Fairlight CMI (сокращение от Computer Musical Instrument) - это цифровой синтезатор, сэмплер и цифровая звуковая рабочая станция, представленная в 1979 году компанией Fairlight. Он был основан на коммерческой лицензии Qasar M8, разработанной Тони Фёрсом из Creative Strategies в Сиднее, Австралия. Это была одна из первых музыкальных рабочих станций со встроенным цифровым сэмплером, и ей приписывают создание термина «сэмплирование» в музыке. Он приобрел известность в начале 1980-х и конкурировал с Synclavier от New England Digital.
Предыстория:
1971–1979 гг.
В 1970-х Ким Райри (Kim Ryrie), тогда еще будучи подростком, придумал самодельный аналоговый синтезатор ETI 4600 для основанного им журнала Electronics Today International (ETI). Райри был разочарован ограниченным количеством звуков, которые мог издавать синтезатор. В 1975 году, после того, как его одноклассник Питер Фогель (Peter Vogel) окончил среднюю школу и ненадолго проучился в университете, Райри спросил Фогеля, не будет ли он заинтересован в создании «величайшего синтезатора в мире» на основе недавно анонсированного микропроцессора. Он вспоминал:
«Мы давно интересовались компьютерами - я
построил свой первый компьютер, когда мне было около 12 лет - и для меня было
очевидно, что сочетание цифровых технологий и синтеза музыки - это лучший путь».
В декабре 1975 года Райри и Фогель основали домашнюю компанию по производству цифровых синтезаторов. Они назвали её Fairlight в честь парома на подводных крыльях, проходящего в Сиднейской гавани мимо дома бабушки Райри. Эти двое планировали разработать цифровой синтезатор, который мог бы создавать звуки, напоминающие звуки акустических инструментов (синтез физического моделирования). Первоначально компаньоны планировали создать аналоговый синтезатор с цифровым управлением, учитывая, что конкурирующий аналоговый синтезатор Moog было трудно контролировать.
Через
шесть месяцев пара встретила консультанта Motorola Тони Фёрса. В сотрудничестве
с Канберрской школой электронной музыки Фёрс создал цифровой синтезатор с
использованием двух 8-битных микропроцессоров Motorola 6800, светового пера и
некоторых графических элементов, которые позже станут частью Fairlight CMI. Однако
машина могла создавать только точные гармонические частицы, звучащие стерильно
и невыразительно.
Фогель и
Райри взяли за основу дизайн Фёрса, главным образом из-за его вычислительной
мощности, и решили использовать микропроцессорную технологию вместо аналогового
синтеза. В течение следующего года дуэт создал то, что Райри назвал
«исследовательским проектом», - восьмиголосный синтезатор QASAR M8, который
включал в себя громоздкий блок на четырех ножках и клавиатуру.
К 1978
году Фогель и Райри производили «интересные», но нереалистичные звуки. В
надежде научиться синтезировать реальные музыкальные инструменты, изучая их гармоники,
Фогель записал примерно секунду фортепианной пьесы из радиопередачи. Он
обнаружил, что при воспроизведении записи с разной высотой звука она звучит
намного реалистичнее, чем синтезированный звук фортепиано. В 2005 году он
вспоминал:
«Это
звучало замечательно, как фортепьяно, настоящее фортепьяно. Такого никогда не
делали раньше ... По сегодняшним меркам это было довольно ужасное звучание
фортепиано, но в то время оно было в миллион раз больше похоже на фортепиано,
чем что-либо из синтезаторов. Так что я быстро понял, что нам не нужно возиться
со всем синтезом. Просто возьмите звуки, вбейте их в память и вперед».
Для
описания этого процесса Фогель и Райри ввели в обиход термин «сэмплер» («выборка»).
С Fairlight CMI они теперь могли издавать бесконечные звуки, но контроль был
ограничен атакой, сустейном, затуханием и вибрато. По словам Райри, «мы
рассматривали использование записанных реальных звуков как компромисс - как
обман - и не испытывали особой гордости за это». Они продолжали работать над
дизайном, собирая офисные компьютеры для Remington Office Machines, которые Райри
назвал «чудовищными, но мы продали 120 штук».
Серия I:
1979–1982 гг.
Помимо
клавиатуры, обработки, компьютерной графики и интерактивного пера, позаимствованных
у синтезатора Фёрса, пара добавила QWERTY-клавиатуру и большой ящик размером 1х1,5х3
фута, в котором хранились сэмплер, процессор, аппаратное обеспечение ЦАП и
8-дюймовая дискета. Самой большой проблемой считался небольшой объем памяти для
семплов размером 16 КБ. Чтобы обеспечить длину выборки от четверти секунды до
целой секунды, использовалась медленная переменная частота дискретизации от 24
кГц до 8 кГц. Низкая частота дискретизации привела к алиасингу (наложению в
обработке сигналов), однако Фогель почувствовал, что низкое качество звуков
придало им свой характер.
Функция
языка музыкальной композиции была раскритикована как слишком сложная для пользователей.
Другие недостатки включали ограниченный объем оперативной памяти (208 килобайт)
и черно-зеленую графику. Тем не менее, CMI привлек внимание австралийских
дистрибьюторов и потребителей своей способностью имитировать звуки акустических
инструментов, а также световым пером и трехмерной визуализацией звука. Однако,
Фогель не был уверен, будет ли интерес к продукту достаточным. Способность CMI
имитировать реальные инструменты заставила некоторых называть его «оркестром в
коробке», и каждое устройство поставлялось с восьмидюймовыми дискетами емкостью
500 килобайт, на каждой из которых хранилось двадцать два образца оркестровых
инструментов.
Fairlight
CMI также получил известность в научной индустрии, будучи представленным в
научно-техническом сериале BBC Tomorrow's World. Учитывая, что появились
футуристические теории о плохо звучащих цифровых оркестрах, Союз музыкантов
выступил против CMI, называя его «смертельной угрозой» для музыки.
Летом
1979 года Фогель отправился с Fairlight CMI к известному британскому певцу,
участнику группы «Genesis» Питеру
Гэбриэлу, который записывал свой третий сольный альбом. Гэбриэл, как и многие
другие в студии, был очарован синтезатором, и стал использовать в своем альбоме
странные звуки, такие как разбивание стеклянных бутылок или кирпичей. Стивен Пейн,
присутствующий на этой демонстрации, вспоминал в 1996 году:
«Идея
записи звука в память жесткого диска и возможности управления его высотой в
реальном времени казалась невероятно захватывающей. До этого времени все
записывалось на магнитную ленту. Fairlight CMI был похож на гораздо более
надежный и универсальный цифровой меллотрон. Гэбриэл был в полном восторге и активно
эксплуатировал машину, пока Питер Фогель оставался в его доме».
Гэбриэл
также заинтересовался возможностями продажи CMI в Соединенном Королевстве, и для
распространения продукта основал с Пейном Syco Systems. Первым, кто купил CMI в
Великобритании, был басист «Led Zeppelin» Джон Пол Джонс. За ним последовали и
другие известные деятели британской музыкальной индустрии, в том числе Боз
Баррелл, Кейт Буш, Джефф Даунс, Тревор Хорн, Алан Парсонс, Рик Райт и Томас
Долби. Fairlight CMI также имел коммерческий успех в Соединенных Штатах, его
использовали такие американские исполнители, как Стиви Уандер, Херби Хэнкок, Ян
Хаммер, Тодд Рундгрен и Джони Митчелл. Однако музыканты пришли к выводу, что
CMI всё же не может сравниться по выразительности с акустическими
инструментами, и сэмплирование лучше применять как образный звук, чем инструментальную
репродукцию.
Серия II:
1982–1985 гг.
Вторая
версия Fairlight CMI, Series II, была выпущена в 1982 году по цене 30 000
фунтов стерлингов. Максимальная частота дискретизации сэмплера была увеличена
до 32 кГц, что позволило уменьшить наложение, но только для коротких семплов,
поскольку его память не была увеличена. Разрядность сэмплера также осталась
8-битной. Популярность CMI достигла пика в 1982 году после его появления в
специальной серии художественного журнала The South Bank Show, в которой
задокументировано создание четвертого одноименного студийного альбома Питера
Гэбриэла, в котором использовались сэмплы музыкальных инструментов на 64
килобайта и секвенированные «скиппи-ритмы» перкуссии.
Fairlight
CMI Series II широко использовался при музыкальной записи с начала до середины
1980-х годов, и его наиболее часто используемые функции включали «orchestra
stab» («ORCH 5») и «breathy vox» («ARR 1»). Также считается, что CMI Series II поспособствовал
запуску многих популярных музыкальных стилей, таких как хип-хоп, биг-бит, техно
и драм-н-бэйс.
Популярность
Series II во многом была обусловлена их первым настоящим музыкальным секвенсором - новой функцией Page R. В качестве замены сложного языка музыкальной композиции (MCL),
используемого в Series I, Page R помогла Fairlight CMI Series II стать
коммерческим гигантом. Page R расширила аудиторию CMI за пределы опытных
клавишников. Журнал Audio Media описал это как отголосок эпохи панк-рока:
«Page R породил
поток квазисоциалистической идеологии, приветствовавшей надвигающуюся
демократизацию создания музыки, сделав ее доступной для тех, кто испытывал
трудности».
Графическое
изображение редактируемых нот по горизонтали слева направо, профессия
музыкального программиста и концепции квантования и цикличности тактов, где
можно добавлять или удалять инструментальные каналы, также родились из
секвенсора Page R. Пользователь CMI Роджер Болтон вспоминал:
«CMI II
был инструментом композиции высокого уровня, который не только формировал звук
80-х годов, но способ, которым была написана музыка».
Производитель
Fairlight продолжал вносить обновления в систему, такие как обновление 1983
года под названием CMI Series IIx, которое допускало использование стандарта MIDI.
Серия
III: 1985–1989 гг.
Сэмплер
Series III отличался множеством улучшений по сравнению с его предшественниками.
Он мог выполнять 16-битную выборку с максимальной частотой дискретизации 44,1
кГц по 16 каналам. Это стало возможным благодаря увеличению памяти сэмплов с 16
КБ на канал до 14 МБ по всем каналам, то есть в 56 раз. Его дизайн, графика и
инструменты редактирования также были улучшены, например, добавлен планшет
рядом с клавишами QWERTY, с использованием стилуса вместо экранного светового
пера; это изменение было внесено из-за жалоб пользователей на боль в руке из-за
необходимости удерживать перо на экране.
К
компьютеру Series III были добавлены улучшенная версия секвенсора Page R под
названием Composer, Arranger, Performer, Sequencer или CAPS, а также Eventsync,
служебная программа для постпродакшена, основанная на связывании временного
кода SMPTE. Однако, хотя многие все еще использовали CMI, его продажи начали
значительно сокращаться из-за появления на рынке гораздо более дешевых секвенсоров
и сэмплеров, основанных на MIDI, включая Atari ST и Akai S612, S900 и 1000. Из-за
этого Пейн прекратил продавать CMI в Великобритании.
Использование.
Питер
Гэбриел был первым владельцем Fairlight Series I в Великобритании. Боз Баррелл
из «Bad Company» купил второй. В США Брюс Джексон пользовался двумя
синтезаторами Series I в течение года, прежде чем в 1980 году продать их Херби
Хэнкоку и Стиви Уандеру по 27 500 долларов США каждый. Наследник
мясоперерабатывающего магната Джорди Хормел купил два синтезатора для
использования в своей студии звукозаписи «The Village Recorder» в
Лос-Анджелесе. Среди других ранних пользователей CMI были Тодд Рандгрен, Ник
Роудс из «Duran Duran», продюсер Ретт Лоуренс и Нед Либен из «Ebn Ozn».
Первым альбомом,
созданным с использованием CMI, стал альбом Кейт Буш «Never for Ever» (1980),
запрограммированный Ричардом Джеймсом Берджессом и Джоном Л. Уолтерсом.
Джефф Даунс использовал Fairlight в альбоме группы «Yes» «Drama» (1980) и последующем туре. Даунс также использовал Fairlight в студии и на концертах группы «Asia». Первый классический альбом, записанный композиторами Бартоном МакЛином и Присциллой Маклин с использованием CMI был спродюсирован в 1980 году лейблом «Folkways Records».
Альбом Питера Гэбриэла 1982 года также создан с использованием CMI. В 1981 году австрийские музыканты Хуберт Богнермайр и Харальд Зушрадер сочинили симфонию Erdenklang - Computerakustische Klangsinfonie. Премьера этого произведения состоялась во время фестиваля Ars Electronica в Линце и была представлена живьем на сцене с использованием пяти музыкальных компьютеров.
Fairlight
CMI широко использовался вместо аналоговых инструментов в альбоме рок-группы «Devo»
1984 года «Shout». Джеральд Казале позже заявил, что «Shout» был самым большим
сожалением в его карьере, «потому что Fairlight [синтезатор] просто взял на
себя все. Я имею в виду, что мне нравились написание песен и идеи, но в
реальности звук определил Fairlight».
Влияние и
наследие
Успех
Fairlight CMI подвигнул другие фирмы ускорить работу в этом направлении. New
England Digital модифицировала свой цифровой синтезатор Synclavier для
выполнения сэмплирования, в то время как E-mu Systems представила в 1981 году менее
дорогостоящую сэмплерную клавиатуру Emulator. В Соединенных Штатах компания
сэмплеров Ensoniq представила в 1985 году свою модель Ensoniq Mirage по цене 1 695
долларов, что составило четверть цены сэмплеров других производителей.
В США главным
продавцом Fairlight была Джоан Ганд из Gand Music and Sound в Нортфилде, штат
Иллинойс. Организация Gand продала CMI Принсу, Дереку Сент-Холмсу из группы
Теда Ньюджента, Элу Йоргенсену из «Ministry», а также многим владельцам частных
студий и рокерам. Повсеместное распространение Fairlight было таково, что Фил
Коллинз заявил на обложке своего альбома «No Jacket Required» (1985), что «на
этой записи нет Fairlight», чтобы пояснить, что он не использовал его для синтеза
звучания духовых и струнных инструментов.
Группа
экспериментальной музыки «Coil» считала
устройство уникальным и непревзойденным, описывая использование Fairlight как
«слуховой эквивалент отрывков Уильяма Берроуза».
В 2015
году Fairlight CMI был включен в собрание Национального архива кино и звука «Звуки
Австралии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий