вторник, 5 декабря 2023 г.

Звезды польского биг-бита. ВИА «Czerwono-Czarni» (1960).

Czerwono-Czarni, Album 1966


Один из пионеров польского биг-бита, вокально-инструментальный ансамбль «Czerwono-Czarni» («Красно-черные») был основан 22 июня 1960 года в Гданьском джаз-клубе по инициативе Францишека Валицкого, как продолжение группы «Rhythm And Blues», расформированной в 1959 году. Название было взято из цветов клуба, которые были красным и черным. Сам Францишек Валицкий объяснял: «Черный – цвет рабства, красный – цвет революции».

Из числа музыкантов группы «Ритм-энд-блюз» в состав новой группы вошли три вокалиста: Михай Бурано (Michaj Burano), Марек Тарновский (Marek Tarnowski) и Анджей Йордан (Andrzej Jordan), а также пианист и музыкальный руководитель новой формации – Збигнев Гарсен. Состав дополнили: Януш Годлевский (Janusz Godlewski) - вокал; Веслав Бернолак - вокал; Веслав Дамиенцкий - контрабас; Пшемыслав Гвоздзовский (экс-«Hot Combo») - тенор-саксофон и Рышард Жук - ударные.

«Czerwono Czarni» (Janusz Godlewski) – «Apron Strings»

5 июля была записана программа «Красно-черных», после чего группа дала свой первый концерт. Официальный дебют группы состоялся 23 июля 1960 года в Приморском студенческом клубе «Żak Coast» в Гданьске, а репертуар инаугурационного концерта состоял из следующих номеров:

Репертуар первого концерта группы состоял из следующих номеров: солист Марек Тарновский– „Elevator Rock”, „Butterfingers”, „Stupid Cupid”, „Bernardine”, „Ten Little Indians”, „Lawdy Miss Clawdy”, „Caldonia”, „Elevator Rock”; солист Анджей Йордан – „First In Line”, „Teenage Party”, „Love Me”, „I Don’t Care”; солист Януш Голдевский – „Sea of Love”, „Sweet Little Sixteen”; солист Михай Бурано – „Send Me Some Lovin'”, „Miszto”, „Burano-Boogie”, „Jager Benge”; а также нескольких инструментальных пьес – „Pistachio Heaven”, „Let Us Begin”, „Boogie-Woogie”.

«Czerwono Czarni» (Marek Tarnowski) – «Elevator Rock»

Группа выступала, в частности, в Еленя-Гуре, давала концерты в Лодзи и Кельце. В 1961 году состав «Красно-черных» претерпевал частые изменения; наибольших успехов он добился в следующем составе: М. Бурано - вокал; М. Тарновский - вокал; Я. Годлевский - вокал; Гвоздевский - тенор-саксофон, вокал; В. Бернолак - гитара; Томаш Спивак - фортепиано; Густав Габор - контрабас; Ян Кнап — ударные. Весной группа отправилась на гастроли в Польшу. В Варшаве «красно-черные» выступали на так называемых «файфах» в ресторане «Kongresowa» и на утренниках в кинотеатрах «Палладиум» и «Скарпа».

Важным событием стало участие группы в телевизионном шоу «Пегас» и запись дебютного альбома для Пронита в Национальной филармонии (23.04.1961). Группа сотрудничала с контрабасистами, в том числе с Янушем Рафальским, Здзиславом «Сис» Орловским и Веславом Катаной, а также с пианистами: Кшиштофом Садовским, Богданом Кезиком и Кшиштофом Бемом. В Варшаве с группой связался второй гитарист, Петр Пулавский.

«Czerwono Czarni» (Michaj Burano) – «Wezmę w drogę złoty księżyc»

По инициативе Ф. Валицкого в 1961 г. в Сопоте был создан летний "Нон-Стоп" - танцплощадка, где в 1961-1981 гг. в летние месяцы (июль-август) выступали самые интересные польские поп-рок группы. Во время первого «Нон-стопа» новым пианистом группы стал Збигнев Подгайный (бывший органный секстет), который в последующие месяцы исполнял эту функцию поочередно с Т. Спеваком. Группа исполняла в основном рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, а также несколько произведений польских композиторов (М. Сарт, М. Свенцицкий). Со временем участники «красно-черных» стали создавать хиты для солистов группы. В сценическом репертуаре группы были такие разноплановые пьесы, как: «Раскрашенная кукла»; «Милая маленькая шестнадцать»; «Песнь Орфея»; «Песня о косах»; «Божья коровка» и инструментальные композиции, вдохновленные фольклором, классической музыкой и джазом.

Czerwono-Czarni 1961: Marek Tarnowski, Wiesław Katana, Przemysław Gwoździowski, Jan Knap, Wiesław Bernolak, Michaj Burano, Janusz Godlewski

23 апреля 1961 года в Национальной филармонии в Варшаве «Czerwono-Czarni» записали свою первую «четверку», популярный EP, для лейбла «Pronit». Это был первый польский альбом с зарубежной рок-н-ролльной музыкой. В него вошли песни «Elevator Rock», «When the Saints Go Rock'n'Roll», «Sweet Little Sixteen», «Apron Springs».

В августе 1961 года. «Красно-черные» объявили в «Нон-стоп» турнир под названием «Ищем молодые таланты», победителями которого стали Роман Гошовски и Войцех Гонсовски. Осенью, после того, как группу взяла на себя Эстрада Щециньска, мероприятие набрало обороты и трансформировалось в общенациональную кампанию «Красно-черные ищут молодые таланты». В рамках своих концертов группа дала возможность всем желающим продемонстрировать свое мастерство. Были прослушаны тысячи солистов и десятки ансамблей. Победители зональных отборочных были приглашены на Фестивали молодых талантов в Щецине, организованные в 1962-1963 годах.

«Czerwono Czarni» (Marek Tarnowski) – «When the saints go rock'n'roll»

Результатом поисков стали выступления с группой Елены Майданец, а позже с Карин Станек и В. Гонсовским. В январе 1962 года М. Тарновского, который специализировался на музыке кантри и вестерн, был заменен Тони Кечером (родился 3.02.1935 в Кракове), а новым пианистом стал Юзеф Кшечек (родился 3.11.1939 в Заблоце; бывший «Hot Combo»).

Festiwale Młodych Talentów - Szczecin 1962 i 1963

Во время выступлений в Варшаве в мае и июне «красно-черные» сделали серию записей для Третьей программы Польского радио. После выступлений на 2-м Международном кинофестивале в Сопоте (1962) группу заменил Мирослав Вуйчик (род. 26.03.1942 в Хшанове; экс-группа P. Сигизмунд Вихари). Гвоздзовский попал в группу кабаре «Вагабунда» под руководством Т. Спевака. Вскоре Т. Кечер и Я. Годлевский были делегированы в Люксембургский ансамбль, который также выступал под эгидой Эстрады Щециньской. Характер группы радикально изменился в сторону поп-музыки.

Czerwono-Czarni, Opole 1964

В 1963 году музыканты «красно-черных» предложили 16-летней Касе Собчик из группы «Biało-Zieloni» двухнедельный концертный тур, после чего уговорили принять участие во Втором фестивале молодых талантов в Щецине в 1963 году. Там она заняла 2-е место и вошла в так называемую «золотую десятку». Кася приняла предложение о постоянном сотрудничестве с «Красно-черными» и выступала с ними в 1963-1969 годах.

Во время совместного фестиваля с группой «Luxemburg Combo» «Красно-черные» в очередной раз доказали, что являются лучшей формацией в стране. Группа принимала участие в таких художественных фильмах, как «Преступник и служанка» (реж. Януш Насферер, премьера 8.07.1963) и «Два ребра Адама» (реж. Януш Моргенштерн, премьера 24.01.1964).

Anna Cewe i «Czerwono-Czarni» - «Szedł Atanazy do Anny»

После 2-го Фестиваля молодых талантов М. Вуйцик ушел, а В. Гонсовский присоединился к ансамблю дальтонистов, организованному в Катовице. В состав группы вошли: Анна Чеве (экс-Luxemburg Combo) — вокал; Юзеф Ледецки (экс-Luxemburg Combo) — вокал; Збигнев Бизонь - саксофон и Мацей Коссовски (ex-Tralabomba Jazz Band) - вокал, труба. Вернулся и Т. Кечер.

Czerwono-Czarni, Sopot 1964

Следующие два года стали периодом дальнейшей популярности красно-черных. Наиболее интересным вокалистом был К. Собчик (род. 12.02.1945 в Тычине), получивший награды на фестивалях в Ополе («O mnie sie nie martw»; «Не знаю, стоит ли оно того»). Другие солисты также продвигали хиты: «Мальчик с гитарой»; «Автостопом» (вокал К. Станека) и «Agatka pocałuj»; «Двадцатилетние» (вокал М. Коссовского). Время от времени с ансамблем выступал хор «Кефирки», состоящий из сестер Янины, Кристины и Барбары Сметановны. Так было до лета 1964 года. «Красно-черные» отправились в Чехословакию на свои первые зарубежные выступления, а осенью — в Восточную Германию.

Katarzyna Sobczyk – «O mnie sie nie martw» (TVP 1964)

После исключительно долгого периода стабилизации состава, летом 1965 года покинули В. Бернолак, Пулавский, В. Катана и Я. Кшечек. Новыми участниками группы стали: Ежи Корман (ex-«My») - гитара; Станислав Кравчик (экс-«Modern Jazz Swing») - гитара; Рышард Познаковский (экс-«Тони») - фортепиано и Северин Краевский (экс-«Five Lines») - бас-гитара. В новом составе группа выступила на фестивале «Гитариада», где С. Краевский исполнил незаписанную «Воспоминания о праздниках».

Czerwono-Czarni, 1965.

На рубеже 1965 и 1966 гг. группу покинули Я. Кнап, С. Кравчик и С. Краевский. Новыми участниками группы стали: Хенрик Зомерски (экс-«Czerwone Gitary») - бас-гитара и Рышард Громек (экс-«The Traditional Jazz Group») - ударные. В марте без Т. Кечера группа отправилась в турне «Парад польских звёзд» в Канаду и США, где 10 апреля выступила в Карнеги-холле. По мнению рецензентов, К. Станек и К. Собчик были самой большой достопримечательностью программы. После возвращения в Польшу Й. Кормана заменил Тадеуш Мроз (экс-«Five Lines») - гитара.

Karin Stanek – «Chlopiec z gitara».

Осенью 1966 года. «Czerwono-Czarni» записали свой дебютный альбом, который также стал прощанием с М. Коссовским и З. Бизонем. После ухода последнего из группы лидером красно-черных стал Р. Познаковский. Он написал следующие великие хиты группы: „Sobota to mój dzień”; „Mały książę”; „Zakochani są sami na świecie”; „Bądź dziewczyną z moich marzeń”, „Trzynastego” (премия на V КФПП в Ополе). В 1966 году у группы появились новые вокалисты: Хенрик Фабиан (владелец Хенрик Савицкий; экс-«Кон-Тики») и Яцек Лех (владелец Лешек Церхау). 13 апреля 1967 года группа выступила в Варшаве вместе с «The Rolling Stones» во время их знаменитого концерта в Варшаве. Рышард Познаковски, тогдашний клавишник «Красно-черных», спустя годы вспоминал, как им удалось... Спасите концерт рок-звезды. Во время репетиции у Брайана Джонса сломался электроорган, поэтому к Познаковскому обратились за помощью, так как он был единственным в Польше на тот момент, у кого был такой инструмент (он купил его в США, потратив на трехмесячную зарплату).

Польский музыкант согласился, но отказался принять крупную сумму денег, которую ему предложили за это. Он знал, что это, возможно, единственная возможность встретиться с музыкальными легендами, которых охранял в гримерке кордон Гражданской милиции. «Это был отличный опыт, хотя я старался этого не показывать. Это было похоже на встречу с летающей тарелкой, с инопланетянами», — вспоминал Рышард годы спустя.

Karin Stanek – «Autostop»

Когда летом 1967 года Р. Познаковский оставил группу, «Cherwono-Czarni» покинули группу топовых лидеров. Г. Зомерский также покинул формирование на несколько месяцев. Этот пробел заполнили: Марек Пьетрас (экс-Szeptacze) - гитара; Казимеж Пардей (ex-Szeptacze) - бас-гитара и Януш Коман - фортепиано, орган, бас-гитара. Уже осенью стабилизировался новый состав ансамбля, который продержался до конца 1968 года. В состав группы входили: Клаудиуш Мага (ex Tarpany) - орган, фортепиано, гитара; Т. Мроз - гитара; Х. Зомерски - бас-гитара и Р. Громек - ударные.

Czerwono-Czarni, EP-ka 1967: Ryszard Gromek dr, voc, Klaudiusz Maga g, org, voc, Tadeusz Mróz g, voc, Henryk Zomerski bg, g, voc

В этом составе, отсылающем к достижениям рок-авангарда, группа поставила «Beat Mass» Катажины Гертнер и Казимежа Гжесковяка (премьера состоялась 14.01.1968, Подкова Лесьна). Позже спектакль был исполнен почти штатно группой «Траппист».

Собственные композиции «Красно-черных» не всегда приходились по вкусу молодежной аудитории. В это время вокалисты группы начали продвигать хиты, записанные в основном с группой «Studio Rytm» (например, «Boy from the Island»; «Расскажи мне свою историю»; «Корабль Варшава»; «Белая мельница»; «Там, где шелестят тополя»; «Послушай, чувак».)

Katarzyna Sobczyk – «Mały Książę» (Opole, 1967)

В начале 1969 года Т. Кецер и Р. Громек расстались с ансамблем и присоединились к Варшавскому квартету. В состав «красно-черных» вошли: Петр Милевский (экс-Drumlersi) - ударные инструменты; Войцех Мичиньский - саксофон и Мариан Напьеральский (экс-Drumlersi) - труба. Добавление духовой секции в группу сделало ее звучание похожим на «Watercolors» и «Bisons», смоделированное по образцу так называемого мемфисского звучания. Единственными хитами этого периода стали следующие песни: «Я боюсь, что ты уйдешь»; «Бегемот» и «Вишни, вишни».

Katarzyna Sobczyk – «Trzynastego»

В августе 1969 года К. Станек, К. Собчик и Х. Фабиан покинули чешскую группу «The Samuels». С тех пор «красно-черные» стали группой, сопровождающей Й. Леха. Когда 27 февраля 1971 года трагически погиб K. Maga, казалось, что дни группы сочтены. После отъезда познанских музыкантов (В. Мичиньского,. Милевского, М. Наперальского) ансамбль сократился до трех человек. Новым барабанщиком группы стал Януш Бешке. «Красно-черные», за существование которых боролся Г. Зомерский, сумели продержаться до 1976 года, сотрудничая с малоизвестными певцами (Ирена Возняцкая, Бронислава Барановская, Лев Левтеров, Богдан Орский). Костяк формирования составили: Х. Зомерски - бас-гитара, флейта, вокал; Кшиштоф Бернард — гитара, виолончель, вокал; Яцек Кунце - фортепиано, орган, вокал и Й. Бешке - ударные.

Jacek Lech - «Bądź Dziewczyną z moich marzeń».

В первые годы развития польского рока группа была настоящим полигоном и введением в дальнейшую карьеру для многих музыкантов. После распада «Красно-черных» некоторые из музыкантов продолжили выступать вместе под названием «Longplay», а некоторые участники продолжили свою карьеру, хотя и с разными результатами.

Карин Станек, годами преследуемая польскими властями, решила эмигрировать в Германию, где попыталась возродить свою карьеру, записывая песни на немецком и английском языках. Она умерла в одиночестве в 2011 году.

После ухода из «красно-черных» Катажина Собчик выступала со своим мужем Хенриком Фабианом в группе «Wiatraki». Она также пыталась сделать карьеру в США, но в 2008 году вернулась в Польшу. На тот момент певица уже была тяжело больна раком. Она умерла менее чем через два года в хосписе в Варшаве.

В 1973 году Яцек Лех попал в автомобильную аварию, которая едва не привела его к постоянной инвалидности. Когда певец выздоровел после нескольких месяцев реабилитации, он выступал в основном в Польше и для польской общины США и Канады. Он был дважды женат. Лех умер в 2007 году от рака пищевода.

Хелена Майданец покинула группу, следуя зову сердца (она влюбилась в музыканта «сине-черных»), а позже переехала в Париж и продолжила свою успешную певческую карьеру и выступила перед Марлен Дитрих. Она скоропостижно скончалась в 2002 году.

Летом 1967 года Р. Познаковский основал собственный ансамбль, в составе: Р. Познаковский - орган; Виктор Стройньский (ex Dzikusy) - гитара; Марек Зажицки (экс-Bachelors) - бас-гитара; Кшиштоф Липчиньский (Krzysztof Lipczyński) - ударные; Марта Марцелиньска - вокал. Позже он стал работать в «Television Song Exchange, став его музыкальным директором. В 1970 году сформировал группу «Вятраки», в которую вошли К. Собчик и Х. Фабиан. После роспуска «Ветраков» вокалист выступал в основном на Колобжегских фестивалях солдатской песни, а Х. Фабиан совсем исчез с национальной сцены.

В 1980-х годах Войцех Гонсовский спел свой бессмертный хит «Куда делись эти вечеринки». Первый вокалист группы, Марек Тарновски, обратился к джазу, выступая с Уршулой Дудзяк и Михалом Урбаняком. Он умер в 2008 году.

Чеслав Неман стал одним из самых уважаемых польских мультиинструменталистов и композиторов, подарив своим поклонникам такие песни, как «Pod Papugami», «Dziwny jest ten świat» и «Sen o Warszawie». В 2004 году он умер после долгой и тяжелой борьбы с раком.

«Czerwono-Czarni» i ich soliści: Karin Stanek – «Tato kup mi dżinsy», Henryk Fabian – «Napiszę do ciebie z dalekiej podróży», Toni Keczer – «Siedemnascie milionów», Helena Majdaniec – «On za mną lata», Katarzyna Sobczyk – «To nie grzech».

Оставшиеся в живых участники группы время от времени встречаются на концертах. Последний раз они играли вместе в июне 2020 года в клубе «Жак» в Гданьске, где и началась история «Красно-черных».

Комментариев нет:

Отправить комментарий