понедельник, 4 декабря 2023 г.

«500 величайших альбомов всех времён». Pink Floyd – «The Wall» (1979)

Прогрессивный рок.

«500 величайших альбомов всех времён».

«The Wall» (“Стена”) - одиннадцатый студийный альбом британской арт-прогрессив-рок группы Pink Floyd был выпущен 30 ноября 1979 года на двух дисках на лейбле «Harvest Records» в Великобритании и на «Columbia Records» в США.

Roger Waters – «In the Flesh?» (Live) (From Roger Waters The Wall)

«The Wall» — один из самых известных концептуальных альбомов в истории рока. С более чем 30 миллионами проданных копий, это второй самый продаваемый альбом в каталоге группы (после «The Dark Side of the Moon»), самый продаваемый двойной альбом всех времён, и один из самых продаваемых альбомов всех времён в целом. Некоторые из дублей сессий записи были использованы на следующем альбоме группы «The Final Cut» (1983). В 2000 году альбом занял 30-е место в списке 1000 лучших альбомов Колина Ларкина. В 2003, 2012 и 2020 годах он был включен в списки Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времён». С 2010 по 2013 год Уотерс организовал новый концертный тур «Wall», который стал одним из самых кассовых сольных туров музыканта.

Об альбоме

Это последний релиз группы, записанный в классическом составе: Дэвид Гилмор (гитара), Роджер Уотерс (бас), Ник Мейсон (барабаны) и Ричард Райт (клавишные). В поддержку альбома был организован помпезный гастрольный тур со сложными театрализованными постановками. В 1982 году вышла киноадаптация записи — художественный фильм «Стена». Альбом имел коммерческий успех, возглавляя американские чарты в течение 15 недель и достигнув третьего места в Великобритании. Первоначально он получил смешанные отзывы критиков, многие из которых сочли его раздутым и претенциозным, но позже получил награды как один из величайших альбомов всех времен и один из лучших работ группы.

Как и три предыдущих диска Pink Floyd, «The Wall» является концептуальным альбомом, исследующим тему отчуждения и самоизоляции. По своей структуре это — рок-опера, сюжет которой повествует о Пинке (главный герой сочетает в себе черты самого Уотерса и первого лидера группы — Сида Барретта. Душевный упадок Пинка начинается с потери отца, который погибает во время Второй мировой войны, усугубляется травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери, а затем крахом его брака; все это приводит его к добровольному отчуждению от общества. Стена — символ этого отчуждения. По словам Уотерса, идея альбома зародилась после одного из концертных выступлений группы во время турне «In the Flesh Tour» (1977), когда он, не вытерпев выходок одного из фанатов у сцены, плюнул ему в лицо. В итоге он настолько остро переживал свой поступок, что представил воображаемую стену между собой и аудиторией.

«The Happiest Days Of Our Lives/Another Brick In The Wall, Part 2/Another Brick In The Wall, Part 3» by Roger Waters from Live in Amsterdam, June, 2018

«The Wall» отличается от предыдущих альбомов Pink Floyd более жестким и театральным стилем. Райт был уволен на стадии микширования альбома, тем не менее, он выступал с группой во время последующего турне в качестве сессионного музыканта. «The Wall» явился одним из самых коммерчески успешных альбомов 1980 года, заняв верхнюю строчку нескольких чартов, в том числе Billboard; к 1999 году в США было продано свыше 23 миллионов копий, благодаря чему «The Wall» вошёл в тройку самых продаваемых альбомов в США. Журнал Rolling Stone поместил эту запись на 87-е место в своём списке «500 величайших альбомов всех времён».

Концепция альбома

Структура альбома близка к рок-опере, но в ней нет выраженного повествования от лица героев, кроме композиции «The Trial». Центральная тема — место человека в современном обществе. Стена — это символ преграды между людьми, которую по задумке автора они должны разрушить. В центре повествования главный герой — Пинк Флойд (имя персонажа при рождении — Флойд Пинкертон). С рождения он растёт без отца, под параноидальной опекой матери. Уже в школе он сталкивается с жестоким, равнодушным и изощренно контролируемым миром в лице, например, школьных учителей, явно и подло подавляющих ещё только формирующуюся хрупкую детскую личность. Все эти душевные травмы и становятся в итоге метафорическими «кирпичами в стене» — растущим отчуждением героя от внешнего мира. Пинк вырастает и становится рок-звездой, но его душевное состояние подрывается разочарованием в браке, употреблением наркотиков и вспышками неконтролируемого гнева. Так и не сумев со временем приспособиться к суровым реалиям мира, Пинк заканчивает строить свою «стену» и отгораживается от людей, прекращая контакты. Тем самым становясь объектом внимания «червей» — символа негативных сил внутри нас, символа упадка и распада.

Roger Waters Pink Floyd – «The Wall Live In Berlin 1990» - «Another Brick In The Wall» Feat Cyndi Lauper

Находясь под защитой воображаемой «стены», Пинк достигает вершины внутреннего кризиса, из-за галлюцинаций он начинает считать себя фашистским диктатором, выступающим на концертах, подобных неонацистским митингам, где делит людей на «правильных и неправильных». Он медленно сходит с ума и хочет лишь одного — чтобы всё закончилось. Однако, вновь обретая человеческие эмоции, главный герой тяготится чувством вины и во время видений сам проводит над собой судебный процесс, на котором внутренний судья приказывает ему «разрушить стену» и тем самым обрести гармонию с внешним миром. Сюжет альбома проходит полный круг и заканчивается словами «Не является ли это тем местом…» — далее (по задумке автора) идёт фраза, с которой начинается альбом — «…Откуда мы пришли?», а завершающая мелодия намекает на циклический характер концепции Уотерса.

Roger Waters/Van Morrison – «Comfortably Numb» – The Wall Live in Berlin 1990

Альбом содержит несколько отсылок к бывшему участнику группы — Сиду Барретту. В их числе песня «Nobody Home», текст которой намекает на психическое состояние музыканта в ходе сорванного американского турне Pink Floyd 1967 года: слова «дико вытаращенные глаза», «такая же завивка, как у Хендрикса» и «ботинки на резинке, чтобы не упали» — прямые намёки на Сида. Композиция «Comfortably Numb» была вдохновлена воздействием инъекции с содержанием миорелаксантов, которая была прописана Уотерсу для борьбы с гепатитом во время турне «In the Flesh Tour».

Годы спустя Уотерс вспоминал, рассказывая об идее стены:

“Я не случайно первым делом захотел построить стену между мной и аудиторией. Тогда мне было страшно. Вся моя тогдашняя агрессия, колкость и недружелюбность — все это было последствиями от переживания страха из-за того, что люди вдруг поймут: я не тот, кем хочу быть. В итоге я построил вокруг себя театральную сцену, которая спрятала бы мою сексуальную неудовлетворённость и чувство стыда”.

В песнях «The Wall» нашло выражение всё, что оставило отпечаток в душе Уотерса: скорбь об отце, ненависть к английским школам, горечь из-за неверности жены, его собственные интрижки с группиз:

“История создания «The Wall» уходит глубоко корнями в то время, когда я был ещё ребёнком, она тесно связана с моими детскими переживаниями. Когда я написал её и когда мы впервые её исполнили, я думал о том, как потеря отца повлияла на ход моей дальнейшей жизни, как цепь последовавших событий отразилась на процессе моего взросления и становления как личности. Каждый человек, перенёсший в детстве подобную утрату, испытывает во многом схожие эмоции. Весь наш жизненный опыт родом из детства, и то, что с нами происходило тогда, накладывает колоссальный отпечаток на нашу последующую жизнь”.

Музыкальный анализ

Альбом разделен на четыре части, каждая из которых с разной динамикой рассказывает определенный момент истории. В то время как Pink Floyd привыкли заполнять свои альбомы очень длинными композициями, как в «Meddle with Echoes», «The Wall» содержит относительно короткие песни, которые имеют одну и ту же тематику на протяжении всего альбома.

Диск 1

Альбом открывается песней «In the Flesh?», название которой является прямой данью уважения одноименному туру, который сильно повлиял на написание «The Wall». Ближе к концу песни идея Уотерса бомбить аудиторию проиллюстрирована его криками — «Огни. Прокатите звуковые эффекты. Действие! Бросьте это на них! («Свет. Запустите звуковые эффекты. Действие! Пусть на них идет! ") — за которыми следуют звуки опускающейся носом вниз Штуки и взрывы.

Pink Floyd – «In The Flesh»

«Во плоти?» связан со следующим треком «The Thin Ice» детским плачем. Дэвид Гилмор играет роль матери, начиная название со строки «Мама любит своего ребенка», прежде чем его передаст Роджер Уотерс на вокале. «The Thin Ice» заканчивается музыкальным взрывом в третьем сегменте, который приносит «Another Brick in the Wall, Part 1». Первая из трех частей представляет мотив Another Brick in the Wall, педаль D, повторно используемая в других частях, и имеет длинную инструментальную часть по сравнению с двумя другими частями.

Pink Floyd – «The Thin Ice / Another Brick In The Wall, Part 1».

Затем шум вертолета связывает «Еще один кирпич в стене, часть 1» с «Самыми счастливыми днями нашей жизни», названием, вероятно, вдохновленным фильмом Фрэнка Лаундера «Этот священный юноша», в котором рассказывается история школы для мальчиков, которая должна объединиться со школой для девочек в военное время. Название музыкально разделено на две части: в первой Уотерс рассказывает об унижении, которое претерпели ученики со стороны своего учителя, а во второй он рассказывает об отношениях учителя со своей женой. Песня также начинается с шума вертолета, из которого слышно, как Уотерс кричит «Ты! Да, Вы! Стой смирно, парень! («Ты! Да, Вы! Не двигайся, мальчик! "), затем заканчивается приостановленной каденцией, которая начинается снова в начале Another Brick in the Wall, Part 2 с криком, напоминающим крики «Осторожно с этим топором, Юджин!».

Pink Floyd – «The Happiest Days Of Our Lives / Another Brick In The Wall, Part 2».

Музыка «Another Brick in the Wall, Part 2» отличается более диско-ритмом со вторым куплетом, похожим на первый, который поют дети. Именно Бобу Эзрину, стремившемуся превратить песню в сингл, пришла в голову идея использовать детский хор для того, чтобы «драматизировать музыкальный материал».119. Название заканчивается соло Гилмора, «одного из его самых известных», по словам Филиппа Гонена, сыгранное на Gibson Les Paul Gold 1955 года. Песня, наконец, заканчивается криками учителя, которого играет Уотерс, который затем уступает место телефонному шуму в начале «Матери». В музыкальном плане Mother близка к концертной версии «Pigs on the Wing (Part Two)» из альбома «Animals», особенно в последовательности аккордов122.

Pink Floyd – «Goodbye Blue Sky»

Би-сайд первого диска открывается песней «Goodbye Blue Sky», которая начинается с птичьего шума и рева бомбардировщика, а затем прерывается ребенком, сыном Роджера Уотерса, Генри, который говорит: «Смотри, мама, в небе есть самолет». Затем звучит акустическая гитара, которая беспокойным ритмом знаменует конец счастливых дней.123. Второй трек на стороне — «Empty Spaces», который начинается с перевернутого сообщения, которое высмеивает фанатов Pink Floyd, отчаянно ищущих секреты, скрытые в их альбомах. Название задает сказочную атмосферу и сопровождается Гилмором очень насыщенной мелодией.

Pink Floyd – «Empty Spaces / What Shall We Do Now?»

«Empty Spaces» внезапно сливается с «Young Lust», частично автобиографическим рок-треком Уотерса. Запоминающийся рифф Гилмора сопровождается басом, который поддерживает гитарный звук, и грувом, хорошо обеспечиваемым барабанами Мейсона.

Pink Floyd – «Young Lust»

Затем «Юная Похоть» обрывает себя во время телефонного звонка, который заканчивается дверным шумом, который открывается в начале «Одного из моих поворотов». Затем поклонница Пинк ходит по своему гостиничному номеру, разговаривая с Пинк, которая не отвечает. Затем последний начинает очень спокойный монолог на нескольких синтезаторных нотах, прежде чем начать гораздо более рок-певческую партию. Затем голос Уотерса доводится до предела, и его интерпретация одновременно мощная и хрупкая.

Pink Floyd – «One Of My Turns»

Крик закрывает «One of My Turns» и уступает место «Don't Leave Me Now», депрессивной песне, в которой Уотерс эмоционально оплакивает свой неудавшийся брак. Песню можно сравнить с холодной и параноидальной версией «Ne me quitte pas» Жака Бреля, и голос Уотерса почти достигает своих пределов, создавая ощущение уязвимости. Это поддерживается фортепиано, на котором играют бас-гитара, органом, синтезатором и ритм-гитарой, а затем звуком дыхания в исполнении Гилмора, который становится громче по ходу песни.

Pink Floyd – «Don't Leave Me Now»

Последняя часть, гораздо более инструментальная, завершает песню, прежде чем уступить место шумам телевизионных шоу. Они внезапно прекращаются, когда Пинк разбивает экран, и начинается третья часть «Another Brick in the Wall». Это более грубая версия, в которой ритм первых двух частей выполнен в более агрессивном тоне. Пинк, которую играет Уотерс, выражает свое отвращение к браку и отвергает общество.

Pink Floyd – «Another Brick In The Wall, Part 3 / Goodbye Cruel World»

Последний трек «Диска 1» «Goodbye Cruel World», перемежается басом Уотерса, похожим на маятниковые часы. Единственная настоящая мелодия «Goodbye Cruel World» обеспечивается синтезатором Райта, и песня заканчивается финальным «прощанием» Уотерса.

Диск 2

Диск 2 открывается песней «Hey You» и добавленными к ней арпеджио нот. Название демонстрирует музыкальный талант Дэвида Гилмора: он является вокальным лидером, играет на пяти разных гитарах и обеспечивает безладовые басовые партии. Лирика, помимо отчаянного крика о помощи, является посланием единства и гармонии; Роджер Уотерс обеспечивает мост и последний куплет. Есть несколько элементов «Echoes», из альбома «Meddle», в «Hey You» и втором треке альбома «Is There Anybody Out There?»: в первом звук «ping» появляется во второй части песни, а в «Is There Anybody Out There?», крики чаек взяты непосредственно из альбома 1971 года.

Pink Floyd – «Hey You»

Есть ли там кто-нибудь? является нетипичным и делится на две части. Первая начинается на телевизионных звуковых эффектах, а затем заглавная фраза повторяется четыре раза на скатерти, сыгранной на синтезаторе. После этого вторая часть полностью инструментальная. Он состоит в основном из классических гитарных арпеджио, сыгранных Джо ДиБлази, в сопровождении скрипки и синтезатора.

Pink Floyd – «Is There Anybody Out There?»

Телевизионные шумы, которые возобновляются в конце «Есть ли кто-нибудь?», прерываются криком Уотерса, затем пианино Боба Эзрина в начале «Никто дома». Текст этой песни очень образный, со ссылками на прическу Джими Хендрикса, «обязательную химическую завивку Хендрикса», очень популярную в шестидесятые годы, а также на «маленькую ложечку, висящую на цепочке», посуду, широко используемую потребителями кокаина. Голос Уотерса и фортепиано Эзрина сопровождаются Нью-Йоркским симфоническим оркестром, басом Гилмора и иногда синтезатором Райта. Ближе к концу песни телевизионные звуковые эффекты возобновляются, как ответ Уотерсу, и служат переходом к следующему треку. «Вера» названа в честь певицы Веры Линн. После звуковых эффектов взрыва из фильма «Битва за Британию» Уотерс начинает: «Кто-нибудь помнит Веру Линн?». «Вера» имеет простую структуру и состоит сначала из акустической гитары, а затем в ней преобладают струнные оркестровой аранжировки.

Pink Floyd – «Vera / Bring The Boys Back Home»

Затем идет «Bring the Boys Back Home», который является совершенно особым случаем в дискографии Pink Floyd, поскольку его форма ближе к мюзиклу, чем к обычному року. Пьеса начинается примерно с пятнадцати секунд малых барабанов, за которыми следует взрыв хора Нью-Йоркского симфонического оркестра, смешанного с Роджером Уотерсом. «Bring the Boys Back Home» служит воспоминанием, в частности, путем повторного использования некоторых вокальных партий, присутствующих на протяжении всего альбома, и завершается вопросом «Есть ли кто-нибудь там?».

Последний трек на стороне «А» диска 2, «Comfortably Numb» начинается без звуковых эффектов и переходов, что является редким фактом на The Wall. В песне есть два соло, первое из которых смоделировано на звуках припева, а второе - на звуках куплета. Филипп Гонен считает последний «самым эпичным и символичным из всего альбома», хотя и не считает его технически сложным.

Pink Floyd – «Comfortably Numb»

С Гилмором в качестве вокалиста «The Show Must Go On» призвана звучать как песня Beach Boys. Бэк-вокал, открывающий песню, исполняют Брюс Джонстон и несколько соавторов Beach Boys. Они сопровождаются двумя акустическими гитарами, синтезатором Райта, барабанами и басом.

Pink Floyd – «The Show Must Go On2

Вторая песня на стороне «Б», «In the Flesh», начинается с концертной атмосферы. После подсчета Ника Мейсона мелодия «In the Flesh?», открывающая альбом, повторяется идентично, за исключением текста, который слегка трансформируется.

Третья композиция Гилмора для альбома, «Run Like Hell», начинается со звуков толпы, скандирующей имя Pink Floyd, а затем под гитарные звуки, похожие на запуск двигателя. Гитарный звук Гилмора слегка изменен с задержкой, тексты песен Уотерса стереопротивоположны от одной фразы к другой, а ритм Мэйсона имеет стиль диско, похожий на «Another Brick in the Wall, Part 2».

Pink Floyd – «Run Like Hell»

«Waiting for the Worms» начинается с обратного отсчета на немецком языке, прежде чем снова отдать дань уважения Beach Boys. Затем аккомпанемент исполняет Гилмор с двумя гитарами, последняя также является вокалистом. Мягкий голос Гилмора затем нюансируется Уотерсом, агрессивным и циничным.

Pink Floyd – «Waiting For The Worms»

В финале песни Гилмор берет на себя тему «Another Brick in the Wall» в гнетущей манере, прежде чем спокойствие снова появляется с «Stop», самым коротким треком альбома, в котором Уотерс обеспечивает вокальное лидерство, только в сопровождении Эзрина на рояле. Процесс — кульминация безумия Пинк. Звуковые эффекты вступления имитируют вход главного героя в суд, затем оркестр сопровождает Уотерса, который интерпретирует соответственно прокурора, школьного учителя, жену Пинка, его мать и, наконец, судью. Каждое вмешательство нового персонажа меняет тон музыки. Когда судья выносит приговор, гитара Гилмора вступает в насыщенный паттерн. В конце трека толпа кричит «Снесите стену!» («Снесите стену!») за которым последовало обрушение стены, которое на самом деле является звуком взрыва в карьере Сомерсета.

Pink Floyd – «Stop & The Trial & Outside The Wall»

Последняя песня на альбоме, «Outside the Wall», начинается во время обрушения. Солирующий кларнет играет вступление, прежде чем Уотерс читает текст в сопровождении детского хора. Затем мелодия резко обрывается, но на самом деле продолжается в самом начале альбома.152.

Другие песни

Несколько треков должны были быть удалены из альбома до его выпуска, некоторые из них были доступны среди сотен записей Pink Floyd. «Что нам теперь делать?» был отброшен из-за нехватки места на стороне «Б» винила и заменен укороченной версией под названием «Empty Spaces». Когда было принято решение, создание обложек уже шло полным ходом, текст песни «What Shall We Do Now?» остался напечатанным на внутренней стороне обложки, между «Goodbye Blue Sky» и «Young Lust». Иногда его лирика называется «Do Now?», в значительной степени является критикой общества потребления и соответствует моменту вопросов для Пинк, которая начинает одержимо интересоваться неопределенностью других, чтобы преодолеть свою изоляцию. Хотя «What Shall We Do Now?» отсутствует на альбоме, он заменяет Empty Spaces на концертах и фильм Алана Паркера, выходящий сразу после Mother.

Pink Floyd – «Empty Spaces / What Shall We Do Now?»

Также исключенная из альбома, но присутствующая в фильме, «When the Tigers Broke Free» была удалена из-за текста, который считался слишком личным, песня, подробно описывающая смерть отца Пинк в событиях, очень близких к реальной смерти отца Уотерса. Он состоит из двух отдельных частей: в первом куплете отец Пинк готовится к битве, а в последних двух куплетах Пинк рассказывает, как нашла официальное письмо, объявляющее о смерти ее отца, прежде чем надеть форму его отца. «When the Tigers Broke Free» был в конечном итоге использован в качестве сингла для продвижения фильма The Wall и был добавлен в The Final Cut в 2004 году, когда он был переиздан.

Pink Floyd – «When The Tigers Broke Free»

Некоторые треки, такие как «Is There Anybody Out There», «Part II», «The Thin Ice», «Part II» или «Empty Spaces, Part II», присутствуют в демо Уотерса, но не были выбраны для включения в альбом. Среди прочих, «The Thin Ice, Part II» был отредактирован, чтобы закончить альбом кавер-версией соло «The Thin Ice».

Pink Floyd – «The Last Few Bricks»

Наконец, «The Last Few Bricks» была сыграна во время тура The Wall, незадолго до «Another Brick in the Wall, Part III». Своего рода попурри из песен на диске 1 альбома, на самом деле это способ для группы подождать, пока техники закончат строительство стены.

Обложка


Оформление обложки было одним из самых минималистичных за всю карьеру Pink Floyd — белая кирпичная стена без текста. «The Wall» стал первым альбомом группы со времён «The Piper at the Gates of Dawn», в разработке дизайна, которого не участвовала студия Hipgnosis. Причиной этого стала ссора Уотерса с одним из ведущих художников студии Стормом Торгерсоном из-за того, что тот использовал изображение с обложки альбома Animals в своей книге «Walk Away Rene». В итоге оформлением пластинки занимался художник Джеральд Скарф, вдохновением для тематики дизайна послужила концепция альбома. На каждом из четырёх разворотов была изображена стена на разных стадиях её строительства в сопровождении персонажей, фигурировавших в сюжете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий