ИСТОРИЯ
«АРАКСА» ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Название
известного и очень талантливого коллектива появилось в конце 60-х годов. На
любительской сцене Московского Государственного Университета имени М. В.
Ломоносова впервые появилась рок-группа «Аракс». В репертуаре преобладали
главным образом композиции прогрессивных западных ансамблей. И как тут не
вспомнить «Deep Purple» и «Led Zeppelin», «Ten Years After» и «Santana». Все
исполнялось на английском языке. Создателем молодежного коллектива стал Эдуард
Касабов, который только что освоил гитару. Он стал и основным вокалистом
группы, исполняя «фирменные» песни на английском языке. За барабаны сел его
брат Гарик Касабов, а за соло-гитару взялся Алексей Пантелеев. А поскольку все
трое ребят учились на экономическом факультете университета, то и первое
название придумали «Экономисты». Выступали в основном на студенческих вечерах и
пользовались большой популярностью. В начале 1971 г. Эдуард придумал новое
название в честь своей мамы. Стали называться группой «Аракс», что, кстати,
очень интересно звучало на их самодельных афишах. Именно в это время к ним
пришел новый соло-гитарист Юрий Шахназаров. До этого играл на барабанах в
группе «Кардинал», вместе с Олегом Твертиновым, Игорем Кларком и Валерием
Сауткиным. Потом в «Скоморохах» с Александром Градским. И вот проект «Аракс»,
который очень увлек Юру. Чтобы как-то раскручиваться к ребятам пришел Юрий
Сааков. У него был целый комплект хорошей аппаратуры, что, конечно, в то время
очень привлекало. С хорошими инструментами было проблемно. Достать хорошие
микрофоны и гитары для многих оставалось заветной мечтой. Другое дело, работа
на профессиональной сцене, где-нибудь в «Веселых ребятах» или в «Голубых
гитарах». Многие из молодежи стремились в эти коллективы, а, попадая, мечтали
уйти назад в любительские группы. Художественные советы порой не разрешали
играть любимые произведения.
«Аракс» становились очень популярными, продолжая играть из репертуара западных кумиров. Вот здесь Валерий Сауткин предложил сочинять свои вещи. Только поэтов, сочиняющих рок-тексты тогда у нас еще не было. Взялся он за это дело, и стало получаться. История одной известной песенки «Мемуары» случилась однажды в истории группы «Аракс» и повернула совершенно в другую сторону. Как-то Юрий Шахназаров принес мелодию и заявил Валере, что слова никак не может придумать. Буквально на следующий день родилось: «Скоро буду я седым и старым, уйду на пенсию писать свои я мемуары...». Это было в 1972 г., а через несколько лет эта самая философская песенка появится в эпизоде известного фильма «Афоня» режиссера Георгия Данелия. Исполнят ее там сами «Аракс», уже в составе Александр Лерман — бас-гитара и вокал, Юрий Шахназаров — соло-гитара и Владимир Полонский — барабаны. С того самого момента песня «Мемуары» становится всесоюзным хитом, включая еще и тот факт, что тема продолжается на протяжении всей картины. Это был 1973 год. А до этого вернемся назад и вспомним, как в «Араксе» поработали Александр Буйнов на электрооргане, и классный барабанщик Борис Багрычев из сильной московской любительской группы «Витязи». Некоторое время в коллективе работал пианист Игорь Саульский. А из своих песен у них в то время классно прозвучала «Шелкова ковыль трава-мурава» с музыкой Александра Буйнова на слова Валерия Сауткина. Кстати, очень интересная история с этой песней. Многие считали ее долгие годы русской народной. Ее прекрасно исполняли ВИА «Веселые ребята», Лев Лещенко, «Скоморохи», Вячеслав Малежик и многие другие исполнители. А на юбилейном вечере Александра Буйнова «Траву мураву» исполнила певица Надежда Бабкина с ансамблем «Русская песня» в дуэте с самим автором и виновником торжества. В репертуаре была еще одна веселенькая песенка про маменьку. В итоге Александр Буйнов и Владимир Полонский ушли в группу «Скоморохи», после чего перешли на профессиональную работу в ВИА «Веселые ребята» Павла Слободкина.
«ЛЕНКОМ»
СТАЛ ДОМОМ «АРАКСА»
В 1973
году «Аракс» выбрали творческую работу в Театре имени Ленинского комсомола.
Фактически это было приглашение главного режиссера Марка Анатольевича Захарова.
Первой серьезной работой стала музыка к спектаклю «Автоград XXI» (1973). Все
это пользовалось большой популярностью. Надо отметить, что музыканты являлись
там не только аккомпаниаторами. По замыслу режиссера, они принимали участие и
как актеры. Затем — музыка к спектаклю «Тиль». Скорее всего,
театрально-музыкальные постановки являлись более похожими на мюзиклы, чем на
рок-оперы. В это время в коллективе работали гитарист Юрий Шахназаров,
барабанщик Александр Данилович, бас-гитарист и вокалист Александр Лерман,
клавишные Александр Буйнов. Фактически работа представляла собой участие в
спектаклях, а остальное время. В дальнейшем естественно стал меняться состав, и
в планах были более серьезные работы. В 1975 г. в состав «Аракса» пришли
музыканты Сергей Рудницкий — клавишные и Сергей Беликов — бас-гитара и вокал.
Вскоре в коллективе появился блестящий гитарист уже успевший поработать в ВИА
«Веселые ребята» и «Добры молодцы». На смену Александру Даниловичу пришел новый
барабанщик Анатолий Абрамов, который до этого успел поработать в «Високосном лете».
Из любительской московской джаз-рок группы «Виктория» в состав пришел еще один
гитарист — Тимур Мардалейшвилли, с такой выразительной школой замечательного
англичанина Ричи Блэкмора. Замечательный тембр певца Александра Садо надо
отметить стал украшением группы.
Работая в
театре, ребята принимали участие пока лишь в двух спектаклях. Оставалось много
времени для творческой работы, а именно концертные выступления в клубах и свои
музыкальные проекты. Так, например, солист Сергей Беликов принимал участие в
записи известного альбома композитора Давида Тухманова «По волне моей памяти».
Помните, наверное, композицию «Сентиментальная прогулка» на стихи французского
поэта классика Поля Верлена. Практически после записи «Берегите женщин» Сергей
Беликов стал заниматься сольной карьерой, а чуть позднее вернулся в ансамбль
«Самоцветы».
«ЗВЕЗДА И
СМЕРТЬ ХОАКИНА МУРЬЕТЫ»
Работа
над третьим спектаклем стала для музыкантов «Аракса» серьезным экзаменом на
профессионализм. Собственно говоря, когда композитор Алексей Рыбников принес
нотные клавиры и передал ребятам, этого было недостаточно. Сами музыканты решили
усовершенствовать все это по-своему, что в итоге получилось достаточно грамотно
и интересно. На самом деле получился очень удачный творческий эксперимент, где
музыканты рок-группы выступили в качестве соавторов.
Сценарий
и либретто рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» был подготовлен поэтом
Павлом Грушко, который по ходу работы также менял и заново сочинял какие-то
фрагменты. В основу легла известная поэма чилийского поэта Пабло Неруды. Так родился
спектакль в жанре современной рок-оперы. В ноябре 1976 года состоялась премьера
спектакля. Надо отметить, что это стало событием в музыкально-театральной жизни
страны. В дальнейшем самые интересные фрагменты из рок-оперы были записаны на
двух дисках-гигантах, изготовленных в виде двойника и выпущенных большим
тиражом. Практически одновременно с другой рок-оперой «Орфей и Эвридика»,
несколько иного более песенного вида, поступили в продажу. Надо сказать, что
сразу альбом «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» вошел в десятку самых популярных
пластинок, выпускаемых фирмой «Мелодия». В одном ряду с лицензионными дисками
ансамблей «АББА», «Песняры», Аллой Пугачевой и другими он на протяжении
нескольких месяцев занимал лидирующую позицию. В записи альбома приняли участие
исполнители главных партий Хоакин Мурьетта, Смерть — певец и актер Геннадий
Трофимов, Звезда, Тереза — певица Жанна Рождественская.
На
конверте пластинки также значился состав музыкантов группы, как
инструментальный ансамбль «Аракс» Московского театра имени Ленинского
комсомола. Это Юрий Шахназаров — соло-гитара, Сергей Рудницкий — акустическая
гитара, бас-гитара, рояль, электроорган, синтезатор, Сергей Беликов —
бас-гитара, флейта, Анатолий Абрамов — ударные, Вадим Голутвин — гитара,
банджо, а чуть повыше в списке солистов был также указан певец группы Александр
Садо. Над записью работали настоящие профессионалы своего дела — звукорежиссеры
Николай Данилин и Юрий Богданов. Пластинки поступили в продажу в канун московской
Олимпиады-80. Практически сразу коллектив театра вместе с «Араксом» отправились
в тур по Португалии, а на киностудии имени Горького приступили к киноверсии. А
поскольку у музыкантов группы для участия в сьемках двухсерийного фильма просто
не хватало времени, режиссер пригласил ансамбль «Интеграл» Барри Алибасова. На
самом деле группа «Аракс» были настолько загружены работой и даже от
приглашения на всесоюзный конкурс «Весенние ритмы» фестиваля «Тбилиси-80»
пришлось отказаться. В это время музыканты группы занимались работой над новой
рок-оперой «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова с либретто Андрея Вознесенского.
В дальнейшем ее продолжили и закончили группа «Рок Ателье», которые пришли на
место «Аракса» в «Ленком».
ЮРИЙ
АНТОНОВ, ГРУППА «АРАКС» И ФИЛЬМ «БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН»
Надо
сказать, что на всесоюзную студию всесоюзной фирмы «Мелодия» музыканты группы «Аракс»
пришли с целым багажом накопленных знаний. Они имели современную
профессиональную практику и поэтому были очень востребованы. Запись музыки
композитора Александра Зацепина или попросту дяди Саши как называли его
музыканты группы «Аракс», состоялась для фильма «31 июня». Фильм вышел с опозданием
в канун нового 1979 г., песни из которого стали очень популярными. Их исполняли
певица Татьяна Анциферова, певцы Яак Иоалла, Владимир Мозенков, Лариса Долина,
Сергей Беликов. Следующая работа на записи в качестве аккомпанирующего состава
состоялась на альбоме «То ли еще будет» певицы Аллы Пугачевой.
Там были
записаны несколько песен Александра Зацепина. Она была, очевидно, связана с
Юрием Шахназаровым, который после перешел руководителем в ее ансамбль «Рецитал».
Встрече Юрия Антонова с группой «Аракс», безусловно, также сопутствовала запись
песен к фильму «Берегите женщин» на Одесской киностудии. В аранжировке группы
за кадром прозвучали «Не забывай», «Двадцать лет спустя», «Берегите женщин» ...
В программе «Утреняя почта» однажды был редкий случай, когда группу в полном
составе показали по телевидению с песней «Не забывай» («Мечты сбываются...»),
где солировал сам Юрий Михайлович Антонов.
А еще в
телеэфирах часто мелькала «Радуга» Юрия Антонова в исполнении Сергея Беликова
без музыкантов «Аракса», учитывая, что их музыкальный аккомпанемент там звучал.
Вместе с группой известный и популярный композитор записали три маленькие
пластинки формата «миньон», на которых прозвучали следующие песни: «Жизнь», «Я
вспоминаю», «Зеркало», «Анастасия» ... С Александром Зацепиным был записан
следующий саундтрек к фильму «Узнай меня» на стихи Леонида Дербенева.
Собственно говоря, вышел и свой сольный «миньон» группы «Аракс» с двумя песнями
Юрия Антонова, сделанными в форме рок композиций. На самом деле к выходу уже
был готов целый диск гигант «Колокол тревоги», которому, к сожалению, так и не
удалось увидеть свет. Лишь в 1987 г. эти записи вышли на четвертом
диске-гиганте Юрия Антонова «От печали до радости».
КОНЦЕРТНО-ГАСТРОЛЬНАЯ
БИОГРАФИЯ
В
сентябре 1980 г. в связи с переходом на другую работу группа «Аракс» оставила
театр. Ребята перешли в Московскую областную филармонию. Это был замечательный
период концертно-гастрольной работы с 1980 по 1982 год. В концертной программе
звучали композиции: «Дай нам сил, Земля» Сергея Рудницкого и Вадима Голутвина,
«Колокол тревоги» Юрия Антонова и Игоря Кохановского, «Солнцем освещенная дорога»
и «Снилось мне» Алексея Романова, «Фортуна» и «Памяти Владимира Высоцкого» Владимира
Матецкого и Игоря Кохановского, «Черные кони» Тимура Мардалейшвили и Алексея Романова,
«Дороги наши разошлись» Евгения Маргулиса, «Один взгляд назад», «Синева,
пустота, тишина» «Когда поймешь умом» Константина Никольского, «Блюз о
безусловном вреде пьянства» Андрея Макаревича, «С чего бы» и «Не забывай» Юрия
Антонова.
Вот в
таком виде проходили потрясающие концерты группы «Аракс». Концертный состав
этого периода выглядел так: Сергей Рудницкий — руководитель группы и клавишные,
Вадим Голутвин — гитара, Ана¬толий Абрамов — барабаны, Евгений Маргулис —
бас-гитара, Тимур Мардалейшвили — гитара, Анатолий Алешин — солист. За период
этого времени музыканты «Аракса» дали 876 концертов, и принес в государственную
казну более семи миллионов долларов США. Тем не менее, в прессе, а именно в
центральных газетах, стали появляться резкие высказывания в адрес прекрасного и
супер профессионального коллектива. Фактически коллектив был запрещен указом министерства
культуры РСФСР в 1982 г. Музыканты группы «Аракс» после этого долгие годы
работали в разных коллективах «Аэробус», «Глобус», «Феникс», группе Стаса
Намина, ВИА «Веселые ребята», «СВ» ...
ИСТОРИЯ
«АРАКСА» ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
В 1987 г.
«Аракс» после долгого перерыва снова вместе продолжили свою легендарную
биографию. Правда, название выглядело по-другому— «Транс». Коллектив во главе с
руководителем Сергеем Рудницким с музыкантами Анатолием Абрамовым — барабаны,
Николаем Парфенюком — вокал, Сергеем Рыжовым — бас-гитара, Сергеем Березкиным —
гитара и Александром Виста — гитара, вокал собрались и сделали студийные записи
новых композиций. В 1989 году ребята стали выступать с концертами и
гастролировать. Это было уже другое время и на «Мелодии» уже вышли те записи из
«Колокола тревоги», когда-то не выпущенные. В стране появилось много новых
направлений в музыке. Где-то в 1993 г. был выпущен компакт-диск с записями
группы «Аракс» (1987—1990 гг.). Приблизительно в это время музыканты коллектива
на протяжении двух лет работают в концертных программах с певицей Валерией.
В 1995 г.
группой «Аракс» в своем классическом составе Сергей Рудницкий, Анатолий
Абрамов, Тимур Мардалейшвили, Вадим Голутвин, Сергей Рыжов и Анатолий Алешин записали
компакт-диск со старыми легендарными хитами. На самом деле это был
международный проект, поскольку солист Анатолий Алешин в это время записывал
партии вокала на студии в Нью-Йорке, а музыканты в Москве записывали
инструментальные партии. Альбом «Old, but, Gold!» был сведен в Москве и выпущен
в Швеции по заказу фирмы «А — RAM» Ашота Акопяна.
Сегодня группа «Аракс» существует в двух составах. Первый театральный — Сергей Рудницкий — клавишные, Анатолий Абрамов — ударные, Олег Зарипов — гитара, Николай Парфенюк — вокал, бас-гитара, Александр Садо — вокал. И этот состав объединяет замечательный спектакль «Юнона и Авось», которому вот уже двадцать пять лет. И второй концертный состав: Сергей Рудницкий — клавишные, Анатолий Абрамов — барабаны, Вадим Голутвин — гитара, Тимур Мардалейшвили — гитара, Петр Макиенко — вокал, бас-гитара, Василий Савченко — вокалист. Музыкальный материал и профессионализм музыкантов по-прежнему восхищают и по-настоящему радуют. Именно этим всегда отличался «Аракс». И что самое главное, замечательный звук и направление в музыке группы, определяет главный и бессменный руководитель Сергей Рудницкий. Пусть же нашему легендарному коллективу будет всегда — «Солнцем освещенная дорога» !!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий