четверг, 21 декабря 2023 г.

Зал славы джаза. Кинг Оливер (19 декабря 1881 - 10 апреля 1938).

Зал славы джаза

Диксиленд


«Без него джаз не был бы той музыкой, какой является он сегодня».

Луи Армстронг.

Друзья! Среди ассоциаций, всплывающих при мысли об истоках джаза, одно из первых мест занимает именно он и его «Hot jazz». Конечно же, это Джозеф Натан Оливер, ныне известный как Joe «King» Oliver, родившийся 19 декабря 1881 года примерно в 50 милях от Нового Орлеана на плантации Salsburg в окрестностях города Доналдсонвилль (Луизиана). Пока мысленно нахожусь на берегу его родной Миссисипи, оговорюсь, что точная дата его рождения исследователями так и не установлена: в некоторых источниках упоминается 11 мая 1885 года, а в некоторых – 19 декабря, но уже 1884 года. Но какое это имеет значение, когда речь идёт о легенде, которая имеет полное право оставаться загадкой…

Этого выдающегося бэнд-лидера, корнетиста и композитора прозвали в Новом Орлеане «Королем», а Луи Армстронг в молодости стремился играть как он, с теплотой называя его «Папа Джо». И Джо действительно был отцом. Отцом, вдыхавшим блюз и свинг рычащим и квакающим звуком своего корнета в лабиринты новоорлеанских улиц. Он обладал целым арсеналом приёмов звукоизвлечения своего корнета, используя сурдины и стаканы, бутылки и котелки. Именно Кинг Оливер был вдохновителем и наставником Луи Армстронга, взявшего с собой частичку его музыки в кругосветное джазовое путешествие. Но самое главное – он сыграл очень важную роль в распространении джаза не только в Новом Орлеане, Чикаго, Калифорнии или Нью-Йорке, а вообще, в возрождении и распространении Новоорлеанского стиля в музыке по всему миру. Ведь именно Джо был единственным из корнетистов Новоорлеанского периода, который, словно заботясь о будущих поколениях, оставил внушительное количество записей, на которых выросла целая плеяда выдающихся джазовых музыкантов.

Ну, а сам Джо Кинг Оливер вырос в бедной семье: его мать, Джинни Джонс, работала поваром на сахарной плантации, отец – Натан Оливер, по разным данным, был либо простым рабочим, либо странствующим проповедником. И в отличие от многих музыкантов, в детстве Джо не отличался от других ребятишек какими-либо выдающимися музыкальными способностями. В 15 лет, после смерти матери он переехал в Новый Орлеан, где начал работать подёнщиком. Наслушавшись марширующих уличных оркестров, он попробовал играть на тромбоне, но всё же переключился на корнет, долго учился читать нотный текст и это прекрасно ему удалось, даже несмотря на то, что по трагической случайности Оливер потерял один глаз. Именно по этой причине в будущем для маэстро стало делом привычки садиться в кресло, прислоняться к стене и надевать свой котелок набекрень так, чтобы не было видно его увечья.

Известно, что в оркестрах Нового Орлеана, в том числе и в заведении с красными фонарями под названием "Сторивилль", корнет Оливера звучал примерно с 1910 года. Его можно было слышать и в таких группах, как «The Olympia», «The Onward Brass Band», «The Original Superior» и «Eagle Band». Он часто работал в оркестре Кида Ори, по инициативе которого, кстати, и стал упоминаться в афишах как Кинг (Король). В 1918 году он переехал в Чикаго, где играл в «The Original Creole Orchestra» Билла Джонсона в танцзале «Dreamland». Кроме того, за это время Джо сумел стать лидером небольшой группы, названной «Serenaders», играя в нескольких Чикагских клубах, а в 1921 году покинул с коллегами Чикаго и отправился в Калифорнию. Музыканты играли в Сан-Франциско в течение года, а затем, дав серию концертов в Лос-Анджелесе с Джелли Роллом Мортоном, стали настоящей сенсацией.

King Oliver's Creole Jazz Band – «Mabel's Dream» (1923)

Вернувшись после своего головокружительного Калифорнийского тура в Чикаго, Джо расширил свой ансамбль и дал ему имя – «King Oliver's Creole Jazz Band», который долго играл в Линкольн-парке на 31-й улице. В составе его оркестра были такие новоорлеанские знаменитости, как Луи Армстронг, Джонни Доддс, Оноре Датри, Лил Хардин, Бэби Доддс и другие джазмены. А композиции, записанные ими в 1921-1923 году, имели огромное значение для развития джазовой музыки в целом. Именно в тот кульминационный период своей карьеры Оливер написал, в частности, такие хиты, как «Mabel’s Dream», «Chimes Blues» и «Canal Street Blues» и «Dippermouth Blues», где звучит прекрасное соло Джо...

King Oliver's Creole Jazz Band – «Dipper Mouth Blues» (1923)

Да, надо сказать, это был, пожалуй, самый дисциплинированный оркестр самого жёсткого руководителя, каковым и прослыл Оливер в среде бэнд-лидеров. С самого начала он создал такой строгий график трудового распорядка для своих коллег, что это не только положительно сказалось на популярности коллектива, но и отразилось в музыке, под звуки которой вместе с лишней одеждой так и хочется отбросить дисциплину подальше и пуститься в пляс.

Но, к сожалению, в 1924 году из-за сложных отношений оркестрантов с дирижёром «Creole Jazz Band» стал постепенно распадаться. Оливер Кинг сделал пару записей дуэтом с пианистом Джелли Ролл Мортоном «Jelly Roll Morton», к 1925 году стал руководителем оркестра Дэйва Пейтона, переименовав его в «Dixie Syncopators». А в 1927 году – перевёз свой новый оркестр в Нью-Йорк, где и принял несколько неверных решений, имевших роковое значение для его карьеры. Дело в том, что Оливер регулярно отказывался от выступлений в клубе «Cotton Club», а ведь именно это заведение было своеобразным «маяком», из которого велись трансляции радиопередач на всю Америку, прославляя таким образом множество выступавших там музыкантов.

Joe King Oliver/Jelly Roll Morton «King Porter» (1924)

Кроме того, Оливер был невероятным сладкоежкой, что впоследствии привело к большим проблемам с зубами, а игра на корнете сопровождалась для него сильными болями. В результате в 1929 году руководство «Dixie Syncopators» принял Луис Рассел, сменив название на «Luis Russell and his Orchestra». А Оливер продолжал записываться до 1931 года, но, к сожалению, он не мог уже играть так, как раньше, а имя его стали быстро забывать. Конечно, он продолжал ещё выступать на юге Америки с различными группами, но денег эти выступления много не приносили, да и заканчивались они быстро, особенно с началом «великой депрессии». Совсем скоро Оливер потерял все свои банковские вложения и был вынужден осесть в Саванне (Джорджия). Там Папа Джо торговал овощами и работал уборщиком в местной бильярдной до самой своей смерти – 10 апреля 1938 года, не имея совершенно никакой возможности оплачивать лечение от прогрессирующего атеросклероза.

King Oliver & His Dixie Syncopators – «Wa Wa Wa» (1926)

На этом заканчиваю свой рассказ о триумфе и трагедии «Короля», в музыке которого так много жизни...

Пусть в этот зимний час новоорлеанский джаз согреет вас!

Екатерина Селянинова

Комментариев нет:

Отправить комментарий