Друзья!
24 декабря 1898 года в Новом Орлеане (штат Луизиана) на свет появился Уоррен
"Бэби" Доддс (Warren "Baby" Dodds) – один из первых и
самых одарённых барабанщиков традиционного новоорлеанского джаза и
зарождающейся эры биг-бэндов, и младший брат другого известного новоорлеанского
музыканта – оригинального и влиятельного кларнетиста Джонни Доддса (см. подробнее).
Доддс считается одним из лучших джазовых барабанщиков эпохи до биг-бэндов. Он варьировал свои барабанные паттерны с акцентами и завитушками, и, как правило, поддерживал ритм с помощью бас-барабана, играя базз-роллы на малом барабане. Раннее влияние на музыканта оказали Луис Коттрелл-старший, Дэйв Перкинс и Табби Холл. Доддс был одним из первых барабанщиков, который импровизировал во время выступления.
При
рождении "Baby" Dodds (Доддс на русском произносится как Дотс) был
наречён Уорреном, а именем "Baby" его стала называть мать, просто
чтобы избежать путаницы при обращении к сыну и к его отцу, которого также звали
Уоррен. А в детстве у "Baby" с его старшим братом были все основания
стать выдающимися музыкантами, так как их семья была тотально музыкальной. Отец
семейства вместе с родным дядей играли на скрипках, сёстры – на мандолине и
губной гармошке, а дедушка, увлекавшийся игрой на африканских барабанах, в своё
время участвовал в парадах и праздниках на знаменитой площади Конго-Сквер в
Новом Орлеане. И, пожалуй, именно влияние деда сказалось на динамичном,
грубоватом и ритмически интенсивном аутентичном африканском стиле, который
культивировал Доддс, став уже профессиональным барабанщиком.
Желание
заниматься музыкой, разумеется, он проявил очень рано, ведь замечательный отец
семейства, обладавший неплохим голосом, обучал детей пению, поэтому в
исполнении семейного квартета в доме частенько звучали церковные гимны,
спиричуэлс и блюзы. Но, так как школьное образование (в основном по расовым
причинам) оставалось для детей чем-то недосягаемым, они учились самостоятельно.
К примеру, Джонни осваивал кларнет, подаренный отцом, а "Baby" начал
играть на флейте и ударной установке, построенной им самим из того, что нашлось
под рукой, – по примеру отца, мастерившего самодельные инструменты. И лишь к 16
годам "Baby" всё же скопил достаточно денег (в основном работая
слугой у белых господ), чтобы купить себе настоящую установку и оплачивать
частные уроки. С того момента и начались его выступления в уличных парадах, на
похоронах и праздниках, в рекламных процессиях и состязаниях уличных
брасс-бэндов.
Его
профессиональный дебют состоялся в оркестре Уилли Хайтауэра, который играл на
различных площадках Нового Орлеана. Там, по собственным воспоминаниям Доддса,
он слышал игру многих звёзд – таких как Бадди Болден и Джелли Ролл Мортон. А в
конце 1918 года, работая на одном из речных пароходов, курсирующих по Миссисипи
и обслуживаемых первоклассными шоу-оркестрами (так называемыми
ривербот-бэндами), он познакомился и подружился с Луи Армстронгом. Позднее, в
1921 году, вместе с Луи и, разумеется, с братом Джонни, "Baby"
перешёл в оркестр к "Кингу" Оливеру, совершив с ним турне по
Калифорнии. Вот так, в 1921-1923 годах, будучи членом "King Oliver's
Creole Jazz Band", он появился на исторических записях оркестра Оливера.
На
протяжении всех 1930-х годов музыкант выступал в огромном количестве ансамблей,
в том числе и в оркестре у "Кида" Ори, и в "Red Hot
Peppers" Джелли Ролла Мортона, и в ансамбле "Hot Seven" Луи
Армстронга, и совместно с братом в "фамильном" оркестре, который
пользовался широкой известностью вплоть до 1940 года. Большим ударом, конечно,
стала для "Baby" смерть его любимого Джонни. Ведь для
"Baby" не было на свете такого человека, который смог бы заменить
брата, и, по его словам, с его уходом он почувствовал себя по-настоящему
одиноким. А тут ещё и времена Великой депрессии не сулили хороших перемен.
Однако,
как раз "Baby", в отличие от большинства новоорлеанских джазменов,
экономический кризис ударил не слишком больно: даже несмотря на отсутствие
выгодных ангажементов, он умудрялся совмещать свою работу в такси и на фабрике
с игрой в любых ансамблях, – лишь бы только иметь возможность играть и
самосовершенствоваться. Ещё бы, ведь была у него одна немаловажная черта: он
никогда не останавливался на достигнутых результатах, умея удивительным образом
сочетать приверженность традиционализму с новаторством. А если, для завершения
образа, добавить к этому ещё и характерную гротескную манеру исполнения,
которую он называл "шимми-бит" (во время игры он вертел головой,
размахивал руками, притопывал, строил гримасы), то можно сделать вывод, что он
всё-таки был невероятным оптимистом с огромной творческой энергией.
Именно эта энергия помогла "Baby" внести существенный вклад в подготовку перехода от раннего классического новоорлеанского стиля к свингу (он сам прекрасно владел техникой свингования, офф-битом, драйвом и имел многочисленных учеников и последователей среди свинговых музыкантов). Одним из первых барабанщиков он стал практиковать развернутые импровизации брейка и играть протяжённые соло на ударных инструментах. Да и вообще, "Baby" был инициатором множества новшеств именно в технике игры на ударных инструментах, не говоря о том, что поспособствовал формированию функционально законченного инструментария джазового барабанщика (в частности, ударной установки).
Более
того, не без его весьма значительных усилий как участника
"ривайвл-движения" начиналось возрождение классического
новоорлеанского джазового стиля. В частности, именно он встретился в Новом
Орлеане с "Банком" Джонсоном, помог ему восстановить утраченную
профессиональную форму, организовать новый оркестр, а в 1944-46 годах, будучи
членом этого коллектива, наиграть с ним немало пластинок, имеющих огромную
историческую ценность. В том же 1946-м он записал несколько именных пластинок
для лейбла "Blue Note" в Нью-Йорке, а в 1947-м – выпустил ряд записей
методического характера с демонстрацией и объяснением принципов своей игры (в
сотрудничестве с фирмами "Folkways" и "Circle"), возможно,
став первым в истории джазовым барабанщиком, записавшим соло без сопровождения.
Да и в целом, он оставил весьма ценный дар для истории джаза, сделав грамзаписи
со своими интервью и воспоминаниями о музыкальной жизни Нового Орлеана и Чикаго
начала XX столетия.
Последнее
десятилетие своей жизни, в конце 1940-х, "Baby" Dodds ещё довольно
активно посвящал себя концертным выступлениям – до того, как в начале 1950-х он
перенес три инсульта подряд, вследствие чего оказался частично парализован. Но
после длительного лечения и восстановления он вернулся к концертной
деятельности, хоть уже и не был в состоянии доводить все свои выступления до
конца. А 14 февраля 1969 года музыканта не стало.
В 1959 году вышло полное издание автобиографической книги музыканта, составленной по его рассказам журналистом Larry Gara.
А нам
осталось пожелать вам приятного прослушивания, друзья!
Екатерина
Селянинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий