четверг, 28 декабря 2023 г.

Валерий Щёлкин, Сергей Фролов «Легенды ВИА» (2007). Глава 25. Инструментальный квартет «Электрон» — 1963 г. — Валерий Приказчиков.

«Легенды ВИА»

УЧЕНИК ЛЕГЕНДЫ РУССКОЙ ГИТАРЫ ИВАНОВА-КРАМСКОГО — ВАЛЕРИЙ ПРИКАЗЧИКОВ

Сегодня Валерий Иванович Приказчиков занимает в истории советского «биг-бита» и первой электрогитары самую верхнюю строчку. Представьте, что тогда в далеком 1960 г. никто совершенно не имел представления про электрогитару. Не было ничего подобного на советской эстраде, как и в Англии знаменитых «Битлз». Правда, там вовсю игрались рок-н-роллы и буги-вуги. А у нас подобно, первому космонавту Юрию Гагарину, появился первый гитарист такого направления Валерий Приказчиков. Он изобрел свою первую электрогитару, по каким-то собственным чертежам. Изготовил ее из пластмассы, и она заиграла и зазвучала — громко и выразительно.

Музыкант родился 25 декабря 1939 года в Москве. Надо сказать, что в детстве Валера отличался своим увлечением к конструированию действующих моделей разных судов. Внимание на его практически точные копии кораблей обратили внимание генералы, которые вместе с комплиментами, указали, что это может раскрыть секретные детали. Настолько все было в моделях достоверно. Только по жизни Валерий Приказчиков выбрал путь музыканта. Закончил музыкальное училище Ипполитова-Иванова по классу классической гитары у самого Иванова-Крамского. Уже в училище мечтали с друзьями о создании ансамбля гитаристов. Так появился первый коллектив, еще без названия «Электрон», в составе которого были четыре акустические гитары. Квартет гитаристов работал в объединении «Московская эстрада» (позже переименованном в «Москонцерт»). Вначале это были четыре гитариста — Валерий Приказчиков, Евгений Гусев, Михаил Топтыгин и Виктор Сафонов. Все ученики величайшего российского гитариста Иванова-Крамского. В музыкальных школах и училищах большим успехом пользуются его учебники с нотами. А те, кто обычно начинали играть на гитаре, вспомнят прекрасные самоучители мастера, в которых ясно и доходчиво рассказывается, как правильно взять в руки полюбившийся инструмент с постановкой рук и пальцев. Так вот московский квартет гитаристов стал гастролировать по стране в составе эстрадных бригад. Они в основном аккомпанировали разным эстрадным певцам. Ездили в основном с дипломантами Всероссийского конкурса артистов эстрады, известными представителями жанра конферансье Ефимом Нейдом и Сергеем Зуевым. Они выступали с интермедиями на злободневные темы 60-х — о международной политике, нерадивых животноводах и проблеме воспитания детей. Кроме этого Ефим Нейд обладал даром художественного свиста, который к тому же звучал во многих фильмах «Путь к причалу», «Карьера Димы Горина», «Матрос с «Кометы» ... В программах квартет гитаристов под руководством Валерия Приказчикова аккомпанировал эстрадному певцу солисту Ивану Тараканову, в программе которого звучали песни советских и зарубежных композиторов. Он исполнял разные песни, одна из которых — «Катарина» — из репертуара известного Эмиля Горовца и не менее известная — «Хотят ли русские войны?». Молодые гитаристы часто аккомпанировали певице Александре Коваленко, которая была известной по радио и грамзаписям. В концертах она часто исполняла «Пусть всегда будет солнце», а квартет гитаристов непременно отмечали замечательным исполнением «Польки» Людвиковского. Первая победа на У1 всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. Именно тогда они стали лауреатами среди ансамблей зарубежной эстрады. После серии гастрольных поездок в составе произошло изменение. На место гитариста Виктора Сафонова пришел новый музыкант — пианист Юрий Юров. Именно с этого момента начинается история ансамбля «Электрон». Правда, до этого была история, связанная с работой в качестве аккомпаниаторов известной тогда певице Альдоне Долиновой. Она выступала в сопровождении четырех гитар, а когда вскоре ей захотелось изменить состав, сократив количество гитар, их пути вскоре разошлись. В 1963 г. руководство «Московской эстрады» порекомендовало музыкантам стать аккомпанирующим коллективом с электрогитарами. Предложение ребята приняли быстро, а вот достать инструменты было не просто. Вот здесь очень пригодилась яркая изобретательность Валерия Приказчикова. Сами склеивали ящики для колонок и усилителей, доставали динамики, радиодетали и делали самодельные струны из рояльных. Две немецкие гитары ребята купили на свои деньги. Валерий сделал себе замечательную гитару из белого пластика, с которой потом никогда не расставался. Она была с множеством всяких переключателей и тумблеров. Имела фантастический американский рок-н-рольный дизайн. Первый электрический репертуар составили классические произведения для трех гитар и ударных. С прическами рока-билли и влюбленностью в русскую музыку, создавали необычайно яркий имидж на советской эстраде. Ансамбль привлекал своей выразительной техникой исполнения. Начиная с 1963 г. ансамбль взял название «Электрон», а их записи начинают звучать на радио в программах молодежной редакции «Юности», по «Маяку», в «Добром утре». В прессе их хвалили за большую сыгранность и тонкую отделку музыкальных произведений. Правда, с концертной деятельностью «Электрону» не сразу дали зеленый свет. И в этом молодому коллективу очень помог художественный руководитель и директор Владимир Абрамович Штульман. Он сумел убедить художественные советы Липецкой филармонии и горкомы местной власти, что это талантливые профессиональные музыканты. Так «Электрон» стали официальным коллективом на отечественной эстраде. Владимир Абрамович всегда говорил, что это наши «Битлз», поскольку других коллективов такой формы еще не было.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ «ЭЛЕКТРОН» В ПИКУ ПОПУЛЯРНОСТИ АНГЛИЙСКИМ «ШЕДЕУЗ»

Первая пластинка инструментального квартета «Электрон» была записана в 1963 г., а выпущена в 1964-м. Записи были сделаны в ДЗЗ и ВСГ звукорежиссерами Виктором Бабушкиным и Юрием Мецгером. Период звукозаписи «Электрон» отметили изменением в своем составе. Выглядел он так: Валерий Приказчиков — электрогитара, Юрий Юров — электробас и электроорган, Евгений Гусев — электрогитара, Вячеслав Шевелев — ударные. Буквально сразу с момента студийной работы поменялся барабанщик и пришел самый молодой музыкант Владимир Морозов (муж известной певицы Александры Стрельченко). На первой маленькой пластинке записали инструментальные обработки известных песен: «Да!» Аркадия Островского, «Лучший город Земли» Арно Бабаджаняна, «Вернись» Мануэля Домигеса и авторская пьесу Валерия Приказчико-ва. На самом деле, объектом для подражания были английские «Шедеуз» и «Тремелоус», но, собственно говоря, наши отечественный «Электрон» отличались своим творческим почерком и репертуаром. А вот на многочисленные вопросы, связанные с названием, Валерий Приказчиков отвечал достаточно объективно и открыто. Он говорил, что «Электрон», это не только потому, что основу квартета составляют современные электромузыкальные инструменты, а то направление исполняемых произведений в какой-то мере выражает стремления музыкантов.

Инструментальный квартет «Электрон» - «Четыре орбиты»

Записи коллектива стали появляться на звуковых страницах модного журнала «Кругозор», а также на пластинках грампластинок фирмы «Мелодия». Надо сказать, практически одновременно с квартетом гитаристов, в стране появилось не менее известное и популярное трио гитаристов под руководством ленинградца Виктора Миронова. Вместе с ним замечательно играли москвичи, выпускники ансамбля песни и пляски Александрова, Юрий Грещенко и Алексей Якушев, который, в частности, записал партию гитары для фильма «Белое солнце пустыни». На фирме «Мелодия» коллектив музыкантов записал ряд записей, в том числе «Рок вокруг часов» Билли Хэйли, за что подверглись резкой критике. Правда, в отличие от «Электрона» ансамбль Виктора Миронова использовали эстрадные акустические гитары со звукоснимателями. Также удивительными способностями игры на модном музыкальном электроинструменте отличался Вячеслав Мухин.

ВСТРЕЧА С ПЕВЦОМ МУСЛИМОМ МАГОМАЕВЫМ

Встреча с талантливым певцом Муслимом Магомаевым, который в двадцать один был уже заслуженным артистом Азербайджана, у «Электрона» произошла благодаря делу случаю. Просто, один известный музыкант инструменталист Анатолий Горохов порекомендовал певцу в качестве аккомпанирующего коллектива квартет Валерия Приказчикова. Надо сказать, что у Толи был тогда свой инструментальный ансамбль. Если помните мультфильм «Бременские музыканты». Там звучит его коллектив, а вокал «Не могу я спать у стенки» исполняет Леня Бергер, а бэки сам Анатолий Горохов и Анатолий Киселев (ставший потом руководителем ансамбля «Добры молодцы»). Кстати, в фильме пел и Магомаев. Так вот он познакомил Приказчикова с Магомаевым по телефону. Сотрудничество было недолгим. Вместе они гастролировали по стране. В концертах с ними также выступал известный азербайджанский вокальный квартет «ГАЯ». В его репертуаре звучали арии из опер, романсы и эстрадные песни. В архиве фирмы «Мелодия» сохранились некоторые совместные записи Муслима Магомаева и квартета «Электрон». Это был интересный период в жизни двух ярких звезд отечественной эстрады. Затем коллектив «Электрон» сотрудничал с певицами Тамарой Миансаровой, Валентиной Дворяниновой, Майей Кристалинской, вокальным квартетом «Улыбка» и многими другими. Принимали участие в совместных записях песен, что также сохранилось в гостелерадиофонде. Выступления «Электрона» показывали в телепередачах «Голубой огонек».

Инструментальный квартет «Электрон» - «Снежана»

Надо отметить, что свои отпуска музыканты были вместе, играя на танцах, например, в Липецком парке культуры и отдыха. Играли там популярные «Королеву красоты» и «Летку-енку». Да нелегко было научить танцевать молодежь под музыку современного электромузыкального коллектива. Как вспоминал Валерий Приказчиков: «Красивые вечера... Вот только... странно как-то ведут себя липчане. Сначала совсем не танцевали. Нам даже неловко как-то было». Так вот это действительно так, поскольку до появления современных ансамблей в парках на танцах играли духовые оркестры. Поэтому здесь комсомольские активисты стали проводить вечера современных танцев и обучать молодежь, как правильно двигаться в такт музыки.

В сольных концертных номерах особым успехом пользовались известные мелодии: мексиканская пьеса «Вернись» Маноэля Доминуса, латиноамериканская «Хитрый гонзалес», а также инструментальные авторские пьесы Валерия Приказчикова — «Веселые туристы», «Марш Электрона» и «Спутник». Основу репертуара составляли замечательные авторские произведения руководителя ансамбля Валерия Приказчикова. На самом деле он правильно считал, что музыкальный коллектив всегда должно отличать, во-первых, репертуар собственных композиций и всегда приводил в пример известную английскую группу «Битлз».

К сожалению, в музыкальных коллективах все складывается по-разному. Еше до распада легендарной ливерпульской четверки «Электрон» в 1966 г. оставил лидер и создатель, яркий соло-гитарист Валерий Приказчиков. В коллективе под прежним названием остались работать Евгений Гусев, Юрий Юров. стал музыкальным руководителем и Владимир Морозов. Затем в «Электроне» еще до «Самоцветов» успел поработать известный музыкант певец и гитарист Лев Пильщик с абсолютным слухом. В дальнейшем квартет «Электрон» увеличился до восьми музыкантов, просуществовал до 1970 г. в Тульской филармонии и распался навсегда. Правда, про этот «Электрон» уже мало кто вспоминал. Пластинок у этого состава без Валерия Приказчикова больше не выходило.

«НОВЫЙ ЭЛЕКТРОН» И ВАЛЕРИЙ ПРИКАЗЧИКОВ — 1968 ГОД

Оставив раскрученное название «Электрон» и аппаратуру, Валерий Приказчиков начинает создавать новый состав музыкантов. Работа в Ростовской филармонии занимает совсем недолгий период. По-прежнему руководитель занимается в студии, где вместе с клавишными Евгением Казанцевым (еще не играющем на бас-гитаре) и барабанщиком Владимиром Панкратовым из Самары (тогда еще Куйбышева) записывают авторскую инструментальную пьесу «Шаги в ночи». На самом деле постоянного состава у Валерия Ивановича так еще и не было, он решает пригласить новых музыкантов. Так летом в газете «Вечерняя Москва» появляется объявление, что в ансамбль Валерия Приказчикова «Новый Электрон» требуются музыканты бас-гитарист и клавишные. И так на конкурсной основе в коллектив были приняты Виктор Заикин из подмосковного города Домодедово и москвич Владимир Геркуленко. Таким образом, в Москве был создан квартет «Новый Электрон».

Квартет «Новый Электрон» – «Быстрее Звука» (7")

Теперь в составе: Валерий Приказчиков (музыкальный руководитель, соло-гитара, вокал и автор музыки), Владимир Геркуленко (электроорган), Виктор Заикин (бас-гитара) и Владимир Панкратов (ударные). По инициативе директора ансамбля Владимира Штульмана. Он также являлся художественным руководителем филармонии. Ребят оформили в Липецкую филармонию и там выдали трудовые книжки. Музыканты в полном составе сдали свою первую концертную программу. Первые гастроли состоялись по городам Липецкой области. На концертах в исполнении «Электрона» звучали «Фантазия на темы комсомольских песен» в обработке Валерия Приказчикова, «Колыбельная Светланы» Тихона Хренникова, «Полюшко-поле» А. Книппера и многие другие. Надо отметить, что коллектив стал уже не только аккомпанитующим. В составе ансамбля появились солисты Галина Белаш и Евгений Стеснягин. В их исполнении также можно отметить «Последнюю электричку» Давида Тухманова на слова Михаила Ножкина, «Балладу об отце» югославского певца и композитора Джордже Марьяновича и «Сосны» композитора Александра Аверкина, «Песенка о капрале» композитора Вадима Гамалия, «Закурю-ка что ли...» композитора Василия Соловьева-Седого, «Песня о Щорсе» Матвея Блантера. В концертах «Нового Электрона» с сольным номером выступал сам директор Владимир Абрамович Штульман. Он замечательно играл на рояле «Танец огня» Де Фалья и пел прекрасные романсы.

Инструментальный квартет «Электрон» - «Тень твоей улыбки»

Надо отметить, что музыканты за короткое время очень подружились. Много шутили и имели свой язык общения. Например, пить означало «кирять», кушать — «берлять», спать — «друшлять» ... После первых гастролей летом 1969 г. ребята взяли отпуск и в это время остались в Липецке поиграть на танцах. Очень интересно звучала «Люсси» знаменитого Ричарда Литтла, таким надрывным голосом Валерия Приказчикова. А вот «Любовный напиток 9» из репертуара английского квартета «Искатели» исполнял басист Виктор Заикин. В его переложении она имела другой смысл «Брожу по городу один», поскольку с точными переводами специалистов не было. Надо отметить, что он сочинял свои тексты на русском языке для известных хитов «Битлз» и «Роллинг стоунз». И это у него очень здорово получалось. А молодежи рок-н-ролл очень нравился.

В «НОВОМ ЭЛЕКТРОНЕ» СОЛИСТКОЙ НАЧИНАЛА АЛЛА ПУГАЧЕВА

После первых гастролей по Липецкой области музыканты ансамбля «Новый Электрон» отправились в Вологду. Дело в том, что Владимир Штульман и директор Вологодской филармонии дружили и вели переписку. Так вот именно там, на гастролях познакомились с замечательным и талантливым парнем Володей Николаевым. Он играл на разных музыкальных инструментах — электрооргане, трубе, гитаре, а также параллельно работал мимом. Очень хорошо запомнились его пантомимы «В столовой самообслуживания» и «Некоторые зрители в концертном зале». И вот его пригласили в «Новый Электрон». Как известно, в 1974 г. Владимир Николаев стал «Песняром» в известном ансамбле Владимира Мулявина. Если помните «Вологду», то именно эту песню он и предложил исполнять белорусскому коллективу.

Квартет «Новый электрон» - «Мирза»

Совсем немного в «Новом Электроне» поработала солисткой Алла Пугачева. Когда она пришла, уже гордо рассказывала ребятам, что записала для фильма «Король-олень» несколько песен Микаэла Таривердиева. В «Новом Электроне» она пела «Песню о любви» и «Еще со мной наплачешься». Это были песни диалоги с мизансценами. Также в это время в ансамбле пела другая солистка Раиса Кустарева. Она до этого работала в Тульской филармонии, у Анатолия Кролла. В ее исполнении слушателям полюбились песни «Жди меня» и «Ты, и я и ночь». Была с таким низким обертоном джазовой школы и пела не только на русском языке. Ей прекрасно удавались произведения на итальянском, английском. Невозможно не сказать и о третьей солистке ансамбля Людмиле Ярсуле, замечательно исполнявшей песни народов мира. Кстати, ее настоящая фамилия Шишкина не совсем соответствовала сценическому имиджу. Поэтому Ярсуле было взято по названию реки в Вологодской области. Среди солистов замечательно пел Александр Визиров.

Квартет «Новый электрон» - «Ватусси»

К сожалению, в гостелерадиофонде не сохранилось записей песен в исполнении ансамбля «Новый Электрон». В основном на грампластинках остались инструментальные произведения в аранжировках Валерия Приказчикова. Это известные мировые шедевры, а также его авторские пьесы. Тем не менее, Валерий Приказчиков сочинял и песни, которые нравились молодежи. Среди них можно отметить «Думайте, парни», «Вечный огонь» ... В 1970 г. ансамбль «Новый Электрон» подал заявку на участие в конкурсе артистов эстрады. Музыканты вспоминают, как только что вернулись с гастролей, и на Павелецком вокзале их встречала Алла Пугачева, которая уже не работала в коллективе. Сразу же все вместе поехали в Театр эстрады, где проходил первый тур. Там встретились с ансамблем «Песняры». К сожалению, «Новый Электрон» не прошел в финал. А это было очень сложно. Те же «Песняры» приехали на конкурс, как аккомпаниаторы певице Лидии Кармальской и в конкурсе еще не было жанра ВИА. Но по воли случая их заметили, и они заняли свое звездное положение.

В дальнейшем биография ансамбля активно продолжалась. В 1970 г. на место ушедшего органиста Владимира Геркуленко пришел талантливый музыкант москвич Евгений Казанцев. Он играл на электрооргане, бас-гитаре и замечательно пел. Кстати, на басу у него получался необыкновенный «драйв». Где-то в 1972 г. басист Виктор Заикин был приглашен на работу в ансамбль Виталия Клейнота. В дальнейшем в «Новом Электроне» работали музыканты Владимир Попков, тромбонист, певец и пианист Вячеслав Назаров (его можно вспомнить по фильму «Д'Артаньян и три мушкетера», где он пел «Есть в графском парке черный пруд»). История «Нового Электрона» продолжалась вплоть до 80-х в Ростовской филармонии. К сожалению, раритетная самодельная электрогитара из пластика Валерия Приказчикова не сохранилась. При переездах на гастролях она сломалась на две половины.

«ВАЛЕРИЙ ПРИКАЗЧИКОВ — ДОРОГА К ВОСХОДЯЩЕМУ СОЛНЦУ»

В 1981 г. Валерий Приказчиков по решению «Росконцерта» возглавил известный вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники». В это время этот коллектив оставил руководитель Александр Попов в связи с переходом на телевидение. В коллективе практически поменялся состав музыкантов, и поэтому пришлось приглашать новых. Вместе с Валерием Приказчиковым в коллектив пришли Слава Назаров и Владимир Попков. Также в состав пришли музыканты из ансамбля «Голубые гитары» — певец и гитарист Игорь Борисов, барабанщик Юрий Финк, солистка Наталья Шеманкова и многие другие ребята. Достаточно интересно работали, выпустили грампластинку с песнями композитора Валерия Лозового, а также стали лауреатами конкурса «Красная гвоздика». В репертуаре ансамбля прекрасно звучали русские народные песни в современных обработках. Кроме этого, «Коробейники» исполняли песни собственного сочинения. Яркая интересная композиция «Родная земля» с музыкой и словами Валерия Приказчикова. Очень много с коллективом работал как текстовик талантливый поэт Борис Баркас, известный по «Арлекино» для Аллы Пугачевой и рок-произведениям для группы «Автограф». Свои песни в ансамбль приносили музыканты коллектива Юрий Калашник и Юрий Крашевский. ВИА «Коробейники» успешно выступали на рок-фестивале в Тарту. Только однажды художественный совет, когда ребята сдавали очередную программу, взяли и расформировали коллектив, за якобы искажение русской народной песни.

Квартет «Новый электрон» - «Дом восходящего солнца»

В дальнейшем Валерий Иванович Приказчиков стал создателем концертно-гастрольного объединения на основе кооператива. Именно он проводил переговоры о гастролях популярной итальянской певицы Сабрины и яркой талантливой группы британского арт-рока «ASIA».

14 октября 1990 года в результате автомобильной аварии на Егорьевском шоссе в Подмосковье жизнь замечательного музыканта, одного из пионеров отечественной электронной музыки Валерия Ивановича Приказчикова, к сожалению, оборвалась. Это случилось рано утром, в глаза ярко светило солнце, а впереди был автомобиль. Удара, к сожалению, избежать не удалось. Музыканта похоронили в Москве на Николо-Архангельском кладбище. Совершенно недавно фирма «Мелодия» выпустила компакт-диск с записями ансамблей Валерия Приказчикова «Электрон» и «Новый Электрон». В 2006 году из жизни трагически ушел вдохновитель и художественный руководитель коллектива Владимир Абрамович Штульман (Красильников). На самом деле этот потрясающий коллектив, не должен оставаться забытым в огромной музыкальной летописи отечественной популярной, эстрадной и вместе с этим рок-музыки. Мы будем помнить...

ДИСКОГРАФИЯ «ЭЛЕКТРОНА» ВАЛЕРИЯ ПРИКАЗЧИКОВА

В период, начиная с 1963 по 1971 годы, фирма «Мелодия» выпускала грампластинки ансамблей «Электрон» и «Новый Электрон». За это время коллектив записал в основном инструментальные композиции. Среди них были мировые хиты «Вчера» из репертуара «Битлз», «Дом восходящего солнца» из репертуара «Энималз», а также очень хорошо известные «Вернись» Домингеса, мелодию из кинофильма «Шербургские зонтики» Мишеля Леграна, «Колыбельная Светлане» Тихона Хренникова, «Тень твоей улыбки» и многие другие. Все это выпускалось на гибких грампластинках и, к сожалению, до сегодняшнего времени сохранилось в коллекциях филофонистов. В 2004 г. фирма «Мелодия» возобновила свою деятельность и стала переиздавать записи из фонда. Совершенно случайно в архивах были найдены записи квартетов Валерия Ивановича Приказчикова и на этом материале был выпущен компакт-диск. На самом деле в планах фирмы «Мелодия» выпустить еще несколько компакт-дисков с неизвестными записями талантливого коллектива страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий