78 лет назад родился певец и композитор, легенда польской песенной
лирики Марек Грехута, которого по сей день почитают как одного из крупнейших
послевоенных польских артистов. Архитектор по образованию он смог сделать себе
имя как композитор, поэт-песенник и художник. За свою, более чем 30-летнюю
творческую карьеру Марек Грехута выпустил почти 20 альбомов, синглов и EP, получил
множество наград и считается одним из самых значительных представителей так
называемой польской «песенной поэзии». Эта стилистически близкая к
прогрессивному року с элементами джаза и классической музыки песенная форма
была широко распространена в Восточной Европе и особенно в Польше в 1960 – 1980-е
годы. Многие песни Грехуты, такие как «Korowód», «Serce», «Niepewność», «Świecie nasz», «Dni których nie znamy», «Wiosna ach to ty» стали национальными
хитами. Хотя слово «хит» здесь не совсем подходит ... скорее «гимны поколений»
- песни, которые устояли перед временем и которые, как пел Марек: «Не нужно спасать
от забвения». Его песни эффективно спасают себя сами.
«У Марека было отличное чувство юмора, он был личностью почти кабаретной, - вспоминает вдова артиста пани Данута Грехута, - Он любил пародировать других, играл разных персонажей и постоянно смешил всех вокруг. Это был веселый человек, склонный к шуткам. Он почти все мог превратить в каламбур. В его компании невозможно было скучать.
В это сложно поверить,
правда? Особенно, если посмотреть старые фотографии Марека, его концертные
выступления или телеинтервью. Его главным «номером» был ... притворный хромой. Марек
появлялся на публике, волоча за собой одну ногу, что всегда вызывало бурное
веселье. Правда потом из-за этого пошли слухи, что у Марека одна нога короче. Наверное,
сегодня, в нашем толерантном мире, где мы стараемся никого не обидеть, такое бы
не прошло, но то были совсем другие времена». Еще один излюбленный прием артиста
и сегодня не вызвал бы никаких нареканий: «Марек любил дурачить людей,
узнававших его на улице. Он до конца утверждал, что его принимают за кого-то
другого».
На польской сцене было
немного артистов, которые обладали бы таким даром гипнотизировать публику красотой
и чувственностью своих песен, подавляющее большинство которых было создано самим
Грехутой, как в плане композиции, так и текста. Марек любил использовать в
своих произведениях произведения великих поэтов, таких как Мицкевич, Тувим,
Лесмян и Виткаций.
У Грехуты был свой
стиль, он очень мелодично пел, хотя всегда подчеркивал то, что у него плохой
голос. Марек, наверное, как обычно, шутил, потому что, если бы он этого не сделал,
его бы просто не поняли.
Грехута никогда не
смотрел ни на какие тенденции, которые его окружали, он шел только своей
дорогой. Он не придавал своей славе большого значения, хотя достиг известности
очень быстро. Когда его называли великим артистом, наводящим мосты между
поколениями, он реагировал на это со своей обычной скромностью.
Композитор Ян Канти
Павлускевич, с которым Грехута основал в 1966 году «Kabaret Architektów Anawa»
(франц. En avant - вперед), после смерти артиста сказал, что Марек способен был
творить «фантастически красиво и вдохновенно, с чувством, парадоксально
сочетающим деликатность и решимость»: «Нам всегда казалось, что красота его
поэзии - это нечто необыкновенное: неуловимость, легкость, эмоции. Марек своими
творениями, своими песнями сохранил и описал прекрасный, мимолетный мир
нежности и эмоций. Он оставил после себя несколько десятков произведений,
составляющих не только канон польских песен, но и культурное достояние нации в
целом. Марек был перфекционистом, уделявшим главное внимание не количеству, а
качеству, поэтому давал концерты только тогда, когда был к ним готов на все сто.
Ему было противно видеть, сколько художников делают свою работу «тяп-ляп».
«Вызывает сожаление,
что сегодня артист, знающий два аккорда, уже записывает альбом, получает
награды и возглавляет хит-парады, - посетовал как-то Грехута в одном из своих интервью
- «и именно такие […] сегодня продвигаются на телевидении и радио. Неужели дальше
будет всё только хуже?»
Альбомы артист записывал
нечасто, но регулярно - в 1972 году вышли «Droga za nienokres», затем «Magic of
obloków» (1974), «Szalona Lokomotywa» (1977), «Pieśni Marka Grechuty do słów
Tadeusza Nowaka" (1979), "Śpiewające obrazy" (1981), "W
malinowym chruśniaku" (1984) i "Wiosna – ach to ty» (1987). В конце
80-х Грехута ограничил свою музыкальную деятельность, хотя продолжал записываться
и давать концерты. Вместо этого он опубликовал два тома своих стихов.
«Если артист не появляется
на телевидении, то люди думают, что его вообще нет, - поясняет Данута Грехута,
- Между тем Марек все это время много работал и гастролировал. Кроме того, мы
жили в Кракове, а не в Варшаве, и вспомните также, что 80-е годы были регрессом
всего. Всё изменилось для Марека в 1990 году, когда он выступил в телевизионном
концерте «Złote Przeboje». В одночасье произошло возрождение его популярности».
Тем не менее, между
альбомом «Dziesięć ważnych słów», выпущенным в 1994 году, и следующим альбомом «Niezwykłe
miejsca» прошло девять долгих лет. Все чаще об артисте говорили не в контексте
музыки, а в контексте проблем со здоровьем. Карьере Грехуты сильно мешало
биполярное расстройство, которым артист страдал много лет. Случалось, что по
этой причине он прерывал репетиции и даже выступления, что зрители ошибочно списывали
на последствия злоупотребления алкоголем. Расстройство проявилось уже в юности,
после внезапной разлуки с Галиной Мармуровской, любимой девушкой Грехуты. Артиста
долгие годы поддерживала жена Данута, но всё равно продолжительные приступы тяжелой
депрессии лишили его возможности полноценно работать.
«Я должен опровергнуть
то, о чем писала пресса: у папы не было рака, - заявил сын артиста Лукаш Грехута
в интервью газете «Гала» в 2006 году, - У него было много других проблем со
здоровьем, в том числе проблемы с кровообращением».
«Папа был художником настолько
увлекающимся, что творил в другом мире, - добавил он. - Когда я был мальчиком,
и карьера отца развивалась, были дни, когда отец был недоступен. С ним было
трудно разговаривать, потому что искусство полностью поглощало его. Сидя в
кресле, он писал тексты песен или записывал ноты на фортепиано. Он то и дело
менял и вычеркивал уже написанные заметки. Он жил в совершенно другом мире».
В 1999 году
общественность была потрясена новостью о пропаже Лукаша Грехуты. Отчаявшиеся
родители сделали по телевидению трогательное объявление, умоляя сына вернуться:
«Лукаш, вернись, мы клянемся образом Ченстоховской Богоматери, что, когда ты
вернешься, ничто не будет делаться против твоей воли».
Через восемь месяцев
выяснилось, что сын не пропал без вести, а отправился в одиночное путешествие
по маршрутам различных паломников. «Он позволил себе отправиться в путешествие,
не думая о том, как это отразится на нас, - вспоминает Данута Грехута, - Мы
пытались вернуть его, но он ушел. Я знала, что Лукаш рано или поздно вернется -
и он действительно вернулся, - но мой муж сильно страдал».
«Иногда, когда думаешь
о Боге, забываешь даже о своих близких, - объяснил виновник всей неразберихи,
когда его спросили, знал ли он во время своего паломничества о страданиях отца,
- Людям трудно понять тех, кто по-другому смотрит на мир. […] Мое поведение
может показаться жестоким, но в то время у меня была такая потребность».
Как несложно
догадаться, Грехута плохо справлялась с обычными домашними делами, например, с
ремонтом. «У него было две левых руки, поэтому, когда что-то нужно было
сделать, он только давал деньги, а потом только одобрял или критиковал работу.
Он был настолько анти-талантом, что я часто спрашивал его, не стыдится ли он,
человек из политехнического университета, что у него нет практических навыков.
Пример? В доме было электрическое отопление, которое нужно было каждые полгода включать
большой кнопкой. Двадцать пять лет он не мог этого запомнить».
Удивительно, что во
времена, когда почти все артисты позволяли себе различные стимуляторы, Грехута
был полностью от них свободен. Как вспоминает его жена, он даже кофе не пил, а
алкоголь был ему вреден: «На самом деле он избегал всего, что так волнует
других артистов. В молодости он курил сигареты, но быстро бросил, потому что
курение все равно его не успокаивало. Однажды он принял участие в конкурсе на лучший
лозунг борьбы с курением, где сказал: «Курить? Не курить. Вот ответ». Его
лозунг занял второе место».
В конце жизни Марек
Грехута практически полностью ушел из общественной жизни, запершись в своей
квартире в Кракове и полностью погрузившись в спортивные передачи: «Его
интересовали все виды соревнований, кроме автоспорта, - вспоминает Данута, -
Неважно, футбол это или прыжки с трамплина. Все результаты он записывал в
специальный блокнот. Ему нравилось знать, кто какую медаль выиграл и каких
результатов добился. Так что можно сказать, что он был большим фанатом».
Марек Грехута
скоропостижно скончался в понедельник, 9 октября 2006 года. Причина смерти -
тяжелая недостаточность кровообращения и истощение. Через восемь дней он был
похоронен на Раковицком кладбище в Кракове.
«Катастрофическое
состояние его здоровья было связано с множеством факторов, различными
несчастными случаями, стрептококком, требующим быстрого лечения, неправильным
образом жизни, - признает Данута Грехута, отмечая, что практически каждый, кто
живет на сцене, должен учитывать тот факт, что его тело разряжается как старый
аккумулятор. Однако ни она, ни Марек не ожидали, что конец наступит так скоро: «Были
дни, когда ему было хорошо, были дни, когда ему было плохо, даже очень плохо.
Смерть пришла внезапно ночью. Я не была к этому готова».
Смерть прервала работу
Марека Грехуты над новым альбомом, который должен был называться «O snach».
Артист уже набросал в блокнот первые варианты песен. «Марек писал и работал до
самого конца. Он думал о новом альбоме, он был у него в сердце и в голове, -
вспоминает Данута, - В каком-то смысле он еще жив. Все больше молодых исполнителей
используют произведения Марека».
Marek
Grechuta - Mistrzowie polskiej piosenki (2013).
01.
Niepewność
02.
Chodźmy / Świecie nasz
03.
Jeszcze pożyjemy
04.
Serce
05.
W dzikie wino zaplątani
06.
Wiosna, ach to ty
07.
Odkąd jesteś
08.
Będziesz moją panią
09.
Nie dokazuj
10.
Wesele
11.
Gdzieś w nas
12.
Dni, których nie znamy
13.
Gdziekolwiek
14.
Twoja postać
15.
Tango Anawa
16.
Może usłyszysz wołanie o pomoc
17.
Pewność
18.
Krajobraz z Wilgą i ludzie
19.
Ocalić od zapomnienia
CD
2
01.
"Myslovitz" i Marek Grechuta & "Anawa" – Kraków
02.
Michał Bajor – Będziesz moją panią
03.
Grzegorz Turnau i Anna Maria Jopek – Gaj
04.
Anna Karwan – Śpij, bajki śnij
05.
"Zakopower" – W dzikie wino zaplątani
06.
Kamil Bednarek – Dni, których nie znamy
07.
Grzegorz Turnau – Świat w obłokach
08.
Mateusz Krautwurst – Niepewność
09.
Jacek Wójcicki – Nie dokazuj
10.
Tadeusz Woźniak – Widziałem
11.
Hanna Banaszak – Serce
12.
"Plateau" i Sonia Bohosiewicz – Wiosna, ach to ty
13.
Marzena Michalczuk – Ocalić od zapomnienia
14.
Krzysztof Drynda – Nie wiem o trawie
15.
Edyta Strzycka – Kraków
16.
"Fusion Strings" & Maciej Klaś – Miłość
17.
Dominika Barabas – Dni, których nie znamy
18.
"Plateau" i Wojciech Waglewski – Gdziekolwiek
19.
Magda Umer – Ocalić od zapomnienia
«Marek Grechuta - Mistrzowie
polskiej piosenki (2CD)» - сборник, открывающий музыкальную серию, в
которой представлены достижения выдающихся польских певцов, композиторов и
авторов песен. В следующих частях будут представлены песни, которые до сих пор
радуют нас, вдохновляя юные поколения исполнителей на новые прекрасные
интерпретации.
Альбом с песнями
Марека Грехуты состоит из двух дисков. На первом диске представлены песни в
исполнении самого мастера, на втором - новые версии песен в исполнении
известных артистов и дебютантов. Среди исполнителей: Марек Грехута, Гжегож
Турнау, Ханна Банашак, Магда Умер, Анна Мария Йопек, Мысловиц, Мартина
Якубович, Milkshop, Соня Богосевич, Матеуш Краутвурст, Эдита
Стшицка, Камил Беднарек и другие.
---merlin.pl
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий