Зал славы Рок-н-Ролла
Рок-н-Ролл
"500 песен, сформировавших Рок-н-Ролл"
«Ещё
ребёнком я думал: если бы общество предлагало человеку решать, чёрным ему быть,
или белым – я выбрал бы первое».
28
декабря 1921 года в семье греческих эмигрантов Александра Велиотиса, грузчика с
острова Маре и владельца продуктового магазина, и его жены, художницы Ирен
Кискакес, свивших гнёздышко в этнически смешанном городке Вальехо (штат
Калифорния), на свет появился Джонни Отис (Johnny Otis) – джаз-блюзовый
барабанщик и вибрафонист, певец и композитор, издатель и продюсер, телеведущий
и политический активист, пастор-проповедник и без обиняков наречённый
"всея Америка" "крёстным отцом" ритм-энд-блюза.
Действительно,
это очень интересный и многоликий господин, сделавший больше, чем кто бы то ни
было, для этого стиля в музыке. За свои достижения в качестве
продюсера, сочинителя песен и открывшего многих звёзд «охотника за талантами». В
начале своей карьеры он открыл для себя множество артистов, которые стали очень
успешными, в том числе «Литтл Эстер» Филлипс, Этту Джеймс, Алана О'Дэя, «Биг
Маму» Торнтон, Джонни Эйса, Джеки Уилсона, «Литтл Вилли» Джона, Хэнка Балларда,
«The Robins» и многих других.
В 1994 Отис был году принят как «неисполнитель» в Зал славы рок-н-ролла. Кроме того, ещё с середины 1940-х годов он записывался со своим ритм-н-блюзовым оркестром, выпустив в свет такие ставшие теперь классическими вещи, как «Double Crossing Blues» (9 недель на первом месте R&B чарта «Билборда»), «Mistrusting Blues», «Barrelhouse Boogie» и «Rockin’ Blues». Песня «Willie and the Hand Jive» в исполнении Джонни Отиса входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список «500 Songs That Shaped Rock and Roll».
На самом
деле, этого красивого и жизнерадостного белого парня, до мозга костей
считавшего себя носителем именно афроамериканской культуры, а не европейской –
звали Йоаннис Александрес Велиотес (Ioannis Alexandres Veliotes). Но он с
самого детства думал о себе как о "своём среди своих" чёрных друзей
детства, однажды написав в предисловии к собственной книге "Listen to the
Lambs" ("Слушайте Ягнят"), в значительной степени ссылаясь на
трагический расовый бунт в Уоттсе (пригороде Лос-Анджелеса): "Я проникся
образом жизни, особой живучестью и самой атмосферой чёрного общества...
довольно сложно описать это качество... в народе известное как soul
(душа)"…
Поэтому
он и стал называть себя Джонни Отис (ближе к афроамериканскому звучанию),
немного изменив имя и оставшиеся четыре последние буквы от фамилии. Это именно
он открыл миру незабвенный голос Этты Джеймс, именно благодаря ему все узнали
Уилли Мэй Торнтон (или "Биг Мама") и её песню "Hound Dog" (1953),
ставшую позже хитом Элвиса Пресли. И именно он одним из первых приложил руку
(точнее смекалку), к рождению R&B, когда в годы Великой депрессии
вынужденно сократил состав оркестра и догадался разбавить его поредевшие ряды
многофункциональными инструментами (к примеру, электрогитарой), оставив,
правда, тромбон, трубу и два саксофона. И позже, так и говорил про свой
небольшой ансамбль: "Если маленький биг-бенд играет блюз, то он звучит,
как ритм-энд-блюз".
Мало кто
сделал для ритм-энд-блюза больше, чем этот человек! Дони Отис один из его
изобретателей. Отис обладал не только прекрасным вкусом, но и тонким чутьем
относительно того, что понравится публике. Он никогда не стремился блистать на
авансцене, но при этом и не скромничал в тени. Джонни Отис находил и
представлял публике все новые и новые таланты, и всегда был рядом с восходящими
звездами: обаятельный, виртуозный, слегка себе на уме и снисходительно-добродушно-улыбчивый.
Любимым инструментом считал вибрафон, но в записях долгих соло не оставил.
Кажется, он предпочитал использовать звук вибрафона как своеобразную краску и
отличительный знак своего оркестра. Кроме того, он прекрасно играл на
фортепиано.
Он
начинал играть на ударных инструментах ещё в средней школе в Беркли, но учёба
от будущей профессии отвлекала его лишь до тех пор, пока в 1939 году он не
услышал игру Каунта Бейси (на Всемирной выставке в Сан–Франциско) и не решил,
что музыка – это и есть его призвание. Почти немедленно он бросил школу в
пользу карьеры музыканта, и преимущественно, играл буги-вуги в ансамблях
местного значения. Затем, (было это уже по рекомендации Нэта "Кинг"
Коула) он попал в оркестр Харланда Леонарда, перебравшись в Лос-Анджелес. А к
1945 году Отис уже руководил своим биг-бэндом, между делом работая в качестве
студийного барабанщика для Лестера Янга Чарльза Брауна, и играл в оркестре у
Каунта Бейси какое-то время.
Первым
хитом его оркестра стала версия песни "Harlem Nocturne" композитора Эрла
Хагена (Earle Hagen), которую они распевали по всей стране вместе с вокальной
группой "The Ink Spots". Но когда в 1947 году музыканты вернулись в
Лос-Анджелес, эра биг-бэндов уже был на закате, и многие уже вовсю слушали
блюз. Да и предприимчивый Джонни не растерялся, занявшись сокращением и
перегруппировкой своего оркестра, и открыл в пригороде Лос-Анджелеса свой клуб,
который назывался "Barrel House Club". В конечном итоге множество
чёрных R&B коллективов, выступавших в заведении, он превратил в настоящий
бурный поток талантов, получивший позже название "The Johnny Otis
Show".
Помогла
ему в этом карьера радиоведущего, которая добавилась в начале 1950-х к его уже
состоявшимся амплуа исполнителя и продюсера. Он быстро стал одним из самых
популярных диск – жокеев Южной Калифорнии, а мгновенный успех его вещания на
радио, привёл к еженедельному варьете-шоу на TV в Лос-Анджелесе в течение
восьми лет. К тому же для Джонни Отиса было абсолютно естественным быть
промоутером той музыки, которую он любил. Ведь, кроме всех своих талантов и
музыкальных знаний, он обладал великолепным даром общения, который притягивал
людей, а значит, и множество вытекающих отсюда полезных связей. Так он
способствовал открытию таланта «Литтл Эстер» Филлипс, Девонии "Леди
Ди" Уильямс, упоминаемой выше Этты Джонс и "Биг Мамы". Со своим
"California Rhythm and Blues Caravan" и любимыми артистами он записал
множество песен, в том числе и балладу "Every Beat of My Heart"
(пожалуй, одна из наиболее известных).
Отис даже
организовал свой собственный лейбл в 1955 году, но растущая расовая
нетерпимость в Лос-Анджелесе вынудила его покинуть свою студию, и, отчасти, эти
обстоятельства подтолкнули его к подписанию контракта с "Capitol
Records", о чём впоследствии он сильно жалел. Несмотря на то что на этом
лейбле он записал самый известный хит своей карьеры – "Willie and the Hand
Jive", он открыто признавался, что недоволен своим опрометчивым шагом,
потому как, участвуя в создании "рок-н-ролла…" (далее он выразился не
совсем корректно), ему пришлось оставить свои афроамериканские корни!
В итоге,
эра R&B подходила к концу, и Отис в 1960-х, по большому счёту, прекратил
музыкальную деятельность. Перебравшись на север Калифорнии, он стал пастором и
руководителем церковного хора. Кроме того, он служил и в законодательном
собрании штата Калифорния, а затем и в Конгрессе США. Правда, в 1969-70-м он
сделал несколько записей, в том числе и двойной концертный альбом своего
выступления на джазовом фестивале в Монтрё, часть которого была показана
Клинтом Иствудом в фильме "Play Misty for Me". И хотя в 70-х, с
появлением панка, хард-рока и хэви-метал, его гастрольная деятельность резко
сократилась, он выпустил серию альбомов, посвящённых R&B музыкантам 50-х.
Да и
последние три десятилетия на этом свете Джонни Отис продолжал отдавать своему
любимому детищу. Например, в начале 80-х годов он открыл еженедельное радиошоу
в Лос-Анджелесе, записывался со своим сыном – гитаристом Джонни Отисом-младшим
(по прозвищу Shuggie), запустил ежегодный Музыкальный R&B-Фестиваль в
Лос-Анджелесе. В 90-х он продолжал выступать в США и Европе, написал несколько
книг, посвящённых ритм-энд-блюзу и афроамериканской культуре. Кстати, в одну из
книг вошли многие его картины и деревянные скульптуры (ещё одна грань его
таланта, с которой можно ознакомиться на его официальном сайте:
www.johnnyotisworld.com).
Ещё при
жизни Джонни Отис был включён в Зал славы рок-н-ролла и Зал славы блюза. Мир
этот он покинул абсолютно естественно: умер в своей постели 17 января 2012
года, прожив ровно 90 лет. И оставил удивительное наследство неиссякаемого
оптимизма, любви и радости, а значит – с уверенностью можно сказать, что
прослушивание его музыки способно влиять на продолжительность жизни!
Кстати,
сыновья Джонни - Шагги и Никки - тоже стали музыкантами, играли в его оркестре.
А Shuggie Otis добился успеха и как солист. Никки в 90-х занялся модной темой
вегетарианских продуктов. В Калифорнийском Севастополе Джонни открыл
"organic grocery" ("лавку органических продуктов") - в те
годы он еще продолжал записываться и гастролировать. Свое 70- и 80-летие он
отмечал выступлениями на "San Francisco Blues Festival". Но, когда
был дома, то вечерами в этой же "продуктовой лавке" устраивал по
уикендам концерты для соседей - и было весело всем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий