis – «Harlem Nocturne»

Первым хитом его оркестра стала версия песни "Harlem Nocturne" композитора Эрла Хагена (Earle Hagen), которую они распевали по всей стране вместе с вокальной группой "The Ink Spots". Но когда в 1947 году музыканты вернулись в Лос-Анджелес, эра биг-бэндов уже был на закате, и многие уже вовсю слушали блюз. Да и предприимчивый Джонни не растерялся, занявшись сокращением и перегруппировкой своего оркестра, и открыл в пригороде Лос-Анджелеса свой клуб, который назывался "Barrel House Club". В конечном итоге множество чёрных R&B коллективов, выступавших в заведении, он превратил в настоящий бурный поток талантов, получивший позже название "The Johnny Otis Show".

Johnny Otis with Marie Adams and the Three Tons of Joy – «Ma» («He's Making Eyes At Me»)

Помогла ему в этом карьера радиоведущего, которая добавилась в начале 1950-х к его уже состоявшимся амплуа исполнителя и продюсера. Он быстро стал одним из самых популярных диск – жокеев Южной Калифорнии, а мгновенный успех его вещания на радио, привёл к еженедельному варьете-шоу на TV в Лос-Анджелесе в течение восьми лет. К тому же для Джонни Отиса было абсолютно естественным быть промоутером той музыки, которую он любил. Ведь, кроме всех своих талантов и музыкальных знаний, он обладал великолепным даром общения, который притягивал людей, а значит, и множество вытекающих отсюда полезных связей. Так он способствовал открытию таланта «Литтл Эстер» Филлипс, Девонии "Леди Ди" Уильямс, упоминаемой выше Этты Джонс и "Биг Мамы". Со своим "California Rhythm and Blues Caravan" и любимыми артистами он записал множество песен, в том числе и балладу "Every Beat of My Heart" (пожалуй, одна из наиболее известных).

Gladys Knight & the Pips – «Every Beat of My Heart» (1961)

Отис даже организовал свой собственный лейбл в 1955 году, но растущая расовая нетерпимость в Лос-Анджелесе вынудила его покинуть свою студию, и, отчасти, эти обстоятельства подтолкнули его к подписанию контракта с "Capitol Records", о чём впоследствии он сильно жалел. Несмотря на то что на этом лейбле он записал самый известный хит своей карьеры – "Willie and the Hand Jive", он открыто признавался, что недоволен своим опрометчивым шагом, потому как, участвуя в создании "рок-н-ролла…" (далее он выразился не совсем корректно), ему пришлось оставить свои афроамериканские корни!

Johnny Otis – «Willie And The Hand Jive» (1958)

В итоге, эра R&B подходила к концу, и Отис в 1960-х, по большому счёту, прекратил музыкальную деятельность. Перебравшись на север Калифорнии, он стал пастором и руководителем церковного хора. Кроме того, он служил и в законодательном собрании штата Калифорния, а затем и в Конгрессе США. Правда, в 1969-70-м он сделал несколько записей, в том числе и двойной концертный альбом своего выступления на джазовом фестивале в Монтрё, часть которого была показана Клинтом Иствудом в фильме "Play Misty for Me". И хотя в 70-х, с появлением панка, хард-рока и хэви-метал, его гастрольная деятельность резко сократилась, он выпустил серию альбомов, посвящённых R&B музыкантам 50-х.

Да и последние три десятилетия на этом свете Джонни Отис продолжал отдавать своему любимому детищу. Например, в начале 80-х годов он открыл еженедельное радиошоу в Лос-Анджелесе, записывался со своим сыном – гитаристом Джонни Отисом-младшим (по прозвищу Shuggie), запустил ежегодный Музыкальный R&B-Фестиваль в Лос-Анджелесе. В 90-х он продолжал выступать в США и Европе, написал несколько книг, посвящённых ритм-энд-блюзу и афроамериканской культуре. Кстати, в одну из книг вошли многие его картины и деревянные скульптуры (ещё одна грань его таланта, с которой можно ознакомиться на его официальном сайте: www.johnnyotisworld.com).

Johnny Otis – «Bye Bye Baby» (Live video - France 1975)

Ещё при жизни Джонни Отис был включён в Зал славы рок-н-ролла и Зал славы блюза. Мир этот он покинул абсолютно естественно: умер в своей постели 17 января 2012 года, прожив ровно 90 лет. И оставил удивительное наследство неиссякаемого оптимизма, любви и радости, а значит – с уверенностью можно сказать, что прослушивание его музыки способно влиять на продолжительность жизни!

Кстати, сыновья Джонни - Шагги и Никки - тоже стали музыкантами, играли в его оркестре. А Shuggie Otis добился успеха и как солист. Никки в 90-х занялся модной темой вегетарианских продуктов. В Калифорнийском Севастополе Джонни открыл "organic grocery" ("лавку органических продуктов") - в те годы он еще продолжал записываться и гастролировать. Свое 70- и 80-летие он отмечал выступлениями на "San Francisco Blues Festival". Но, когда был дома, то вечерами в этой же "продуктовой лавке" устраивал по уикендам концерты для соседей - и было весело всем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий