четверг, 14 декабря 2023 г.

Классика рока. ELO – «The Electric Light Orchestra» (1971).

Прогрессивный рок

«The Electric Light Orchestra» («Оркестр Электрического Света») — дебютный альбом английской рок-группы Electric Light Orchestra (ELO), вышедший 3 декабря 1971 года на лейбле «Harves»t (SHVL 797) в Великобритании и европейских странах, на «Sonopresse» (69670) во Франции, на «World Record Club» (R. 03028) в Австралии; в 1972 году на «United Artists Records» (UAS 5573) в США и Канаде под ошибочным названием «No Answer», которое появилось после непонятого телефонного сообщения, сделанного менеджером «United Artists Records» с вопросом о названии альбома; звонивший, не сумев дозвониться до контакта ELO, записал в своих заметках «нет ответа», и это было неверно истолковано как название альбома. Под этим же названием, но вероятно уже нарочно переиздавался в 1978 году на «Jet Records» (JET LP 901) в Испании и Голландии. Ещё одно и последнее издание альбома в XX веке было в 1984 году на «EMI Harvest/Fame» (SHVL 797/FA4130841) в Великобритании.

ИСТОРИЯ

В конце 1960-х годов Рой Вуд — гитарист, вокалист и главный сочинитель в группе The Move — загорелся идеей создания новой группы, использующей скрипки, виолончели, контрабасы, медные и деревянные духовые инструменты, чтобы придать своей музыке классическое звучание, направить рок-музыку в направлении, "которое начали Битлз". Эта идея очень понравилась его приятелю Джеффу Линну из бирмингемской группы The Idle Race.

В январе 1970-го, когда The Move покинул главный вокалист группы Карл Уэйн, Джефф Линн принял приглашение Вуда сменить его при условии, что они сконцентрируются на новом проекте. Новая идея стала реальностью 12 июля 1970 года, когда Вуд добавил многочисленно наложенные виолончельные партии к песне Линна "10538 Overture", предназначавшейся для первого сингла новой группы, названной The Electric Light Orchestra. Так началась постепенная запись дебютного альбома ELO. Для финансирования этого зарождающегося проекта The Move пришлось выпустить ещё два альбома, прежде чем на свет появился альбом «The Electric Light Orchestra».

Electric Light Orchestra – «10538 Overture» (Alternate Mix)

Причины таких задержек в записи альбома были следующие. Амбициозный план Роя Вуда превратить группу The Move в ансамбль из 10 человек, включая классических музыкантов натолкнулся на естественные трудности. Как известно, классические инструменты стали внедряться в рок-музыку уже давно в шестидесятых, но дело ограничивалось наймом и приглашением музыкантов в студию. Они делали своё дело — записывали свои скрипки, виолончели, трубы — и уходили, оставаясь в стороне от рок-музыки. Когда Вуд и Линн бросили клич в музыкальных журналах: "В рок-группу на постоянной основе требуются скрипачи, виолончелисты, трубачи... с классическим музыкальным образованием", к ним отнюдь не выстроилась очередь желающих. Музыкантов с классическим образованием не привлекала перспектива мотаться по городам и весям, выступая перед вопящими свистящими прыщавыми подростками. Было, наверное, много и других причин, но это уже отдельный разговор.

Однако первые ласточки всё же появились. Билл Хант, игравший на валторне и клавишных, имел немалый опыт игры в бирмингемских рок-группах, включая прогрок команду Hannibal. Он пришёл на прослушивание в Художественный Центр Средиземья в Бирмингеме, сыграл для Вуда и Бевана на валторне, потом на пианино и был принят. Вторым пришёл Стив Вуллэм, который с детства обучался игре на скрипке и в 11 лет был награждён золотой медалью за превосходную игру. Стив принимал активное участие в работе над дебютным альбомом и скрипичные аранжировки в песнях "Nellie Takes Her Bow", "Mr. Radio", "Manhattan Rumble", "Queen of the Hours" — наверняка его работа, несмотря на то, что авторство всех песен в альбоме распределено между Вудом и Линном.

Electric Light Orchestra - «First Movement (Jumping Biz)»

Стив Вуллэм исчез из поля зрения после дебютного альбома «The Electric Light Orchestra», что дало повод для разговоров, будто он был всего лишь сессионным музыкантом. Это не так, Стив указан в составе группы на конверте альбома, а сессионные музыканты (их было шестеро) там даже не упоминаются. Со Стивом случилась беда. Он попал в неправильное время в неправильное место, где познакомился с неправильной женщиной, которая подсадила его на наркотики, выкачала из него все деньги и превратила в безнадёжного должника. В результате, в конце 1971 года он совершил самоубийство, выбросившись из окна. Об этом поведал ELO-любивой публике племянник Стива Вуллэма на форумах eloforever.proboards.com.

Не набрав нужного количества скрипачей и виолончелистов, Линн и Вуд были вынуждены имитировать множество этих инструментов путём записи наложением. Вот на что ушла уйма времени. Состав группы, как видно из титров альбома состоял из ядра группы The Move: Линн, Вуд и ударник Бен Беван, а также двое не побоявших примкнуть к ним классических музыкантов: Билл Хант и Стив Вуллэм.

АЛЬБОМ

По указанным выше причинам и благодаря относительно кустарному методу записи, звучание альбома «The Electric Light Orchestra» значительно отличается от более прилизанного звука последующих работ ELO. Кому-то это не нравится, а кто-то наоборот оценит этот звук как более честный, прямой и "сырой".

Первый плод ELO — "Увертюру 10538-го" ("10538 Overture") — начинали писать, как песню The Move. По воспоминаниям Роя Вуда: ""Увертюра 10538-го" была задумкой Джеффа, которую поначалу стали записывать для The Move. Записав базовые дорожки ритм-секции, остальные парни ушли, оставив меня и Джеффа колдовать над наложениями. В то время я сильно увлекался коллекционированием музыкальных инструментов и как раз недавно приобрёл по дешёвке одну китайскую виолончель. И вот когда мы закончили накладывать гитары, я сел в аппаратной комнате и попробовал изобразить на этой виолончели риффы в стиле Джими Хендрикса. Джеффу понравилось, он и говорит: "Слушай, это классно звучит, почему бы не сбросить на дорожку?" В итоге, я наложил штук пятнадцать таких партий, так что под конец это зазвучало как какой-то монстроидный оркестр тяжёлого металла. На самом деле, это звучало просто обалденно здорово!"

Electric Light Orchestra – «10538 Overture»

В песне речь идёт о сбежавшем заключённом, который бежал по улицам, но в конце концов был найден разбившимся в скалах. Когда взгляд Линна упал на номер микшерной консоли 1053, ему пришло в голову, что драматизм песни обострится, если вместо имени оставить этому несчастному только его зековский номер. Вуд предложил добавить к этому номеру восьмёрку на конце для совпадения с ритмом. А "Увертюру" вставили в название дабы самым недогадливым было ясно, что перед ними Оркестр, а не хухры-мухры. Так получилась "Увертюра 10538-го". "10538 Overture" вышла отдельным синглом год спустя после выпуска альбома с "First Movement (Jumping Biz)" на обратной стороне и достигла 9-го места в Британии, 5-го во Франции.

Electric Light Orchestra – «10538 Overture» (40th Anniversary) (2012 Version)

Созданная изначально как продолжатель традиций The Beatles, группа ELO не сразу обрела своё лицо, и в первом альбоме подражание Битлз выползает наружу порой чересчур заметно. В нескольких местах той же "10538 Overture" звучат отголоски Битлз: бодрая труба напоминает о "Penny Lane", а виолончели — о "Walrus". Во втором номере — "Look At Me Now" (Взгляни на меня) — виолончель напоминает про Элеанору Ригби. Это вполне объяснимо, поскольку на виолончели играл Рой Вуд, услышавший этот инструмент скорее из The Beatles, чем из класической музыки.

Electric Light Orchestra – «Look at me now»

Другим синглом с альбома предполагалась выйти (но не вышла) песня "Mr. Radio" (Мистер Радио), выполненная в стиле американской музыки 1920-х годов. В ней поётся о мужчине, которого бросила его женщина, и его единственным компаньоном осталось радио. Оркестровое вступление проиграно здесь задом наперёд — это ранний пример того, что станет фирменной маркой продукции Джеффа Линна в дальнейших работах ELO. Ещё одна особенность этой песни — в ней нет басовой партии.

Electric Light Orchestra – «Mr. Radio»

Для любителя ELO в альбоме нет, пожалуй, ни одного номера, который хотелось бы перемотать, ни одной проходной вещи. Пластинка прослушивается на одном дыхании, как многие остальные работы группы. Кроме уже упомянутых стоит только выделить как наиболее яркие также: "The Battle Of Marston Moor" и "Look At Me Now".

Electric Light Orchestra - «The Battle Of Marston Moor (July 2nd, 1644)»

"Битва при Марстон Муре (2 июля 1644 г.)" — про сражение эпохи Гражданской войны в Англии, сыгравшее роковую роль в судьбе короля Карла I, потерявшего таким образом своё влияние во всей Северной Англии. Судя по речи, которую произносит здесь Рой Вуд, ELO явно не на стороне короля, который по их словам "унизился до предательства своего народа". То, что на место "тирана" пришёл гораздо более кровожадный Кромвель никого не приводит в смущение, но остановимся всё-таки на музыкальной стороне альбома.

Electric Light Orchestra (Roy Wood Live 1972) – «Whisper In The Night»

"Look At Me Now" (Взгляни на меня) являет собой образчик баллад Роя Вуда и редкий случай его пения в этом альбоме (вторая песня в его исполнении — последняя "Whisper In The Night"). Средневековые мотивы сюжета причудливо переплетаются здесь с современными реалиями в виде "Армии спасения" и домашним насилием по отношению к женщинам, но средневековая сторона всё-таки доминирует благодаря соответствующему музыкальному оформлению.

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Английское название естественно ни у кого вопросов не вызывает, речь пойдёт лишь об американском названии альбома «No Answer». Всем известно на примере The Beatles, как американские компании звукозаписи извращали названия британских альбомов британских групп, а часто перетасовывали и их содержание. Но что побудило «United Artists» изменить такое прямолинейное название «The Electric Light Orchestra» на безсмысленное «No Answer», если в списке альбома даже нет подобной песни?

Всё произошло по нелепой ошибке. Сотрудник «United Artists Records» позвонил в лондонский офис менеджера ELO Дона Ардена, представился и сказал, что хочет выяснить у мистера Дона Ардена, под каким названием выпускать альбом ELO в Америке. Трубку сняла секретарь Ардена, которая попыталась связаться с боссом по внутренней связи, но того видимо не было на месте, и секретарь только сказала американцу: "Не отвечает" — No answer. Американец принял это за название, и альбом тут же запустили в производство.

Electric Light Orchestra – «Nellie Takes Her Bow» (ASH-II Mix)

Обложку «The Electric Light Orchestra» разрабатывало известное дизайн-агенство Hipgnosis, основной поставщик обложек для альбомов прогрессивного рока семидесятых годов. Никаких комментариев от авторов не было. Фото музыкантов ELO в костюмах XVII века было сделано в Банкетном Доме Уайтхолла, дабы добавить привкус барокко и подчеркнуть дух стюартовской Британии, витающий на этой пластинке. На внутреннем развороте каждая песня имеет свою иллюстрацию.

Беглец зек №10538 из "Увертюры 10538-го" представлен в виде Икара, летящего на самодельных крыльях. В "Look At Me Now" упоминается какой-то король из замка, поставивший на колени девушку из "Армии спасения", главную героиню песни, найденную мёртвой у серебрянного ручья. Отсюда фотография с видом на старинную крепость... Битва при Марстон-Муре (песня "The Battle Of Marston Moor (July 2nd, 1644)") в ходе английской Гражданской войны (1642–1646) оставила свой след в виде оружия и доспехов.

Electric Light Orchestra – «Manhattan Rumble (49th Street Massacre)»

Одна из самых впечатляющих фотографий здесь — иллюстрация к инструментальной композиции "Manhattan Rumble (49th Street Massacre)", что переводится как "Разборки в Манхэттене (Резня на 49-й стрит)". Никаких следов о чём-то подобном в интернете не обнаружено. Вернее, все ссылки на "49th Street Massacre" приводят к реальным случаям массовых убийств на 49-й стрит, только не в Нью-Йорке, а в Лос-Анджелесе — то в 1986 году, то в 2006-ом... Похоже, 49-ая стрит в Америке так или иначе ассоциируется с массовыми расправами. Это и отражено в альбоме: как сама композиция, так и иллюстрация к ней сделаны в стиле "фильм-нуар" — гангстерских чёрно-белых фильмов Голливуда 1930-1940-х годов про разборки криминальных авторитетов.

-------------------—

Выйдя в свет в декабре 1971 года — обычная практика выпуска дебютных альбомов в канун Рождества — «The Electric Light Orchestra» не поразил воображение и слух публики, добившись довольно скромных результатов: 32-ое место в британских чартах. Выйдя на следующий год в США, альбом едва попал в драгоценную "двухсотку" популярных альбомов Биллборда.

Electric Light Orchestra – «Queen of the Hours» (Live 1972)

К сожалению, «The Electric Light Orchestra» оказался единственным совместным альбомом Джеффа Линна и Роя Вуда. Когда сорокопятка с "Увертюрой 10538-го" поднималась в чартах — это было уже в 1972 году, Рой Вуд покинул ELO, ибо трудно было удержаться в одной группе двум столь ярким творческим личностям как Вуд и Линн. А жаль... Если б они продержались хотя бы столько, сколько смогли Леннон с Маккартни в Битлз... Но история не признаёт сослагательных наклонений, и нам остаётся ценить по достоинству этот альбом как редкий плод сотворчества двух талантов симфонического рока.

Поклонники Роя Вуда считают «The Electric Light Orchestra» первым и последним толковым альбомом этого проекта, который всё-таки задумывался как нечто отличающееся от "Мув", но вышел тем же "Мувом", только ещё более претенциозным и амбициозным. В этом, наверное, главная причина ухода Роя Вуда. Для поклонников же Джеффа Линна этот альбом только открывает длинный каталог вкусной рок-симфонической музыки...

Комментариев нет:

Отправить комментарий