Зал славы джаза (Jazz Hall of Fame).
Пианист, бэнд-лидер, аранжировщик и композитор, ставший одной из важнейших фигур Эры свинга и биг-бэндов Джеймс Флетчер Гамильтон Хендерсон-младший (James Fletcher Hamilton Henderson, Jr.) родился 18 декабря 1897 года. Наряду с Дюком Эллингтоном считается наиболее влиятельным аранжировщиком, определившим в начале так называемой эры свинга инструментальный состав и специфический узнаваемый саунд биг-бенда.
Флетчер
Хендерсон родился в обеспеченной афроамериканской семье в Катберте, штат
Джорджия. Его отец, Флетчер Х. Хендерсон Старший (1857—1943) был директором
школы Howard Normal Randolph School с 1880 по 1942. Его мать Ози Лина Хендерсон
(1865-1937), пианистка-учительница, обучала сына игре на фортепиано с 6 лет.
«Бэкграунд» Хендерсона не очень располагал к музыкальной карьере: он изучал
химию и математику в Университете Атланты, а в 1920 году приехал в Нью-Йорк,
чтобы получить степень магистра по химии в Колумбийском Университете. Однако
найти работу в научной сфере для чернокожего в те дни оказалось практически
невозможным. Единственный способ добывать средства к существованию нашёлся в
музыкальной компании “Pace-Handy”, где Флетчер стал работать «демонстратором
песен» (обычно это были пианисты и/или вокалисты, исполнявшие музыку для
покупателей в нотных магазинах, чтобы те лучше представляли, что покупают).
Владелец компании вскоре организовал лейбл “Black Swan”, и Хендерсон, который
умел играть на фортепиано в разных стилях, но на довольно базовом уровне, в
большей степени проявил себя как прекрасный организатор, собирая различные
составы, чтобы аккомпанировать блюзовым певцам (он особенно часто работал с
Этель Уотерс и Бесси Смит).
Свою
первую запись в качестве лидера Хендерсон успел сделать уже в 1921 году, но
свой первый настоящий постоянный биг-бэнд собрал в январе 1924-го. Используя прогрессивные
по тем временам аранжировки Дона Редмана, Флечер быстро поднялся на вершину
успеха. Между 1923 и 1924 годами он сделал множество записей, и в этих ранних
работах чувствовалось его стремление к чему-то принципиально новому – не
сказать футуристично-странному, а также явный упор на высокий уровень
мастерства музыкантов, – но при всем этом в стилистике исполнения оркестра
сохранялись характерные для раннего джаза стаккато-фразировки. Зато уже с конца
1924 года, когда к коллективу присоединился Луи Армстронг, а Дон Редман начал
создавать более «свингующие» аранжировки, у «Оркестра Флетчера Хендерсона»
больше не было настоящих соперников – вплоть до «пришествия» в мир большой
музыки Дюка Эллингтона в 1927 году.
В то
время Хендерсон уже успел сменить клуб “Alabam”, где довольно долго играл, на
очень престижный зал “Roseland Ballroom”, однако его не слишком большая забота
о коммерческой стороне успеха привела к тому, что записывался его звёздный
оркестр слишком редко – даже находясь на пике своей популярности (1927-1930
годы).
После
того как из оркестра ушел Редман, над аранжировками какое-то время работали
Бенни Картер и младший брат Флетчера, Хорас, а затем в начале 30-х уже сам
Хендерсон проявил себя как блестящий аранжировщик. Но всё же усиливавшиеся
проблемы Великой депрессии, растущая конкуренция с другими биг-бэндами,
несколько неудачных бизнес-решений и уход одного из ведущих солистов, Коулмена
Хокинса, привели к тому, что в начале 1935 года Хендерсону пришлось распустить
бэнд.
И уже
начиная с 1934 года он отдавал многие из своих лучших аранжировок (включая
"King Porter Stomp", "Sometimes I'm Happy" и "Down
South Camp Meeting") новому оркестру Бенни Гудмана. По иронии судьбы,
записи этих и других работ Хендерсона в исполнении биг-бэнда Гудмана
становились суперпопулярными хитами, сам Гудман был провозглашен «Королем
свинга», а имя Хендерсона оставалось практически неизвестным широкой аудитории.
В 1936
году Флетчер собрал новый оркестр и сразу же записал очень успешный хит,
"Christopher Columbus", однако через три года и этот биг-бэнд прекратил
свое существование. Затем Хендерсон работал уже штатным аранжировщиком у
Гудмана и даже несколько месяцев играл в его секстете (хотя игра Хендерсена на
фортепиано оставалась очень средней). И это, кстати, было чуть ли не первым
случаем, когда «белый» оркестр нанял «черного» музыканта, и тот появлялся с
белыми во время выступлений.
Хендерсон
продолжал бороться за место на сцене в течение всех 40-х, время от времени
возглавлял разные составы (включая один особенно интересный в середине 40-х –
тогда он использовал несколько аранжировок молодого Сана Ра), несколько раз
вновь работал с Этель Уотерс, сопровождая её в турах. В 1950 году Хендерсон
создал прекрасный секстет в партнерстве с Лаки Томпсоном, однако затем перенес
инсульт, который, к сожалению, лишил его возможности заниматься музыкой.
Немного позже, в 1952 году, последствия этого удара оборвали и жизнь музыканта.
Помимо
всего прочего, Флетчер Хендерсон был известен тем, что обладал потрясающим
чутьем на таланты. Между 1923 и 1939 годами через его оркестр прошли
практически все лучшие музыканты того времени, вскоре ставшие звездами, включая
трубачей Луи Армстронга, Джо Смита, Томми Ладниера, Рекса Стюарта, Бобби
Старка, Кути Уильямса, Реда Аллена, Роя Элриджа, тромбонистов Чарли Грина,
Бенни Мортона, Джимми Харрисона, Сэнди Уильямса, Джека Хиггинботэма, Дики
Уэлса. У Хендерсона играли кларнетист Бастер Бэйли, саксофонисты Коулмен
Хокинс, Бен Уэбстер, Лестер Янг, Чу Берри, Бенни Картер, Рассел Прокоп, Хилтон
Джефферсон, контрабасисты Джон Кирби и Израэл Кросби, барабанщики Кайзер
Маршал, Уолтер Джонсон, Сид Кэтлэтт. В качестве приглашенного гостя с оркестром
также выступал и записывался пианист «Фэтс» Уоллер.
По
сути, Флетчер Хендерсон был руководителем первого афроамериканского биг-бэнда
1920-х, причем коммерчески самого успешного. А в 1930-х, став востребованным
композитором и аранжировщиком, он смог почувствовать витавшие в воздухе
тенденции и претворил их в мягкое звучание оркестра, которое можно считать
одним из источников зарождения всей Эры свинга.
Ольга Дюдина ©
Fletcher Henderson – Classics 1921-1923 {CC, 794}.
BLACK SWAN DANCE ORCHESTRA
unknown (tp), unknown (tb), unknown, unknown, ?
unknown (cl), William Grant Still, ? Edgar Campbell (as), Fletcher Henderson
(p), unknown (bj), unknown (bb).
New York City, c. June, 1921.
01. P 132-2 Pretty
Ways [Black Swan 2014]
02. P 133-1 There
Ain't No Nothin' (Gonna Take The Place Of You) [Black Swan 2014]
HENDERSON'S DANCE ORCHESTRA
unknown, unknown (tp), unknown (tb), unknown (cl),
unknown (cl, as), unknown (cl, ts), Fletcher Henderson (p), ? Leroy Vanderveer
(bj), unknown (dm).
New York City, c. July, 1921.
03. P 138-2 My
Oriental Rose [Black Swan 2022-B]
04. P 139-2 Pretty
Girl [Black Swan 2100-B]
F. H. HENDERSON, Jr.
Fletcher Henderson, p solo.
New York City, c. August/September, 1921.
05. P 148-2 The
Unknown Blues [Black Swan 2026]
HENDERSON'S DANCE ORCHESTRA
unknown, unknown (tp), unknown (tb), ? William Grant
Still (oboe), unknown (cl), unknown (cl, as), unknown (cl, ts), New Fletcher
Henderson (p), ? Leroy Vanderveer (bj, mand or uke), unknown (bb).
New York City, c. September, 1921.
06. P 154-1 Fancies
[Black Swan 2022-A]
HENDERSON'S DANCE ORCHESTRA
unknown, unknown (tp), unknown (tb), ? William Grant
Still (oboe), unknown (cl), unknown (cl, as), unknown (cl, ts), unknown (vn),
Fletcher Henderson (p), ? Leroy Vanderveer (bj, mand or uke), unknown (bb).
Long Island City, c. July, 1922.
07. Say It
While Dancing [Black Swan 2076]
08. Love
Days [Black Swan 2076]
HENDERSON'S DANCE ORCHESTRA
unknown, unknown (tp), unknown (tb), ? William Grant
Still (oboe), unknown (cl), unknown (cl, as), unknown (cl, ts), unknown (vn),
Fletcher Henderson (p), ? Leroy Vanderveer (bj, mand or uke), unknown (bb).
Long Island City, c. August, 1922.
09. Bamboo
Isle [Black Swan 2079]
10. Blue
[Black Swan 2079]
F. H. HENDERSON
Fletcher Henderson, p solo.
Long Island City, c. March, 1923.
11. Chime
Blues [Black Swan 2116]
12. I Want
To [Black Swan 2116]
HENDERSON'S DANCE PLAYERS
Elmer Chambers, unknown (tp), unknown (tb), Don Redman
(cl), unknown (cl, as), unknown (cl, ts), Fletcher Henderson (p), unknown (bj).
Long Island City, April, 1923.
13. 574 Farewell
Blues [Black Swan 2125-A]
14. 575 Wet
Yo' Thumb [Black Swan 2125-B]
HENDERSON'S DANCE ORCHESTRA
Joe Smith, Elmer Chambers and/or Howard Scott (cnt),
Teddy Nixon (tb), Edgar Campbell (cl), Don Redman (cl, as), unknown (ts), Billy
Fowler (bar), Fletcher Henderson (p), Charlie Dixon (bj), Kaiser Marshall (dm).
Long Island City, April, 1923.
15. 600 Down
By The River [Puritan PU11256]
16. 601-1 Trot
Along [Puritan PU11256]
FLETCHER HENDERSON AND HIS ORCHESTRA
Russell Smith, Elmer Chambers (tp), ? George Brashear
(tb), Don Redman (cl, as), unknown (ts), Fletcher Henderson (p), Charlie Dixon
(bj).
New York City, May 1, 1923.
17. 1392 Beale
Street Mama [Puritan PU11247]
18. 1393-2 Don't
Think You'll Be Missed [Paramount 20226]
FLETCHER HENDERSON AND HIS ORCHESTRA
Elmer Chambers, ? Joe Smith (cnt), ? George Brashear
(tb), Don Redman, unknown (cl, as), Fletcher Henderson (p), ? Charlie Dixon
(bj).
New York City, May 8-15, 1923.
19. 1406-2 Down-Hearted
Blues [Paramount 20235]
FLETCHER HENDERSON AND HIS ORCHESTRA
Elmer Chambers, ? Joe Smith (cnt), ? George Brashear
(tb), Don Redman, unknown (cl, as), Fletcher Henderson (p), ? Charlie Dixon
(bj).
New York City, May 15-20, 1923.
20. 1413 Gulf
Coast Blues [Puritan 20235]
21. 1414 When
You Walked Out Someone Else Walked In [Puritan 20239]
HENDERSON'S HOT SIX
Elmer Chambers (cnt), unknown (tb), Don Redman (cl,
as), ? Ernest Elliot (as, ts), Fletcher Henderson (p), ? Charlie Dixon (bj), ?
Billy Fowler (bsx).
New York City, June 7, 1923.
22. 81019-4 Gulf
Coast Blues [Columbia A-3951]
HENDERSON'S HOT SIX
Elmer Chambers, ? Joe Smith (cnt), ? Teddy Nixon (tb),
Don Redman (cl), ? Ernest Elliot (as, ts), Fletcher Henderson (p), ? Charlie
Dixon (bj), ? Billy Fowler (bsx).
New York City, June 11, 1923.
23. 81071-2 Midnight
Blues [Columbia A-3951]
Скачать:
Комментариев нет:
Отправить комментарий