воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Что слушали в Российской Империи в 1901 году (часть 2).

Топ 15 русских песен 1900 года (№№ 6 - 10).

№6. «Жажду свидания, жажду лобзания» - цыганский вальс, написанный русским композитором и поэтом-песенником Николаем Зубовым. Как пишет исследовательница творчества Зубова Н.В. Лукина в своем очерке «Николай Зубов и Анастасия Вяльцева. История Любви», романс на свои собственные стихи, композитор посвятил певице Раисе Михайловне Раисовой: «Возможно, что эти сочинения в какой-то степени отражали реальные чувства автора, так как из его формулярного списка мы знаем, что в это время композитор был вдов». В то время Зубов еще не был знаком с Анастасией Вяльцевой... 
Николай Владимирович Зубов (1867 - 1908 гг.).
Зубов автор не менее 165 вокальных произведений и фортепьянных миниатюр. Если считать 1892 год началом его композиторской деятельности, а 1906 год — её концом, то получается, что в среднем он писал по одному романсу или фортепьянной миниатюре в месяц.
«Жажду свиданья» - Галина Сидоренко.
На рубеже XIX—XX веков был чрезвычайно популярным композитором, ноты с произведениями которого издавались огромными тиражами, во много раз превышавшими тиражи классической музыки. Издавались как отдельные нотные тетради Зубова, так и романсы и фортепьянные произведения в наиболее раскупаемых сборниках: «Романсы и песни Николая Владимировича Зубова», «Два (или три) новых цыганских романса» соч. Н.В. Зубова, «Новейшие цыганские песни», «Новые цыганские романсы», «Последние цыганские романсы», «Успехи цыганского пения», «Цыганская жизнь», «Цыганский мир», «Цыганский табор», «Цыганское раздолье», «Цыганские вечера», «Цыганские ночи», «Цыганские глазки», «Среди цыган», «Ночь у Яра», «Незабвенные ночи», «Музыкальные новости», «Новейшие вальсы», «Нувелист» и другие.
«Жажду свиданья» - Анастасия Вяльцева.
В 1899 году Зубов впервые услышал Вяльцеву и, очарованный ею, посвятил ей романсы «С тобой вдвоём» и «Под чарующей лаской твоею» и самое известное своё произведение «Не уходи, побудь со мною». Из более чем трёхсот романсов репертуара Вяльцевой около сорока являлись сочинениями Николая Зубова. Последним из посвященных Вяльцевой произведений Зубова стал романс «Я хотел бы тебя забыть», написанный композитором после того, как певица уехала на Дальний Восток к раненому на русско-японской войне гвардейскому офицеру Василию Бискупскому, ставшему впоследствии её мужем. 

О ночь волшебная, полная неги,
Будит и грезы о счастье минувшем,
Где ты желанный мой, где? Отзовися!
Приди на страсти призыв!

Жажду свиданий, жажду лобзаний,
Приди, мой милый, я в ожиданьи,
Дай поцелуем твоим упиться,
В страстных объятьях дай замереть! 

Но нет ответа мне, снова одна я,
Кругом безмолвная, темная ночь.
Бедное сердце навеки разбито,
Горе не в силах превозмочь.
«Жажду свиданья» - Елена Горина (2016).
С 1906 года Николай Зубов перестаёт создавать свои музыкальные произведения (по крайней мере, более поздние его сочинения не были обнаружены). Согласно книгам «Весь Петербург», в 1907 году он ещё продолжал служить в Канцелярии Управления Российского общества Красного Креста, получив звание коллежского секретаря, переехал из дома № 17 по Гагаринской улице на Каменноостровскую в дом № 24. С 1908 года его след теряется.
№7. «Пусть это сон» - ещё один романс Николая Зубова на стихи Александра Маттизена, посвященный автором Анастасии Вяльцевой, был записан на грампластинку в 1901 году.
«Пусть это сон» - Светлана Белоклокова.
Пусть это сон, пусть все обман!
И эти ласки огневые,
И наши грезы золотые
Пусть разлетятся, как туман... 

Миг этот наш, при звоне чаш
Замри в порыве наслажденья,
Любви прочувствуй упоенье
И верь сильней любви своей,
И верь сильней любви своей! 

Пусть безрассудочно сожжем
Мы жизнь и сердце свое вольно,
Пускай поплатимся мы больно,
Зато теперь мы счастье пьем... 

Пусть дни разлуки к нам придут
За мигом светлого свиданья,
Пусть годы тяжкого страданья
За день веселья нас ждут! 
№8. «Зачем? (Тебя отнимут у меня)» - романс, написанный в1898 году «королем русских и цыганских романсов» Александром Давыдовичем Давыдовым на стихи неизвестного автора. Посвященный Анастасии Вяльцевой, романс вошел в репертуар великой русской певицы, и был записан ею на грампластинку в 1901 году.
«Зачем?» - Анастасия Вяльцева.
Скажи, зачем мы повстречались?
Зачем тебя я полюбила?
Зачем твой взор улыбкой мне ответил
И счастье в жизни подарил?

Тебя отнимут у меня,
Ты ведь не мой, ты ведь не мой!
Тебя отнимут у меня,
Ты ведь не мой, я не твоя!

Не видеть мне твоих лобзаний,
Не слышать мне твоих речей,
Не разделять с тобой твои страданья
И тихой радости твоей.

Тебя отнимут у меня,
Ты ведь не мой, ты ведь не мой!
Тебя отнимут у меня,
Ты ведь не мой, я не твоя!

Но если ты, внимая страсти,
Придёшь назад, желанный мой,
То я тебе открою в жизни счастье
Весь мир забудешь ты со мной.

Тебя не вырвут меня,
Ты будешь мой, ты будешь мой!
Тебя не вырвут меня,
Ты будешь мой, а я твоя!
«Тебя отнимут у меня» -  Сергей Мартинсон, Вера Марецкая («Свадьба, 1944).

Нам крест тяжелого страданья
В замену счастья должно несть!
Не плачь, не плачь, мой друг, твои рыданья
Душа не в силах перенесть!

Скажи, зачем тебя я встретил?
Зачем тебя я полюбил?
Зачем твой взор улыбкой мне ответил
И счастье в жизни подарил?

Тебя отнимут у меня,
Я не твоя, я не твоя,
Тебя отнимут у меня,
Я - не твоя...
Ты не моя…

Не видеть мне твоих лобзаний,
Не слышать мне твоих речей,
Не разделять с тобой твоих страданий
И тихой радости твоей.


Тебя не вырвут у меня,
Навек ты мой, а я твоя,
Тебя не вырвут у меня:
Навек ты мой!
А ты - моя!

Вариант исполнения этого романса от мужского лица:
Скажи, зачем тебя я встретил?
Зачем тебя я полюбил?
Зачем твой взор улыбкой мне ответил
И счастье в жизни подарил?
Тебя отнимут у меня,
Ты не моя, ты не моя!
№9. «Ах, да пускай свет осуждает» - цыганский романс на слова и музыку Сергея Зилоти, написанный в 1900 году. Автор романса Сергей Ильич Зилоти - военно-морской офицер, генерал-майор, заместитель начальника Адмиралтейского Генерального штаба и музыкант-любитель. Аранжировку романса сделал М. Петров. «Ах, да пускай свет осуждает» был впервые записан на грампластинку А.Д. Вяльцевой.
«Ах, да пускай свет осуждает» - Михаил Вавич (1909).
Ах! да пускай свет осуждает,
Ну, да пускай клянет молва,
Кто раз любил, тот понимает
И не осудит никогда!

Ты для меня ведь все на свете,
Мир остальной мне нипочем,
И лишь за чувства только эти
Побудь со мной хоть миг вдвоем.

Все ложь и ложь, но в смысле строгом
Не дам я обмануть себя,
И вот клянусь, как перед Богом,
Я без ума люблю тебя!
"Ах, да пускай свет осуждает" - Тамара Золотухина (1968).
Вся семья Зилоти оставила значительный след в истории России. Сергей Ильич был двоюродным братом Сергея Рахманинова, его родным младшим братом был пианист и дирижер Александр Ильич Зилоти. Сестра Мария была женой известного политического деятеля Александра Гучкова, председателя третьей Государственной думы в 1910 – 1911 годах; за Константина Гучкова, вышла замуж вторая сестра, Варвара Зилоти, ставшая впоследствии тещей философа Густава Шпета и прабабушкой балерины Екатерины Максимовой.
Сергей Ильич Зилоти (1862 - 1914  г.).
В раннем возрасте Сергей Зилоти поступил в Морской корпус в Петербурге. По окончании учебы в 1883 году был направлен на службу во Владивосток, где стал флаг-офицером штаба младшего флагмана Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Степана Макарова.
С молодости Сергей Зилоти любил театр, прекрасно играл на гитаре, пел, сочинял стихи и музыку; во Владивостоке организовал любительскую театральную труппу. Сергей Ильич оказался талантливым режиссером. Он находил актеров среди местной молодежи и тщательно репетировал с ними роли, немало сил тратил на работу с хором, добиваясь от исполнителей не только хорошего пения, но и драматической игры. Зато в дни спектаклей и концертов зал Морского собрания во Владивостоке был набит до отказа.
"Ах, да пускай свет осуждает" - Светлана Савелова (1961).
Вернувшись в середине 1880-х годов в столицу, Сергей Ильич в Морских собраниях флотского экипажа Кронштадта и Петербурга также начал устраивать литературно-музыкальные вечера. На них можно было увидеть и услышать выдающихся актеров, певцов, музыкантов, здесь бывал цвет петербургской адвокатуры, медицины. А еще Зилоти организовал цыганский любительский хор, в котором не было не только ни одного профессионального певца, но и ни одного... цыгана! Однако хор пел так замечательно, что из Новой Деревни специально приезжали обитавшие там цыгане, чтобы послушать его.
Сергей Зилоти был и композитором. До сих пор в репертуарах исполнителей старинной русской музыки можно встретить его романсы «Как хорошо», «Ах, да пускай свет осуждает». Среди исполнительниц романсов Зилоти – знаменитые певицы Варя Панина и Анастасия Вяльцева. Существуют грамзаписи 1901 года (фирма «Интернациональ Зонофон») и 1912 года (фирма «Граммофон»). На пластинке фамилия композитора написана с двумя «т»: Зилотти – это часто встречающаяся ошибка тех лет.

"Ах, да пускай свет осуждает" - Юлия Винокурова.
В военной истории России Сергей Зилоти также сыграл заметную роль. Он известен, прежде всего, как деятель российского флота, офицер Адмиралтейского Генерального штаба: старший адъютант с 1902 года, помощник начальника с 1911-го; кавалер многих высоких наград. Участвовал в морских сражениях Русско-японской войны. В соответствии с послужным списком, С. И. Зилоти – капитан 1-го ранга с 1908 года, с 1911-го – генерал-майор по Адмиралтейству, в 1914 году – генерал-лейтенант флота, что соответствует званию вице-адмирала.
Современники запомнили его как чрезвычайно отзывчивого и гуманного человека. Именно эти качества подвигли Сергея Зилоти на то, что в самом начале германской войны он покинул свой уютный кабинет в Адмиралтействе и отправился на фронт. По одной из версий, он погиб во время установки минных заграждений отрядом эскадренных миноносцев «Всадник», «Гайдамак», «Уссуриец» и «Амурец» в Балтийском море у берегов Пруссии между Мемелем и Полангеном (современные Клайпеда и Паланга в Литве).
"Ах, да пускай свет осуждает" - Вера Журавлева (1991).
Ныне имя Сергея Зилоти практически забыто. Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, все Зилоти обладали совершенно потрясающей скромностью и ни при каких обстоятельствах не выставляли вперед свои имена и заслуги. Во-вторых, представители этого семейства не очень вписывались в «новые времена». К примеру, дирижер Александр Зилоти, в 1917 году недолго бывший инспектором Мариинского театра, попал в «Кресты» как саботажник советской власти, чудом оттуда выбрался и сразу эмигрировал.
Неизвестна судьба двоих детей и жены Сергея Зилоти: возможно, они погибли в годы террора. В архиве Военно-морского флота можно найти лишь скромно представленный послужной список Сергея Ильича и самые незначительные факты из его штабной деятельности. 
№10. «Захочу – полюблю, захочу – разлюблю» - цыганский романс на слова и музыку гитариста, певца и руководителя цыганского хора Николая Шишкина, который руководил первой цыганской труппой, появившейся в России в конце XIX века. Труппа дебютировала с опереттой, которая называлась «Цыганские песни в лицах», вместе с основной труппой театра «Аркадия» в 1886 году. В репертуаре театра оперетта с цыганами продержалась несколько лет. В 1887 цыганская труппа была также приглашена в Малый театр, для игры в оперетте Штрауса «Цыганский барон». Премьера первой самостоятельной постановки труппы Шишкина, «Дети лесов», произошла 20 марта 1888 на сцене всё того же Малого театра. Оперетта имела такой успех у зрителей, что держалась в репертуаре до 1906 года. Вторая оперетта от труппы Шишкина, «Цыганская жизнь», была представлена публике 14 февраля 1892 года. Романс Шишкина «Захочу полюблю...» был впервые записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой в 1901 году.
«Захочу – полюблю, захочу – разлюблю» - Анастасия Вяльцева (1901).
Я степей и воли дочь,
Я забот не знаю:
Напляшусь за целу ночь –
День весь отдыхаю.

Захочу – полюблю,
Захочу – разлюблю,
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана.

Наш отец – широкий Дон,
Наша мать – Россия!
Нам повсюду путь волён,
Все места родные.

Подари мне, молодец,
Красные сапожки;
Разорю тебя в конец
На одни сережки.
При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).


Комментариев нет:

Отправить комментарий